Экологические факторы презентация к уроку по биологии (11 класс)


Урок -презентация по биологии 11 класс

Слайд 0

Урок -презентация по биологии 11 класс

Слайд 1

Все живое на Земле связано со средой обитания. По характеру действия связи организма со средой могут быть абиотическими (сюда относятся факторы неживой природы — физические и химические условия среды) и биотическими (факторы живой природы — межвидовые и внутривидовые взаимоотношения

Слайд 2

Действие фактора может быть: Оптимальным ( при благоприятных условиях) Ограничивающим ( при избытке или недостатке) Вопрос : Как вы понимаете термин «ограничивающий фактор»?

Слайд 3

Слайд 4

В комплексе экологических факторов сильнее всего действует тот, который наиболее близок к пределу выносливости «Бочка Либиха»

Слайд 5

Это свойство организма адаптироваться к тому или иному диапазону фактора среды Экологически непластичные виды называются стенобионтами Экологически пластичные — эврибионтами Примеры: Коала — стенофаг Свинья — эврифаг Эврибионтность способствует широкому расселению вида Ворона — эвритерм Неон — стенотерм

Слайд 6

Температура оказывает регулирующее влияние на многие процессы жизни растений и животных, изменяя интенсивность обмена веществ. Активность клеточных ферментов лежит в пределах от 10 до 40 °С, при низких температурах реакции идут замедленно, но при достижении оптимальной температуры активность ферментов восстанавливается. Пределы выносливости организмов в отношении температурного фактора для большинства видов не превышают 40—45 °С. Жизнедеятельность организма осуществляется в пределах от -4 до 45 °С.

Слайд 7

Опушение листьев (отражает лучи, спасает от перегрева) Разная интенсивность испарения (транспирации) воды Уменьшение (или увеличение) площади поверхности листьев Опушенные листья лоха узколистного Саксаул Монстера

Слайд 8

По отношению к температуре животные делятся на: Пойкилотермные- холоднокровные, не имеющие постоянной температуры тела Гомойотермные — теплокровные Заполните пробелы в тексте: С понижением t окружающей среды у пойкилотермных животных обмен веществ ………. Большинство из них с наступлением холодов впадают в …………., или в АНАБИОЗ — временную обратимую приостановку всех жизненных …… А у гомойотермных животных понижение t окружающей среды вызывает ………………..обмена веществ. Это необходимо для выработки ……………. и поддержания ………………t тела. Замедляется, спячку, процессов, усиление интенсивности, тепла, постоянной

Слайд 9

Правило Бергмана При продвижении на север средние размеры тела в популяциях теплокровных животных увеличиваются. ?- Как Вы объясните это правило с позиций термодинамики? ? — Где Вы чаще встретите крупных волков — в Карелии или в Брянской области?

Слайд 10

У теплокровных животных в холодных климатических зонах наблюдается тенденция к уменьшению выступающих частей тела Песец Лисица Фенёк Суть правила. Теплопродукция (выделение тепла клетками организма) пропорциональна объему тела. Теплоотдача (потеря тепла, его передача в окружающую среду) пропорциональна площади поверхности тела. Тонкие выступающие части тела, имеющие небольшой объем и большую площадь поверхности, увеличивают теплоотдачу, т.е. ведут к потере тепла организмом.

Слайд 11

1.С наступлением холодов: Зимняя спячка. Накопление в клетках раствора сахара или глицерина (снижается температура замерзания цитоплазмы клеток) Накопление подкожного жира. Рост густого подшёрстка у млекопитающих зимой. 2. В жаркое время года: Летняя спячка Ночная активность Усиленное испарение воды через дыхание и кожу

Слайд 12

«Мы не думаем об этом, но всё, что ходит, двигается, живет на нашей планете есть дитя Солнца» Камиль Фламмарион Свет в форме солнечной радиации обеспечивает все жизненные процессы на Земле. Для организмов важны длина волны воспринимаемого излучения, его интенсивность продолжительность воздействия (длина дня, или фотопериод). Состав солнечного света: 1.Ультрафиолетовые лучи с длиной волны более 0,3 мкм составляют примерно 10% лучистой энергии, достигающей земной поверхности. В небольших дозах они необходимы животным и человеку. Под их воздействием в организме образуется витамин D. 2. Видимый свет с длиной волны 0,4 — 0,75 мкм. Энергия видимого света составляет около 45% общего количества лучистой энергии, падающей на Землю. Видимый свет менее всего ослабляется при прохождении через плотные облака и воду. Поэтому фотосинтез может идти и при пасмурной погоде, и под слоем воды определенной толщины. Синий (0,4 — 0,5 мкм) и красный (0,6 — 0,7 мкм) свет особенно сильно поглощается хлорофиллом.

Слайд 13

Светолюбивые виды (гелиофиты) Теневые (сциофиты) Теневыносливые (факультативные гелиофиты) сосна пшеница папоротник кислица Могут жить как на свету, так и в затененном месте: Лесные травы, кустарники, большинство луговых растений

Слайд 14

3.Инфракрасное ( тепловое) излучение– составляет 45% от общего количества лучистой энергии, падающей на Землю. Инфракрасные лучи повышают температуру тканей растений и животных, хорошо поглощаются объектами неживой природы, в том числе водой.

Слайд 15

– это изменение физиологической активности организмов в зависимости от длины светового дня Фотопериод представляет собой как бы пусковой механизм, включающий физиологические процессы, последовательно приводящие к росту, цветению растений весной, плодоношению летом и сбрасыванию листьев осенью, а также к линьке и накоплению жира, миграции и размножению у птиц и млекопитающих, наступлению стадии покоя у насекомых. Изменение длины дня воспринимается органами зрения у животных или специальными пигментами в листьях растений.

Слайд 16

Растения длинного дня, цветение которых наступает при продолжительности светлого периода суток 12 ч и более (картофель, рожь, овес, пшеница и др.) Растения короткого дня с фотопериодом 12 ч и менее (большинство тропических цветковых растений, соя, просо, конопля, кукуруза и многие другие растения умеренной зоны). Георгины — растения короткого дня. Искусственно сокращая длину дня, можно регулировать сроки их цветения.

Слайд 17

1. Красные и синие лучи видимого света обеспечивают процесс фотосинтеза. 2. Видимый свет нужен для зрительной ориентации животных. 3. УФ- лучи способствуют выработке витамина D в коже у человека и образованию загара. 4. Тепловые (инфракрасные) лучи согревают планету и все тела на ней. 5. Обеспечивает явления фотопериодизма, суточные и другие виды циклов в природе

Слайд 18

1. Значение воды для организма Вода — важнейший компонент клетки, на ее долю приходится 60—80% ее массы. Биологическое значение воды обусловлено ее физико-химическими свойствами. Молекула воды полярна, поэтому она способна выступать в качестве растворителя. Многие, вещества вступают в разнообразные химические реакции только в присутствии воды.Диэлектрические свойства, наличие связей между молекулами обусловливают большую теплоемкость воды, что создает в живых системах “тепловой буфер”, предохраняя неустойчивые структуры клетки от повреждения при местном кратковременном освобождении тепловой энергии. Поглощая тепло при переходе из жидкого в газообразное состояние, вода производит охлаждающий; эффект испарения, используемый организмами для регуляции температуры тела.

Слайд 19

1. Влажность почвы определяет видовой состав природного сообщества (при выпадении менее 250 мл осадков в год развивается пустынный ландшафт) 2. Влажность изменяет эффект температуры: температура влияет сильнее при очень высокой или очень низкой влажности воздуха. Тропический ливень

Слайд 20

водные растения повышенной влажности; околоводные растения, наземно-водные; наземные растения; растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху; суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела. Задание классу : Приведите примеры растений каждой группы

Слайд 21

теплокровность – поддержание организмом постоянной температуры тела; зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время года; анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени); морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры; состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм; летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.

Слайд 22

1. Мощно развитая корневая система 2.Восковая кутикула на листьях 3.Уменьшены листовые пластинки (колючки или чешуйки) 4. Запасание воды в стебле(кактусы) Верблюжья колючка Саксаул

Слайд 23

влаголюбивые животные; промежуточная группа; сухолюбивые животные.

Слайд 24

Излучение с очень высокой энергией, которое способно приводить к образованию пар положительных и отрицательных ионов, называется ионизирующим. Его источником являются радиоактивные вещества, содержащиеся в горных породах; кроме того, оно поступает из космоса. Из трех видов ионизирующего излучения, имеющих важное экологическое значение, два представляют собой корпускулярное излучение (альфа- и бета-частицы). Альфа-частицы- это атомы гелия, длина их пробега в воздухе всего несколько сантиметров. Альфа-частицы не могут пройти сквозь газетный лист

Слайд 25

Бета-лучи -это быстрые электроны, длина их пробега в воздухе — несколько метров, а в тканях животного — несколько сантиметров., Электромагнитное (гамма-излучение и близкое ему рентгеновское излучение). Гамма-излучение легко проникает в живые ткани; это излучение может пройти сквозь организм, не оказав никакого воздействия, или же может вызвать ионизацию на большом отрезке своего пути.В целом ионизирующее излучение оказывает на более высокоразвитые и сложные организмы наиболее губительное действие; человек отличается особой чувствительностью. Бета-частицы проходят сквозь бумагу, но не проходят сквозь стекло. Гамма-частицы проходят сквозь бумагу, стекло и руку человека

Слайд 26

Слайд 27

Ионизация, создаваемая излучением в клетках, приводит к образованию свободных радикалов. Свободные радикалы вызывают разрушения целостности цепочек макромолекул (белков и нуклеиновых кислот), что может привести как к массовой гибели клеток, так и канцерогенезу и мутагенезу. Наиболее подвержены воздействию ионизирующего излучения активно делящиеся (эпителиальные, стволовые, также эмбриональные) клетки. С увеличением дозы облучения возрастает лишь частота проявления этих эффектов. Проявиться они могут как спустя много лет после облучения (злокачественные новообразования), так и в последующих поколениях (мутации).

Слайд 28

Загрязняющее вещество —любое химическое вещество или соединение, которое находится в объекте окружающей природной среды в количествах, превышающих фоновые значения и вызывающие тем самым химическое загрязнение. По происхождению загрязняющие вещества делятся на: Загрязняющие вещества природного происхождения — попадающие в природную среду в результате естественных, обычно катастрофических процессов (пример — загрязнение прилегающих территорий пеплом при извержении вулкана) Загрязняющие вещества антропогенного происхождения. (попали в окружающую среду в результате деятельности человека.

Слайд 29

в атмосфере — кислые газы (диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота), взвешенные частицы (сажа, аэрозоли кислот и соединений тяжёлых металлов), пары нефтепродуктов. в гидросфере — растворимые соли тяжёлых металлов, органические соединения, нефтепродукты (следует отличать чистые сточные воды, например, после охлаждающих контуров теплообменной аппаратуры, не вызывающие химического, но вызывающие тепловое загрязнение) в литосфере (особенно в её верхнем плодородном слое — почве) — соли тяжёлых металлов, нефтепродукты. Следует отличать инертные вещества (например, стекло), вызывающие лишь механическое загрязнение почв в биосфере наиболее опасны ксенобиотики, то есть вещества, не входящие в естественный обмен веществ в организме, из которых наиболее известны диоксины.

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

1.Вещества — отходы технологического производства, но могут быть образованы и в природе. (Сернистый ангидрид, оксиды азота, соединения меди, цинка, ртути…) 2.Искусственные вещества, созданные человеком. Пестициды — ядохимикаты. Инсектициды- против насекомых-вредителей, Гербициды — против сорных растений.

Слайд 33

Токсичность среды Закисление почвы Изменение свойств воды (повышенная минерализация, насыщение ПАВ) Обеднение видового состава природных сообществ.

Слайд 34

а) гербициды;б) фитонциды;в) фунгициды;г) инсектициды

Слайд 35

— абиотические факторы среды — биомасса — биогеоценоз — ограничивающий фактор — фотопериодизм — загрязняющее вещество — экологическая пластичность — фактор среды

Слайд 36

1.В одном килограмме свежих листьев различных растений содержится разное количество хлорофилла: в подорожнике – 1,8г, в аспидистре – 4,0г. Какое из этих растений является светолюбивым, какое – теневыносливым? Обоснуйте свой ответ. аспидистра подорожник

Слайд 37

2.Каким экологическим правилом продиктовано то, что ушастый еж обитает в южных районах, а обыкновенный – в более северных? 3. У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз неодинаковое. У большинства рыб глаза очень большие (например, у морского окуня). В еще более глубоких слоях глаза у рыб маленькие или совсем отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения рыб, живущих на разных глубинах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: