Под интеллектуальным развитием ребенка подразумевается развитие высших психологических функций (память, мышление, восприятие, речь, воображение), а также эмоциональной, социальной и физической сфер интеллекта. Если кратко, интеллект — это мыслительные способности. Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти. Поэтому родители, решившие помочь своему чаду, должны организовывать занятия с учетом всех перечисленных функций и сфер. Чтобы сделать это грамотно, важно знать, как развивается интеллект на разных возрастных этапах. Притом оказывать непосредственное воздействие и помощь ребенку вы можете уже в дошкольном возрасте.
Возраст и развитие интеллекта
Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.
В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.
Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, то есть 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.
Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится. В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что-то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем-либо.
Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.
Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.
Дети развиваются по-разному, и требовать о своего ребенка такого же уровня интеллектуального развития, как у кого-то другого, бессмысленно. Это может привести в итоге к формированию у него низкой самооценки и неуверенности в себе.
Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста
Интеллектуальная игра для детей 5-7 лет «Молодое дарование»
Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями. Задачи: 1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений; 2. Развивать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием; 3. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку; 4. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций; 5. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь. Оборудование: конверты с занимательными задачками, видео с картинками из сказок, мольберт, фломастеры, иллюстрации геометрических фигур, призы. Ход игры: Ведущий: Добрый день. Мы рады видеть вас сегодня на нашей интеллектуальной игре «Молодое дарование». В игре принимают участие команда старшей группы №1 и команда старшей группы №2. Я прошу команд представиться и поприветствовать друг друга. (Приветствие команд и капитанов) Команда «Почемучки» «Мы пытливые умы, Мы с вопросами на ты». «Почему» — вопрос любимый, Помогает, нам расти.» Команда «Знайки» «Если много хочешь знать, Много должен ты читать». Наш девиз: «Не унывать! Всё пройти и всё узнать»! Ведущий: Для подведения итогов по каждому заданию нами выбрано жюри: ( представление членов жюри) .Наша игра состоит из пяти заданий. 1 задание « В гостях у сказки»: В этом задании командам необходимо ответить на 10 вопросов. На это задание отводится ограниченное количество времени: по 2 минуты для каждой команды. По окончанию времени звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ на вопрос команды получают по 1 очку. Вопросы для команды «Почемучки»: 1. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка). 2. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок). 3. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля) 4. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба — Яга) 5. Маленькая девочка живущая в цветке ?(Дюймовочка) 6. Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино) 7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке») 8. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас) 9. На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде) 10. Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.) Вопросы для команды «Знайки»: 1. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка) 2. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино) 3. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк) 4. Зеленый друг чебурашки? (Крокодил гена) 5. Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (Крокодил) 6. Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки) 7. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина) 8. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф) 9. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда? (Федора) 10. Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына в сказке «Телефон»? (Пять или шесть. Ведущий: пока наше жюри подводит итог первого задания, мы с вами споем песенку «Выглянуло солнышко», которая поднимет нам настроение. 2задание. «Занимательные задачки в волшебной коробочке» Ведущий: Каждый ребенок из команды по очереди достает из коробки конверт с задачкой. Ведущий читает задачу, а ребенок, который тянул конверт, отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда. За каждый правильный ответ без помощи команда получает 2 балла, а если участнику помогли с ответом, то тогда команда получает 1 бал. 1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? 2. В лесу росла береза. На ней росли яблоки: 1 зеленое, 2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве? 3. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего? 4. Какое сейчас время года? 5. Перечисли все зимние месяцы? 6. Сейчас утро или вечер? 7. Какие еще части суток вы знаете? 8. Сегодня четверг, а завтра? 9. Назови дни недели, начиная с понедельника. 10. Какой твой любимый день недели? Который он по счету? 11. Кто стоит справа от тебя? 12. Кто стоит сзади? 13. Чем измеряют время? 14. Чем измеряют температуру? 15. Чем можно измерить длину или высоту? 16. Чем измеряют вес? Ведущий: Молодцы команды, справились с заданием. Пока наше жюри подводят итоги, мы объявляем конкурс загадок для болельщиков: 1. Самое длинношеее животное. (Жираф) 2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру) 3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин) 4. Длинноухий трусишка. (Заяц) 5. Красивый, но несъедобный гриб. (Мухомор) 6. Самая большая ягода. (Арбуз) 7. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. (Ромашка) 8. Рыжие грибы со звериным названием. (Лисички) 9. Что наступает после зимы? (Весна) 10. 2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью) 11. 3. Самое жаркое время года. (Лето) 12. Самый короткий месяц в году. (Февраль) 13. Снежное время года. (Зима) 14. Черная лесная ягода. (Черника) 15. Фрукт, похожий на лампочку. (Груша) 16. Какие ягоды любит медведь? (Малину) 3 задание «Конкурс капитанов» Ведущий: Капитанам команд предлагается выполнить два задания. Первое задание — логические задачки. Капитанам надо внимательно послушать задачу и ответить на поставленный вопрос: 1. Антон и Никита играли разными игрушками – машинкой и пирамидкой. Антон пирамидкой не играл. Чем играл каждый из мальчиков? 2. Саша и Егор пили чай из чашек разного цвета: желтой и красной. Саша пил чай не из желтой чашки. Из какой чашки пил чай каждый из мальчиков? Второе задание — видео вопросы. Капитанам будет показано по 6 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Ваша задача назвать эти сказки. Ведущий: Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура, я объявляю музыкальную паузу. Ведущий: Слово для объявления результатов 3 задания предоставляется жюри. 4 задание. «Умные фигуры» Ведущий: Командам предлагается задание на зрительную память. Команды смотрят на плакат с изображением геометрических фигур 30 секунд, затем предлагается по памяти нарисовать такое же изображение на мольберте. Ведущий: Музыкальная пауза. Слово предоставляется жюри, по итогам 4 задания. 5задание. « Сказочная гостья» Ведущий: В этом конкурсе вас ждет сюрприз вести его, будет сказочный персонаж. Отгадайте: какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и вокальное мастерство получила от хозяина жилище из чистого хрусталя и почетный караул. (Белочка из «Сказки о царе Салтане».) Вбегает белочка. Белочка: Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам пришла на игру и приготовила очень трудные вопросы: 1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков? (один) 2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг) 3. Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок? 4. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница? 5. Над лесом летели две рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? 6. Что едят крокодилы на северном полюсе? 7. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка взяла одну книжку, потом еще, потом еще две книжки. Сколько книг прочитала собака? 8. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить? 9. Кто громче замычит – петух или корова? 10. Какой цвет волос у Колобка? Белочка: Молодцы ребята, справились с заданием! А теперь пока жюри подводит итоги, мы поиграем в мою любимую игру «Кривое зеркало» я буду показывать движение, а вы выполняют движение наоборот (например, вед. наклоняется вправо, а дети — влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.) Подводятся итоги интеллектуальной игры и Белочка награждает победителей.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра для детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе Игра «Умники и умницы» для детей подготовительной группы детского сада Игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Логические задания для детей 5-7 лет
Похожие статьи:
Что такое развивающие игры для дошкольников
Подвижные игры – пятнашки для детей дошкольников
Развивающие игры в картинках для детей 6-7 лет
Упражнения на подготовку руки к письму для старших дошкольников
Игры по ОБЖ в старшей группе
Игры на умственное развитие младших дошкольников
В 3-4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем-то спрашивает и практически постоянно двигается.
Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.
- Кто пропал?
Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться. Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая собака и т. д.), формы, названия предметов и растений.
- Чемодан.
Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.
- Назад-вперед и лево-право.
Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.
Игры на умственное развитие средних дошкольников
В этот период дети начинают проявлять интерес к изучению букв и письму, а также установлению отношений со сверстниками. Вы можете заметить, что малыш уже выделяет конкретного ребенка из других на площадке, поэтому возраст 4-5 лет – это благоприятный этап для формирования социального интеллекта и изучения этических норм (девочек нельзя бить, старших нужно слушать). Здесь вам помогут следующие игры.
- Буква в гостях.
Начинайте утро с небольшой сказки: «К нам сегодня в гости пришла буква А! (покажите малышу картинку с буквой или магнитную букву). Она сказала, что ты уже большой и тебе пора знать, из чего состоят слова. Ты ведь хочешь научиться читать сказки? Буква А есть в таких замечательных словах, как «мама», «папа» (слова повесьте тоже и попросите малыша показать в них букву А). Где в слове «мама» буква А? Правильно!»
- Что лишнее?
Разложите на столе овощи, например морковь, картофель, лук, помидор, а пятым положите фрукт. Спросите у малыша, все ли здесь овощи или есть что-то лишнее? Эта игра развивает логику, словарный запас и знания об окружающем мире. Включайте постепенно малознакомые предметы и увеличивайте их количество.
- Хорошо или плохо?
Данные понятия важно изучать, так как малыш начинает выстраивать личные психологические границы. Что делать можно, а что нельзя, как с ним не могут обращаться, а как могут? В игру можно играть после просмотра мультфильма или прочтения сказки: «Гусеницы поступили хорошо или плохо? Можно ли так поступать?».
Игры на умственное развитие старших дошкольников
В 5-7 лет игры на развитие интеллекта должны способствовать формированию абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, связной речи, математических способностей, навыков чтения и знаний об окружающем мире, мелкой моторики.
- Найди отличия.
Предложите малышу две очень похожие картинки, попросите внимательно их рассмотреть и сказать, чем они отличаются.
- Где плавали рыбки из сказки?
Покажите ребенку три рисунка с аквариумом, а затем расскажите сказку, в которой вы опишите рыбок и сам аквариум. Затем спросите малыша, о каком из трех аквариумов идет речь.
- Невидимые фигуры.
В воздухе пальцами прочертите фигуру, а потом попросите ребенка зарисовать ее. Проделайте так несколько раз. Когда фигуры будут нарисованы, малыш должен будет их назвать.
- Домики, где живут цифры.
Нарисуйте несколько домов, где будут жить цифры. Потом сочините сказку о том, как цифра три пошла в гости к цифре один. Спросите малыша, сколько получится, если к трем прибавить один? Объясните, что получится цифра, идущая за цифрой 3. Попросите сосчитать до 5, чтобы малыш мог сам вычислить ответ.
Интеллектуальная игра в лагере
Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть.
Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры – творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.