Рабочая программа по внеурочной деятельности «Всезнайка» для 2 класса рабочая программа (2 класс) на тему


Модифицированная программа для 2 класса «Всезнайка»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени А.А.Каргина пос.Краснооктябрьский

муниципального района Большечерниговский Самарской области

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол № ___ от «___» ____ 20__ г. Председатель МО ____________ Согласовано «___» _____ 20____ г. Зам. директора по УВР _____________ Утверждаю «___» ______20____ г. Директор __________

Модифицированная программа

«Всезнайка»

Общеинтеллектуальное направление

Возраст детей – 8-9 лет Срок реализации программы – 1 год Составитель – Филатова Е.А.

п.Краснооктябрьский

2016 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Всезнайка» для 2 класса разработана в соответствии с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС. Содержит все необходимые разделы, включая календарно-тематическое планирование.

Курс «Всезнайка» носит развивающий характер. Основной целью является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Ведущей задачей курса следует считать формирование общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включение учащихся в активный познавательный процесс.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Всезнайка»:

В результате изучения данной программы в конце первого года обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
  • проявлять познавательный интерес;

метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами;

коммуникативные УУД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

предметными результатами

являются формирование следующих умений:

  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • классифицировать явления, предметы;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание курса
внеурочной деятельности «Всезнайка»
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». Экскурс в историю географических открытий. Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Глобус — модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию. Движение солнца над горизонтом. Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. Проектная деятельность. Составление режима дня. Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. Викторина «Названия месяцев на Руси». Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение. История происхождения названий дней недели. Составление названий дней недели из букв разрезной азбуки. Круговорот веществ в природе. Иметь представление о круговороте веществ в природе. Просмотр учебного фильма. Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. Объединение игрушечных животных по тематическому признаку. Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Экскурсия «Обитатели почвы». Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». Составление загадок. Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Природа дождевого облака. Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду. Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». Рассмотреть облака зимой. Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Как изучают подводный мир. Иметь представление о подводном мире. Просмотр учебного фильма. Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия. Жизнь в темных глубинах океана. Иметь представление о жизни в тёмных глубинах подводного мира. Просмотр учебного фильма. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд в игре. Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». Ответы на вопросы о героях сказок Практическое задание: изобразить героев прослушанной сказки. Образование плода. Викторина «Много­образие плодов». Иметь представление о плоде и его многообразие. Просмотр учебного фильма. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Жуки. Дровосек-титан — самый круп­ный жук. Иметь представление о жуках. Выполнение зарисовок. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна». Иметь представление о бабочках. Выполнение зарисовок. Охрана насекомых. Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Иметь представление о жизни насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук». Викторина-игра «Что лишнее». Назвать предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что такое неопознанный летающий объект. История, мнения, свидетельства. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Поволжье. Защита и охрана. Прогулка-путешествие.
Формы занятий:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основные виды учебной деятельности:
Методы и приёмы организации деятельности второ­классников на занятиях ориентированы на усиление само­стоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие каче­ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­тельно мыслящей Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности по данному курсу:

частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие
приемы,
как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. — беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. — словесные, наглядные, проблемные, творческие. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу страны и бережно относиться к ней. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. — репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательной деятельности научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях внеурочной деятельности по данной теме.

Учебно-тематический план

тема всего теория практика
1 Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. 1 0,5 0,5
2 Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». 1 0,5 0,5
3 Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце» 1 0,5 0,5
4 Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». 1 0,5 0,5
5 Глобус — модель Земли. Материки и океаны на глобусе. 1 0,5 0,5
6 Вращение Земли вокруг своей оси. 1 0,5 0,5
7 Движение солнца над горизонтом. 1 0,5 0,5
8 Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. 1 0,5 0,5
9 Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». 1 0,5 0,5
10 Викторина «Названия месяцев на Руси». 1 0,5 0,5
11 История происхождения названий дней недели. 1 0,5 0,5
12 Круговорот веществ в природе. 1 0,5 0,5
13 Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». 1 0,5 0,5
14 Цепи питания. 1 0,5 0,5
15 Экскурсия «Обитатели почвы». 1 0,5 0,5
16 Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». 1 0,5 0,5
17 Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». 1 0,5 0,5
18 Природа дождевого облака. 1 0,5 0,5
19 Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». 1 0,5 0,5
20 Как изучают подводный мир. 1 0,5 0,5
21Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». 1 0,5 0,5
22 Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». 1 0,5 0,5
23 Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». 1 0,5 0,5
24 Жизнь в темных глубинах океана. 1 0,5 0,5
25Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». 1 0,5 0,5
26 Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». 1 0,5 0,5
27 Образование плода. Викторина «Много­образие плодов». 1 0,5 0,5
28 Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. 1 0,5 0,5
29 Жуки. Дровосек-титан — самый круп­ный жук. 1 0,5 0,5
30Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна» 1 0,5 0,5
31 Охрана насекомых. 1 0,5 0,5
32Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. 1 0,5 0,5
33 Викторина-игра «Что лишнее» 1 0,5 0,5
34Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. 1 0,5 0,5

Уровни ожидаемого воспитательного результата курса внеурочной деятельности «Всезнайка»

1 уровень- (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. 2 уровень —
(формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3 уровень —
(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.

Календарно — тематическое планирование

тема всего сроки проведения
1 Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. 1 1 неделя сентября
2 Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». 1 2 неделя сентября
3 Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце» 1 3 неделя сентября
4 Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». 1 4 неделя сентября
5 Глобус — модель Земли. Материки и океаны на глобусе. 1 1 неделя октября
6 Вращение Земли вокруг своей оси. 1 2 неделя октября
7 Движение солнца над горизонтом. 1 3 неделя октября
8 Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. 1 4 неделя октября
9 Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». 1 1 неделя ноября
10 Викторина «Названия месяцев на Руси». 1 3 неделя ноября
11 История происхождения названий дней недели. 1 4 неделя ноября
12 Круговорот веществ в природе. 1 1 неделя декабря
13 Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». 1 2 неделя декабря
14 Цепи питания. 1 3 неделя декабря
15 Экскурсия «Обитатели почвы». 1 2 неделя января
16 Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». 1 3 неделя января
17 Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». 1 4 неделя января
18 Природа дождевого облака. 1 1 неделя февраля
19 Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». 1 2 неделя февраля
20 Как изучают подводный мир. 1 3 неделя февраля
21 Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». 1 4 неделя февраля
22 Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». 1 1 неделя марта
23 Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». 1 2 неделя марта
24 Жизнь в темных глубинах океана. 1 3 неделя марта
25 Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». 1 4 неделя марта
26 Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». 1 1 неделя апреля
27 Образование плода. Викторина «Много­образие плодов». 1 2 неделя апреля
28 Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. 1 3 неделя апреля
29 Жуки. Дровосек-титан — самый круп­ный жук. 1 4 неделя апреля
30Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна» 1 неделя мая
31 Охрана насекомых. 1 1 неделя мая
32 Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. 1 2 неделя мая
33 Викторина-игра «Что лишнее» 1 3 неделя мая
34Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. 1 4 неделя мая

Материальное обеспечение:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М., 2010.
  2. Григорьев, Д.В, Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов — М., 2011.
  3. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. – 2007. — №7
  4. Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г.
  5. CD – ROM. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г.
  6. Учебные фильмы для учащихся.
  7. Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г.
  8. CD – ROM. Большая детская энциклопедия. Планета Земля. – ИДДК, 2012г.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: