Занятия по познавательному развитию в средней группе ДОУ

Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем, которому интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и постоянно задает вопросы своим родителям о происхождении того или иного явления или предмета. От того, сколько разного и увлекательного увидит дошкольник, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Если карапуз не наблюдает и не знает ничего, кроме своего дома, его мышление будет довольно узким. С помощью познавательного развития по ФГОС ребенок начинает погружаться в самостоятельную деятельность, развивает свое воображение и любознательность.

Занятие по познавательному развитию в средней группе

Значение познавательного развития детей в средней группе ДОУ

В детских дошкольных государственных учреждениях все создано для того, чтобы дети имели возможность удовлетворить свою любознательность. Чтобы развитие познавательной сферы было эффективным, нужно организовывать специальные мероприятия.

Обратите внимание! Деятельность в любом своем проявлении — это важная составляющая для гармоничного развития дошкольников. Ведь в познавательной деятельности дети изучают окружающий мир, взаимодействуют с различными объектами и приобретают конкретные навыки.

Познавательное развитие в средней группе детского сада расширяет представления об окружающей среде и обогащает словарный запас. Опытные педагоги рекомендуют проводить занятия в природном уголке, музыкальной зоне или в месте для игр на полу. Все необходимые атрибуты размещают по методу мозаики, чтобы дети во время игры не мешали друг другу.

Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет

Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:

  • формирование знаний о себе, как о личности;
  • ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
  • дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.

Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.

Формирование математических представлений у детей

Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.

Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие

Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.

Развитие сенсорики в саду

Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.

Знакомство с миром предметов

На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.

Занятия по рисованию маминого портрета в средних группах детсада

Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам.

Ознакомление с социумом

Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.

Знакомство с миром природы и экологическое воспитание

Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ. Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно.

Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).

Перспективный план по поисковой деятельности средняя группа

Перспективный план по поисковой деятельности

средняя группа

Разработала воспитатель высшей квалификационной категории

Тимашева Светлана Александровна

Тема Цель Развивающая среда Примечание
Сентябрь
1.Как увидеть воздух Познакомить детей с понятием «воздух»его свойствами Стакан, салфетка Опыт № 1.1
2.Найти воздух Используя эксперимент, показать детям, что воздух есть и в предметах Двухлитровая миска, пробка, прозрачный стакан Опыт №1.2
3.Воздух Обогатить знания детей о свойствах воздуха Воронка с надувным резиновым шариком Опыт № 1.3
4.Ветер Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер и причина его возникновения Две свечи, два блюдца Опыт № 1.4
Октябрь
1.Волшебные полоски Пополнить знание детей о свойствах воздуха Тонкие полоски бумаги Опыт № 1.5
2.Воздух Дать адаптированное представление о воздушной оболочке Земли и назначение воздуха Стакан, губка, тазик с водой Опыт № 1.6
3.Мы ветер Познакомить детей с направлением ветра Кораблик с парусами, вертушки Опыт № 1.11
4.Вода Познакомить детей с таким свойством воды, как испарение Горячая вода, стекло Опыт № IX.3
Ноябрь
1.Песок и глина Познакомить детей с особенностями песка, глины, сравнить, чем они отличаются Увеличительное стекло Опыт № 11.3
2.Почва Показать, что в результате выталкивания почвы ухудшаются условия жизни насекомых Банка с водой, почва Опыт № X.3
3.Лед Познакомить детей со свойствами льда Сосулька, проволока, тяжелый груз Опыт № IX.5
4.Песчаная пустыня Познакомить с появлением песчаных барханов. Установить, почему в пустыне не растут растения Соломинки для коктейлей Опыт № II.6
Декабрь
1.Воздух и вода На примере опыта показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, губке, земле Миска, губка, кирпич, комочек земли, соломинки, стакан Опыт № 1.7
2.Замершая вода Познакомить детей со свойствами замершей воды Вода, формочки для льда Опыт № IX.2
3.Песок и глина Познакомить детей со свойствами глины и песка пропускать воду Три пластиковые бутылки с пластиковым дном, песо, мелкие камешки, глина Опыт № 11.4
4.Снег Обогатить знания детей о защитных свойствах снега Три бутылки с пробками Опыт №IX.11
Январь
1.Вес воздуха Познакомить на примере опыта имеет ли воздух вес Два надувных шара привязанные на концах палки Опыт № 1.8
2.Снег Познакомить детей со свойствами снега. Сухой -рассыпается, легкий. Сырой — тяжелый и липкий Опыт № IX.11
3.Магнит Познакомить со свойствами магнита -притягивание Магнит, скрепки, стакан с водой, 2-3 гвоздика Опыт № V.1
4.Песок и глина Используя опыт, проверить водопроницаемость песка и глины Песок, глина, 2 воронки Опыт № II.1
Февраль
1.Магнит Дать представление о полюсах магнита. На примере опыта показать, что один конец притягивает, другой -отталкивает Штатив, магнит Опыт № V.3
2.Сахар и соль С помощью опыта помочь детям определить свойства сахара и соли Лупа, соль, сахар Опыт № XIII.2
3.Почва Познакомить детей с понятием «почва», ее свойствами Банка, образцы почвы Опыт № X.1
4Почва Используя опыт показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. Комочки земли Опыт № X.2
Март
1.Растения Познакомить детей с условиями необходимыми для роста растений Комнатное растение Опыт № XI.2
2.Тень Познакомить детей с тем, что тень сопровождает человека, предмет при любых условиях Карманный фонарик, свеча Опыт № IV.4
3.Термометр Познакомить детей с термометром и его работай Термометр, холодная и горячая вода Опыт № IX.6
4.Человек На примере опытов продемонстрировать детям, что отпечатки пальцев у всех людей разные Губная помада, лист бумаги, увеличительное стекло Опыт № VII.1
Апрель
1.Солнечные часы Познакомить детей с изготовлением солнечных часов. Карандаш, пластиковый шарик, ручка, картон Опыт № II.5
2.Огонь Помочь детям в исследовательской деятельности, выявить особенности взаимодействия огня с другими стихиями: водой, песок, землей Свеча, тарелка, спички, ложка, вода, песок, земля, бумага, ткань Опыт № VIII.3
3.Звук Познакомить детей с происхождением звуков Леска, барабан с палочками, лист тонкой бумаги Опыт № III.1
4.Звук Обогатить знания детей о действии звуковых волн Миска, фольга, зернышки риса, ложка, резинка Опыт № III.2
Май
1.Космос Познакомить детей с понятием «космос» что звезды светят постоянно Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик Опыт № VI.1
2.Вода Уточнить знания детей о свойствах воды Краска, 2 стакана, кусочек ткани Опыт № IX.4
3.Огонь Помочь детям в исследовательской деятельности выявить особенности взаимодействия огня с воздухом Свеча, спички, чашка, банка литровая Опыт № VIII.1

Какие виды деятельности помогают познавательному развитию

На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:

  • рассказы;
  • чтение сказок и других художественных произведений;
  • беседы и пояснения.

Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.

Формы работы с детьми по познавательному развитию

Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением.

Организация НОД по познавательному развитию в средней группе по ФГОС

Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду по ФГОС является формирование у дошкольников навыков исследования и умения самостоятельного поиска необходимой информации. Воспитатель должен прийти и пробудить в детишках мотивацию и желание находить ответы на интересующие вопросы, а также поощрять любознательность.

Для исследовательского воспитания можно применять как самостоятельные, так и групповые занятия, сопровождаемые игровой активностью. Если ребенок умеет ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного предмета или явления, а затем находит ответ, это указывает на его высокий уровень психического и умственного развития.

Дидактические игры по познавательному развитию в средней группе (картотека)

К популярным играм по познавательному воспитанию относится «Что кому», «Где это можно купить» и «Из чего сделано». В процессе проведения «Что кому» воспитанники должны называть профессию в соответствии с предметами труда, а также вспомнить, где они могли видеть такого работника.

Урок рисования на тему «Кем ты хочешь быть» в подготовительных группах

Для этого на столе нужно разложить игрушечные орудия труда людей разных профессий. Дидактические задачи такой игры заключаются в следующем:

  • воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;
  • желание помогать своим родителям, примерять на себя роли людей разных профессий в игровой форме.

Во время занятия «Где это можно купить» воспитанники соотносят предметы с названием магазинов на бумажных карточках (принцип игры похож на лото). Дошкольникам раздают картинки, после чего каждый из них должен сказать, в каком магазине это можно приобрести и положить изображение на большую карту.

Обратите внимание! Дидактические задачи игры «Из чего сделано» заключаются в обучении детей объединять предметы по материалу (одежду, транспорт), из которого они выполнены, активизации всего словарного запаса, воспитании наблюдательности и способности четко следовать правилам игры.

Перед проведением игры педагог должен поговорить с детьми, уточнить, знают ли они о том, что все предметы сделаны из разных материалов. После этого малышам нужно на ощупь определить, из чего сделан тот или иной предмет, и немного рассказать о нем.

Шаблоны для игры «Из чего сделано»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сандугач» село Шыгырдан, Батыревского района.

1.2.
Цель рабочей программы
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; творческой активности.

1.3. Задачи рабочей программы:

1. Формирование познавательных действий, становление сознания.

2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

3. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

4. Формирование знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

5.Формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

1.4. Принципы
и подходы к формированиюрабочей программы
При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

Отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: