Группа продленного дня в школе. Чем занимаются дети на продленке и насколько это полезно?


Развивающие игры в группе продленного дня.

Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов.

Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.

  1. «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.
  2. «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.
  3. «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:
  • что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?
  • что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).
  • что изменилось в нашем кружке. (Дети садятся в кружок, один человек закрывает глаза. Ведущий дает знак, и два человека меняются местами. Надо найти изменения.)
  1. «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.
  2. «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.
  3. «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:
  • по росу;
  • по цвету волос (от светлого до темного);
  • по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;
  • по дате рождения и т. п.

Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.

Занятия на развитие мыслительных способностей.

  1. Придумать слова с заданной буквой:
  • начинающиеся на букву «А»;
  • оканчивающиеся на букву «Т»;
  • имеющие в середине «ЧК»
  1. Перечислить объекты с заданным признаком:
  • белого (зеленого, красного) цвета;
  • прямоугольной (круглой) формы.
  1. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».
  2. «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т: «На кресле – книга и тетрадь», «На крыше кирпичная труба»)

Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.

Занятия на тренировку памяти.

  1. «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).
  2. «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).
  3. По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.

Занятия на развитие воображения

  1. «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист сворачивают пополам. На что похожа получившаяся из краски фигура?
  2. «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.
  3. «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т.д.
  4. «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят.
  5. «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).

Игры на развитие коммуникативных способностей

  1. «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.
  2. «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т.д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».
  3. «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы по четыре человека, каждая группа договаривается, что будет рисовать. Каждый ученик рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.

Игры на развитие чувственной сферы детей

  1. «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.
  2. Игра с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверей в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости).
  3. «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения.

Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.

Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:

  1. «Что у меня не получается и что у меня получается».
  2. «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу ещё».
  3. «Что я люблю».
  4. «Совместный рассказ».

Все эти игры не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.

Режим дня ГПД

Администрацией школы в соответствии с рекомендациями санитарно-гигиенических служб устанавливается режим дня для детей, посещающих группу продленного дня. Основными режимными моментами являются: — Встреча. Воспитатель собирает ребят из ГПД после окончания всех уроков. — Обед по установленным нормам. — Прогулка не менее 2 часов. — Самоподготовка после 15 часов. Для учащихся 1 класса – 1 астрономический час; 2-3 класса – 1,5 часа; 4-5 класса – 2 часа в общей сложности. Преимущество учебных занятий в продленке — это возможность ребенка самопроизвольно делать перерывы под наблюдением воспитателя. — Полдник. — Занятия по интересам (лепка, аппликация, рисование, настольные игры), посещение кружков дополнительного образования, спортивных секций.
Каждая семья самостоятельно решает вопрос о посещении ребенком ГПД: устраивают ли ее условия работы группы, сможет ли школьник готовить уроки в коллективе, а не в домашней обстановке. Не лишним будет послушать отзывы других родителей, чьи дети посещали продленку. Можно определив ребенка и наблюдая за ним, сделать правильные выводы.

Похожее

Обсуждение: 4 комментария

  1. Александр:
    16.11.2016 в 16:21

    Дело нужное,потому как не вижу альтернативы!

    Ответить

  2. Александр:

    21.11.2016 в 04:03

    продленка — это прекрасно, только жаль, что платно

    Ответить

  3. Лариса:

    12.01.2017 в 10:00

    У нас в школе продлёнка бесплатная. Дочку свою записала с первого класса, сейчас в пятом. Забираю её около трех часов дня, как раз после обеда, вот обеды платные. Дочь даже просит оставить её подольше, так как в это время прекрасно общается с одноклассниками.

    Ответить

    Анна:

    13.10.2017 в 19:02

    А что за школа?

    Ответить

Подвижные игры в группе продленного дня

Елена Суркова

Подвижные игры в группе продленного дня

Проблема гиподинамии, как никогда актуальна в наше время. Еще десятилетие назад дети активно гуляли на улице после занятий в школе, посещали бассейны и спортивные секции. Сейчас досуг многих школьников – компьютер, который есть практически в каждом доме. Гиподинамия у детей еще более опасна, чем у многих взрослых, так как растущий организм требует адекватной работы мышц, сердца, сосудов, а от этого зависит и умственная деятельность, развитие интеллекта, способность к дальнейшему обучению. Двигательная активность – основной компонент правильной жизнедеятельности и залог здоровья, еще древние целители знали правило «движение – жизнь!»

, но в последние десятилетия большинство из нас об этом забывает, больше беспокоясь о личном комфорте.

Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию — создать максимально возможные условия для развития личности учащихся.

Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно.

В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра.

Воспитатель должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом играющих для достижения определенных педагогических целей. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность всех детей. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других, умению договариваться. Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье.

Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода»

— гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь.
Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. При выборе игрынеобходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:
-возраст играющих

— помещение для игр

игры на воздухе.

— инвентарь для игр

— число участников

У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в жизнь детского коллектива группы. Поэтому знание игр необходимо каждому воспитателю.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: