Роль декоративного искусства в жизни древнего общества презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта – посуду, одежду, мебель, декорировали их орнаментами, узорами, резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда пещерный человек украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное – оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное – касается всех бытовых предметов, в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское – творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное изобразительное искусство отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина – это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка – прикладного.

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы – резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям – предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Проблемы определения

Точное значение «декоративного искусства» сегодня менее важно, теперь, когда узкая элитарная концепция изобразительного искусства вышла за рамки более широкой классификации визуального искусства. Кроме того, несколько современных форм декоративной работы с дизайном интерьера, моды, или компьютерной графикой известны как «дизайнерские» дисциплины, а не декоративное искусство. Таким образом, последний термин, вероятно, постепенно исчезнет, тем более, что он настолько тесно связан с такими категориями, как «прикладное искусство» и «ремесло».

Возникновение

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с промышленной революцией, когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

Конспект урока 5 класс «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»

Сценарный план урока

5 класс

Учитель: Мамедова Ю.В.

Тема:

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Цель:

Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя в качестве примера эпоху Древнего Египта. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Тип урока:

Комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные:

Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные

— Уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

-соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать

Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог,

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

— уметь организовать место занятий.

Образовательные ресурсы. Презентация, учебник, альбом, краски.

Ход урока.

I.Организационный этап! (1 мин)

Здравствуйте!

Я рада вас видеть! Присаживайтесь.

Настрой на урок. (3 мин)

Мы в жизни часто отправляемся в дорогу, К родным, на отдых, по делам, к друзьям, Нам интересного встречается так много, Красивая природа, города, О, сколько неизведанного в них — В тех удивительных местах, в далеких странах, Которые нам доведется посетить! Открытиям новым мы будем рады.

-Ребята, вы когда нибудь совершали путешествие?

-Вы согласны пряма сейчас отправиться в путешествие?

Я вам предлагаю сегодня мысленно перенестись в глубь веков, в древнюю страну необычайно интересной культурой, древнею цивилизацию, а в какую страну мы отправимся… Внимание на экран! ВИДЕО

Итак, мы отправляемся в Египет.

-Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Древний Египет»?

СЛАЙД (пирамиды, сфинкс, фараоны, пустыня)

Древний Египет страна, которая верила в загробную жизнь. В царскую гробницу помещали украшенную золотом мебель, богатую одежду, символы власти, золотые украшения, напитки, еду. Как вы думаете зачем?

(этим они обеспечивали умершему все блага, которые окружали его при жизни).

Это породило большое разнообразие предметов декоративного искусства. Мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве.

СЛАЙД Тема урока: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

СЛАЙД Мы попытаемся выяснить сегодня на уроке

-С какой целью создавались

символы в жизни древнего египетского общества?

СЛАЙД У египтян сложилась своя чёткая система декоративных символов. Одним из значимых символов был Лотос.

Он олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Скарабей

был символом бога утреннего солнца.

Священная змея

символ власти.

Ладья вечности

этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу.

Глаза – уаджета

– защищающая от любой беды и символизирующее воскресенье после смерти

Знак жизни, Знак силы

( данные знаки были только в царской семье).

Как вы считаете, а цвет имел какое то значение?

Цвет тоже имел символическое значение:

Золотисто-желтый

обозначал солнце,
белый
луну,
зеленый
символизировал воскресение природы и её плодородие,
синий
– небо и воду.

Кто в Египте был полновластным правителем и почитался как сын Бога?

(Фараон)

-А что отличала фараона от других

? (одежда)
Какие символы мывидим на слайде?
(скипетр, цвета, глаз, змея) СЛАЙД Посмотрите на нарядную одежду фараона. СЛАЙД Фараон носил полосатый платок
КЛАФТ
сплетённый на спине наподобие косы, высокая
ТИАРА
– двойная корона, которую украшали
ГРИФОН и УРЕЯ
— кобра защитница, два
СКИПЕТРА
— изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода были знаками царского могущества.

-Зачем в Древнем Египте создавалось декоративно прикладное искусство?

(что прославить царей, защитить). СЛАЙД Декор был средством выражения идеи могущества, силы и бессмертия царя. Рассмотрим внимательно погребальную маску фараона-Тутанхамона. Она является подлинным шедевром декоративно-прикладного искусств. —
Какие символы мы видим?
СЛАЙД Посмотрите на саркофаг, принадлежащий фараону Тутанхамону. Мастера украсили его мастерски, на поверхности мельчайший орнамент, гармонично подобрали цвета сохраняющие сияние золота. СЛАЙД У самого входа в переднюю комнату гробницы Тутанхамона стояла замечательная ваза из алебастра (сухая мелко зернистая смесь, похожая на гипс, использовалась в античности)

в форме цветка лотоса, на высокой ножке, ручки по бокам выполнены в виде связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них изображены были древнеегипетские символы.

Сегодня нам предстоит быть в роли древнеегипетских мастеров.

Практическая работа. (15 мин.)

Итак. Послушайте, каковы этапы вашей работы.

Вы поделены на четыре группы.

У каждой группы будет свое задание.

У вас на столах находятся древнеегипетские символы, вы должны будете расписать эти символы,(материал, фломастеры, цветные карандаши, гуашь)

предварительно обсудив, что они могут обозначать.
Первая и вторая группа составляет
составить композицию на алебастровой вазе, и наклеивает символы. Третья и четвертая группа работает с
маской фараона, и портретом нефертити
. Вы должны расположить, соответствующие символы с право и с лево, аналогично расписав их, и продумать композицию, и затем наклеить.

Обратите внимание (демонстрирую рисунки)

на пример того как вам необходимо расписать символы, не одним цветом, посмотрите какое разнообразие цветов в одном символе, конечно этот традиционное египетское сочетание цветов,
(какие цвета мы с вами проговорили?)
У вас в учебнике на стр. 116

представлена пектораль фараона Тутанхамона, посмотрите, что используется в композиции, один символ чередуется несколько раз. При составлении композиции так же используйте чередование символов.

Возьмите в руки голубые карточки, здесь прописаны критерии оценивания ваших работ.

Творческий подход, аккуратность выполнения работы,

соответствие заданной тематике, композиция.

Физминутка. ВИДЕО (1 мин)

Прежде чем мы перейдем к творческой части нашего урока. Мы немного отвлечемся. Встаньте пожалуйста. Внимание на экран! И повторяем движения, плечи вверх вниз, голова в лево вправо! И еще раз!

Приступаем к работе.

При работе следим за своей осанкой. Сядьте ровненько.

(музыка)

Выставка.

Завершаем свои работы! Положите свои кисти, на салфетки, карандаши, закройте краски, сядьте ровно.

-Первая группа выходит и демонстрирует алебастровую вазу

(Какими символами вы заполнили пространство вазы? Что они обозначают? обращаюсь к другой группе правильно построена композиция? Все символы аккуратно расписаны, соответствуют ли цветовой гамме, которую использовали древнеегипетские мастера?)

-Вторая группа алебастровая ваза.

-Третья группа выходит и демонстрирует символы, которыми заполнили вокруг фараона.

-Четвертая группа выходит и демонстрирует символы, которыми заполнили вокруг образ нефертити.

-Мы с вами хорошо потрудились. Вы молодцы! Оценки (на перемене подойти с дневником я вам выставлю оценки).

Рефлексия. (2 мин)

У вас в конвертах Три цвета Лотоса!

Внимание ребята!

Если вы считаете что у вас все получилось,
Поднимите красный Лотос!
Если вы считаете что ваша

работа сложилась неплохо, Но я могу лучше то
Поднимите желтый Лотос!
Если сегодня у вас не получилось

но вы будете стараться
,Поднимите белый Лотос!
Итак, вам понятно? Пробуем!

Домашнее задание: Учебник стр. 108-117

Итог урока: (5 мин)

С какой целью создавались
символы в жизни древнего египетского общества?
( декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось прежде всего во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.).

В заключении нашего урока мне хотелось сказать «Мир наш это книга и тот кто не путешествует, читаешь лишь одну ее страницу».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Тест по ИЗО для 5 класса с ответами. Декоративное искусство в современном мире

Тест по изобразительному искусству для 5 класса на тему: «Декоративное искусство в современном мире»
Автор: Надеенская Елена Алексеевна, учитель изобразительного искусства МОУ «Арсеньевская СОШ», п.Арсеньево, Тульская область Описание: Материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим по программе Б.М. Неменского. Цель: мониторинг и оценка качества знаний обучающихся по изобразительному искусству по теме «Декоративное искусство в современном мире». Задачи: -установить уровень знаний обучающихся; -приучать к анализу воспринимаемой информации; -формировать культуру работы с тестовым материалом. Инструкция: из трех вариантов ответа необходимо выбрать один правильный и отметить его галочкой. Вопросы теста. 1. Как называют изделия из цветной обожженной глины? а) майолика; б)керамика; в)терракота. 2. Как называют гончарные изделия, покрытые глазурью или непрозрачной эмалью? а) майолика; б) керамика; в) терракота. 3. Как называется композиция из нескольких керамических изделий, объединенных единым художественным замыслом? а) набор; б) группа; в) ансамбль. 4. Какая из перечисленных техник обработки не подходит к работе с металлом? а) ковка; б)лепка; в) чеканка. 5. Как называется художественно исполненный тканый ковер для украшения стены? а) батик; б)гобелен; в)макраме. 6. Как называется искусство росписи тканей? а) батик; б) гобелен; в) макраме. 7. Как называется искусство оформления оконного проема кусочками цветных стекол, скрепленных между собой металлическим каркасом? а) эмаль; б) литье; в) витраж. 8. Существует особое выдувное стекло, получаемое ручным способом. Когда оно находится в горячем состоянии, его можно гнуть, мять, лепить, присоединять к нему детали. Как называется такое стекло? а) лепное стекло; б) гутное стекло; в) мягкое стекло. 9. Как называется условный, обобщенный поисковый рисунок, выполняемый перед изготовлением основной работы, изделия? а) замалевок; б) эскиз; в) набросок. 10. Как называются произведения (изделия) декоративного характера, выполненные из различных художественных материалов и предназначенные, как правило, для украшения стен? а) панно; б) картина; в) макраме. Ключ к тесту. 1)б; 2)а; 3)в; 4)б; 5)б; 6)а; 7)в; 8)б; 9)б; 10)а. Литература. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2008г.

Рекомендуем посмотреть:

Тест по ИЗО с ответами для 5 класса. Древние корни народного искусства Тест по ИЗО для 5 класса с ответами. Связь времен в народном искусстве Тест по изобразительному искусству с ответами для 5 класса. Декор-человек, общество, время Тесты по ИЗО для школьников 3 класса с ответами

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 — 6 классах

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров Передней Азии (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло производство ковров.

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока — Ирана, Индии — пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани — муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное искусство Древней Руси испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]