ИСТОЧНИКИ ПРАВА — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ


Источники права 10 класс план-конспект урока (обществознание , 10 класс) по теме

У р о к 57

Источники права

Цель: сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об источниках права.

Тип урока: комбинированный.

Х о д у р о к а

I. Повторение.

II. Ответить на вопросы:

– Что такое право? Перечислить признаки права.

– В чем отличие права и морали?

– Дайте определение отрасли права. Какие отрасли права вы знаете?

III. Изучение нового материала.

Правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

«Форма права» и «источник прав» – разные понятия.

Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права:

1. Правовой обычай.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

З а д а н и е. Определить положительное и отрицательное в существовании обычаев.

Данное задание можно выполнить в группах. Одна группа – сторонники обычаев, другая – их противники.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств:

– возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Но обычаям присущи и недостатки:

– косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

– небольшая сфера распространения, местный характер.

2. Юридический прецедент (юридическая практика).

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

Прецедентное право имеет много д о с т о и н с т в:

– прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;

– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедент имеет и н е д о с т а т к и:

– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

– прецедент допускает возможность произвола;

– объем действия прецедента не определен.

3. Нормативный акт.

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Д о с т о и н с т в а:

– нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

– нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;

– нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;

– правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

П р и з н а к и нормативных актов:

– они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

– нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

– нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;

– нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;

– все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Т р е б о в а н и я, предъявляемые к нормативным актам:

– должны быть качественными и отражать объективную реальность;

– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;

– должны быть доступными для понимания гражданами.

Виды нормативных актов:

1) законы.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

З а к о н ы:

а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;

в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;

2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;

3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

2) подзаконные акты.

1) Указы (их издает президент).

2) Постановления правительства.

3) Инструкции министерств и ведомств.

4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.

6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).

7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

З а д а н и е. Записать стадии законодательного процесса. Представьте себе, что вам надо написать закон. Ваши действия.

IV. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы для самопроверки, с. 294.

Домашнее задание: § 26.

Разработка урока по обществознанию : «Источники права»

План — конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Источники права»

Цель:

рассмотреть сущность источников права, сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об источниках права и их видах.

Тип урока

: комбинированный урок с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока

:

I. Обучающие

1. Сформировать представления учащихся о понятиях: «право», «правовая норма», «источник права», «нормативный акт», «правовой обычай», «юридический прецедент», «виды нормативных актов»

2. Формирование представления о важности знаний законодательных актов и процесса в Российской Федерации.

3. Формирование представления об источниках права, их классификации.

II. Развивающие

1.Развитие у обучающихся умения выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

2.Развитие у обучающихся самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

3.Развитие у обучающихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации занимательности. Использовать примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

4.Развивать познавательный интерес учеников.

III. Воспитательные

Содействовать в ходе урока идейно-политическому, нравственному воспитанию обучающихся. Воспитывать толерантное отношение к окружающим

Оборудование и литература

:

— компьютер

— компьютерная презентация по теме урока

— дидактический материал

-учебник «Обществознание. Базовый курс. 10 класс» Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина – М. 2020 г.

Х о д у р о к а

  1. Повторение.

Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

(5 мин)

Вовлечение учеников в учебную деятельность через повторение ранее изученного материала.

  1. Проверка знания терминов предыдущей темы(5 мин)

Ответить на вопросы что такое:

право, мораль, отрасли права, моральные аспекты, аморальное поведение, виды отраслей права (устный опрос).

  1. Изучение нового материала.(25 мин.)

План:

  1. Источники права и пути их формирования
  2. Основные формы права
  3. Виды нормативных актов

Введение в тему

Учитель

:

Практически в каждом своем действии, осознавая это или нет, соблюдаем или нет, но мы сталкиваемся с правовыми нормами и их применением в повседневной жизни. Право и его нормы оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.

Источники права и пути их формирования. Формулирование понятий

Правовая норма

– это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

«Форма права» и «источник прав» – разные понятия.

Источник права

– это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права

являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Учитель:

После формулирования и объяснения понятий выводим понятие:

— источника права;

— правовая норма;

После этого прошу учащихся привести примеры источников права. После данных ответов переворачиваем ранее скрытые плакаты с выдержками из источников права.

Возможные варианты ответов учащихся:

Примерами источников права могут быть: законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), законы Драконта (Афины, VII в. до н. э.)

Примером нормы права может стать: ст.2 Семейного кодекса России.«Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

Основные формы права:

Учитель: «Задумывались ли вы, что если жизнь людей не будет регулироваться и обеспечиваться законодательным процессом, то в мире наступит хаос?»

После ответов учащихся обращаю их внимание на экран, где появляется определение понятия «Основные формы права»

Выделяют три основные формы права:

1. Правовой обычай.

Обычай

– это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств

:

– возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Но обычаям присущи и недостатки:

– косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

– небольшая сфера распространения, местный характер.

2. Юридический прецедент (юридическая практика).

Юридический прецедент

(судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

Прецедентное право имеет много д о с т о и н с т в:

– прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;

– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедент имеет и н е д о с т а т к и:

– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

– прецедент допускает возможность произвола;

– объем действия прецедента не определен.

3. Нормативный акт.

Нормативный акт

– это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Д о с т о и н с т в а:

– нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

– нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;

– нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;

– правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

П р и з н а к и нормативных актов:

– они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

– нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

– нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;

– нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;

– все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Т р е б о в а н и я, предъявляемые к нормативным актам:

– должны быть качественными и отражать объективную реальность;

– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;

– должны быть доступными для понимания гражданами.

Задание: отразить достоинства и недостатки источников права

Виды нормативных актов:

Учитель: «Для того, чтобы понять как же мы, обеспечивая защиту своих прав и интересов, можем грамотно пользоваться законодательными актами, нам необходимо выстроить иерархию правовых актов в Российской Федерации»

Вопрос классу: «Какие законодательные акты Российской Федерации вы знаете»

После ответов учащихся обращаю их внимание на экран, где появляется таблица с видами нормативных актов и ветвями их подразделений» (Слайд 14-20).

1)
законы.
Закон

– это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

З а к о н ы:

а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;

в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;

2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;

3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

2)
подзаконные акты.
1) Указы (их издает президент).

2) Постановления правительства.

3) Инструкции министерств и ведомств.

4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.

6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).

7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

Задание 1

. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный закон «Об образовании»,Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «Об акционерных обществах», Закон субъекта Федерации, Постановления Правительства РФ, приказ директора школы.

  1. Закрепление изученного.

Рефлексия. (выполнение мини-теста) –

3 мин.

Ответить на вопросы для теста:

Применение полученных знаний при решении практических заданий.

Тест

1. Что относится к источникам права?

1) положение о военной службе 2) записки военачальника

3) письмо Министру обороны от служащих 4) приказ министра внутренних дел

2. Назовите достоинство нормативно-правового акта как источника права:

1) возникновение его не сверху, а снизу; наличие способности полнее выражать волю и потребности народа;

2) является результатом логики и здравого смысла, понятен всем и не нуждается в разъяснении;

3) устная форма, донесение информации доступным языком;

4) позволяет точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, являясь письменным источником права.

3. Постановления Правительства РФ относятся к:

1) законам; 2) подзаконным актам;

3) законотворческой деятельности; 4) всему перечисленному.

4. Самым ранним источником права был(а):

1) Конституция; 2) юридический прецедент;

3) обычай; 4) судебник.

5. Какие нормативные правовые акты издает Президент Российской Федерации?

1) Законы; 2) Указы и распоряжения;

3) Постановления и приказы; 4) Законы, постановления, приказы, инструкции.

6. Самым редко используемым источником права в РФ является:

1) Правовой обычай; 2) Правовой прецедент;

3) Нормативный договор; 4) Нормативный правовой акт

VI. Подведение итогов. Выставление оценок учащимся.

1 мин.

VII. Домашнее задание. П. 19

1 мин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: