Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду
Дидактические игры для дошкольников
Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»
Автор: Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О. Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.
1. Игра «Цветные корзинки»
Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется «Цветные корзинки». Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.
2. Игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти. Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в «Прятки», а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.
3. Игра «Кони расписные»
При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру. Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
4. Игра «Волшебный пейзаж»
Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже — далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру. Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).
5
. Игра «Собери пейзаж»
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру. Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»
Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
7. Игра «Матрёшкин сарафан»
Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде. Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.
Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород Дидактическая игра для младших дошкольников
Похожие статьи:
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени
Картотека игр по художественно-эстетическому развитию
Ход игры:
на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.
«Подготовим стол к празднику»
Цель:
развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.
Ход игры:
перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 — 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.
Настольная игра «Домино»
Цель:
Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.
«Распиши платок для мамы»
Цель:
Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.
«Художественные промыслы»
Цель
: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.
«Собери гжельскую розу»
Цель
: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.
«Собери матрёшку»
Цель:
Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
«Дорисуй узор»
Цель:
игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.
Ход игры:
на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.
«Найди среди красок друзей»
Цель:
обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете
Ход игры:
на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.
«Составь натюрморт»
Цель:
совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему ( натюрморт ), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.
Ход игры:
в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.
Картотека игр
Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию помогут создать дополнительную мотивацию у дошколят и преподнести им новый материал в доступной, увлекательной форме. С помощью дидактического материала ребята получают возможность более детально и образно соприкоснуться с миром искусства в повседневной, реальной жизни. Этому способствуют следующие занятия:
Занятие
- Различные виды изобразительной деятельности (живопись, лепка, аппликация, бумагопластика, прикладное творчество).
- Музыкальное развитие (пение, прослушивание произведений, игра на музыкальных инструментах, ритмика, пластика, пантомима).
- Театрально-художественная деятельность (прослушивание и пересказ сказок и других литературных произведений, ролевые игры, театрализованные постановки и их обсуждение).
Важно! Нужно соблюдать возрастные особенности развития ребёнка при выборе тем и составлении занятий. Это поможет малышам не только усвоить новые термины и понятия, но и овладеть полезными навыками и умениями.
В младшей группе
В возрасте 2-3 лет происходит активное формирование речевого аппарата. Занятия в этот период должны совмещать в себе закрепление понятий с возможностью развития мелкой моторики малыша.
Рисование
Для этой цели особенно хорошо подходят красивые пирамидки, кубики, яркие флажки, бизиборды, пальчиковые краски. Играя, нужно обязательно проговаривать название, цвет и форму предмета.
Рассказывание историй и сказок принесёт наибольший результат для слушателей, если будет сопровождаться действием. Например, настольным театром из картона или фетра. Использование русских народных инструментов также повышает эмоциональный уровень восприятия.
В средней группе
В этом возрасте ребята охотно учатся всему новому. Основные цели педагогов:
- Развить первичные умения и приёмы рисования с помощью различных материалов: карандашей, красок, мелков и фломастеров.
- Заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов: бумаги, фетра, пластилина, шерсти, природного сырья.
- Тематические занятия можно иллюстрировать и дополнять репродукциями картин и фрагментами классических музыкальных произведений, в то же время уделяя внимание фольклору и народной музыке.
- Продолжить знакомство с театром, проигрывать сказки в хороводных играх и сценках. Дополнением станут тематические занятия, рассказывающие о творческих профессиях.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Воспитатель выполняет все этапы занятия вместе с детьми, подробно проговаривает все свои действия.
В старшей группе
Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию в старшей группе имеют свои особенности:
- Дети в 5-6 лет способны самостоятельно получать информацию, используя для этого настольные игры. С их помощью хорошо закрепляются термины и понятия, характерные для занятий творчеством (музыкальные инструменты, материалы художника, ремёсла, литературные произведения и сказочные герои). Музыкальные произведения делятся на жанры. Развивается хоровое пение, игра на музыкальных инструментах.
- В рисовании появляются новые задачи – изображение жанровых картинок, сюжетов по заданной теме. Дети также знакомятся с разными видами народной росписи.
- Театрализация проявляется в постановках, приуроченных к утренникам, тематическим занятиям и народным праздникам.
Обучающая игра
Надо знать! Воспитатель подробно объясняет поставленную перед ребятами задачу, не принимая участия в её выполнении, но внимательно наблюдая за действиями подопечных.
В подготовительной группе
С первой недели сентября занятия направлены на подготовку к школе. Будущие первоклассники должны иметь развитое воображение, представление о социально-общественных нормах и уметь работать не только индивидуально, но и в коллективе. В этот период занятия и задания для ребят составляются так, чтобы помочь открыть таящиеся в детях творческие возможности, активизировать их наблюдательность и любознательность.