ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Воспитатели:
- Горошникова Т.С.
- Егорова М.Н.
Киселевск, 2020г. Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида»
А.А. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Этот материал особенно ценен в работе с детьми дошкольного возраста для формирования краеведческих знаний, воспитания любви к родному краю.
Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине.
Следует отметить также то, что краеведение – неисчерпаемый источник для интегрированного обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми. Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.
«Ориентации личности выступают, своего рода, «фильтром», пропускающим ту или иную информацию, которая не требует перестройки всей системы личности, поддерживает ее внутреннюю целостность, удовлетворяет потребности личности теми способами и посредством тех ценностей, которые предлагает само общество». (Г. Н. Мусс, 2007)
Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений взаимодействия с окружающим.
Краеведение — это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города…
Главной целью дошкольного краеведения является — воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- Познакомить с историей и современностью нашего города.
- Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.
- Развивать стремление как можно лучше знать свой город.
- Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи.
- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Настоящие методические указания направлены на оказание помощи воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям для повышения компетентности в вопросах организации работы по краеведению в соответствии с ФГОС ДО.
Комплект дидактических игр и методические указании к ним могут использоваться в следующих областях знаний и деятельности:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Пояснительная записка
Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина является одним из важнейших компонентов в развитии личности.
Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в Российском Государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, родного края, города, достопримечательностях, коренных жителях, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Мы живем в Кемеровской области, а это полиэтнический регион и культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Поэтому, знакомя детей с природой и культурными традициями, города, родного края, родители и педагоги воспитывают у детей чувство любви к родине, национального самосознания, духовность, культуру межэтнического общения.
Практическая значимость методических рекомендаций:
- внедрена в практику ДОУ организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;
- обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда групп детского сада в соответствии требованиями;
- подобран комплект дидактических игр по теме;
- методические рекомендации разработаны в связи с подготовкой празднования 300-летия Кузбасса и 85-летия родного города Киселевска.
Разработанные методические рекомендации «Люби и знай, свой край родной» по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края могут использовать воспитатели ДОУ, дополнительные учреждения и родители для повышения компетентности в вопросах организации работы по региональному компоненту в соответствии с ФГОС ДО.
Цель составления методических рекомендаций:
реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной.
Задачи:
Образовательные:
- на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем;
- учить ориентироваться в природной среде обитания;
- приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.
Развивающие:
- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать наглядное — образно мышление, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- расширение знаний детей о полезных ископаемых;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края.
Воспитательные:
- нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему краю, стране;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области;
- воспитание уважения к труду;
- воспитание доброжелательного отношения и уважения к людям разных национальностей;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Ожидаемые результаты:
- развитие у ребенка гражданско-патриотических чувств, любви и привязанности к родному краю, Родине;
- развитие гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому и настоящему Кузбасса;
- способствование повышению активной жизненной позиции педагогов в нравственном воспитании детей.
Новизна идеи состоит в том, что методические рекомендации к комплекту игр по краеведению «Люби и знай, свой край родной» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, к культуре и традициям народов Кемеровской области, а также преподнесения воспитанникам краеведческой информации (познавательные игры, творческие задания). В результате дети дошкольного возраста смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами своего города и региона; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города.
Дидактическая игра МАДОУ №2 «Лучики»: «Профессии Кузбасса. Кому что нужно для работы?»
Цель: знакомство детей с представителями профессий Кузбасса и соответствующими атрибутами, необходимыми для работы.
Задачи:
- закрепить название предметов, принадлежащих данной профессии
- развивать логическое мышление, связную речь дошкольников
— воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.
Возрастная аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Краткое описание игры: шесть мягких игровых кубиков, с гранями размером 8*8 сантиметров каждая, на которых изображены представители разных профессий Кузбасса и атрибуты, необходимые для работы: один кубик содержит изображения только представителей профессий, на гранях других кубиков изображены атрибуты.
Упрощается игра тем, что каждая профессия и атрибуты, принадлежащие к ней, закреплены за гранью кубика одного и того же цвета.
Профессия учитель — соответствующие атрибуты: глобус, учебная доска, мел, указка, учебники.
Профессия шахтер: каска, отбойный молоток, кирка, фонарь, кувалда.
Профессия металлург: доменная печь, фартук и нарукавники, литьевой ковш, каска с защитной маской, железо.
Профессия химик: колбы, защитные очки, препараты, микроскоп, химический аппарат.
Профессия доктор: спецодежда, шприц, аптечка, кушетка, стетоскоп.
Профессия фермер: вилы, трактор, комбайн, корова, тележка.
Методические указания к игре:
— предварительная работа с детьми.
— рассказ о профессиях, характерных для Кузбасса.
После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем, по мере её освоения, дети могут играть самостоятельно. Так как игра содержит объемные фигуры, которые доступны для просмотра всем участникам, игра может быть, как настольной, так и напольной.
Правила игры: каждый участник должен правильно выбрать атрибут, подходящий к профессии. В игре учувствует от 2 до 5 человек.
Первый игрок-ведущий, выбирается по считалочке, остальные игроки участвуют по очереди. Игра строится, таким образом, чтоб правила игры соответствовали возрастным особенностям детей.
Вариант 1: (Средняя группа)
Игра рекомендуется для индивидуальной работы.
Ребенку предлагается рассмотреть пирамиду, состоящую из кубиков составленную таким образом, что в первом ряду стоит три кубика, во втором ряду два кубика. На гранях предложенных кубиков изображены предметы, относящиеся к той или иной профессии. Задача играющего подобрать подходящую профессию и поставить в завершение пирамиды. В данном варианте и в дальнейшем, игра считается правильно выполненной, если все кубики выставлены гранями одного цвета.
Вариант 2: (Старшая группа)
Играющим предлагается рассмотреть предметы, изображенные на кубиках, которые выставляются ведущим в количестве трех штук. Задача играющих поставить в следующем ряду два подходящих кубика, а затем подобрать загаданную профессию и поставить кубик в завершении пирамиды.
Ход игры:
Ведущий, которого выбрали по считалке, кидает кубик, на котором изображены профессии. Называет профессию, которая выпала на кубике. Остальные участники рассматривают кубики, подбирают грань с изображением материалов или инструментов, необходимых для этой работы, объясняют свой выбор. Почему именно эта профессия важна и ее нужно уважать. Игра заканчивается по мере уставания детей.
Интеллектуальная игра «Всезнайки».
Цель: воспитание чувства гордости и любви к Родине, к родному краю.
Задачи:
- систематизировать знания дошкольников о Кемеровской области;
- закрепить знания детей о достопримечательностях Кузбасса, памятных местах;
- формировать умения работать в команде;
- развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Возраст детей: игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Краткое описание: игровое поле, разделённое на 5 секторов, юла со стрелкой, конверты с карточками:
- города Кемеровской области:
- достопримечательности Кузбасса;
- геральдика городов Кемеровской области;
- животные и птицы, занесенные в красную книгу Кузбасса;
- исследователи земли Кузнецкой.
Методические указания к игре:
- предварительная работа с детьми;
- рассказ об истории города;
- изучение карты Кемеровской области;
- знакомство с достопримечательностями родного края.
- изучение фотоматериалов, которые войдут в основу игры.
После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем по мере её освоения дети могут играть самостоятельно. Все материалы для игры должны располагаться по отношению к игрокам так, чтобы их было хорошо видно и удобно использовать, поэтому игру лучше проводить за столом.
Правила игры: Воспитатель или ребёнок раскладывает конверты с надписями и условными обозначениями по секторам. Ребенок раскручивает юлу со стрелкой и называет тот конверт, на который она указывает. Затем конверт открывается, достаются карточки с изображениями, и дети называют что на ней изображено. За каждый правильный ответ игрок получает жетон. Победил тот, у кого больше жетонов.
- В игре участвует от 3 до 5 человек, 1 — ведущий.
- Выбор ведущего (ребенок или воспитатель).
- На сектора выкладываются конверты с заданиями.
- Ведущий вращает стрелку и берет конверт, на который она указывает.
- Игроки отвечают на вопросы по очереди. За правильный ответ игрок получает поощрительный жетон.
- Выигрывает тот, кто больше наберет жетонов.
Ход игры:
Количество игроков: подгруппа детей от 3-х до 5-и человек. Дети рассаживаются так, чтобы всем было хорошо видно и удобно дотянуться и выбрать карточку. За правильно выполненное задание участник интеллектуальной игры «Всезнайки» получает поощрительный жетон.
Игра заканчивается, когда все дети справились с заданием. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество жетонов. Игра может проводиться несколько раз. Когда все дети начинают легко справляться с заданием, игру можно усложнить. Предложить детям (одному игроку нескольким) составить рассказ по изображению. Игра способствует стимулированию познавательного интереса детей к истории родного края, формирует познавательную культуру и патриотическое сознание. Дидактический материал игры соответствует возрасту детей, практичен в использовании в работе с детьми.
Дидактическая игра — лото «Красная книга. Фауна»
Детское лото — это занимательная настольная игра для детей от 5 лет, которая способствует развитию внимания, логического мышления и зрительной памяти ребёнка, а также знакомит детей с животными красной книги Кузбасса, расширяет кругозор.
Лото включает 4 игровых карточки и 16 фишек:
- Дикие животные: северный олень, медведь, суслик краснощекий, барс снежный, кабарга, волк, кабан, выдра, лось.
- Пресмыкающие: лягушка сибирская, тритон обыкновенный.
- Птицы: журавль – красавка, журавль чёрный, удод, сокол – сапсан, фламинго.
Правила игры
В лото могут играть одновременно от двух до шести человек. Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий достаёт по одной фишке, называет изображённый объект и показывает фишку. Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею названный объект. Выигрывает тот, кто первым закроет фишками лото все картинки на своей карточке.
«Кто первый?»
Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий достаёт из мешка по одной фишке, называет и показывает её игрокам. При усложнённом варианте игры ведущий только показывает фишку, не называя её.
Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею совпавший рисунок. Если желающих забрать фишку нет, фишка возвращается в мешок.
Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закрыл фишками лото все картинки.
«Что изменилось?»
Ведущий выкладывает от 3 до 6 разных фишек картинками вверх. За некоторое время игроки должны постараться запомнить их.
Затем участники отворачиваются, а ведущий что-то меняет, например, убирает или докладывает одну или несколько фишек, меняет их местами. Игроки поворачиваются и стараются определить, что изменилось. Тот, кто сделает это первым (и разумеется, без ошибок), сам становится ведущим.
«Подбери фишку»
На игровой поверхности раскладываются фишки картинками вверх. Ведущий предлагает выбрать фишки с изображением:
а) животных;
б)птиц;
и т.п. в зависимости от вида лото (например, если лото с видами транспорта, то выбираются только легковые машины или только грузовики и т.д.).
Участники игры по сигналу ведущего начинают выбирать фишки. Когда все фишки выбраны, игроки проверяют правильность выбора и подсчитывают количество фишек.
Победителем становится тот, у кого оказалось больше всех фишек с заданным признаком.
«Что общее?»
На игровой поверхности ведущий выкладывает три фишки с картинками, имеющими один общий признак. Задача игроков – определить признак и найти ещё фишки с этим признаком.
Выигрывает тот, кто нашёл большее количество подходящих фишек. Он становится ведущим.
«Какая фишка лишняя?»
На игровой поверхности ведущий выкладывает несколько фишек с картинками, имеющими один общий признак и одну лишнюю фишку. Задача игроков – догадаться, по какому признаку собраны фишки, и определить лишнюю. Эта игра способствует развитию логики у детей.
Выигрывает тот, кто первым нашёл верное решение и смог его обосновать.
Дидактическая игра «Собери пазлы»
Цель: формирование представление о том, что не только у страны есть государственная символика: флаг, герб, но и у каждой области и края.
Задачи:
- закрепить элементарные представления о происхождении и символическом значении изображений на гербе и флаге;
- учить детей узнавать символику родного края и соседних регионов;
- воспитывать патриотические чувства — любовь к Родине — уважение к флагу, гербу Кузбасса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, внимания, сосредоточенности;
- развивать зрительную память, зрительное восприятие;
- формировать умение складывать из частей целое.
Возраст детей: 4-7 лет.
Материалы: шаблон-образец герба и флага России, герба и флага Кемеровской области, герба и флага города Киселевска, карты кемеровской области.
Правила игры: 2-3 ребёнка раскладывают коробки и рассматривают гербы и флаги, подбирают герб к флагу.
- вариант: Найди флаг области, какую назову.
- вариант: Собери флаг по описанию.
Ход игры.
Составить из предложенных символов герб или флаг и рассказать о нём.
- Детям предлагается рассмотреть герб или флаг города и отметить отличительные особенности от гербов или флагов других городов нашего края.
- Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб или флаг города.
- Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память.
- Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
игровой задачи.
*
Пазлы » Собери карту Кемеровской области»
Задачи: познакомить с картой Кемеровской области, с её городами и районами. Привить любовь к родному краю.
- Детям предлагается рассмотреть карту Кемеровской области и назвать города которые входят в неё. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики карту.
- Дети собирают карту без помощи шаблона-образца, опираясь
на память.
Дидактическая игра «Собери карту Кемеровской области»
Цель: формирование знаний о карте Кемеровской области, составление карты по образцу и по памяти, развитие внимания, зрительной памяти, воспитание интереса к родному краю.
Возраст детей: 5-7 лет.
Оборудование: карта Кемеровской области с выделенными цветом городами, контуры 20районов.
Игровая задача. Игра проводится по типу «пазлы». Отдельные цветные контуры городов накладываются на готовый образец- карту Кемеровской области. Названия районов называются сначала воспитателем, затем детьми, отыскиваются и размещаются на нужное место на карте.
Электронная игра «Я люблю свою страну!»
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: Закрепление знаний детей о мужских военных профессиях;
Закрепить знания детей о народных русских костюмах, так же о пословицах родной страны.
Ход игры: Детям необходимо, пройти все уровни, что бы вместе с солдатиком
дойти до флага Российской Федерации.
1-уровень. «Найди отличия». Необходимо с помощью мыши нажать на картинке в то место где присутствует отличие.
2-уровень. «Найди летчика, моряка и танкиста». Детям предложены 3 мужские военные профессии.
Необходимо, с помощью мыши указать, какая техника принадлежит летчику, моряку и танкисту.
Разминка.
3-уровень. «Наряди куклу в Русский народный костюм». Из 4-х предложенных национальных костюмов,
детям необходимо найти русский народный костюм.
4-уровень. «Продолжи пословицу». Детям с помощью воспитателя необходимо прочитать начало пословицы
и из предложенных вариантов выбрать ее конец.
Список литературы
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. −М.: Перспектива, 2011. −143 с.
- Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.», М. 2003г. Ковалёва Г.А.
- Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005.
- Кацюба Д.В. История Кузбасса, Изд. 4-е, Кемерово: Кн. изд-во, 1983, 192 с., ил.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 416 с.
- Колобков М.Н. Исследователи Кузбасса. Кемерово: Кн. изд-во, 1959. 58 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Красная книга Кемеровской области: Коллектив авторов Издатель Жанр Азия принт, Кемерово, 2012208 (том 1); 192 (том 2) 9. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г
- Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико-ориентированный проект. ФГОС ДО. −Волгоград: Учитель, 2015−187 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы Матова В.Н. «Краеведение в детском саду СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». 2014.
- «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015–2025 годы». — М.: АРКТИ, 2005.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. — М.: АРКТИ, 2004.
- Федорова А. Г., Чекмазова Л. В., Леднева Е. М., Какуева А. К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ // Молодой ученый. — 2020. — №28. — С. 953-954. — URL https: //moluch. ru/archive/132/36707/
- Энциклопедия для детей. Том 2. Москва, «Аванта+», 2009г.
- Яворский В.И. Очерки по истории геологического исследования Кузнецкого бассейна. — Тр. ВСЕГЕИ, нов. серия, т.69, 1962.
Приложение 1.
Следующая > |
Дидактические игры на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Часть 1
Представленные ниже материалы могут быть использованы воспитателями, психологами детских садов при планировании и проведении занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вторую часть игр смотреть здесь.
Дидактическая игра «Наша улица»
Цель:
Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Дать понятие о прямоугольнике, находить общее и различное с квадратом. Соотносить геометрические фигуры с определенными фактами на улицах города, обозначать данными фигурами объекты на рисунку-схеме родной улицы.
Оборудование.
Демонстрационное: фотографии, иллюстрации родной улицы, детские рисунки и два соединенных в длину листа бумаги (А4) на фланелеграфе с указанными ориентирами (дорога, остановка, памятник и т.д.). Создание рисунка-схемы улицы.
Раздаточный: силуэты геометрических фигур разного размера и цвета по возможности которыми можно обозначить определенные объекты; изображения деревьев, кустов, машин, людей (в соответствии с профессиями).
Примечание.
Игру целесообразно проводить во второй половине дня после пешеходной экскурсии по улице, после рисования детьми родной улицы.
Игровые действия.
Воспитатель обращает внимание детей на фотографии и другие изображения родной улицы (улицы, на которой расположен детский сад). Предлагает вспомнить пешеходную экскурсию по улице, поделиться своими впечатлениями: какие объекты улицы запомнились больше всего. После высказываний дети совместно воспроизводят в правильной последовательности устно все объекты, которые видели во время прогулки. Изображают их на схеме с помощью геометрических фигур. Малыши выбирают геометрические фигуры и соотносят их по цвету, размеру со зданиями на родной улице. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и назвать, с помощью каких именно фигур изобразили те или иные здания. Дети узнают квадраты, треугольники. Педагог обращает внимание на прямоугольник и просит малышей определить, на какую геометрическую фигуру он похож (чем?), Чем: отличается от квадрата? Создает проблемную ситуацию: что стало бы с многоэтажкой, которую мы отобразили с помощью прямоугольника, если бы мы «поставили» ее на длинную сторону фигуры? Малыши самостоятельно обследуют прямоугольник, приходят к выводу, что у него есть четыре прямых угла, две длинных стороны, две коротких. С помощью проблемных ситуаций при создании схемы улицы воспитатель помогает детям усвоить, что наличие двух длинных и двух коротких сторон — существенная характеристика прямоугольника. После наклеивания силуэтов основных объектов на «улице» педагог вместе с детьми «оживляет» макет вместе наклеивают силуэты деревьев, машин, людей, облаков, круг — солнце в небе и прочее.
Дидактическая игра «Построим улицу для кукол»
Цель:
Закрепить у дошкольников знания геометрических фигур (квадрат, прямоугольник), геометрического тела — куб. Дать понятие о бруске. Учить находить общее и различное между квадратом и кубом, прямоугольником»-бруском. Развивать навыки использования математических знаний в игре.
Оборудование.
Схема родной улицы, которую дети создали накануне, игрушечные куклы, машины, силуэты деревьев, конструктор; определено место для создания «улицы» на полу с ориентирами (дорога, пешеходный переход и т.д.).
Игровые действия.
Воспитатель обращает внимание детей на схему родной улицы, напоминает, как интересно детям было во время пешеходной экскурсии. Однако, отмечает педагог, наши куклы на экскурсию не ходили, на улице не гуляли. Предлагает построить улицу для кукол из напольного конструктора. Итого: детьми рассматриваются детали конструктора (куб, брусок), обдумывают, какие здания с их помощью можно построить. Воспитатель обращает внимание детей на то, что детали конструктора похожи на геометрические фигуры на схеме (На какие? Чем похожи?). Вместе выясняют, чем они отличаются. Педагог отмечает, что плоскостная геометрическая фигура самостоятельно на полу не стоит — она падает (демонстрирует), геометрическое тело, которым является и куб, и брусок («кирпичик» из конструктора), стоит на полу, не падает. Геометрическую фигуру можно «зажать» между ладошками, а геометрическое тело — нет. Такие свойства геометрических тел и помогут нам сейчас построить макет нашей улицы.
Во время работы педагог также обращает внимание на то, какие здания выше, какие ниже, что надо сделать, чтобы и на нашем макете здания были высокие и низкие?
Примечание.
Во время обыгрывания ситуаций на созданном макете улицы педагогу обязательно следует отметить правила безопасного поведения: можно ли детям самим играть на улице? Как и в каких местах следует переходить улицу?
На какой сигнал светофора это можно делать? Какая еще опасность может ожидать ребенка на улице и как ее следует предотвратить?
Дидактическая игра «Нам интересно на улице играть и все вокруг считать»
Цель.
Закрепить навыки счета в пределах 5.
Учить соотносить число с цифрой.
Развивать внимание, бдительность зрения, умение находить и выделять предметы с заданными характеристиками из большого количества других различных предметов, объединять их в одно множество, подсчитывать количество элементов в данном множестве, обозначать их цифрой.
Оборудование.
Демонстрационное: рисунок-схема родной улицы (улицы, на которой расположен детский сад), цифры от 1 до 5.
Раздаточное: карточки с цифрами в пределах 5.
Игровые действия.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему улицы и выяснить, есть ли одинаковые (подобные) объекты на ней. Далее предлагает посчитать молча и показать цифрой, сколько на схеме есть многоэтажек? Елок? Изображений машин? Полос на пешеходном переходе? Магазинов? Остановок? После каждого ответа педагог приглашает одного ребенка, который вслух считает заданные объекты, показывая их на схеме, подбирает соответствующую цифру.
Дидактическая игра «Найду маленькую Лену»
Цель.
Закреплять навыки ориентирования относительно объектов на рисунке-схеме.
Оборудование. Рисунок-схема улицы, на которой расположен детский сад; силуэтное изображение маленькой девочки Лены, которое можно расположить в любом месте на схеме; игрушечная рация.
Игровые действия.
Воспитатель сообщает, что на нашей улице живет маленькая девочка Лена. Она еще не ходит в детский сад и не знает, что детям нельзя самим играть возле проезжей части, самим ходить по улице. Вот она и потерялась. Ее мама очень волнуется и обратилась в милицию за помощью. Кто первым найдет Лену, должен как можно быстрее по рации описать маме, где именно находится девочка.
Дети закрывают глаза, воспитатель перемещает силуэтное изображение девочки. Каждый ребенок («полицейский») поочередно описывает ее местонахождение: «На дорожке к многоэтажки, у лавочки», «Между елками, у аптеки», «На остановке, под рекламным щитом» и т. д.
Примечание.
Игру уместно сопровождать пояснениями по безопасности поведения на улице.
Дидактическая игра «Поможем архитектору»
Цель.
Учить сравнивать объекты по высоте, приемом приложения, располагать их по высоте в заданной последовательности.
Оборудование.
Раздаточное: фон — лист бумаги с изображением ориентира (дороги); силуэтное изображение различных по высоте зданий.
Игровые действия.
Воспитатель сообщает детям, что для развития улицы каждому архитектору необходимо сначала разработать схему расположения зданий на ней. Чтобы улица была хорошей, здания следует располагать в определенной последовательности.
I вариант.
Воспитатель задает детям варианты последовательностей расположения зданий, дети выкладывают силуэты на листе.
от низкого к высокому и наоборот.
II вариант.
Дети самостоятельно располагают силуэты зданий и рассказывают о «своей улице» (объясняют последовательность расположения по высоте). Создание проблемной ситуации:
Воспитатель демонстрирует сюжетную иллюстрацию, здания, которые изображены на разных планах (на переднем и в перспективе), на разных уровнях. Спрашивает:
— Можно ли по этим рисункам узнать, здание выше, ниже?
— Можно ли это определить на глаз (если бы не было обозначено количество этажей)? Почему?
— Как следует располагать предметы (объекты), чтобы сравнить их по высоте? (На одном уровне)
Дидактическая игра «Кто быстрее»
Цель.
Дать понятие о скорости движения. Учить во время игры двигаться в заданном направлении с заданной скоростью. Закреплять правила безопасного поведения на улице, между сверстниками в игре.
Оборудование. Фланелеграф, изображения людей, животных, видов транспорта. Игрушечные руля на каждого ребенка.
Игровые действия.
Воспитатель предлагает детям расположить изображения объектов в порядке возрастания свойственной им скорости. Например: человек — собака — трамвай — автомобиль — скорая помощь — самолет и т. д.
Объяснить свой выбор: «Автомобиль движется быстрее трамвая, ведь трамвай везет много пассажиров …» и т. д.
Примечание.
Набор иллюстраций каждый раз можно менять.
Воспитатель обращает внимание детей, что во время движения можно изменять его направление. Дети-водители могут менять направление и скорость движения по указанию воспитателя машины движутся вперед, едут медленно (быстро), поворачивают налево (направо), останавливаются и т. д.
Дидактическая игра «Овощи, стройся»
Цель.
Закреплять знания о смежных числах. Продемонстрировать наглядно, как можно сравнивать смежные числа. Закреплять умение соотносить число и цифру.
Оборудование. Наборное полотно, цифры от 1 до 6, силуэтные изображения овощей (шесть видов по 6 экземпляров).
Игровые действия.
Воспитатель сообщает, что Лена на своем огороде собрала урожай овощей и разложила их на полках в погребе. На каждой полке оказалось определенное количество овощей, а сколько именно, нам подскажут цифры. Предлагает разложить овощи на полках в соответствии с цифрами-подсказками (какие именно овощи класть на какую полку — подскажут изображения овощей, которые воспитатель уже выставил «на полку»; по одному на каждую).
После того, как дети разложили необходимое количество овощей на полках, воспитатель вместе с малышами проверяет, соответствует ли количество овощей цифре.
Далее педагог рассказывает, что ночью овощи ожили, посмотрели, как они расположены на полках, и что-то им не понравилось. Спрашивает у детей, могло ли овощам не понравиться? Подводит к выводу, что нет четкой последовательности в количестве расположения овощей. Предлагает разложить их на полках так, чтобы все цифры-подсказки нашли себе соседей (от меньшего количества овощей в крупнейшей).
В результате работы дети получают своеобразные «ступеньки» из цифр, что позволяет воспитателю: выяснять вместе с малышами, какое число больше, какое меньше; назвать «соседей» загаданного числа, загадать определенное число за его «соседями», считать в прямом и обратном порядке, отрабатывать понятие «следующее число», «предыдущий номер, сравнивать, насколько больше (меньше) овощей в заданных рядах, как образовалось определенное число, считать единицами и тому подобное.
Дидактическое упражнение «Какие овощи выросли на огороде?»
Закрепление знаний об овощах, их внешнем виде, развитие внимательности зрения.
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть иллюстрацию, на которой изображены: силуэты овощей (друг на друге) и выяснить, какие овощи подготовила Лена для продажи на ярмарке.
Картотека игр краеведческого характера
Дидактические игры.
«Изобрази явление природы»
.
Дидактическая задача: закрепить знания о явлениях природы, характерных для Ульяновской области (радуга, разлив, листопад, дождь, снег, туман, гроза, смерч, и др.)
Материалы: картинки с изображением явлений природы.
Ход игры: Ребенок изображает с помощью пантомимы явление природы, остальные — угадывают. После угадывания воспитатель показывает картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается, когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.
«Ульяновские тропы».
Дидактическая задача: закрепить умение ориентироваться по карте.
Материалы: карта Ульяновска, маленькие магнитики.
Ход игры: Детям задается маршрут от пункта А до Б, проложить дорогу по карте, показывая свой маршрут похода, отмечая его магнитиками.
«Как избежать неприятностей на природе».
Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах.
Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.
Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.
«Знакомьтесь, родной край».
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.
Материалы: фотографии с видами Ульяновска, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.
Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.
«Назови памятники архитектуры».
Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).
Материалы: изображения памятников архитектуры, карта Ульяновска.
Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по карте.
«Красный огонек».
Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных Ульяновской области, занесенных в Красную книгу.
Материалы: картинки растений и животных.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Моя улица».
Дидактическая задача: закрепить знания о современных и старых названиях улиц.
Материалы: старые фотографии города Ульяновска, карта с улицами Ульяновска
Ход игры: Дети на карте города находят свою улицу и подписывают её название, затем в скобках пишут старое название(если есть).
«Собери кубики»
(наборы старых кубиков, которым дали новую жизнь)
Дидактическая задача: Поддерживать активный интерес дошкольников к родному краю; Развивать внимание, мышление, усидчивость, и др.
«Найди отличия».
Дидактическая задача: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город растет, благоустраивается и лучшие его новостройки, удачно дополняют и развивают исторический облик древнего города.
Ход игры: Дети находят отличия сравнивая фото из прошлого и настоящего.
«Волшебные ленты дорог» (учебно-развивающая игра)
Материалы:
игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.
Ход игры.
Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.
Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.
Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».
«Герб города» (игра)
Цель:
закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы:
шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
- Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
- Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета лей при помощи шаблонов-накладок.
- Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
«Район, в котором мы живём» (настольная игра)
Цель:
обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
Материалы:
игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры.
Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».
Примечание.
Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.
«История родного города» (игра-лото)
Цепь:
закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы:
игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры.
Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание.
На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.
Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.
«Заколдованный город»
Задачи:
закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы:
альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель:
«расколдовать» город.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живёте?
- Как давно был основан наш город?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
- Какие памятники старины есть в нашем городе?
- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
- Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе? Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария — фотография здания планетария.
Примечание.
По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
«Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Знаешь ли ты?»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города
Материал: портреты известных соотечественников
Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Продолжи пословицу».
Цель: знакомить с устным народным творчеством
Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
Лото «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.
Разложить на столе или полу карты.
Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.
Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую
карту ее положить.
Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.
«Птицы нашего города».
Цель: знакомить детей с птицами родного города
Материал: карточки с изображениями птиц
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Нарисуй узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Дети рисуют простой узор по образу.
«Одень куклу».
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре
Дети одевают куклу в национальную одежду.
«Сортируй узоры»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки народных промыслов
Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
Собери узор.
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Интерактивные краеведческие игры по ознакомлению старших дошкольников с родным городом.
— формировать представления дошкольников об историческом прошлом и современности родного города.
— закреплять и расширить знания об его архитектуре, достопримечательностях, природе и культурном наследии.
— воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой родине, любовь к родному городу.
Они активизируют познавательный интерес, внимание, память. Развивают воображение, связную речь, сообразительность, логическое мышление, зрительное восприятие, конструктивные навыки. А также способствуют развитию самостоятельности, инициативности при решении поставленных задач, формированию коммуникативных навыков дошкольников.
При использовании краеведческих игр следует придерживаться определенных принципов:
Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
Конкретно и четко объяснять правила игры.
Главное, чтобы в играх участвовало не менее 2-х человек.
Предлагаемые игры используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом на этапе закрепления ранее изученного материала.
Игра «Лента времени».
Основная цель — знакомить детей с историей развития города и его объектов. В качестве материала предлагаются наборы иллюстраций (по 6 штук), с изображением видов города, его отдельных объектов, относящихся к разным временным отрезкам, игровое поле – это лента времени (атласная лента с цифрами от 1 до 6). Играть могут от 2 до 10 человек. Разделившись на команды, дети выкладывают «ленту времени» какого-либо объекта (от его первоначального вида до наших дней). Далее проходит обсуждение выполненной работы. Рассказчиком может быть как педагог, так и ребенок, уже знакомый с историей развития данного объекта. Данная игра дает возможность детям самостоятельно установить последовательность изменения городских объектов во времени, а именно – жилых зданий и общественного транспорта, скверов, городских улиц и пр.
Следующая игра «Узнай меня»
вызывает большой интерес и некоторое удивление не только у детей, но и взрослых. Цель игры таже, что и в предыдущей. Играющим предлагается найти пары картинок, на которых изображено одно и тоже здание или городской объект в первоначальном виде (при его строительстве) и в современном (в наши дни).
Игра «Заколдованный город»
позволяет не только закреплять представления детей о современном облике города и его достопримечательностях, но и развивать зрительное восприятие и логическое мышление. В этой игре детям предлагается рассмотреть изображение городского объекта в измененном виде (зашумованные картинки, контурное, пиксельное изображение, расплывчатый рисунок и пр.) и сопоставить с фотографией достопримечательности. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» педагог проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.