Страница 1 из 6
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог — родитель;
- педагог — ребенок — родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.
Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1). Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:
- основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например.
- Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
- Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
- Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
- Дайте оценку этому поступку.
- Как бы Вы поступили?
- Что надо делать, когда встречаете птиц?
- Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
- Надо ли помогать птицам? Как?
- Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?
В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Консультация для родителей «Значение экологического воспитания в семье», воспитатель Бабушкина Н.И.
Природоведческого знания важны для формирования материалистистического миропонимания. В дальнейщем они составляют основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение предметов естественного цикла в школе. Отсутствие или недостаток достоверных знаний о природе служит почвой для возникновения суеверий, предрассудков. Искаженные представления могут вызвать неправильное, а иногда и жестокое отношение к растениям, животным.
Живая природа воздействует на ребенка, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых.
Умственное и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие цветов оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания.
Для ребенка важен пример взрослого, который вместе с ребенком ухаживает за растениями и животными.
Опыт работы по формированию экологической системы знаний.
С детьми регулярно проводятся занятия, на которых подробно рассматривают объекты природы. Например: на одном из занятий рассматривают кролика (чем питается, как передвигается, какие условия ему нужны для жизни, как нужно о нем заботиться). Закрепляются знания на прогулке, во время наблюдений и во время ухода за животными и растениями уголка природы. Во время наблюдений детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним.
Экологическое воспитание в семье.
Живые уголки – достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Если можно сделать уголок природы в детском саду, то почему нельзя в собственном доме? Этот вопрос особенно актуален в наши дни, когда идет повальное увлечение различными животными, которых покупают в качестве забавных игрушек, а затем, удостоверившись в сложности их содержания, выбрасывают на улицу или пытаются сдать в зоопарк.
Иногда, в качестве обоснования возможности содержания в живом уголке диких животных приводится весьма своеобразный вывод: если щегла, белку можно купить в зоомагазине, значит, это разрешено. При этом никто не задумывается о том, откуда щегол, синица появились в зоомагазине, на птичьем рынке. Чаще всего их отлавливают в природных условиях именно для продажи, причем не всегда разрешенными способами. То есть и в этом случае, приобретая животных в магазине, мы поддерживаем фактически браконьеров. Помогаем им незаконно обогащаться, толкаем на отлов птиц, зверей (якобы для целей экологического воспитания) падение спроса на диких животных приведет к сохранению многих из них в природе, а те, кто их отлавливает, смогут заняться разведением некоторых животных в неволе.
Живой уголок прекрасное место для организации наблюдений. С точки зрения экологии важно на примере тех же комнатных растений показывать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности, сформировать понимание у ребенка зависимости жизни растения от его собственных действий. При правильно организованной работой живой уголок может способствовать и формированию экологически грамотного поведения детей в природе.
Как обычно ведут себя дошкольники, попадая в природный мир? Они рады смене обстановки, толкаются, шумят. Бурно выражают свои эмоции. При этом совершенно не учитывается состояние животного, который испытывает при таком поведении испуг, стресс. Вырастая дети такое отношение к обитателям живого уголка переносят на объекты дикой природы. Невежественное поведение людей можно, к сожалению, часто наблюдать в зоопарке, когда в животных бросают палки, стучат по стеклу кулаком (всего лишь для того, чтобы привлечь их внимание, кормят (хотя это запрещено) сладостями и другими продуктами, от которых животные погибают.
Задачки для родителей.
1. Вы купили ребенку домашнее животное, которое он долгое время у вас просил. Через некоторое время он отказывается за ним ухаживать. Как вы поступите в такой ситуации?
2. Ребенок, играя, начинает ломать деревья и кусты, обрывая листья. Как вы объясните ребенку, что делать этого нельзя?
3. Ваш ребенок очень любит играть с кошкой. При этом он одевает ее, кормит, катает в коляске. Как вы считаете, это благополучно влияет на экологическое воспитание Вашего ребенка? Почему?
Советы и рекомендации:
«+»
-Обращать внимание детей на окружающую красоту природы.
-Нужно создавать коллекции природных материалов, марок, открыток. Календарей, значков для экологического уголка.
-Важно соблюдать правила поведения в зоопарке.
-Важно, чтобы ребенок сам выбрал то животное или растение, которое ему нравится.
-Необходимо в живом уголке выделить полочки или небольшой шкафчик для хранения корма и оборудования для ухода за живыми объектами.
-На стене можно разместить географическую карту с обозначением мест происхождения растений и животных.
-Важно проводить наблюдения в живом уголке природы.
-Участвуйте в трудовой деятельности вместе с ребенком.
«-»
-Отдыхая на природе нельзя рвать цветы, ломать ветки, оставлять мусор, громко себя вести.
-Нельзя допускать того, чтобы ребенок превращал животных в куклы.
-Нельзя содержать диких животных в уголке природы.
Актуальность экологического воспитания
Природа – это неотъемлемая часть жизни человека. Сегодня вопросы экологии и экологического воспитания стоят особенно остро. Ныне человечество находится на пороге экологического кризиса. Большое количество животных и растений находятся под угрозой исчезновения, происходит загрязнение атмосферы, почвы, воды. За все это несет ответственность человек. К счастью человек способен не только негативно воздействовать на окружающую среду, он так же в состоянии изменить ситуацию к лучшему.
В этом нам помогает экологическое воспитание. Формировать правильное экологическое поведение стоит начинать с самого раннего, дошкольного возраста, когда дети впитывают в себя основы морально-этического поведения, у них формируются поведенческие нормы.
Замечание 1
Цель экологического воспитания состоит в воспитании полноценной личности, которая будет гуманна по отношению к миру вокруг себя, будет занимать активную социальною позицию, будут иметь четкое представление о том, что такое долг и ответственность.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Экологическое воспитание в семье 450 руб.
- Реферат Экологическое воспитание в семье 250 руб.
- Контрольная работа Экологическое воспитание в семье 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Когда ребенок посещает дошкольное учреждение, в задачу воспитателя входит сформировать у него целостный взгляд на природу, показать какое место принадлежит в ней человеку. В воспитании в детском саду немаловажным является нравственная составляющая. Педагоги должны объяснить ребёнку почему природа и чистая окружающая среда важны для человека, сформировать положительное отношение к объектам и явлениям природы, рассказать, как следует себя правильно вести на природе, научить охранять и сберегать природу родного края.