Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас. Почемучки.» (2 класс)


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас. Почемучки.» (2 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования :приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).

Цели программы :

— формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

— формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

— расширять представления об окружающем мире;

— формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

— формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

— развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Программа основывается на принципах:

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

русский язык;

литературное чтение;

окружающий мир;

технология;

изобразительное искусство.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

«Мир вокруг нас. Почемучки.» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий.

Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

Содержание программы «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие. Данная программа рассчитана на 1 ч в неделю (34 учебные недели ).

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Мир вокруг нас» в начальной школе являются:

— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего

мира;

— формирование представлений о природе как универсальной ценности;

— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Личностные, метапредметные и праедметные результаты освоения программы внеурочной деятельности курса «Мир вокруг нас. Почемучки»

Личностными результатами являются:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными, за домашними питомцами;

— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

К концу года школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально — нравственно относиться к природе

Содержание разделов:

№ п/п Тема занятий Содержание
Теория Практика
1 Введение в экологию Понятие о природе, красоте природы.

Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.

Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Экскурсия в природу.
2 Молчаливые соседи Наблюдения за домашними питомцами.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.

Конкурс рисунков «Наши любимцы».
3 Пернатые друзья Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Наблюдение за поведением птиц на улице.

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
4 О чем шепчут деревья Сезонные изменения деревьев в природе.

Особенности роста и развития деревьев.

Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).
5 Загадки животного мира Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. Экскурсия в краеведческий музей.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

6 Секреты неживой природы Наблюдение за состоянием воды в природе.

Интересное в неживой природе.

Игра «Тайны вокруг нас».
7 Оранжерея на окне Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

8 Человек — часть живой природы Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях.

Правила ухода.

9 Охрана природы Знакомство с понятием «Красная книга».

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

Тематическое планирование

№ п/п Дата по плану Дата по факту Содержание занятия Количество часов
Общ. Теор. Прак.
Введение в экологию

.

04.09 Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. 1 1
11.09 Экскурсия в природу. 1 1
Молчаливые соседи.
18.09 Наблюдения за домашними питомцами. 1 1
25.09 Интересные факты о домашних питомцах. 1
02.10 Фотовыставка «Наши любимцы». 1 1
Пернатые друзья

.

09.10 Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов о птицах. разгадывание загадок. 1 1
16.10 Наблюдение за поведением птиц на улице. 1 1
23.10 Акция: «Птичья столовая». 1 1
О чем шепчут деревья.
06.11 Сезонные изменения деревьев в природе.

Особенности роста и развития деревьев.

1 1
13.11 Игра «Путешественник» (деревья родного города). 1 1
20.11 Викторина «Чей листик?» 1 1
Загадки животного мира.
27.11 Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. 1 1
04.12 Группы животного мира. 1 1
11.12 Заочное путешествие «Загадки животного мира». 1 1
18.12 Устный журнал «Такие интересные животные» 1 1
Секреты неживой природы.
25.12 Наблюдение за состоянием воды в природе. 1 1
15.01 Неживая природа. Составляющие воздуха. 1 1
22.01 Охрана воздуха. 1 1
29.01 Интересное в неживой природе. 1 1
05.02 Издание журнала «Наш дом – планета Земля». 1 1
Оранжерея на окне.
12.02 Комнатные растения (просмотр слайдов). 1 1
19.02 Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. 1 1
26.02 Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». 1 1
05.03 Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

1 1
12.03 Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

1 1
Человек – часть живой природы.
19.03 Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. 1 1
02.04 Выращивание лука в комнатных условиях.

Правила ухода.

1 1
09.04 Выращивание лука в комнатных условиях.

Наблюдение за растениями.

1 1
Охрана природы.
16.04 Знакомство с понятием «Красная книга». 1 1
23.04 Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. 1 1
30.04 Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. 1 1
07.05 Эти удивительные растения 1 1
14.05 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 1 1
21.05 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 1 1

Литература

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. — Москва. Терра -Terra, 1992.
  3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М, 1991.
  4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. — 1992. — № 11-12.
  7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. — Волго­град, 1996.
  8. Ишутинов Л. М. Грибы — это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. — 2000. — № 6.
  9. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На­чальная школа. — 2001. — № 1.
  11. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.
  12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
  13. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их при­менения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. — Ленинград., 1991.
  14. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
  15. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2014.
  16. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
  17. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
  18. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
  19. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
  20. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / РОСМЕН, 2008.
  21. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
  22. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
  23. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009

8

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: