Модифицированная программа для 2 класса «Всезнайка»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени А.А.Каргина пос.Краснооктябрьский
муниципального района Большечерниговский Самарской области
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол № ___ от «___» ____ 20__ г. Председатель МО ____________ Согласовано «___» _____ 20____ г. Зам. директора по УВР _____________ Утверждаю «___» ______20____ г. Директор __________
Модифицированная программа
«Всезнайка»
Общеинтеллектуальное направление
Возраст детей – 8-9 лет Срок реализации программы – 1 год Составитель – Филатова Е.А.
п.Краснооктябрьский
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Всезнайка» для 2 класса разработана в соответствии с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС. Содержит все необходимые разделы, включая календарно-тематическое планирование.
Курс «Всезнайка» носит развивающий характер. Основной целью является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Ведущей задачей курса следует считать формирование общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включение учащихся в активный познавательный процесс.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Всезнайка»:
В результате изучения данной программы в конце первого года обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- проявлять познавательный интерес;
метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами;
коммуникативные УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
предметными результатами
являются формирование следующих умений:
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- классифицировать явления, предметы;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
внеурочной деятельности «Всезнайка»
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». Экскурс в историю географических открытий. Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Глобус — модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию. Движение солнца над горизонтом. Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Проектная деятельность. Составление режима дня. Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. Викторина «Названия месяцев на Руси». Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение. История происхождения названий дней недели. Составление названий дней недели из букв разрезной азбуки. Круговорот веществ в природе. Иметь представление о круговороте веществ в природе. Просмотр учебного фильма. Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. Объединение игрушечных животных по тематическому признаку. Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Экскурсия «Обитатели почвы». Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». Составление загадок. Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Природа дождевого облака. Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду. Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». Рассмотреть облака зимой. Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Как изучают подводный мир. Иметь представление о подводном мире. Просмотр учебного фильма. Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия. Жизнь в темных глубинах океана. Иметь представление о жизни в тёмных глубинах подводного мира. Просмотр учебного фильма. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд в игре. Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». Ответы на вопросы о героях сказок Практическое задание: изобразить героев прослушанной сказки. Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». Иметь представление о плоде и его многообразие. Просмотр учебного фильма. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Иметь представление о жуках. Выполнение зарисовок. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна». Иметь представление о бабочках. Выполнение зарисовок. Охрана насекомых. Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Иметь представление о жизни насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук». Викторина-игра «Что лишнее». Назвать предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что такое неопознанный летающий объект. История, мнения, свидетельства. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Поволжье. Защита и охрана. Прогулка-путешествие.
Формы занятий:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основные виды учебной деятельности:
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности по данному курсу:
—
частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие
приемы,
как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. — беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. — словесные, наглядные, проблемные, творческие. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу страны и бережно относиться к ней. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. — репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательной деятельности научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях внеурочной деятельности по данной теме.
Учебно-тематический план
№ | тема | всего | теория | практика |
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Глобус — модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Движение солнца над горизонтом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Викторина «Названия месяцев на Руси». | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | История происхождения названий дней недели. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Круговорот веществ в природе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Цепи питания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Экскурсия «Обитатели почвы». | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Природа дождевого облака. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Как изучают подводный мир. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Жизнь в темных глубинах океана. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Охрана насекомых. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Викторина-игра «Что лишнее» | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Уровни ожидаемого воспитательного результата курса внеурочной деятельности «Всезнайка»
1 уровень- (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. 2 уровень —
(формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3 уровень —
(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.
Календарно — тематическое планирование
№ | тема | всего | сроки проведения |
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. | 1 | 1 неделя сентября |
2 | Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». | 1 | 2 неделя сентября |
3 | Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце» | 1 | 3 неделя сентября |
4 | Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». | 1 | 4 неделя сентября |
5 | Глобус — модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | 1 | 1 неделя октября |
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | 1 | 2 неделя октября |
7 | Движение солнца над горизонтом. | 1 | 3 неделя октября |
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | 1 | 4 неделя октября |
9 | Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». | 1 | 1 неделя ноября |
10 | Викторина «Названия месяцев на Руси». | 1 | 3 неделя ноября |
11 | История происхождения названий дней недели. | 1 | 4 неделя ноября |
12 | Круговорот веществ в природе. | 1 | 1 неделя декабря |
13 | Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». | 1 | 2 неделя декабря |
14 | Цепи питания. | 1 | 3 неделя декабря |
15 | Экскурсия «Обитатели почвы». | 1 | 2 неделя января |
16 | Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». | 1 | 3 неделя января |
17 | Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». | 1 | 4 неделя января |
18 | Природа дождевого облака. | 1 | 1 неделя февраля |
19 | Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». | 1 | 2 неделя февраля |
20 | Как изучают подводный мир. | 1 | 3 неделя февраля |
21 | Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». | 1 | 4 неделя февраля |
22 | История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». | 1 | 1 неделя марта |
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | 1 | 2 неделя марта |
24 | Жизнь в темных глубинах океана. | 1 | 3 неделя марта |
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». | 1 | 4 неделя марта |
26 | Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». | 1 | 1 неделя апреля |
27 | Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». | 1 | 2 неделя апреля |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. | 1 | 3 неделя апреля |
29 | Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. | 1 | 4 неделя апреля |
30 | Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна» | 1 | неделя мая |
31 | Охрана насекомых. | 1 | 1 неделя мая |
32 | Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. | 1 | 2 неделя мая |
33 | Викторина-игра «Что лишнее» | 1 | 3 неделя мая |
34 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. | 1 | 4 неделя мая |
Материальное обеспечение:
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М., 2010.
- Григорьев, Д.В, Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов — М., 2011.
- Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. – 2007. — №7
- Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г.
- CD – ROM. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г.
- Учебные фильмы для учащихся.
- Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г.
- CD – ROM. Большая детская энциклопедия. Планета Земля. – ИДДК, 2012г.