Интегрированный урок истории и МХК в 5 классе
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: Комбинированный урок с использованием презентации Microsoft Power Point и элементами самостоятельной работы учащихся.
Цели урока:
Образовательные:
— углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике;
— выявить причины появления единобожия;
— познакомить с библейскими сказаниями;
— закрепить знания по теме: «Финикийские мореплаватели».
Развивающие:
— развивать умение четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;
— совершенствовать навыки работы с хронологией;
— развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста вслух.
Воспитательные:
— воспитывать культуру речи и поведения,
— учиться давать нравственную оценку поступкам.
— познакомиться с общечеловеческими нравственными принципами.
Основные понятия и термины: кочевники, Библия, Ветхий Завет, заповеди, единобожие, завет, скрижали.
Оборудование:
Компьютерный класс, презентация, учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2007
Конспект урока «Библейские сказания». 5 класс
Открытый урок по истории в 5 классе
Тема урока
:
Библейские сказания
Учитель истории Ваганова Ирина Витальевна
МОУ Коленовская СОШ, Ростовский МР
урок — с элементами лабораторно-практической работы с текстом Библии
Цели урока
:
- познакомить учащихся со структурой Библии и основными библейскими сказаниями;
- формировать умение пользоваться текстом Библии;
- учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;
- развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста вслух.
Термины и понятия
: Библия, завет, Ханаан, исход, Иерихонская труба, филистимляне, иудаизм, монотеизм, скрижали, Ковчег Завета.
Оборудование урока
:
1) Библия для детей и другие библейские тексты;
2) картины художников на библейские сюжеты.
План урока
:
- Библия – священная книга миллионов людей.
- История Иосифа.
- Моисей. Исход израильтян из Египта. Десять заповедей.
- Богослужение древних евреев. Пророки.
- Завоевания земли Ханаанской. Самсон и Далила.
- Цари ( Саул, Давид, Соломон). Давид и Голиаф. Суд Соломона.
- Закрепление и проверка знаний.
Священная история.
Домашнее задание предыдущего урока — индивидуальное: чтение и пересказ библейских сказаний. Каждый ученик получил «лист странствий», где перечислены основные сюжеты и герои ветхозаветной истории. На этом листе дети совместно с учителем распределяют, что именно готовит к уроку каждый ученик. Сама по себе эта работа — предварительная систематизация материала.
Этот лист имеет следующий вид:
Сотворение мира Адам и Ева. Грехопадение. Потоп. Ноев ковчег. Вавилонская башня. Авраам. Жертвоприношение Исаака. Египет. Моисей на горе Синай. Давид и Саул. Суд Соломона.
Учитель:
Сегодня мы будет говорить о Библии. Это единственная книга, которая называется просто «книга» — так переводится слово «Библия». Тайны ее можно постичь, только уверовав. Апостол Павел говорил, что «вера — уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого». Мы постараемся поверить библейским сказаниям и не будем подвергать сомнению все эти порой сказочные и неправдоподобные для современного человека истории. Постараемся понять, почему они на протяжении тысячелетий волнуют мир. (ХII в. до н.э. — II в.н.э.) – собрание книг, которые считаются священными в христианстве и иудаизме. Состоит из 66 книг, делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Состав Библии: произведения различных жанров:
Новый Завет — это жизнь и учения Иисуса Христа и его учеников. Начинается книгой Евангелие от Матфея и заканчивается Откровением Иоанна Богослова, которое содержит христианское представление о конце мира.
Библия
в переводе с греческого означает “Книги”, то есть целая библиотека.
Итак, Библия — это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длился полторы тысячи лет.
Слово «завет» обозначает «договор». (Запись в словарь в тетради). Значит, были Ветхий и Новый «договоры». Кто же и о чем договаривались?
Через самых достойных людей разных времен Бог заключал заветы — договоры, союзы с людьми, давая им обетования — обещания спасения от власти зла. В Ветхом завете говорится о четырех таких союзах (внимание на учебную доску, где размещен следующий список):
Адам Ной Авраам Моисей
Давайте запишем эти имена. Взамен люди обещали не грешить и повиноваться.
Первый завет был нарушен Адамом.
Работа с текстом детской Библии. ( С. 20 «Изгнание Адама и Евы из рая»)
Вопросы: 1. Найдите в тексте, за что Бог изгнал Адама и Еву из рая ?
(они ослушались Бога)
2. В чем они ослушались Бога? ( нарушили запрет не есть плодов от древа
добра и познания)
3. какое божье наказание ждало Еву и Адама , если они съедят плод с древа
познания ? (они умрут)
4. Кто решил погубить Адама и Еву ? (Сатана в образе Змея – искусителя)
5. Кто говорит правду: Змей ?, говоря, что человек не умрет, вкусив плодов или
Бог? (оба правы, так как, нарушив завет, человек умер духовно)
Учитель
: Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей – потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога, стали безнравственными и лживыми. Что же последовало дальше? Об этом нам расскажет Голубев Сергей.
Голубь — символ доброй вести, спасения и благополучия.
В каком древнем произведении мы уже встречали миф о потопе?
Завет, который заключил Бог с праведником Ноем, дал возможность возродить человечество после Всемирного потопа
История Авраама — следующий пункт нашего путешествия.
Завет с Авраамом знаменовал появление избранного Богом народа (евреев).
В глубокой древности еврейские племена кочевали в Северной Аравии, занимались скотоводством. Происхождение еврейского народа Библия ведет от Авраама, уроженца города Ур в Междуречье.
Работа с текстом детской Библии «Авраам». С. 34.
Вопросы:
- Как переводится с еврейского имя «Авраам»? ( отец множества народов)
- Какой завет заключил Бог с Араамом? ( идти в землю «обетованную» и дать начало великому народу)
У сына Авраама Исаака был младший сын Иаков. Бог дал ему второе имя — Израиль. Позже этим именем стали обозначать весь народ и современное государство. Его сын Исаак и внук Иаков (второе имя Израиль – “божий воин”) считаются родоначальниками еврейского народа. От сыновей Иакова пошли 12 ветвей еврейского племени. Иаков больше всех любил Иосифа. Иосиф стал участником захватывающих событий. Но об этом он расскажет нам сам. ( ученик Власов Сергей)
Вопросы к тексту.
Об Иосифе:
- За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете справедлив ли был их гнев?
- Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя в Египте? Какие личные качества ему в этом помогли?
- Как вы думаете, прав ли был Иосиф, простив своих братьев?
Учитель:
Шли века, и временами вера потомков Авраама слабела. Поэтому евреи оказались в Египте, практически на положении рабов. Дальнейшие события связаны с именем величайшего пророка Моисея.
Важную роль в жизни иудейского общества играли пророки. Пророки – люди, предсказывающие будущее, были у многих древних народов. Но только у евреев они стали не просто предсказателями будущего, но, в первую очередь, проповедниками, которые обличали грехи народа, были пламенными приверженцами одного Бога – Яхве. Нередко пророки в трудную минуту помогали царям советом. Пророками были праотец евреев Авраам, спасшийся от потопа Ной. Пророк Илия сумел вызвать небесный огонь на свой жертвенник. Пророк Исайя предсказал рождение Спасителя от Девы Марии и страдания Христа. Одним из самых известных из них был Моисей.
Слово предоставляется ученику. (Демонстрация картины Д. Да Вольтерра «Моисей на горе Синай»).
О Моисее:
- Почему Египетский фараон приказал уничтожить всех младенцев еврейского народа?
- Как удалось спастись Моисею?
- Какое задание дал Бог Моисею?
- Как удалось Моисею спасти свой народ?
Учитель:
Евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей. Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако Моисей 40 лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошел на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты –
скрижали
. На скрижалях были начертаны 10 заповедей Бога. Вот эти заповеди. Завет с Моисеем вернул еврейский народ на путь истинный и дал ему законы праведной жизни — Десять Заповедей .
Работа с текстом детской Библии: с. 102. «Десять Заповедей»
Десять Заповедей:
- народ должен поклоняться единому Богу;
- не следует повторять имя Бога без особой надобности;
- не надо творить себе кумиров;
- шесть дней работай, а на седьмой – отдыхай;
- почитай отца своего и мать твою;
- не убивай;
- не прелюбодействуй;
- не кради;
- не произноси ложного свидетельства;
- не желай ничего, что есть у ближнего твоего
Вопрос: Почему люди по сей день следуют этим заповедям?
(Запись на доске и в тетрадях) Заповедь — священный закон, который нельзя нарушать.
5.
Завоевание земли Ханаанской (комментированное чтение отрывка текста из параграфа).
Вопросы:
- Почему евреям пришлось вновь отвоевывать свои земли?
- Какой город явился главным препятствием для евреев?
- Почему стены Иерихона рухнули?
- Что означает выражение “Иерихонская труба”?
Задание: чтение документа – Самсон и Далила.
6. Учитель: После ряда набегов израильтян на Палестину жившим там ханаанеям был нанесен сокрушительный удар. Иудеям удалось расселиться в Палестине. Общей власти у них еще не было. Перед лицом какой-либо опасности племена подчинялись выбранному вождю – судье. Считалось, что такому вождю помогает Бог. Евреи считают, что есть только один истинный Бог – Яхве, который сотворил мир и человека. Это была первая монотеистическая религия. А религия евреев – иудаизм.
В конце XI века до нашей эры предводители колен впервые выбрали Саула из колена Вениамина царем.
Вопросы:
- Назовите царей Изральско-Иудейского царства. (Саул, Давид, Соломон)
- Что принесло Давиду славу и признание народа? ( Рассказ ученика “Давид и Голиаф”). Данилова Даша.
- Какой царь славился необычайной мудростью? (Работа с источником. С. 176. “Суд Соломона”).
Составьте рассказ по картинке «Суд царя Соломона»
— Однажды пришли к две и принесли .
— Каждая из них утверждала
— Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил
— Тогда одна из женщин сказала
— Другая же закричала
— Так Соломон узнал
4.Что способствовало процветанию Израиля во время правления Соломона?
5. На какие две части распались Израильское царство и почему?
Работа с картой.
Закрепление изученного материала
Викторина
- Народ, от которого происходит слово «Палестина».
- Первая женщина, праматерь всего человечества.
- Первый человек, прародитель человечества.
- Вера в единого Бога
- Библейский персонаж, которому удалось спасти евреев из египетского рабства.
- Столица Израильского царства
- Библейский герой, обладающий чрезвычайной силой
- Родоначальник еврейского народа в библейской мифологии
- Священная книга иудеев и христиан
- Сын царя Давида, известный своей мудростью
- Добрый и богобоязненный человек, спасенный Богом во время всемирного потопа
- Каменные доски для записи божественных заповедей
- Договор, заключенный, согласно Библии, между древними Евреями и Богом
- Библейская красавица, возлюбленная Самсона
Домашнее задание:
Используя данные слова, составьте рассказ “По страницам Библии”: Авраам, Ханаан, Палестина, Иаков, Иосиф, Моисей, Завет, Яхве, скрижали, исход, плен, филистимляне, Иерихон, Самсон, Давид, Соломон, Израиль, Иудея.