Конспект занятия для детей среднего возраста по познавательному развитиютема «человек. части тела»
Автор – воспитатель МКДОУ№ 6, город Сегежа, р. Карелия
Татьяна Чибирнова
Цель: формирование у детей представления о частях тела человека.
Задачи:
— учить называть и находить у себя определённые части тела;
— уточнить представление о том, для чего человеку глаза, уши, руки, ноги и т. д. ;
— активизировать речь детей, расширить словарь по данной теме;
— воспитывать уважительное и бережное отношение к собственному телу;
— развивать познавательную активность дошкольников.
Оборудование: Презентация (прилагается, плакат «Человек», фонендоскоп, счётные палочки.
Материалы к коррекционным занятиям по теме «Части тела»
Тема: Человек. Части тела.
Даты проведения______________________________________________
Цель: Создание условий для ознакомления ребенка с частями тела человека.
Задачи
-Образовательные: формирование представления о теле человека, нахождение и показ частей тела на себе, на кукле и на изображении.
-Коррекционно-развивающие: развитие произвольного зрительного и слухового внимания, мышления, мелкой моторики рук и координации движений.
-Воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества.
Оборудование: кукла, картинки с изображением человека и частей тела.
Ход занятия
1.Организационный момент
: приветствие ребенка, налаживание эмоционального контакта с ним.
2.Основной этап
2.1 Актуализация знаний. Введение в тему занятия.
2.1.1 Дидактическая игра
«Посмотри и покажи».
Цель: формирование представления о частях своего тела, , подражать действиям взрослого.
Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Смотри … (имя ребенка), вот мои руки», показывает свои руки ребенку, затем говорит: «а где у … (имя ребенка) ручки?», берет руки ребенка и помогает ему рассмотреть свои руки, говорит: «Вот они», просит: «Дай мне ручки» и протягивает свои руки к ребенку.
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики».
«Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик- прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише пальчик, не шуми, братиков не разбуди…Встали пальчики. Ура! А теперь играть пора.» (Пальцы разомкнуты, поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем энергично разжимаются).
2.2 Работа по теме занятия.
2.2.1 Игра на развитие слухового внимания
«Покажи у куклы и у себя».
Цель: формирование представления о частях тела, умения показывать части тела на кукле, слушать и выполнять простые инструкции.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу, говорит: «Посмотри … (имя ребенка), какая красивая кукла пришла к тебе в гости. Смотри, какие у нее ручки (показывает руки куклы), покажи, где у куклы ручки?». Если ребенок не может сам показать руки на кукле, взрослый помогает ему это сделать (1. Рука в руке; 2. За кисть; 3. За локоть).
Подобным образом организуется изучение остальных частей тела.
Для закрепления можно так же показывать на кукле ранее изученные части лица.
2.2.2 Дидактическая игра
«Зеркало (части тела)».
Цель: рассмотрение частей тела, развитие координации движений.
Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Посмотри, вот мои руки, а где твои руки?», ребенок показывает свои руки. Взрослый говорит: «Повторяй за мной» и выполняет простые, доступные ребенку движения и действия руками, а ребенок повторяет за взрослым.
Для закрепления изученных частей тела так же можно использовать эту игру.
2.2.3 Дидактическая игра
«Найди такое же».
Цель: расширение представлений о человеческом теле, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры: Перед ребенком на стол кладется картинка с изображением человека. Взрослый спрашивает: «Кто это?», просит показать изученные части тела: «Покажи, где руки? / ноги? и др.» Затем, взрослый показывает по одной карточке с изображением изученных частей тела, а ребенок говорит, как эта часть тела называется и показывает ее на картинке с человеком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (изображаем ветер-дуем)
Закачалось деревце, (качаем из стороны в сторону поднятыми вверх руками)
Ветерок всё тише, деревце всё выше (тянемся руками вверх).
2.2.4 Практические работы
1. Лепка «Глазки». Из пластилина ребенок скатывает шарики и налепливает их на картонную заготовку «Лицо» с нарисованными частями лица.
Аналогичную работу можно сделать при изучении и других частей лица.
2. Аппликация «Смешная рожица». Наклеивание деталей (глаз, губ, носа, ушей) на готовую форму из картона.
3. Заключительный этап
3.1 Подведение итогов занятия.
3.2 Прощание
Раскраски
Черно-белые раскраски помогают малышам понять, как выглядят, где находятся и в каком количестве разные органы. Есть несколько вариантов пособий-помощников и картинок для детей от года до 7 лет о частях человеческого тела:
- Аппликация и разукрашка
Родители помогают малышу наклеить волосы из ниток, подобрать цвет глаз.
- С подписями на частях тела
Дошкольник учится читать, разукрашивает и называет основные органы.
- Соедини линией части тела и одежду
Малыш ручкой или карандашом проводит линии между головой и шапкой, варежками и ладошкой, кольцом и пальчиком.
- Раскрась и дорисуй.
Картинки для детей незакончены, на лице и туловище человека есть не все части тела. Ребенку нужно понять, какого органа не хватает, дополнить изображение и разукрасить карточку полностью.
Тема “Части тела: интересные картинки для детей” может стать любимой у дошкольников, если обучать новому педагоги будут весело и интересно. Наполняйте занятия в садике загадками, творчеством, возвращайтесь к изученному на смежных по тематике уроках, например, объясняя одежду, смена сезонов, животные, птицы, тогда материал о теле человека усвоится прочно.
Ход занятия
Слайд 1
Организационный момент
Дети стоят в кругу
Взрослый: Ребята, я очень рада всех вас видеть, и хочу подарить свою улыбку (называю имя любого ребёнка)
— Я улыбнулась Марине, Марина это кто?
Дети: Марина – девочка
Взрослый: Как по-другому можно сказать, Марина это кто?
Дети: Марина – это ребёнок.
Взрослый: Правильно. А ещё можно сказать, что Марина – это человек.
Один – человек, а много?
Дети: Люди.
Взрослый: Вокруг нас живёт очень много людей. Все мы очень разные, но у всех у нас есть тело. Есть у нас голова (дети показывают, есть шея (показывают, есть туловище (показывают, есть руки (показывают, есть ноги (показывают).
Все мы очень разные, но строение моего тела похоже на строение тела (Марины, а Марина похожа строением тела на Ваню и т. д.
— Ребята, предлагаю рассмотреть тело человека.
Дети садятся на стульчики.
Основная часть
Слайд №2
Взрослый: Рассмотрим голову человека.
Дети называют, что они видят на слайде (волосы, уши, лицо – глаза, щёки, брови, нос, рот)
Дидактическая игра «Части тела»
Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Части тела»
Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
Цель:
данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
- согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
- подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
- употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
- активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
- составлять сравнительные предложения с союзом «а».
Материал для игры:
карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.
Описание игры:
Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.
Ниже представлены готовые игровые карточки:
- два маленьких детских носика;
- пять маленьких овальных ушей;
- три голубых добрых глаза;
- шесть больших овальных ртов;
- две маленькие детские ручки;
- две стройные женские ноги;
- пять длинных женских пальцев;
- две овальные мужские головы;
- одна изогнутая черная женская бровь;
- три длинные женские шеи.
Игра предполагает соблюдение следующих этапов:
- Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — два).
- Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – носик).
- Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько носиков? — два носика).
- Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (два носика (каких?) – маленьких, детских).
- Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Два маленьких детских носика.)
- По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – ухо.
- Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Носик — один, а ушей — пять и т.д.)
Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.
Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.
Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.
С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.
Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.
На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.
Желаем всем успехов.