Интеллектуальная игра-викторина по обществознанию в 8 классе
«Звездный час»
Интеллектуальная игра-викторина по обществознанию в 8 классе
Цель:
— обобщить и систематизировать знания обучающихся по предмету;
— способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала обучающихся, умению работать в конкурентной среде;
— продемонстрировать владение умениями и навыками, отрабатываемыми на уроках, повысить интерес к предмету.
Задачи:
- Воспитательная —
развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
- Учебная —
повторение основных понятий, определений.
- Развивающая —
развитие внимательности, памяти, находчивости.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска
Вводное слово учителя:
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину «Звездный час».
Путешествовать мы с вами будем с 6
участниками. И мы приглашаем с собой в путешествие команду наших гостей. (5-6 человек).
Оценивать нашу игру будет уважаемое жюри.
Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с обществом, государственным устройством РФ, правами детей и с юридической ответственностью при совершении противоправных действий.
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры
А теперь послушайте правила игры: Вопросы викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл
. А самые умные и смышленые ребята получат
звезды
за самые быстрые, правильные ответы.
На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их звезды.
В супер-игре, т.е в финале сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Итак, начинаем I тур
1 тур разминочный:
На слайде№1
представлены календарные даты:
Командам задается вопрос, задача участников – ответить правильно на вопрос, опередив соперников.
-1. Река начинается с ручейка, а она с улыбки /Дружба/
2. Антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. /правонарушение/
3. Тайное хищение чужого имущества /Кража/
4. Открытое хищение чужого имущества /грабеж/
5. Основной закон страны /конституция/
6. Завладение чужим имуществом путем обмана /мошенничество/
7. Народная форма правления /демократия/
8. Место разрешения споров /суд/
9. Наука , изучающая личность потенциального преступника (криминология)
10 Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей./вандализм/
11. Стремление человека делать добро всем людям /гуманность/
12. Роспись доходов и расходов государства./бюджет/
13. Возможность влиять на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств ( воли, авторитета, закона, насилия и т.д.) /власть/
14. Обязательные платежи, которые государство собирает со всех организаций и граждан /налоги/
15. Человек ничем не делится с окружающими / жадность/
16. Человек рассчитывает, как выгодно и с пользой потратить деньги. /экономия/
На слайде№2
представлены календарные даты:
- 1 июня
- 1 мая
- 4 ноября
- 12 декабря
- 12 сентября
- 12 июня
- 20 ноября
Ответьте на следующие вопросы:
- В какой день в России празднуют День народного единства? (Ответ: 4 ноября)
- Этот день законом Российской Федерации установлен праздничным днем, его история связана с зарождением в конце XIX века рабочего движения, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Долгое время этот день был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник отмечается в 66 государствах мира. В СССР этот праздник назывался Международным днем солидарности трудящихся. (Ответ: 1 мая —
Праздник весны и труда
) - В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования в РФ был принят важный правовой документ. (Ответ:
12 декабря — День Конституции Российской Федерации)
- Эти два дня посвящены детям и объявлены как международные праздники. Один из них – с 1954 года по рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, как день мирового братства и взаимопонимания детей, он посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Он знаменует день, в который ассамблея ООН приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка. Другой из них –
с 1925 году по решению Всемирной конференции в г. Женева, посвященной вопросам благополучия детей. (
Ответ: 20 ноября –
Всемирный день прав ребенка,
1 июня —
Международный день детей)
2 тур
На слайде №3 вашему вниманию представлены разные виды (меры) наказаний за совершенные преступления и проступки:
- Конфискация
- Штраф
- Лишение свободы на определенный срок
- Исправительные работы
- Лишение наград
- Лишение права заниматься определенной деятельностью
- Смертная казнь
Для решения Вам предлагаются следующие 4 вопроса:
- Это один из наиболее древних видов наказания. Изначально он возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». К настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших данный вид наказания в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. (Ответ: 7
)
- Какие виды наказания могут быть применены к несовершеннолетнему лицу? (Ответ: 2, 3, 4, 6)
- Коля, ученик 8 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он это не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. Какую меру наказания (из перечисленных на экране) понесет Коля. (Ответ: 2
— штраф и возмещение ущерба)
- Двое 15- летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 20 тысяч руб. Какой вид наказания может последовать после заведения на них уголовного дела. (Ответ: 3
— лишение свободы до 5 лет и возмещение стоимости ущерба)
На слайде №4
перед Вами имена и фамилии известных политических и государственных деятелей России:
- Борис Грызлов
- Сергей Миронов
- Дмитрий Медведев
- Владимир Путин
- Лев Кузнецов
- Борис Ельцин
- Алексей Кудрин
Ответьте на 5 вопросов:
- Назовите фамилию заместителя председателя Правительства РФ, министра финансов РФ. (Ответ: 7-
А. Кудрин
) - Кто занимает пост Председателя Государственной Думы (Ответ: 1 –
Б. Грызлов
) - Назовите экс-президента России. ( Ответ: 4 и 6)
- Кто возглавляет Совет Федерации Федерального собрания? Подсказка: Он — лидер партии «Справедливая Россия» (Ответ: 2 –
С. Миронов
) - Сегодняшний губернатор Красноярского края (с февраля 2010)? В день всех влюбленных 14.02. 2011 г. он стал «шестикратным отцом». (Ответ: 5 –
Л. Кузнецов
)
3 тур:
На слайде №5 Вашему вниманию предлагается перечень прав человека:
- Право на жизнь
- Право на образование
- Право на труд
- Право на неприкосновенность жилища
- Право на защиту от экономической эксплуатации
- Право на социальное обеспечение
- Право пользования учреждениями культуры
И следующие 4 вопроса:
- Это право означает, что дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы. ( Ответ: 5)
- Данное право позволяет, например, детям с ограниченными возможностями иметь особую заботу со стороны государства в виде льгот, пособий, особых условий получения образования. (Ответ: 6)
- Согласно статьи 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (Ответ: 4)
- Согласно Конституции РФ (ст.43) государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. (Ответ: 2)
На слайде №6 перед вами лица и органы, занимающиеся вопросами правопорядка и соблюдения законности в государстве:
- Милиция (полиция)
- Уголовный розыск
- Адвокат
- Уполномоченный по делам несовершеннолетних
- Милиция общественной безопасности
- Налоговая полиция
- Прокуратура
Ответьте на следующие 5 вопросов:
- Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: 5)
- Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: 7)
- В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается справедливость. (Ответ: 0
– нет ответа, это — суд)
- Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: 3)
- Федеральный правоохранительный орган, являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. (Ответ- 6)
Последний 4 тур
Перед вами названия различных профессий:
- Демограф
- Антрополог
- Экономист
- Политик
- Социолог
- Психолог
- Этнограф
Ответьте на 4 вопроса:
- Найдите профессию, не связанную с общественными науками. (Ответ: 0- нет ответа)
- Специалист, который занимается подсчетом населения, изучает закономерности воспроизводства населения, его миграцию и состав, называется… (Ответ: 1- демограф)
- Этот специалист изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь этноса (народа). (Ответ: 7- этнограф)
- Редкая профессия. На всю страну не больше 2-х сотен специалистов. Они изучают этапы развития человека и варианты его физического строения. Исследуют человеческие расы. (Ответ: 2-антрополог)
На следующем слайде вам предлагается найти неправильные ответы. Если есть ошибка в перечисленных понятиях, необходимо поднять табличку с номером, соответствующим неправильному ответу.
- Итак, перед вами государственные символы РФ: Государственный герб, Государственный гимн и флаг
(Ответ:
2 и 3 -ошибки
) - Перед вами: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации
Вопрос: Все они входят в состав Федерального собрания. (Ответ: 1 —
ошибка, Президент – не входит.)
Финал
Супер — финал
Участвуют два человека
Садятся за стол друг против друга
На столе табличка с понятием «государство»
Задача: за 1 минуту составить из букв этого слова на листе бумаги новые слова. Побеждает тот у кого больше слов, можно буквы заменять заработанными в ходе урока «звездочками»