Ответы к задачам по экологии олимпиада 5, 6 класс 2016-2017
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2016–2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5–6 КЛАССЫ Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку суммируются все баллы за шесть заданий. Максимальное количество баллов – 40. 1. Лес – природное сообщество. (6 баллов) Расположите лесные организмы в порядке смены ярусов снизу вверх: кустарники мхи и лишайники кустарнички и травы деревья Назовите виды организмов, которые относятся к каждому из предложенных ярусов. Правильная последовательность: мхи и лишайники – кустарнички и травы – кустарники – деревья. Оценивание: по 0,5 балла за каждую правильную позицию. Примеры видов организмов: мхи и лишайники – кукушкин лён, ягель (олений мох), сфагнум; кустарнички и травы – черника, брусника, осока, земляника, ландыши и т.д.; кустарники – ива, калина, бересклет, боярышник; деревья – сосна, ель, берёза, осина. Оценивание: по 1 баллу за каждую правильную позицию (достаточно по одному примеру). Всего – 6 баллов. 2. Пищевые связи в экосистемах. (5 баллов) Заполните пропуски в предложенных пищевых цепочках: а) нектар цветов → бабочка → синица → ? б) древесина → ? → дятел в) листья → ? → кукушка г) водные насекомые → ? → цапля д) трава → кузнечик → ? → уж Правильные комбинации (в скобках дополнительные правильные варианты): а) нектар цветов → бабочка → синица → ястреб (пустельга, сыч, сова) б) древесина → короеды (древоточцы, точильщики, долгоносики, усачи) → дятел в) листья → гусеницы бабочек (жуки-листоеды, шелкопряды, листовёртки) → кукушка г) водные насекомые → лягушка (плотва, тритон, головастики) → цапля д) трава → кузнечик → мышь (полёвка, бурозубка, ящерица) → уж Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2016–2017 уч. г. Школьный этап. 5–6 классы 2 Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего – 5 баллов. 3. Влияние внешних факторов на организмы. (10 баллов) На все живые организмы влияют различные факторы или условия среды обитания. Из нижеперечисленных выберите, какие из них являются факторами неживой природы, какие – результатом действия других живых организмов, а какие – результатом деятельности человека: а) погодные условия б) влияние хищников в) отсутствие подходящих деревьев для гнездования г) заражение паразитами д) вырубка лесов е) изменение климата ж) зарастание полей з) весеннее половодье и) затенение деревьями травянистых растений к) поджигание травы Правильные ответы: факторы неживой природы – а, е, з; факторы живой природы – б, в, г, ж, и; факторы, связанные с воздействием человека – д, к. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего – 10 баллов. 4. Адаптации организмов. (12 баллов) Какие основные черты строения и жизнедеятельности помогают существовать в природе следующим организмам? Объясните, каким образом. а) синий кит б) дуб черешчатый в) утка кряква Правильные ответы должны содержать следующие объяснения: а) Синий кит – надо описать особенности строения кита, позволяющие передвигаться в воде (обтекаемая форма тела, хвост, преобразованный в хвостовой плавник, передние конечности, преобразованные в ласты – указать минимум 2 из 3 перечисленных); питание многочисленными мелкими (планктонными) организмами и наличие фильтрационного аппарата – китовый ус; ныряние и всплытие для дыхания атмосферным воздухом; развитый головной мозг, обеспечивающий сложное поведение. Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2016–2017 уч. г. Школьный этап. 5–6 классы 3 б) Дуб черешчатый – у этого дерева крупные листья (увеличивающие площадь поверхности для фотосинтеза (т. е. для питания), мощный и прочный ствол, противостоящий ветрам и непогоде, толстая кора, защищающая от повреж- дений и вымораживания, мощные и глубоко прорастающие корни для получения воды и минеральных веществ. в) Кряква – прежде всего необходимо указать адаптации к водному образу жизни: перепонки на лапах для плавания, длинный плоский клюв с пластин- ками для фильтрации водных организмов в процессе питания, длинная шея для погружения головы в воду для питания, плотное оперение, покрытое особым секретом (копчиковой железы) для защиты от намокания. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе. Всего – 12 баллов. 5. Адаптации организмов. (3 балла) Что общего у зебры и страуса с точки зрения приспособления к условиям жизни на открытых пространствах? Правильные ответы должны содержать следующие объяснения: И страус, и зебра – ведут групповой образ жизни, что увеличивает шанс раннего обнаружения приближающегося хищника. Оба вида имеют длинные конечности с уменьшенным числом пальцев, позволяющие убегать от хищников, и поднятую над туловищем голову, что позволяет наблюдать за большей территорией. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе. Всего – 3 балла. 6. Взаимодействие организмов между собой и со средой обитания. (4 балла) Что может служить причинами, ограничивающими число пар большой синицы (гнездящейся в дуплах) в старом городском парке и в молодом лесу? Правильные ответы должны содержать следующие объяснения: В старом городском парке численность синиц ограничивает территориальное поведение самцов, а в молодом лесу – количество доступных дупел. Оценивание: по 2 балла за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе. Всего – 4 балла.
Олимпиадные задания по экологии 6 класс
Олимпиада по экологии 6 класс.
I. Задания с одним правильным ответом.
Задание 1. Из названных растений можно считать водорослью:
А) ряску Б) элодею В) морскую капусту Г) кувшинку
Задание 2. Хлоропласты есть в клетках:
А) корня дуба Б) амебы В) плодового тела трутовика Г) листа садовой земляники
Задание 3. Антибиотики готовят из :
А) мукора Б) дрожжей В) пеницилла Г) спорыньи 4. Сезонные изменения в жизни растений изучает:
А) ботаника Б) биология В) география Г) фенология
Задание 5. Какой из названных грибов относится к пластинчатым
А) подосиновик Б) масленок В) рыжик Г) подберезовик
Задание 6. К голосеменным растениям относятся:
А) кедр, туя, секвоя Б) сосна, ель, банан В) тисс, кокос, кипарис Г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма
Задание 7. У древесных растений камбий откладывает
А) одинаковое количество клеток в сторону древесины и в сторону коры Б) в сторону древесины больше клеток, чем в сторону коры В) в сторону коры больше клеток, чем в сторону древесины Г) клетки откладываются только в сторону древесины
Задание 8. Что способствовало распространению цветковых растений на нашей планете:
А) размножение без участия воды Б) наличие пластид в клетках В) разнообразие жизненных форм Г) разнообразие корневых систем
Задание 9. Какое из перечисленных растений относят к однодольным:
А) подсолнечник Б) рябина В) ковыль Г) клевер
Задание 10. К крестоцветным растениям относят:
А) донник лекарственный Б) ярутку полевую В) горох посевной Г) ландыш майский
Задание 11. Бактерии существуют на Земле наряду с более высокоорганизованными существами, так как они:
А) состоят из одной клетки Б) имеют микроскопические размеры В) используют для питания различные органические вещества Г) быстро размножаются и образуют споры в неблагоприятных условиях
Задание 12. Общим для растительных и животных клеток является
А) наличие хлоропластов Б) наличие ядра В) способ питания Г) строение клеточной стенки
Задание 13. К фотосинтезу способна
А) эвглена зеленая Б) амеба обыкновенная В) инфузория — туфелька Г) лямблия кишечная
Задание 14.Клетка простейших
А) выполняет определенную функцию Б) представляет собой самостоятельный организм В) является составной частью тканей Г) имеет плотную оболочку
Задание 15. Возбудителем малярии является:
А) малярийный комар Б) малярийный плазмодий В) амеба дизентерийная Г) инфузория — туфелька
Задание 16. Опорную функцию в организме растений выполняет ткань:
А) эпителиальная; Б) механическая; В) соединительная; Г) проводящая.
Задание 17.Озоновый слой предохраняет:
А) планету от падения метеоритов; Б) живые организмы от губительного излучения; В) планету от потери тепла; Г) от космического холода.
Задание 18. Клеточное строение имеют:
А) растение; Б) грибы; В) животные; Г) все живые организмы.
Задание 19. Питание — это:
А) поступление в организм кислорода; Б) выделение ненужных веществ; В) получение необходимых веществ из окружающей среды; Г) переваривание пищи.
Задание 20. Нуклеиновые кислоты выполняют:
А) функцию хранения и передачи наследственных признаков; Б) энергетическую функцию; В) опорную функцию; Г) функцию размножения
II. Задания с несколькими правильными ответами.
Задание 1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе?
I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
а) I, II, V; б) I. III; в) I, V; г) I, III, IV.
Задание 2. Представители типа моллюсков обитают
а) в вулканической лаве б) в морях в) в пресных водоемов г) на суше
Задание 3. Скорпионы являются представителями
а) многоклеточных б) ракообразных в) паукообразных г) членистоногих
Задание 4. Какие систематические категории используют для классификации растений
а) тип б) отряд в) класс г) отдел д) порядок е) подтип
Задание 5. Картофель служит сырьем для изготовления
а) бумаги б) искусственного каучука в) капрона г) спирта д) крахмала
III. Выберите верные суждения.
1) Мхи относятся к высшим споровым растениям 2) Споры у кукушкина льна развиваются в коробочках 3) Размножение у мхов не связано с водой 4) У мхов развиты стебли и листья 5) Ризоиды не развиты у кукушкина льна 6) Среди мхов встречаются все жизненные формы 7) Лишайники размножаются семенами Трутовики находятся в симбиозе с деревьями 9) Органы вкуса у мухи находятся на лапках 10) Перелетные птицы на юге вьют гнезда.