Проект в детском саду в старшей группе. Зимующие птицы


Введение

В природе нашего края все четыре времени года ярко выражены. Причём холодный период длится более полугода и украшением морозных, заснеженных пейзажей являются зимующие птицы. Они привлекают внимание людей своим: ярким и чёрно-белым оперением, разнообразным пением, живостью поведения.
Голод и холод гонят: лесных и сторонящихся людей птиц, прилетать в посёлки и города, где можно найти корм. И только зимой дети могут увидеть: сову, ворона, дятла, хищных птиц, в городском парке и сквере. Встреча со стайками свиристелей, снегирей вызывает у детей восхищение и эстетическое удовольствие, желание любоваться ярким оперением, слушать нежные звуки их пения.

Знания о зимующих птицах, с помощью взрослых, дети подчерпнут из:

  • природоведческой литературы;
  • игр;
  • занятий;
  • наблюдений;
  • экскурсий.

В морозные дни пернатые друзья жмутся к человеческому жилью, посещают кормушки, устроенные человеком, т.е. находятся в непосредственной близости от людей. Это даёт возможность «близкого знакомства» с зимующими птицами, наблюдения за ними.

Дети узнают, что птицам в зимнее время труднее добывать корм т.к. нет насекомых и растительной пищи. Иногда естественный корм становится практически недоступным и многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Поэтому друзьям пернатых следует запасать корм на зиму: ягоды, семена сорных растений, зерно; устраивать кормушки, следить за ними и регулярно пополнять кормом.

Многие перелётные птицы покинули наши края, в поисках тепла и доступной пищи, а зимующие птицы остались с нами, чтоб разделить зимние невзгоды и радовать нас своим пением и весёлыми проделками.

Чтобы дети с ранних лет: берегли окружающую природу, заботились о «братьях наших меньших», необходимо давать детям знания о зимующих птицах, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, ухаживать за ними, подкармливать, заботится, удивляться и восхищаться ими.

Актуальность темы:

Тема ознакомления дошкольников с зимующими птицами, очень актуальна в настоящее время. Дети, живущие в городе, очень далеки от природы. Живут рядом и не замечают: как вышагивает ворона, чирикают воробьи, клюют семена сорных растений голуби. Не только дети, но и многие взрослые не могут отличить щегла от чижа.

Казалось бы, привычные: вороны, галки, голуби не могут удивить детей ничем необычным, но в том — то и состоит экологическая задача: найти в обыкновенных вещах что-либо интересное и занимательное.

Потребительское отношение людей к природе, привело к плачевным результатам в экологической ситуации: истребление многих видов птиц, гибель их в сильные морозы от бескормицы, отравление химическими отходами и т. д.

Задача родителей и воспитателей с ранних лет привить детям заботливое отношение к птицам, показать их роль в экосистеме. Решить эту задачу возможно, если: вместе с детьми мастерить кормушки, запасать на зиму птичий корм, подкармливать птиц зимой.

Цель: Развивать познавательную активность детей при ознакомлении их с объектами природы родного края – зимующими птицами.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о зимующих птицах родного края.
  2. Показать многообразие видов зимующих птиц, их строение, величину, окрас оперения, повадки.
  3. Раскрыть зависимость внешнего строения зимующих птиц и их повадок от приспособленности их к жизни в холодное время года.
  4. Показать, как зимующие птицы добывают пищу в холодное время года. Учить классифицировать их по способу питания на: зерноядных, насекомоядных, растительноядных, хищников и всеядных.
  5. Помочь уяснить места обитания зимующих птиц: в городе, за чертой города, в лесу.
  6. Вовлечь детей в природоохранную деятельность: изготовление кормушек, сбор корма, зимняя подкормка птиц.
  7. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Вид проекта: Практико-ориентированный.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Методическое обеспечение:

  1. Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах. Академия развития. Ярославль. 1998г.
  2. Бианки В. В. Лесная газета. Азбука – классика. Санкт – Петербург. 2005г.
  3. Бианки В. В.Рассказы о зимующих птицах. Серия: Школьная библиотека. Самовар.2003г.
  4. Большакова М.Д, Дубровская И.Г, Ермакова Е.С, Ершова Л.В, Лебедева С.А, Смирнова Е.А, Правдов М.А. «Родничок» Региональная программа по дошкольному образованию- Иваново. 1997г.
  5. Брем А. Жизнь животных: млекопитающих, птиц…Эксмо. М:.2002г.
  6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой— М: Просвещение. 1980г.
  7. Веретенникова С.А. Методическое руководство к альбому: Птицы. Просвещение. 1974г.
  8. Всё обо всём. Птицы. Астрель.М:.2002г.
  9. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М. Санкт-Петербург. 2000г.
  10. Дмитриев Ю. Лесные загадки. Стрекоза – пресс.2005г.
  11. Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. Саморуковой. П.Г.- М: Просвещение. 1983г.
  12. Наблюдения и труд детей в природе. Под ред. Мазуриной А.Ф. М: Просвещение. 1976г.
  13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей в детском саду. М. Просвещение.2001г.
  14. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх. Академия Холдинг. Ярославль. 2000г.
  15. Скребицкий Г. А. Рассказы о природе. Детская литература. М:. 1988г.
  16. Сладков Н. И. Экологические рассказы о птицах. Мир искателя. 2003г.
  17. Соколов – Микитов И. С. Русский лес. Эксмо. М:. 2013г.
  18. Степанова н. Месяцеслов. Рипол. М:. 2008г.
  19. Тарабарина Т. И.,Соколова Е. И. И учёба и игра: природоведение. Академия развития. Ярославль. 1998г.
  20. Толстой Л. Н. Басни и рассказы. Детская литература. М:. 1988г.
  21. Ушинский К. Д. Рассказы и сказки о животных и птицах. Детская литература. М:. 1992г.
  22. Чаплина В. Птицы под нашим окном. Птицы в нашем лесу. Малыш. М:. 1984г.
  23. Школьный путеводитель. Птицы. Серия: Узнай мир. БКК.2008г.
  24. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? М:.2000г.
  25. Энциклопедия детского фольклора. Белый город. М:.2008г.
  26. Энциклопедия русских примет. Эксмо – Пресс. М:. 2000г.
  27. Энциклопедия Я познаю мир «Удивительные животные и птицы»— М: Астрель. 2001г.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети смогут узнавать и называть зимующих птиц на картинках и в живой природе.
  2. Узнают много интересного о зимующих птицах, выучат стихи и песенки, смогут отгадать загадки.
  3. Научатся наблюдать за повадками птиц, замечать интересное в мире зимующих птиц.
  4. Осознают важность бережного отношения к птицам, необходимость изготовления кормушек, запаса птичьего корма и зимней подкормки наших пернатых друзей.

Сроки реализации проекта: с24.02.2019. по 28.02. 2020.г.

Этапы работы:

ПРОЕКТ «Птицы наши друзья»

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы », Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Актуальность проекта:

*

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

Ход проекта

Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в окно клювиком постучала птичка – сизый голубок. Я очень люблю птиц и изучаю их язык, поэтому я поняла, что сказал голубок.

Он попросил что-нибудь поклевать, ведь холодной зимой очень трудно найти корм. Я насыпала ему горсть семечек и голубь весело заворковал. Он сообщил мне, что на улице ещё немало птиц, которым очень холодно и голодно.

Вы готовы их подкормить? Но нужно помнить, что каждая птица предпочитает свою пищу.

Как вы думаете, сможем мы разобраться: как отличить одну птицу от другой, где они обитают, чем питаются, как и где их подкармливать?

Обсуждение проблемы принятия задачи.

Воспитатель: Что надо делать, чтобы больше узнать о зимующих птицах?

Дети: (варианты ответов) Читать книги, рассматривать: альбомы, открытки и журналы, рисовать зимующих птиц, мастерить поделки, собирать коллекции картинок и рисунков. Узнавать новое на занятиях, в походах и экскурсиях.

Совместная поисково – исследовательская деятельность.

С 24. 02. 2020. по 28. 04. 2020.

Тема: «Зимующие птицы»

Цитата по теме:

«Так и живут, бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц». Э.Н. Голованова.

Девиз: «Пернатым друзьям надо помогать: кормить, изучать, оберегать».

Понедельник: Понятие «зимующие птицы»

«В жарких странах теплей, а на Родине, и в морозы милей»
Занятия

Речевое развитие:Пересказ рассказа Л.Н.Толстого: «Умная галка».

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Зимующие и перелётные птицы».
  2. «Чей хвост?» — части тела.
  3. «Что птица скажет о себе?» — характерные признаки птиц, отличие от других.

Настольные игры:

  1. «Обведи зимующих птиц».
  2. «Собери птичку» — части тела птиц.

Игра забава: «Прилетели птицы» — разделять названия птиц от других предметов.

Артикуляционная гимнастика: «Согреем птичку дыханием».

Физическая активность:

  1. Подвижная игра: «Птичьи стайки».
  2. Подвижная игра: «Коршун и наседка».

Терпенье и труд всё перетрут: Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.

Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».

Танцуем вместе:«Танец синичек».

Сундучок забав: Пословицы и поговорки о зимующих птицах.

Читальный зал: Чтение рассказов из сборника «Воробей в шляпе», «Разговоры животных и птиц». Николая Сладкова.

Музыкальная минутка: Пение песенки «Всем нужны друзья» — о воробьишке.

Картинная галерея: Показ серии картин Джона Слоуна: «Птицы и цветы».

Тили-бом — открывается альбом: Показ альбома: «Зимующие рядом с нами».

Краски, ножницы, бумага: Ручной труд: «Весёлые птички» — бросовый материал.

Мир раскрасок: Раскрашивание раскраски «Зимующие птицы».

Вторник: Многообразие видов зимующих птиц

«Птицу узнают по оперению и по полёту»
Занятия

Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».

Математическое развитие: «Весёлый птичий счёт»

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Четвёртый лишний».
  2. «Сравнилки» — сходство и различие птиц.
  3. «Назови особенность зимующих птиц» — внешний вид и повадки.

Настольные игры:

  1. Лего «Разные птицы».
  2. «Разрезные картинки птиц» — собрать целую картинку из частей.

Физическая активность:

  1. «Птицелов».
  2. «Куропатки и охотники».

Творческая игра: «Птичья школа танцев».

Картинная галерея: Показ серии картин Е. А. Ткачёвой «Дети и птицы».

Хороводная игра: «Чёрный ворон на дубу».

Читальный зал: Чтение стихотворения Юлиана Тувима: «Птичье радио».

Физкультминутка: «Воробьиная аэробика».

Терпение и труд всё перетрут: Сортировка и пополнение запаса корма для зимующих птиц.

Музыкальная минутка: Индивидуальная работа по пению «Чижик — пыжик».

Тили-бом открывается альбом: Показ альбома с фигурками зимующих птиц: «Фарфоровые птички».

Краски, ножницы, бумага: Поделки оригами «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».

Игра-инсценировка: По сценке «Дятел – строитель».

Экскурсия в зимний парк: Наблюдение за зимующими птицами в естественной среде обитания.

Психогимнастика: «Вороны и воробьи» — имитировать движения птиц.

Беседа: «Почему птицы остаются с нами зимовать?».

Среда. Классификация зимующих птиц по месту обитания

«Каждая птица в своём гнезде хозяйка»
Занятия

ОБЖ: «Когда птицы бывают опасны?».

Рисование: «Портреты зимующих птиц».

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Кто где живёт?».
  2. «Каждую птицу на своё место» — место обитания.
  3. «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь».

Настольные игры:

  1. «Найди тень птицы».
  2. «Птичьи истории».

Физическая активность:

  1. «Совушка».
  2. «Воробушки и автомобили».

Игра инсценировка: По стихотворению: «Птичья столовая».

Спортивные аттракционы:

  1. «Развесь ягоды на деревья для птиц».
  2. «Подкорми птенцов клестов семенами шишек».

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

Терпенье и труд всё перетрут: Добавление корма для птиц в кормушки.

Нравственная беседа: «Что сделать, чтобы зимующие птицы не пожалели, что остались снами зимовать?».

Говорилки: Составление рассказа – рассуждения «Придумай название зимующей птице, учитывая её внешние признаки».

Читальный зал: Чтение рассказов о зимующих птицах из сборника «Русский лес» Ивана Соколова-Микитова.

Сундучок забав:

  1. Кукольный театр: «Глупый птенец орла».
  2. Загадки о зимующих птицах».

Музыкальная минутка: Слушание песенок: «Ворона – каркарулья», «Ты, синичка, где была?».

Картинная галерея: Показ серии картин Маржолин Бастин: «Портреты птиц».

Тили-бом открывается альбом: «Как мы зимой подкармливаем птиц».

Краски, ножницы, бумага: Аппликация: «Снегири и синички».

Развлечение с игрушками: «Набор мягких игрушек в образе зимующих птиц»».

Четверг: Классификация зимующих птиц по способу питания

«Будет в кормушке корм, птицы и слетятся»
Занятия

Художественная литература: Чтение рассказа Максима Горького: «Воробьишка».

Краеведение: «Птицы из Красной книги, обитающие в нашем крае».

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Кто что ест».
  2. «Найди и покорми зимующих птиц».
  3. «Птичье меню».

Настольные игры:

  1. Домино «Птицы».
  2. Пазлы «Птицы».

Игра – забава: «Кто как голос подаёт?» — выбрать роль птицы и имитировать её голос.

Пальчиковая гимнастика: «Снегири».

Двигательная активность:

  1. «Клесты и птенчики».
  2. «Вороны».

Терпение и труд всё перетрут: Чистка и уборка в кормушках у птиц.

Читальный зал: Виталия Бианки: «Синичкин календарь».

Нравственная беседа: «Что будет, если не заботится и не подкармливать зимующих птиц?».

Сундучок забав:

  1. «Весёлые стихи о зимующих птицах».
  2. Показ народных тканевых игрушек «Птички».

Музыкальная минутка: Пение песни – шутки: «Филькины именины».

Картинная галерея: Показ картин: Т. Н. Яблонской «Снегири», И. В. Решетникова «Синичкины думы».

Тили – бом открывается альбом: Показ иллюстраций альбома «Покорители воздуха».

Конкурс художников: «Нарисуй самую необычную зимующую птицу».

Пятница: Зимняя подкормка и охрана птиц

«Птицы наши друзья – обижать их нельзя!»
Занятия

Природный мир: «Зимующие птицы» — комплексное занятие.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Какую пользу приносят птицы».
  2. «Что перепутал художник».
  3. «Кто кому нужен» — логические цепочки экосистемы.

Настольные игры:

  1. Лабиринт «Зимующие птицы».
  2. «Птичье лото».

Беседа: «Что для птиц страшней зимой: голод или холод?».

Творческая игра: «Показ птичьих мод».

Развлечение с игрушками: «Заводная птичка».

Танцуем вместе: «Танец белых голубков».

Психогимнастика: «Птицы пугаются кошки»

Двигательная активность:

  1. «Дятел».
  2. «Зимняя охота ястреба».

Терпение и труд всё перетрут: Ремонт и замена кормушек для птиц.

Говорилки: «Составь описание задуманной птицы так, чтобы мы догадались, как она называется».

Читальный зал: Чтение рассказа о птицах Георгия Скребицкого: «Здравствуй, солнце красное»

Музыкальная минутка: Пение песенки – игры: «Две тетери».

Краски, ножницы, бумага:

  1. Конструирование из природного материала «Маленькая птичка — крапивник».
  2. Создание книжки – самоделки «Зимующие птицы».

Мир раскрасок: Рисование и раскрашивание зимующих птиц по трафаретам.

Картинная галерея: Показ картин художников: Аникеева, Балабушкина, Тимма: «Глухари и тетерева».

Хороводная игра: «В тёмном лесе вор — воробей».

Кроссвордия: Отгадывание кроссворда «Зимующие птицы» по картинкам.

Тили-бом открывается альбом: Показ набора открыток «Хищные птицы».

Взаимодействие с родителями:Доклад на родительском собрании на тему: «Изготовление кормушек для зимующих птиц. Мастер – класс».

Анкетирование: «Что вы знаете о зимующих птицах?».

Консультации для родителей:

  1. «Народные приметы и птичий календарь зимующих птиц».
  2. «Покормите птиц зимой».
  3. «Дети и голуби. Безопасность в природе».

Выставка фотографий:

  1. «Экскурсия в зимний парк».
  2. «Птичий маскарад».
  3. Фоторепортаж с «Птичьего праздника».
  4. «Кормление птиц в кормушке на участке».

Выставка семейной поделки: «Пернатые друзья».

Выставка детских работ:

  1. Оригами: «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».
  2. Конструирование из бросового материала: «Весёлые птички».
  3. Рисование: «Портреты зимующих птиц».
  4. Ручной труд: «О чём поют воробушки?».
  5. Аппликация: «Снегири и синички».
  6. Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».

Подготовка костюмов, декораций и атрибутов к «Птичьему празднику».

Выставка:

  • книг;
  • журналов;
  • наборов открыток;
  • альбомов;
  • картин о зимующих птицах в книжном и природном уголках.

Проект в подготовительной группе «Птицы наши друзья»

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Маркса структурное подразделение муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №16 г. Маркса Саратовской области

«Птицы наши друзья» (проект в подготовительной группе №7)

Подготовили: воспитатели структурного подразделения МОУ д/с №16 группы №7 Ромадина И.В., Зуева Т.В.

Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни зимующих и перелетных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам; развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными обычаями и традициями.

Задачи проекта: — расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц; — расширить и закрепить представления о жизни зимующих и перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни зимой и весной после перелета; — познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; — развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы; — воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность; — активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Тип проекта: групповой, творческо-исследовательский, краткосрочный.

Дата проведения:21.03.2016 — 25.03.2016

Участники проекта: дети подготовительной группы (6 -8лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители

АктуальностьДетям необходимо с раннего возраста давать элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызывать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая, каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Проведенная предварительно диагностика показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно. Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц через образовательную, совместную продуктивную деятельность, связь с русскими народными обычаями и обрядами, привлекая к работе и родителей.

Ожидаемый результат: У детей сформируются знания о жизни зимующих и перелетных птиц. У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, к культуре русского народа. Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности. Создание стенгазеты «Пернатые друзья»

Продукт проектной деятельности: развлечение «Птицы наши друзья»

Этапы реализации проекта.

1.Организационный этап.Изучение уровня знаний по теме. Определить актуальные знания детей о перелетных птицах.Подбор методической и художественной литературы. Изготовление, подбор дидактических пособий по теме. Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по проблеме. Взаимодействие с родителями: познакомить с проектом. пригласить к сотрудничеству…

Название: Проект в подготовительной группе «Птицы наши друзья» Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность, Подготовительная группа Автор: Зуева Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Место работы: МОУ СОШ №6 г.Маркса-структурное подразделение МДОУ д/с №16 Месторасположение: Саратовская область г.Маркс

Картотека игр зимующие птицы

Картотека игр зимующие птицы

Дидактические игры

1. «Зимующие птицы». Узнавать зимующих птиц на картинках, называть характерные признаки их внешнего вида и повадок.

2. «Зимующие и перелётные». Классифицировать птиц по признаку «зимующие – перелетные».

2. «Чей хвост?» Узнавать характерные признаки птиц по частям тела.

3. «Угадай по описанию». Называть зимующую птицу по описанию.

4. «Что птица скажет о себе». Характерные признаки птиц, их отличие от других.

5 «Четвертый лишний» Отличать зимующих птиц от перелетных. Воробей, грач, сорока, синица.

Голубь, дятел, снегирь, ласточка.

6. «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

Находить, узнавать и называть зимующих птиц, отличать их от перелётных.

7. «Назови особенность зимующих птиц». Учить выделять особенности внешнего вида птиц и их повадок.

8. «Какую пользу приносят птицы». Анализировать знания и называть пользу, приносимую природе.

9. «Кто здесь птица, а кто нет». Признаки пернатых.

10. «Кто что ест?». Способы питания зимующих птиц, и их классификация по способу питания.

11. «Найди и покорми зимующих птиц» Узнавать зимующих птиц на картинках и знать чем они питаются в зимнее время года.

12. «Кто где живёт?». Помочь уяснить места обитания птиц в зимнее время года.

13. «Птичье меню». Помочь детям запомнить, какой корм подкладывать птицам зимой в кормушки.

14. «Сравнилки». Учить детей находить у двух птиц сходство и различия.

15. «Что перепутал художник» Находить несоответствие в изображении зимующих птиц и картин природы.

16. «Найди сходство и различие». Учить у двух похожих птиц находить элементы сходства и различия.

17. «Расставь птиц по величине». Узнавать зимующих птиц на картинках, знать их размеры и уметь раскладывать их по величине: по возрастанию и по убыванию.

18. «Найди лишнего». Уметь среди четырёх фигурок зимующих птиц найти лишнее изображение птиц: домашних и перелётных.

19. «Каждую птицу на своё место». Классифицировать зимующих птиц по месту обитания и признаку питания.

20. «Кто кому нужен». Составлять логические цепочки обитания зимующих птиц в экосистемах города и леса.

Настольные игры

1. «Птичье лото».

2. «Обведи зимующих птиц».

3. «Найди тень птицы».

4. «Домино» (птицы).

5. «Разрезные картинки» собрать из частей птиц.

6. Лабиринт «Зимующие птицы».

7. «Найди вторую половинку».

8. «Собери птичку».

9. Лего: «Разные птички».

Речевые игры

1. «Сосчитай птиц». Закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.

2. «Большой – маленький». Закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапки – тоненькие лапки.

3. «Один – много». Уметь образовывать формы множественного числа существительных.

Одна ворона – много ворон, Один воробей – много воробьев и т. д.

4. «Кто как голос подаёт». Учить образовывать новые слова, с помощью звукоподражания.

5. «Назови ласково». Образовать новые слова — уменьшительно-ласкательные, при помощи суффиксов.

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок».

6. «Скажи наоборот». Учить детей подбирать слова – антонимы.

7. «Подбери признак». Согласование имена существительные с прилагательными.

Синица: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая…

8. «Споём как птички». Учить звукоподражанию.

9. «Придумай своё название птицы». Учитывая внешние признаки и повадки зимующей птицы найти ей новое название.

Игры-забавы

1. «Прилетели птицы» Учить в стихотворном тексте на слух определять названия птиц и выделять названия других предметов.

2. «Кто как голос подает?». Учить различать голоса зимующих птиц, и имитировать их голоса от имени этих птиц.

Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.

3. «Нарисуй задуманную птицу руками».Давать описание зимующей птицы с помощью различных движений, без слов.

4. «Чечётка». Выбирается чечётка. Остальные дети – деревья. Чечётка спрашивает, где была чечётка? И подбегает к берёзе. Та отвечает, что на берёзе не была, чечётка улетела на ель. Отвечает теперь ель. Кто прозевал, отдаёт фант. А затем фанты исполняют желания чечётки.

5. «Воробушки в луже». Дети сидят в центре большого очерченного круга, чирикают и плещутся в луже. По сигналу «Кыш!» вылетают из лужи и летают по площадке и затем возвращаются а лужу.

6. «Угадай, кто идёт?» Дети изображают походку: то воробьёв, то ворон. Они: то скачут на двух ногах, то важно шагают. Воспитатель аккомпанирует им на бубне: то мелкой дробью, то размеренным ритмом.

Пальчиковая гимнастика

1. «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек.

2. «Кормушка у дома»

Птицы к дому подлетели (Два больших пальца обхватывают друг друга, остальные делают взмахи, как птица крыльями) На кормушку птички сели (Держим одну ладонь параллельно груди) Стали зернышки клевать (Другой рукой, большим и указательным пальчиками), И головками кивать (Соединяем пальчики вместе, изображая голову птицы и делаем наклоны кистями рук).

3. «Снегири»

Снегири. Снегири. (Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам). Раз, два, три; раз, два, три. (Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.) Прилетели, посидели, (Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.) Погалдели, улетели. (Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.) Улетели в небеса. (Останавливаются, машут скрещенными ладонями.) Вот какие чудеса! (С удивлением разводят руками.)

4. «Десять птичек – стайка».

5. «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам) В красных майках снегири (4 наклона головы на строку) Распушили перышки, Греются на солнышке. (частое потряхивание руками) Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку) Улететь хотят. Кыш, кыш! Улетели! (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями) За метелью! За метелью!

6. Снегирек»

Сел на ветку снегирек — дети взмахивают кистями рук Ф-ф, ф-ф, коротко активно выдыхают Брызнул дождик — он промок ударяют указательным пальцем по ладони другой Ф-ф, ф-ф. коротко, мягко выдыхают Ветерок, подуй слегка, качают поднятыми руками над головой Обсуши нам снегирька! Ф-ф-ф-ф-… продолжительно выдыхают.

Физкуль,

«Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: