Коррекционно-развивающее занятие компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи. Возраст 2-3 года

Развивающие занятия с детками 2-3 лет – это очень важный период овладения речью, произношением гласных и согласных звуков, обогащение словарного запаса и формирование грамматического построения речи.
На третьем году жизни ребёнка речь развивается в процессе предметной, познавательной деятельности, во время игр, занятий и общения. Поэтому очень важно постоянное речевое сопровождение действий ребёнка во время занятий и в повседневной жизни.

Общение взрослых и детей способствуют развитию связной речи и накоплению опыта, умению выразить мысль, чувство, желание, состоящее из нескольких предложений.

У детей формируется умение отвечать на вопросы, спрашивать. Практикуется совместная речь.

Приём, когда взрослый начинает фразу или стишок, а ребёнок завершает, обеспечивается важный психологический комфорт.

«Усатенькая, мохнатенькая»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, пополнять словарный запас. Материал: корзинка, игрушка кошка, салфетка.

Занятие

Поместите кошку в корзинку. Накройте её салфеткой.

Покажите корзинку ребёнку и обратитесь к нему с вопросами: «Кто это к нам пришёл в гости? Кто это так мурлычет?»

Загляните в корзинку вместе и достаньте игрушку.

Кошка обращается к ребёнку: «Я Мурка, серенькая шубка, мягкие лапки, пушистый хвостик, острые коготки. Мяу, мяу. Как тебя звать? Погладь меня».

Погладьте кошечку, приговаривая: «Кошка усатенькая, молочко любит, песенки мурлычет. Как киска мяукает? (мяу-мяу) Киска умывается не водой, а лапками»

Прочтите потешку:

— Ох, ты котик-коток,Крутолобенький!Поиграй ты, кот, со мной,С Машкой, кошкой молодой!

Поместите кошку на пол и обыграйте сюжет, что она лежит на дорожке и не хочет уходить.

Скажите киске: «Брысь! На дорожку не садись!» Погрозите пальцем.

Повторите, игру несколько раз, выразительно жестикулируя.

«Ходит по двору петух»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы. Материалы: игрушка петушок, платок.

Занятие

Внесите в комнату игрушку, накрытую платком.

Произнесите: «Ку-ка-ре-ку!»

Узнайте — догадался ребенок, кто пришёл в гости?

Спросите: «Кто так поёт? Ку-ка-ре-ку!»

Снимите платок и продемонстрируйте игрушку.

Рассмотрите петушка вместе: красный гребешок, яркий хвост, крепкие лапы со шпорами, а какой у него звонкий голос!

Узнайте, как поутру петушок всех будит?

Спросите, а как он крыльями машет, лапками землю разгребает, корм ищет, курочек и цыплят созывает?

Продемонстрируйте действия петушка игрушкой.

А затем попросите ребёнка повторить движения самому, помогая, выражая действия словами.

Играйте, стимулируйте интерес, эмоционально- положительное отношение к игре.

Конспект занятия для детей раннего возраста

Занятие для детей раннего возраста

«Путешествие по песочной стране»

Цель:

развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста

Задачи:

Знакомство с приёмами рисования на песке

Снижение психофизического напряжения

Развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетической чувствительности

Приветствие

Педагог:

«Дети сегодня мы с вами отправимся в одно очень удивительное место в Песочную страну. И поможет нам в этом наш волшебный парашют»

Звучит волшебная музыка. Мамочки берут парашют, а детки прячутся.Включаются столы для песочного рисования.

Разминка

Педагог: «

Вот мы и очутились в сказочной стране. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но это не простой песок. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать вашу речь. Говорить с вами. Давайте поздороваемся с ним.

— Положите ваши ладошки на песок и скажите «Здравствуй, волшебный песок!».

— Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Какой он?

— Посыпьте песочек из ладошки в ладошку,

— Закопайте в песочек мамину ручку, а теперь мама закопает вашу ручку.

— А теперь набираем в кулачки песок и вместе с мамой засыпаем поверхность светового стола

-Раньше это была волшебная Песочная страна:

С высокими горами (на песочном столе сжатыми кулачками рисуем горы) 

Глубокими реками (пальцами-расческами рисуем волны рек)

Красивыми лесами (рисуем на столе сжатыми кулачками деревья, и пальцами веточки),

— Но пришел злой волшебник и заколдовал песочную страну!

Налетел ураган (набираем в кулачки песок и сквозь пальцы, вращая кулачками, и раскрывая пальцы, ссыплем песок сквозь них),

Пошел сильный дождь (переворачиваем кулачки, раскрываем ладонь и высыпаем песок сквозь пальцы),

И вдруг дождь превратился в снег (набираем в кулачки песок и резким движением бросаем на песочный стол — в виде снежков),

И вот появился сам колдун, посмотрите какие у него большие глаза (двумя ладонями, на песке рисуем глаза колдуна).

Давайте его пощекотим

И он стал улыбаться . И стал нашим маленьким другом.

Основная часть

Появляется Песочный человечек (кукла), знакомиться с детьми и родителями.

Песочный человечек:

«Какие вы все хорошие. А вы знаете, что в Песочной стране можно рисовать все что хотите?

— Я попробую вас научить этому. Попробуем вместе? Ответы детей.

— Будем рисовать солнышко. Нарисуем пальчиком круг, а затем лучики солнышку

-Ой, какие молодцы, посмотрите, какие у нас красивые солнышки получились»

Раздаётся стук в дверь.

Педагог:

«Кто-то ещё к нам пришёл»

Звучит музыка, появляется медведь(игрушка)

«Собачка»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы и существительные, создать условия для инициативных высказываний. Материалы: игрушки- собачка.

Занятие

На видном месте поместите игрушку. Загадайте ребёнку загадку:

Гладишь — ласкается,Дразнишь — кусается.

Спросите: «Кто это?»

Разыграйте сюжетную игру знакомства, «Ав- ав! Привет! Давай познакомимся. Я Шарик. А тебя как звать?»

Побуждайте ребёнка назвать своё имя и погладить собачку.

Рассмотрите игрушку вместе: ушки торчком, хвост кольцом, а как голос подаёт? Что умеет делать собачка?

Продемонстрируйте действия собачки игрушкой: бегает, прыгает, лает, лежит, радуется при встрече, виляет хвостом.

Побуждайте ребёнка поиграть с игрушкой.

Обращайтесь к собачке: «Ты, собачка, не лай, наших деток не пугай».

Пусть малыш поиграет с собачкой, произнося эмоциональные звуки, инициативные высказывания.

«Рано-рано поутру»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, поощрять инициативные высказывания. Материал: игрушки: дудочка, коровка.

Занятие

Покажите ребёнку дудочку и продемонстрируйте её игру. Спросите: «Как поёт дудочка? Ду-ду-ду». Повторите звуки и движение вместе с ребёнком.

Разыграйте сюжетную игру, в которой пастушок дудочкой собирает коров. «Как играет пастушок на дудочке? Ду-ду-ду»

Прочтите стишок:

Ранним — рано поутруПастушок ту-ру-ру-ру!А коровки в лад емуЗатянули: «Му-му-му!

Как коровка мычит? Му-му-му – вместе.

Спросите: «Где у коровки ушки? Глазки? Рожки?» Соотносите слова и жесты, дотрагиваясь до частей тела, выражая условные действия.

Расскажите ребёнку про коровку: чем питается, какую пользу приносит людям, где и как спит? Что о ней знает малыш? Помогайте и поощряйте ему высказываться, выражая свою мысль.

Развитие памяти, логики

В этом возрасте важно закрепить и усовершенствовать знания о формах и цветах, размерах, количественных показателях. Развивайте понимание о порах года, времени суток.

Сложите в коробку предметы различной формы, цвета. Просите малютку дать только круглые предметы, затем тем только красные предметы.

Насыпьте в тарелку фасоль и боб или пуговицы различных размеров. Попросите рассортировать мелкие и крупные предметы.

Сложите в коробку различные предметы, попросите разложить отдельно фрукты, животных.

В настоящее время есть множество игр, помогающих развить память и мышление. Это всевозможные лото с формами, цветами, животными, овощами и прочими предметами, игры, в которых задание найти одинаковые предметы, найти пару, различные пазлы. Дети охотно играют в такие игры и запоминают название предметов, их признаки.

«На лошадке»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, поощрять инициативные высказывания, вызывать подражание речи взрослого. Материал: игрушка лошадка — качалка.

Занятие

Покажите ребёнку лошадку, дайте её погладить, спросите: « Кто это к нам прискакал? Лошадка! У неё длинная грива и хвост, грациозная осанка и копыта. И-го-го! Лошадка цокает копытами: цок-цок-цок. Ноооо! И она поскакала» Сопровождайте слова выразительными действиями вместе с ребёнком. Повторяйте сюжетную игру. Попросите ребёнка описать лошадку, показать части тела, произнести голосом звуки, подражая животному. Посадите его на лошадку – качалку, произнося: «Нооо, поехали!» Звукоподражание сопровождайте выразительными движениями.

Расскажите про лошадку: чем питается, какую пользу приносит человеку и где живёт.

«Мышка норушка»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, вызывать подражание речи взрослого. Материалы: игрушка мышка, салфетка, корзинка.

Занятие

Покажите ребёнку корзинку, прикрытую салфеткой, в которой сидит мышка. Вдруг раздаётся звукоподражание: «пи-пи-пи». Спросите малыша: «Кто это там пищит? Кто голос подаёт? Маленькая, серенькая, живёт в норке, грызёт корки» Появляется мышка. Продолжите сюжетную игру: «Я мышка, боюсь кошки» Опишите мышку: серенькая, маленькая, длинный хвост, острые коготки. Сопровождайте слова выразительными движениями. «Что это у мышки? Как она бегает? Чем питается? Где живёт? Куда прячется от кошки?»

Практикуйте совместную речь: начинайте фразу, а ребёнок её завершает. Такой приём помогает детям научиться говорить свободно.

Нормы у детей от 2 до 3 лет

Начиная с двух лет, у малыша формируется речевая база, поэтому в этом возрасте важно уделить особое внимание развитию его речи.

Нормами речи у детей 2-3 лет можно считать:

  1. После исполнения малышу двух лет его словарный запас составляет не менее 200 слов. Причем после двухлетнего рубежа запас начинает стремительно расти и уже спустя шесть месяцев должен равняться 1000 слов. Основная часть запаса — существительные, чуть меньше должно быть глаголов. В три года ребенок должен активно включать в свою речь местоимения, предлоги, союзы, прилагательные, а также наречия.
  2. Ребенок с двух лет строит предложения из трех слов, может уже объяснить свои желания и элементарные потребности, легко общается со сверстниками. Большая часть предложений повествовательные, реже встречаются восклицательные. Вопросительные предложения зачастую состоят из одного-двух слов.
  3. Дети с двух с половиной лет начинают характеризовать предметы: называют из размер, цвет, вкус, высказывают впечатление о событиях или предметах (но еще односложными предложениями).
  4. В речи наблюдаются обобщающие слова. Например, помидор и огурец — это овощи; сапоги и туфли — это обувь.
  5. Слова из двух или нескольких повторяющихся слогов (например, «ту-ту» или «би-би») уже не должны присутствовать в речи.
  6. Речь взрослого должна уже полностью восприниматься ребенком. Кроме этого, малыш начинает высказывать свою реакцию на обращение старших.
  7. В два года еще допускаются ошибки в склонении слов, согласовании родов и чисел. В трехлетнем возрасте эти ошибки устраняются.
  8. Возможно замена букв или целых слогов в словах (допускается «копатка» вместо «лопатка»).
  9. В два года нет ничего страшного в замене шипящих букв на свистящие, а также твердых на мягкие. Но уже в три года много малышей произносят даже самые трудные звуки — р и л.

СПРАВКА! Самое важное в развитии речи малыша — это общение со взрослыми.

Также отметим, что у девочек словарный запас больше, чем у мальчиков. Это не считается отклонением. Малыши легко учат небольшие стишки, умеют рассказать их с эмоциями.

«Козочка»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, пополнять словарный запас. Материалы: игрушка козочка.

Занятие

Возьмите игрушку и начните диалог:

— Кто это к нам пришёл? Коза рогатая, бодатая. Не бойся козочки, а давай с ней поговорим. Скажи: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»

Поощряйте инициативные высказывания ребёнка.

— Что даёт нам козочка? Молочко? Где твоя чашка? Подставляй и пей тёпленькое молочко!

Имитируйте условные действия.

— Скажи ей спасибо за вкусное и полезное молоко. А где у козочки глазки? Рожки?

Дайте возможность показать ребёнку все части тела, побуждая к действиям.

— А где пасётся козочка? А чем питается? Как она бегает? А как голос подаёт?

В процессе общения у ребёнка формируется грамматическая речь, произношение гласных, свистящих и простых согласных звуков.

«Мишка косолапый»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, пополнять словарный запас. Материалы: игрушка мишка.

Занятие

Возьмите мишку и разыграйте сюжетную игру. Загадайте ребёнку загадку:

Кто в лесу огромней всех,Кто богатый носит мех?Кто малину с веток рвёт,Кто душистый любит мёд?

— Кто к нам в гости пришёл? Мишка. Здравствуй! Где у мишки глазки? Уши? Лапы?

Поощряйте инициативные высказывания ребёнка.

-А как Мишка ходит, переваливается? Покажи. А как он голос подаёт?

Произносите звуки, сопровождая выразительными движениями.

— А чем любит Мишка полакомиться? Покажи, как он подставляет лапки для принятия угощения.

Совершайте выразительные движения вместе.

— Чем лакомится Мишка? Мёдом и малиной. А где он их добывает? В лесу?

Задавайте вопросы, привлекая в интересную игру ребёнка, развивая речь и расширяя знакомство с окружающим миром.

Консультация для родителей. Развитие речи детей 2-3 лет

Уроки должны быть короткими, театрализованными и насыщенными играми. Поначалу, чтобы четко следовать плану и не идти у ребенка на поводу, лучше подготовить подробный конспект.

Комплекс артикуляционной гимнастики детям 4-5 лет в средней группе

На занятиях огромную помощь оказывают разнообразные логопедические книжки, раскраски и другие дидактические материалы. На просторах всемирной сети есть пособия, которые можно распечатать и применять в домашних играх.

Дополнительная информация. Конспекты занятий можно подсмотреть в книге О.Э. Литвиновой «Речевое развитие детей раннего возраста». Составленные четко по программе ФГОС на основе многолетнего опыта автора, все упражнения в книге направлены на становление произношения и грамматического строя речи малыша.

Учим правильно подражать речи взрослых

Для правильного подражания устной речи важно, чтобы произносимые взрослым слова звучали правильно и четко. Малыш может не сразу сказать фразу целиком и правильно. Главное – даже в нечетко звучащем произношении сохранность количество слогов. Если из нескольких слогов слова ребенок выбирает и произносит один, наиболее ему удобный, – это нарушение речи, которое в данном возрасте уже необходимо лечить.

Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребенка

Голосовой аппарат в раннем возрасте формируется на основе фольклорных песен и сказок. Частушки, прибаутки и другие формы песенного творчества содержат большое количество удобно произносимых гласных. Народные песни помогают увеличить количество проговариваемых на одном выдохе слов, улучшить плавность выдоха, а также познакомить малыша с русским фольклором.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Чтобы разговорить ребенка нужно:

  • Не давать все вещи по первому его указательному жесту, а спрашивать: «Ты хочешь яблоко? Или апельсин?». И только после перебора нескольких вариантов, давать желаемое, стимулируя таким театральным образом развитие речи.
  • Ежедневно читать с малышом короткие стихотворения и стараться их повторить.
  • Устраивать некие «собрания» животных в игре и спрашивать: «Как говорит корова? А собака? А кошка?»

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Артикуляционная гимнастика проводится по предварительной презентации упражнения взрослым. Основные движения:

  • Надуть щеки;
  • Улыбка;
  • Трубочка (вытянуть губы вперед);
  • Лопатка (широкий язык на нижней губе);
  • Наказать непослушный язычок (верхними зубами потихоньку покусывать распластанный язык).

Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3-летних малышей

В качестве упражнений и игр для развития речи у детей 2-3 лет используются:

  • звукоподражание (животным, транспорту и т.д.);
  • речевое сопровождение всех действий ребенка;
  • знакомство с изображениями на картинках и в жизни. Например, на картинке изображена кошка. «Как говорит кошка? Мяу» На прогулке встретили кошку. «Вспомни, как говорит кошка?» и т.д.

«Спать пора»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания. Материалы: игрушки: мишка, слон, бычок.

Занятие

Возьмите мишку и начните диалог:

— Кто к нам в гости пришёл?

Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её. Это научит его инициативно высказываться.

— Это мишка. Он какой?

Выдержите паузу, чтобы ребёнок сам ответил.

— Как он рычит? Какие у мишки лапы? Ушки? Глазки?

Делайте паузу после каждого вопроса с интонацией незавершённости, побуждая ребёнка включаться в совместное высказывание.

— Чем мишка любит полакомиться? Правильно, мёдом и малиной.

Возьмите бычка и продолжите диалог:

— Кто ещё к нам в гости пришёл?

Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её.

— У бычка есть рога. Как он мычит?

Покажите рога выразительными движениями, изобразите подражание мычания бычка.

Покажите ребёнку слона. Продемонстрируйте игрушку, побуждая его назвать животного, отвечать на вопросы, спрашивать. Это научит его инициативно высказываться.

— К нам пришёл слон. Он какой? Какие у него уши? Хобот? Лапы?

Прочтите стишок Агнии Барто «Слон», разыгрывая сюжет:

Спать пора! Уснул бычок,Лег в коробку на бочок.Сонный мишка лег в кровать,Только слон не хочет спать.Головой качает сон,Он слонихе шлет поклон.

Побуждайте ребёнка включаться в совместное высказывание, описание игрушек, проговаривание слов в стишках и потешках.

Конспект открытого занятия «Веселое путешествие» для детей 2-3 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 комбинированного вида» г. Микунь

Социально – коммуникативное развитие

«Веселое путешествие»

(для детей 2 – 3 лет)

Провела: Смирнова А. С.

«Веселое путешествие»

Цель:

формирование социально –коммуникативных навыков через игровую деятельность.

Задачи:

Обучающие: закрепить с детьми основные цвета, развивать умение отвечать на вопросы.

Развивающие: развивать цветоощущения, развивать мелкую моторику, развивать внимание.

Воспитательные: воспитывать доброту и эмоционально-положительное отношение к персонажам , дружеские взаимоотношения в совместной деятельности.

Материалы и оборудование:

Персонажи: Зайка и Петух, муляжи фруктов и овощей, две корзины, обруч, пластиковые шары, петухи из картона и хвосты на прищепках петухам, макет фермы, подносы с манкой, домик, дерево.

Предварительная работа:

повторение цветов, повторение фруктов и овощей, разучивание пальчиковой игры «Петя-Петушок».

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

I.Водная часть

Дети с воспитателем заходят в группу.

В-ль: Посмотрите ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся!

Д-И: Здравствуйте!

В-ль: Ребята, а к нам в гости сегодня собирался прийти зайка, но почему-то его нет. Никто не видел? (дети смотрят вокруг себя)

(Звук сообщения)

В-ль: Ребята, кто-то прислал мне сообщение, давайте посмотрим?

(Сообщение от зайки)

Здравствуйте ребята! Я не смогу к вам сегодня прийти я очень заболел. Но у меня к вам будет большая просьба! принесите мне пожалуйста фруктов и овощей, от них я быстро поправлюсь. А то сам я встать не в силах, уж очень я слаб!

В-ль: Бедный зайка! Ребята, давайте ему поможем

Д-и: Давайте!

II. Основная часть.

В-ль: Смотрите сколько у нас тут фруктов и овощей, давайте их соберем по корзинам, в одну фрукты, в другую овощи, чтобы Зайка правильно принимал витамины.

Дети собирают фрукты и овощи.

В-ль: Молодцы ребята, все разложили правильно. Тогда отправляемся к зайке! А знаете кто нам поможет не заблудиться? Солнышко! Посмотрите какое оно яркое. А какого цвета солнышко?

Д-ти: Желтое

В-ль: Солнышко осветит и покажет нам дорогу к зайкиному дому! А вот и дорожка из солнечных зайчиков!

(Идут по дорожке и натыкаются на преграду)

В-ль: Что же это? Ребята, кто — то преградил нам дорогу. Посмотрите сколько цветных шариков. Что бы идти дальше, нам надо все эти шарики разложить по ведеркам такого же цвета. Давайте скажем какие цвета тут присутствуют.

(Дети говорят цвета и раскладывают шары)

В-ль: Молодцы ребята, справились! Давайте продолжать наш путь дальше

В-ль: Ребята, смотрите, а это кто?

Д-ти: Петушок

В-ль: Здравствуй петушок, а что ты тут делаешь?

П-к: Здравствуйте ребята, лиса плутовка забралась в курятник и всем моим младшим братьям, которые не смогли убежать, хвосты общипала. Вот теперь я хожу горюю.

В-ль: Не горюй Петя, мы с ребятами тебе поможем. Ребята давайте аждому петушку свой хвостик прикрепим.петушкам надо помочь?

(Подходят к столу с петухами и делают хвосты)

П-х: Спасибо вам большое!

В-ль: Петушок, а чтобы до конца поднять тебе настроение, мы с ребятами тебе покажем нашу пальчиковую игру «Петя-Петушок».

Пальчиковая игра «Петя –Петушок»

В-ль: Ну что ребята, пошлите дальше. А вот и лес виден. Наверное где-то и Зайка живет

(приходят к дому зайки)

В-ль: А вот и дом зайки. Давайте постучимся

В-ь: Зайка мы принесли тебе гостинцев, фруктов и овощей, которые помогут тебе вылечиться.

З-ка: Спасибо ребята что принесли мне столько фруктов и овощей, теперь я точно поправлюсь!

В-ль: Ребята, мы помогли зайке найти его домик, а кто помог нам найти дорогу?

Д-ти: Солнышко

В-ль: Смотрите, у нас лежат подносы с волшебной, разноцветной манкой. давайте поблагодарим солнышко и нарисуем его там, а зайка посмотрит, как мы его нарисуем.

(звучит музыка, дети рисуют солнце на манке)

III.Заключительная.

Зайка: Какие вы молодцы! А за вашу помощь я хочу подарить вам вот такой набор волшебной, радужной маночки. Вы расскажите остальным ребятам о вашем путешествии и порисуйте сегодня все вместе.

Дети: Спасибо!

В-ль: ну что ребята, а теперь отправляемся обратно в нашу группу, по той же дорожке из солнечных зайчиков.

Дети: До свидания зайка, не болей больше и приходи к нам в гости!!

(идут в группу по дорожке под музыку)

В-ль: Ребята, а кому мы сегодня помогли?

Д-ти: зайке, петушкам

В-ль: Молодцы ребята, помогать надо всем, Кто нуждается в вашей помощи.

Вот и мы закончили наше путешествие, которое оказалось полезным и запоминающимся. Всем спасибо!

Самоанализ ОД

Воспитателя первой младшей группы Смирновой А.С.

Тема : интегрированная ОД « Веселое путешествие»

Цель:

формирование социально –коммуникативных навыков через игровую деятельность

Задачи

: Обучающие: закрепить с детьми основные цвета, развивать умение отвечать на вопросы.

Развивающие: развивать цветоощущения, развивать мелкую моторику, развивать внимание,

Воспитательные: воспитывать доброту и эмоционально-положительное отношение к персонажам

Материалы и оборудование:

Персонажи: Зайка и Петух, муляжи фруктов и овощей, две корзины, обруч, пластиковые шары, петухи из картона и хвосты на прищепках петухам, макет фермы, подносы с манкой, домик, дерево.

Предварительная работа:

повторение цветов, повторение фруктов и овощей, разучивание пальчиковой игры «Петя-Петушок»
.
Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»(помощь петухам, помощь зайке), «Познавательное развитие» (Повторение цветом, Повторение названий фруктов и овощей), «Речевое развитие» (называние цветов, фруктов, овощей, ответы на вопросы воспитателя) , «Физической развитие»( пальчиковая игра «Петя-Петушок»), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование на манке).

Структура:

Интегрированная ОД «Веселое путешествие» проводилась с детьми 2-3 лет.

ОД состояла из трех взаимосвязанных частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

В вводной части

для организации детей использовалось мультимедийное сообщение, которое обогащало детскую деятельность, способствовало умственной и эмоциональной активности детей. Все элементы ОД логически между собой объединены общим содержанием. Я считаю, что выбранная мною форма организации деятельности была достаточно эффективной, динамичной. Я старалась быть для детей партнером, побуждала их к проявлению инициативы и самостоятельности.

Основная часть

ОД представляла собой образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Перед детьми ставятся задачи, которые они должны выполнить. Каждое задание представлено в качестве игры: дети должны собрать фрукты и овощи, разложить пластиковые шарики по цветам, найти петухам хвосты, нарисовать солнце на манке.

В заключительной части

ОД использовалась беседа о том, что мы сегодня делали и кому помогли.

Занятие построено на современных подходах: деятельностном, развивающем, личностно-ориентированном. В ходе их я применяла игровые (дети должны собрать фрукты и овощи, разложить пластиковые шарики по цветам, найти петухам хвосты, нарисовать солнце на манке.), проблемно-поисковые (дети и воспитатель ищут домик зайки), практические (раскладывание по ведрам шариков, разложить фрукты и овощи по корзинам рисование солнца, и прикрепление хвостов петухам) методы. Необычная обстановка и присутствие героев поддерживала у детей познавательный интерес.

В ходе ОД применяла методы:

1 словесный (вопросы, уточнение, поощрение)

2 наглядно-демонстрационный (видео – сообщение, макет солнышка)

3 практический (самостоятельное выполнение заданий: разложить шары по ведрам, прикрепить хвосты петухам, нарисовать солнце на манке)

4 игровой (социально-коммуникативные игры, герой)

Повысить эффективность ОД мне помогли:

— нетрадиционная форма (мультимедийное сообщение, рисование на манке)

— игровая мотивация (социально-коммуникативные игры, герой)

— учет индивидуальных и возрастных особенностей детей (Я старалась быть внимательной к каждому ребенку, подмечать степень его заинтересованности процессом, создавать условия для того, чтобы познавательный интерес, помогал получать знания.)

— чередование видов деятельности помогло не потерять интерес у детей и не вызвало усталости у детей.

— задания развивающего и проблемно-поискового характера (искали где живет зайка, по дороге к Зойкиному домику дети выполняли данные им задания)

ОД своей цели достигла.

«Ёлочка»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, чувство языка, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания, уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Материал: праздничная ёлочка, игрушки: собачка, кошка, мышка, курочка.

Занятие

Посмотрите, какая ёлочка стоит нарядная: украшена яркими игрушками, мишурой и бусами. Пропойте песенку:

Маленькой ёлочкеХолодно зимой.Из лесу ёлочкуВзяли мы домой.

Сколько на ёлочкеШариков цветных,Розовых пряников,Шишек золотых!

Встанем под ёлочкойВ дружный хоровод,Весело, веселоВстретим Новый год!

Как поднимается настроение, чувствуется приближение праздника. Начните диалог:

— Какая у нас нарядная ёлочка! Чем она украшена?

Показывайте игрушки, которые называет ребёнок, совершая выразительные движения.

Поставьте под ёлочкой игрушки: собачку, кошку, мышку, курочку, и спросите, вызывая на инициативное высказывание:

-А кто это танцует под ёлочкой?

Выдержите паузу, чтобы ребёнок перечислил все игрушки.

— А как собачка подаёт голос? Что она делает? Чем питается?

Задавайте ребёнку вопросы, развивая речь, расширяя представление об окружающем мире.

Подобным образом обыграйте сюжеты с остальными персонажами.

«Поезд»

Цель: вовлекать в диалог, развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, пополнить словарный запас наименованиями животных, предметов, действий. Материал: игрушки: поезд, мишка, заяц, белка, лиса.

Занятие

Покажите игрушку – поезд. Рассмотрите его вместе, демонстрируя кабину, вагоны, колёса, озвучивая сигнал поезда: ту-ту и повторяя звучание вместе с ребёнком. Продолжите рассказ.

— Поезд ведёт машинист, который находится в кабине. А пассажиры — в вагонах. У поезда есть колёса, которые стучат по рельсам: тук-тук. Повторите звучание колёс вместе с ребёнком. — Поезд мчится, а колёса стучат как?

Для повторения материала задайте вопросы: — Что это у поезда? (Поочерёдно показывая его элементы) — Кто ведёт поезд? — Как сигналит машинист? — Как стучат колёса?» и т.д.

Имитируйте поезд: взрослый – паровоз, а ребёнок – вагончик. Прицепите вагон, подайте сигнал «ту-ту» и поехали! Подражая стуку колёс: тук-тук-тук, весело напевайте, вовлекая в пение ребёнка:

Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья.

Нам весело живётся, Мы песенку поём, А в песенке поётся О том, как мы живём.

Обратитесь к ребёнку: « Игрушки тоже хотят покататься на поезде». Пусть ребёнок посадит их в вагон, называя каждого и сопровождая звукоподражанием.

Напевайте знакомую песенку вместе, заучивая наизусть.

Важно знать! Развивающие занятия, игры в возрасте 2-3 лет от простых действий с игрушкой к сюжетным действиям, закладывают необходимую основу для гармоничного развития ребёнка, развивают речь.

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста происходит поэтапно. Каждому этапу соответствуют определенные активный (проговариваемый) и пассивный (понимаемый) словари, звукопроизношение.

Ребенок 2-3 лет

Раннее речевое развитие ребенка

К 3-м годам у малыша формируется некая «база» речи, на основе которой строится все дальнейшее ее развитие. Поэтому с самого рождения нужно обращать особенное внимание на развитие речевых навыков ребенка.

Среднестатистические нормы

Если с первых месяцев жизни с ребенком активно занимались в домашних условиях, общались и комментировали свои и его действия, то к возрасту 2-3-х лет у него происходит формирование достаточно большого пассивного словаря. Говорить при этом он может невнятно, непонятно, отрывистыми словами и короткими фразами.

Обратите внимание. В данный период понимание речи развито сильнее, чем ее произношение.

Основные нормы развития речи малыша к третьему году жизни:

  • Большая часть употребительных слов – существительные и глаголы. Начинает использовать прилагательные, предлоги и союзы, местоимения и наречия.
  • Используются простые фразы из 2-3 слов. Способен поддержать простой диалог.
  • Знает характеристики предмета (большой, маленький), основные цвета и формы.
  • Понимает обращение к нему взрослого.
  • Форма активного познания языка – изобретение новых слов. Например, лопатке может дать название – копатка.
  • Звукопроизношение к 3-м годам далеко от идеала. Трудности возникают при произнесении свистящих и шипящих звуков, «Л» и «Р». Часто происходит замена твердых на мягкие. Это считается нормой для данного возраста, развивается чистое звукопроизношение к 5-и годам.

Основные причины задержки развития речи у детей

Иногда процесс речевой деятельности развивается не по общепринятому сценарию. По возрасту малышу давно пора заговорить, но он упорно молчит, общается посредством мимики и жестов или крайне неразборчиво. Причины задержки речевого развития (ЗРР) могут быть следующими:

  • Болезни матери во время беременности;
  • Родовые травмы;
  • Перенесенные болезни и травмы головы ребенка до трех лет;
  • Нарушение слуха;
  • Отсутствие интенсивного общения со взрослым.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения выполняются при нескольких условиях: ребенок сидит с прямой спиной, глядит прямо перед собой, при выдохе не надувает щеки. Заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой можно и дома, а материалы для упражнений выполнить в процессе совместного с ребенком творчества.

Обратите внимание. Артикуляционная гимнастика в этом возрасте происходит по подражанию взрослому, по большей части перед зеркалом.

В чем может крыться причина молчания малыша?

Причинами молчания малыша могут быть:

  • малое внимание со стороны взрослых;
  • травмы в перинатальный период и в раннем детстве;
  • нарушения слуха.

Многие родители ссылаются на то, что «родственник заговорил в 4, и все с ним хорошо». Однако стоит помнить, что развивать речь малыша стоит с малых лет, т.к. наследственность не играет главенствующей роли в ее становлении, а последствия могут быть очень плачевными. Моторная и сенсорная алалия, ЗРР и другие нарушения речи требуют постоянной логопедической коррекции.

Игры для детей от 2 до 4 лет для развития речи — советы родителям

Что влияет на развитие речи у двухлетки

В первую очередь влияет наследственность и наличие травм во время беременности, родов и в период раннего развития малыша.

Вторая причина – это окружение. Важно, чтобы с ребенком общались часто и правильно (без сюсюканий). Детские слова и фразы в этом возрасте – точное отражение речи взрослых. Поэтому, чтобы правильно развить и обогатить словарь малыша, нужно тщательно следить за тем, в какой речевой среде он находится.

Домашнее занятие с ребенком

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: