Программа кружка по внеурочной деятельности «Изонить»


Конспект урока по технологии «Изонить»

Технология «Изонить»

Изонить — это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.

Безусловно,техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируетсяпредмет, выбирается основа, цвет нити. С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и дажепортреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно ипоследовательно выполнять все советы.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

  • основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);
  • то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
  • швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
  • скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
  • иголка;
  • тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: — заполнение угла; — заполнение окружности.

Приём «Заполнение угла».

  1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  2. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).
  3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
  4. Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины («0»).
  5. Вдеть нить в более тонкую иглу.
  6. Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.

Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым. Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Приём «Заполнение окружности».

  1. Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
  2. Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, можно делить окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
  3. Сделать проколы в полученных точках.
  4. Вдеть нить в иглу.
  5. Заполнить окружность по схеме.

Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: — на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; — делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; — по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; — по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.

Советы начинающим.

1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.

2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

При работе с данной технологией у младших школьников формируется:

— технологические знания о работе в технике нитяная графика;

— практические умения и навыки работы в техники нитяная графика;

— развивается и совершенствоваться пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз- рука»;

— воспитывается потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;

— воспитываются положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и др.);

— развивается эстетическое восприятие и художественный вкус.

Урок технологии в начальной школе по теме «Выполнение изделия в технике «Изонить»

Цели:

Обучающая:

  • Познакомить с новым видом художественной деятельности – «изонить».
  • Научить детей уверенно пользоваться иглой, используя технику «изонить».

Развивающая:

  • Развивать воображение, абстрактное мышление, творческие возможности каждого ребенка;
  • Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга; привить умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
  • Развивать активный и пассивный словарь детей;
  • Развивать интерес к предмету;
  • Развивать у учащихся навыки и умения работы с иглой

Воспитывающая:

  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, усидчивость и аккуратность.

Оборудование:

  • картон, бархат, бумага;
  • нитки: мулине, ирис;
  • игольницы с иглами;
  • книжка-игольница с интсруктажем ТБ.

Ход урока.

1.Организационный момент.

— Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о настроении. Каким может быть настроение?

– Внимательно посмотрите, друг на друга и попробуйте определить, у кого самое хорошее настроение.

2.Актуализация знании.

– Каждый из вас любит рисовать. Вы рисуете карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, можно научиться рисовать и нитью. Это еще один вид декоративно-прикладного искусства, который выполняется на плотной основе. Как она называется, мы узнаем, разгадав кроссворд

– Ответ на 1–3 вопрос:

1–3. У тети Моти Всегда в почете – Штучка-одноручка, Носочек стальной, А хвостик льняной. (Нитка, иголка.

)

2. Зимой Дед Мороз на окна нанес причудливой формы заросли роз. (Узор.

)

4. Инструмент бывалый – Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. (Ножницы.

)

5. Стежок аккуратно в узор соберу, И вышью в любые цвета. Я ниточка яркая В косу вплелась И в ней нахожусь я всегда. (Мулине.

)

6. Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки И навести на брюках стрелки. (Утюг.

)

7. А я – хранительница Иголочек и булавочек. (Игольница.

)

Проверка (Эталон

)

– Итак, мы выяснили, что новый вид вышивки – это “ИЗОНИТЬ”, – так называется этот вид деятельности.

— Что такое ИЗОНИТЬ, здесь представлены работы, которые можно сделать с помощью способа нитяной графики. – Что такое Изонить? (Нитяная графика, ниточный дизайн.

)

Достоинство его в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где «разгуляться». В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.

Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные нитки – швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. Все это всегда есть в любой семье.

– Но прежде, чем приступим к вышивке, повторим правила ТБ (памятки на доске и в книжках-игольницах

).

– Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали так: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом они натягивали нити. В наше время чаще используется бархатная бумага – у нее готовый цветовой фон.

Рисунок на картине можно дополнить вышивкой бисером или аппликацией из ткани. Но начинать рекомендуется все-таки с ниток. Техника ниточного дизайна достаточно проста. В этом вы легко убедитесь сами. Если же захотите придумать и сделать “свою” картину, которая была бы по – настоящему интересной и по замыслу и по технике исполнения, запаситесь терпением и не огорчайтесь при первых неудачах.

3.Практическая работа.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

— заполнения угла;

— заполнение окружности.

Заполнение угла

  • Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  • Разделить каждую сторону угла на 12 равных частей.
  • Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины.
  • Сделать иглой проколы во всех точках, кроме вершины.
  • Вдеть нить в иглу.
  • Закрепить нить на изнаночной стороне заполнить угол по предложенной схеме.

– Для работы в помощь вам инструкционные карты № 1, № 2.

Заполнение окружности

  • Начертить окружность.
  • Разделить окружность на 12 равных частей.
  • Сделать иглой или шилом проколы во всех точках.
  • Вдеть нить в иглу.
  • Закрепить нить на изнаночной стороне заполнить окружность по предложенной схеме.

4.Самостоятельная работа.

– А теперь вместе с принцессой Иголочкой и ее подружками Нитками Умелые Ручки научат вас рисовать нитью. Но сначала откроем секреты, которые обязательно нужно знать, прежде чем приступать к работе в технике изонити.

  1. При выполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой (а), по изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий (б).
  2. При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды (а), а по изнаночной нить повторяет линию окружности (б).

– Посмотрите на ваши картонки. На них начерчен угол. На сторонах угла вы видите проколотые дырочки-точки. Около каждой точки стоит цифра. Обратите внимание, в каком порядке пронумерованы точки.

(Показываю на демонстрационном материале порядок нумерации точек.

) Возьмите, пожалуйста, иголку с ниткой, и приступим к работе. Воткнем иголку в точку под № 1 на одной стороне угла (показ). Теперь находим точку № 1 на другой стороне угла, воткнем иглу в эту точку с лицевой стороны, выводим иголку на изнаночную сторону картонки. Теперь находим точку № 2 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. Воткнем иглу в эту точку. Далее проводим иголку в точку № 2 на другой стороне угла — с лицевой стороны на изнаночную. Теперь находим точку № 3 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. Текущий инструктаж учителя (
по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы
)

5.Подведение итога урока. Выставка работ.

– Понравился урок?

– Что нового узнали на уроке?

– На следующем уроке добавим к вашему узору еще уголки, круги и завершим работу.

Список литературы:

1. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. Издательство: АСТ-Пресс, 2010 г. Серия: Ручная работа

2. Леонова О., Рисуем нитью. Ажурные картинки. Изд-во: Литера, СПб, 2005 г.

3.
Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, Академия развития, 1997.

Конспект занятия конструирования по теме ИЗОНИТЬ

Задачи:
обучающие:
ознакомить с правилам использования техники «Изонить»; формировать умения составления композиции; формировать умения работать по схеме;
— развивающие:
развивать фантазию и творчество; развивать познавательные, индивидуальные способности учащихся; развивать память, мелкую моторику кисти рук; развивать образное мышление; развивать интерес к рукоделию;
— воспитывающие:
создать благоприятную атмосферу для совместной творческой деятельности; воспитывать бережное отношение к материалу; воспитывать аккуратность в выполнении работы.
Оборудование и материал для педагога
: цветовой круг, трафареты, технологическая карта, готовое изделие.
Оборудование и материал для обучающихся
: иголки, цветные нити, цветной картон, линейка, карандаш, напёрсток, «снежки» и ведёрки.
Ход занятия:1.
1. Организационный момент.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Вы любите рисовать? А чем можно рисовать?
Обучающиеся:
Карандашами, красками, «перьями» на компьютере.
Педагог:
А вы пробовали рисовать нитью? Сегодня мы познакомимся с новой техникой, используемой в рукоделии. Эта техника называется «Изонить».

2.
2. Основной этап
Педагог представляет учащимся презентацию «Изонить. Введение» (
Приложение №1
). «Изонить» или «Нитяная графика» — это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдом фоне. Изонить, как вид искусства, впервые появилась в Англии. Фон рисунка должен быть плотным, поэтому нужно использовать картон или бархатную бумагу. Для выполнения рисунка применяют мулине, ирис, швейные нити. В настоящее время искусство изонити применяют для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков, сувениров. Для освоения изонити достаточно знать два приёма:
заполнение окружности и заполнение угла.
Сегодня ознакомимся с заполнением окружности.
Педагог
: Перед практической работой отгадаем загадку: Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. Что это?
Учащиеся
: Иголка.
Педагог
: Правильно. Сегодня мы будем работать с иголкой. Вспомним правила безопасности при работе с иголкой и ножницами. Учащиеся называют правила безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Педагог:
У меня для вас есть ещё одна загадка: Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нём, Нос приделали и в миг Получился……….
Учащиеся:
Снеговик.
Педагог:
Молодцы. Я хочу предложить вам сделать открытку «Снеговик» в технике работы изонитью (педагог демонстрирует готовое изделие). Из скольких частей состоит снеговик?
Учащиеся
: Из трёх.
Педагог:
Из каких фигур состоит наш снеговик?
Учащиеся:
Из окружностей.
Педагог:
Верно. У вас есть шаблоны трёх окружностей. Возьмите картон. На не цветной стороне обведите шаблоны окружностей. Поделим большую окружность на 24 части, а среднюю и маленькую на 12 частей. Расставим точки на окружности. Пронумеруйте точки на каждой окружности по часовой стрелке. Проколите иголкой каждую точку.
Педагог:
Что-то мы с вами засиделись. Немного отдохнём и подвигаемся. Снеговика из чего лепят?
Учащиеся
: Из снега.
Педагог:
А на голове у снеговика что?
Учащиеся:
Ведро.
Педагог
: Мы поиграем в снежки. Делимся на две команды. Выиграет та команда, которая больше снежков забросит в своё ведро (проведение физминутки).
Педагог:
Молодцы. Вернёмся к нашей работе. Будем заполнять окружность. Начнём с большой окружности (педагог по образцу объясняет алгоритм заполнения окружности и заполняет). Учащиеся повторяют действия педагога. Педагог наблюдает за детьми и индивидуально помогает учащимся, которые испытывают затруднения.
3.Завершение занятия.Педагог:
Итак, на сегодня мы закончим нашу работу. Посмотрим, что у нас получилось (педагог осматривает работы учащихся, поощряет или даёт совет). Вам понравилось рисовать нитью? Все молодцы. Продолжим нашу работу на следующем занятии.
Используемые источники:
1. О.В. Леонова. “Рисуем нитью ажурные картинки”, СПб., “Литера”, 2005. 2. Интернет-ресурс — https://mir-ricunka.ucoz.ru/index/izonit_dlja_nachinajushhikh/0-65
Приложения:
Приложение №1: Презентация «Изонить. Введение».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: