Подвижные игры на развитие внимания и сообразительности для детей 6–7 лет дошкольного возраста


Я работаю воспитателем в детском саду «Гармония» города Тулуна с детьми средней группы. Дети этого возраста (4-5 лет) очень любознательны, стремятся быть везде и всюду, хотят успеть за день пребывания в детском саду попробовать все: и рисовать, и лепить, и быть участником разных сюжетно-ролевых игр, задают взрослым очень много вопросов. Недаром этот возраст назван возрастом «почемучек». Чтобы ребенок был успешен в любом виде деятельности, которым он занимается в данный момент, ему необходимо иметь хороший уровень внимания. Средний дошкольник в этом возрасте только начинает управлять своим вниманием, то есть развиваются первые ростки произвольного внимания. Общеизвестно, что дети 4-5 лет очень активны, подвижны, познают окружающий мир в движениях. Занимаясь темой самообразования по развитию внимания детей среднего дошкольного возраста и изучая литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что на сегодняшний день авторы предлагают много дидактических и настольно-печатных игр на развитие внимания.

Я решила выяснить, возможно ли развить внимание детей в подвижной игре, так как игра является естественной потребностью детей дошкольного возраста. Подвижная игра создает более привлекательные условия для развития психических процессов, в том числе и внимания.

Анализируя поведение детей на физкультурных занятиях, было замечено, что они невнимательно слушают объяснения педагога, нарушают правила игры, так как не внимательны при их объяснении, часто возникают конфликты. И возникла необходимость развития внимания у детей 4-5 лет именно в подвижных играх.

В среднем дошкольном возрасте у детей активно развиваются основные свойства внимания: переключение, объем, сосредоточенность, распределение.

И я составила план календарный работы на неделю по развитию данных свойств внимания, используя подвижные игры.


Краткое описание игр:

Подвижные игры на переключение внимания:

1. «Догони мальчиков, девочек» — дети делятся на 2 команды – мальчики и девочки, которые стоят друг напротив друга, на расстоянии 2 м. На зрительный ориентир – круг красного цвета – девочки догоняют мальчиков, на ориентир — круг синего цвета – мальчики ловят девочек. 2. « У медведейво бору» — выбираются 2 « медведя», которые находятся в разных сторонах площадки, остальные дети гуляют по лесу, « собирают грибы, ягоды». По сигналу « медведица» — выбегает первый ведущий и ловит детей, по сигналу « медведь» выбегает второй медведь и ловит. 3. «Разноцветные шары» — дети стоят в шеренге. На расстоянии 4м от них взрослый высыпает из большой корзины разноцветные шары. По команде «собираем!» — девочки бегают и собирают красные и желтые шары, а мальчики-зеленые и синие. 4. «Тихо-громко» — дети бегают врассыпную по площадке, по смене сигнала (играет тихая музыка) дети шагают на носочках между кеглями, на другой сигнал (быстрая музыка) – прыгают на двух ногах через пенечки. 5. « Стрекозы-жуки» — игра аналогичная предыдущей. На сигнал « стрекозы» — дети «летают» по залу, размахивая руками. На сигнал «жуки» — дети ползают на коленях.

Подвижные игры на объем внимания:

1. «Кто живет в лесу?» — дети стоят в кругу. Каждый по очереди называет животное.которое живет в лесу и показывает его движения. Второй ребенок по цепочке повторяет это движение плюс показывает свое и так далее все дети по очереди. 2. «На чем будем путешествовать?» — игра похожа на предыдущую, но за основу берется тема «транспорт». 3. «Ловишки с цветными хвостиками» — всем детям раздаются цветные ленточки (хвостики), которые они заправляют за пояс. Один – водящий. Его задача – поймать ребенка с определенным цветом хвостика. 4. «Эстафета с мячами» — играют 2 команды, у каждой по большому мячу. На первый сигнал- взмах синего флажка – нужно передать мяч в команде над головой, потом последний игрок передает мяч обратно между ног. 5. «Зеркало» — дети играют в парах. 1 ребенок из пары показывает любое несложное движение, а 2 ребенок «зеркало» копирует его движения. Потом 1 ребенок показывает 2 движения, потом 3, ребенок «зеркало» должен внимательно следить за ведущим. Потом меняются ролями.

Подвижные игры на сосредоточенность внимания:

1. «Найди свой домик» — Дети стоят врассыпную по всему залу. На полу разложены цветные обручи. В каждом обруче стоят 2-3 ребенка. На сигнал « Побежали» — дети выбегают из своих домиков, бегают врассыпную, на сигнал « По домам!» — дети должны найти обруч своего цвета. 2. «Воробушки в домиках» — игра похожа на предыдущую. Но домики у воробушков разной формы: квадратные, круглые, треугольные. Детям необходимо найти свой домик определенной формы. 3. «Пойдем в лес по грибы» — По залу на полу разложены вырезанные из картона грибы и орехи. Мальчики превращаются в «ежиков», девочки в «белочек». Под музыку дети бегают врассыпную. По сигналу «пойдем в лес» — мальчики собирают грибы, а девочки — орехи. 4. «Что бывает желтое?» — дети делятся на 2 команды. Цель игры — чья команда быстрее доберется до финиша. Расстояние от команд до финиша – 6 детских шагов. На каждый шаг нужно называть предмет желтого цвета; причем детям нужно внимательно слушать, что говорит другая команда – повторять названные предметы нельзя. 5. «Ягоды, грибы, листочки» — дети строятся по кругу по трое человек друг за другом. Дети должны меняться местами друг с другом по определенным сигналам: «ягоды» — перебегают первые дети из тройки; по сигналу «грибы» — перебегают вторые участники; по сигналу «листочки» — третьи участники из тройки.

Подвижные игры на распределение внимания:

1. «Аня, лови мяч» — дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он бросает мяч любому из детей, называя при этом его имя. Дети должны внимательно слушать, чье имя произнесет ведущий и успеть поймать мяч. 2. «Пяточки-носочки» — дети стоят парами. Под веселую танцевальную музыку педагог указывает на носки и дети танцуют на носочках; если указывает на пятки, дети топают ногами. Играть лучше в носочках. 3. «Сделай наоборот» — дети стоят врассыпную на площадке. Воспитатель показывает любое движение, а дети должны показать в ответ противоположное (например, поднимает руки вверх – нужно опустить и так далее). 4. «Успей поменять флажок» — дети стоят врассыпную, у каждого у ног стоит цветной флажок на подставке. Пока звучит музыка, дети бегают по залу между флажками. По команде «синие–красные» — дети, у которых флажки соответствующих цветов должны поменять их местами (по аналогии «желтые-зеленые цвета»). 5. «Подбеги к своим кеглям» — на ковре в хаотичном порядке расставлены кегли разных цветов. У каждого ребенка есть цветной кружок определенного цвета. Под музыку дети двигаются между кеглями, не задевая их. По окончании музыки должны собраться у кегель, соответствующих цвету кружка у ребенка.

Систематическая работа по развитию внимания будет эффективной, если игры проводятся каждый день, а не эпизодически.

Таким образом, проведенная работа показала, что дети стали более внимательны, выдержанны при проведении подвижных игр. Стали замечать ошибки у сверстников, объясняли правила игры.

Список литературы:

1. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. — 11-е изд., стер. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов СПУЗ — М: Издательский , 2010. — 416 с. 2. Матюгин, И.Ю., Аскоченская, Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М.: «Эйдос», — 1993. 3. Панфилова, М.А. Игротерапия общения, Тесты и коррекция игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: Гном — Пресс, 2002 — 160с. 4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся СПУЗ. — М.: «Академия», 1996. — 336с.

Автор: Ивонина Лариса Алексеевна, воспитатель, МБДОУ «Центр Развития Ребенка — д/с «Гармония», г. Тулун, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Тренироваться прямо сейчас

Тренируйтесь прямо сейчас на этой странице, бесплатно и без регистрации.

Анаграммы

Начните с анаграмм, они помогут развить такие качества как: внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

Таблицы Шульте

Таблица Шульте — одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5×5 элементов.

Диагностика развития аттенционных способностей

Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае).

Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости. Ознакомиться с диагностической картой для мониторинга детей 2–4 лет можно здесь, алгоритм анализа показателей внимания у ребят 5–7 лет представлен здесь. Обе схемы мониторинга включают таблицу для оценивания результатов.

Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду. Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна. В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: