Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас. Почемучки.» (2 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования :приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
Цели программы :
— формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
— формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
— расширять представления об окружающем мире;
— формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
— формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
— развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Программа основывается на принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
технология;
изобразительное искусство.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
«Мир вокруг нас. Почемучки.» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Содержание программы «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие. Данная программа рассчитана на 1 ч в неделю (34 учебные недели ).
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Мир вокруг нас» в начальной школе являются:
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Личностные, метапредметные и праедметные результаты освоения программы внеурочной деятельности курса «Мир вокруг нас. Почемучки»
Личностными результатами являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
К концу года школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально — нравственно относиться к природе
Содержание разделов:
№ п/п | Тема занятий | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение в экологию | Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | Экскурсия в природу. |
2 | Молчаливые соседи | Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. | Конкурс рисунков «Наши любимцы». |
3 | Пернатые друзья | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. | Акции: «Кормушка», «Птичья столовая». |
4 | О чем шепчут деревья | Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города). |
5 | Загадки животного мира | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. | Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира». |
6 | Секреты неживой природы | Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. | Игра «Тайны вокруг нас». |
7 | Оранжерея на окне | Наблюдение за комнатными растениями. | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. |
8 | Человек — часть живой природы | Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. | Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. |
9 | Охрана природы | Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. |
Тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Содержание занятия | Количество часов | ||
Общ. | Теор. | Прак. | ||||
Введение в экологию . | ||||||
04.09 | Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. | 1 | 1 | |||
11.09 | Экскурсия в природу. | 1 | 1 | |||
Молчаливые соседи. | ||||||
18.09 | Наблюдения за домашними питомцами. | 1 | 1 | |||
25.09 | Интересные факты о домашних питомцах. | 1 | ||||
02.10 | Фотовыставка «Наши любимцы». | 1 | 1 | |||
Пернатые друзья . | ||||||
09.10 | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов о птицах. разгадывание загадок. | 1 | 1 | |||
16.10 | Наблюдение за поведением птиц на улице. | 1 | 1 | |||
23.10 | Акция: «Птичья столовая». | 1 | 1 | |||
О чем шепчут деревья. | ||||||
06.11 | Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | 1 | 1 | |||
13.11 | Игра «Путешественник» (деревья родного города). | 1 | 1 | |||
20.11 | Викторина «Чей листик?» | 1 | 1 | |||
Загадки животного мира. | ||||||
27.11 | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. | 1 | 1 | |||
04.12 | Группы животного мира. | 1 | 1 | |||
11.12 | Заочное путешествие «Загадки животного мира». | 1 | 1 | |||
18.12 | Устный журнал «Такие интересные животные» | 1 | 1 | |||
Секреты неживой природы. | ||||||
25.12 | Наблюдение за состоянием воды в природе. | 1 | 1 | |||
15.01 | Неживая природа. Составляющие воздуха. | 1 | 1 | |||
22.01 | Охрана воздуха. | 1 | 1 | |||
29.01 | Интересное в неживой природе. | 1 | 1 | |||
05.02 | Издание журнала «Наш дом – планета Земля». | 1 | 1 | |||
Оранжерея на окне. | ||||||
12.02 | Комнатные растения (просмотр слайдов). | 1 | 1 | |||
19.02 | Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. | 1 | 1 | |||
26.02 | Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». | 1 | 1 | |||
05.03 | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 1 | 1 | |||
12.03 | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 1 | 1 | |||
Человек – часть живой природы. | ||||||
19.03 | Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. | 1 | 1 | |||
02.04 | Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. | 1 | 1 | |||
09.04 | Выращивание лука в комнатных условиях. Наблюдение за растениями. | 1 | 1 | |||
Охрана природы. | ||||||
16.04 | Знакомство с понятием «Красная книга». | 1 | 1 | |||
23.04 | Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | 1 | 1 | |||
30.04 | Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | 1 | 1 | |||
07.05 | Эти удивительные растения | 1 | 1 | |||
14.05 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | 1 | |||
21.05 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | 1 |
Литература
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. — Москва. Терра -Terra, 1992.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. — 1992. — № 11-12.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. — Волгоград, 1996.
- Ишутинов Л. М. Грибы — это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. — 2000. — № 6.
- Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. — 2001. — № 1.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
- Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. — Ленинград., 1991.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2014.
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / РОСМЕН, 2008.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
- Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
- Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
8