Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте»


НОД для старшей группы » Глобус на столе»

Составила:

Воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ д/с № 52 г. Таганрог

Щукина Е.А.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по окружающему миру для детей старшей группы по теме: «Земной шар на столе»

Цель:

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса.

Задачи:

  1. Познакомить детей с глобусом, как моделью Земли;
  2. Развивать у детей внимательность, наблюдательность;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к нашей планете.

Оборудование

: Глобус.

Ход НОД:

I.

Сейчас многие люди путешествуют, ездят в разные города, разные страны. А в далёкие времена люди путешествовали мало. У них не было современного транспорта, они не знали, куда им идти и ехать. Люди мало знали о планете Земля, на которой мы с вами сейчас живём. Но вот они научились строить корабли: сначала небольшие, потом корабли становились всё больше и больше, они могли отправляться в далёкое плавание по морям и океанам. Иногда приходилось плыть много дней и ночей. В те далёкие времена, о которых я вам рассказываю, мореплаватели ориентировались по звёздам. Но звёзды появляются только ночью и только при хорошей погоде. С древних времён между учёными были споры о форме Земли. Считается, что первым человеком, кто доказал, что Земля круглая был древнегреческий философ Аристотель.

Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чём оно.

Хоромы у меня невелики, А шар земной вместили, как ни странно: Здесь уместились все материки, Четыре необъятных океана. Верчу рукою глобус на столе, Разглядываю страны и границы: У толстяка на голубом челе Палитра многоцветная искрится. Что ни оттенок цвета, то народ; Что ни страна, то новая окраска… С материка на материк ползёт И по морям плывёт моя указка. Мне шар напоминает силача, Чья голова укрыта облаками. Глянь – свесилась Америка с плеча, Сжал Азию он крепкими руками. Льды Арктики на спину взгромоздил, Полярную на лоб надвинул шапку, Стопы на Антарктиде укрепил И всю Европу крепко взял в охапку. Всю Африку – на правое бедро, Австралию – на левое колено; Всё зло земли и всё её добро Вращает неустанно, неизменно.

— О чём, ребята, это стихотворение? (Правильно, о глобусе).

— Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, материки, горы, равнины, страны).

— Посмотрите, ребята, это глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля. Глядя на глобус, мы можем многое узнать о нашей планете: какой формы Земля, много ли на ней воды. Глобус имеет форму шара, значит и наша Земля – это шар.

Поработали, ребятки, А теперь все на зарядку! Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг, И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно.

II.

Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратетом Малльским.

В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус (обычных размеров) имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.

Современные глобусы бывают разных видов и размеров. Так например в США создан цифровой глобус, а в Германии первый интерактивный (Мультитач) глобус.

Небесный глобус показывает расположение звёзд зеркально по сравнению с тем, как они видны на небе, поскольку мы смотрим на глобус снаружи, а небесную сферу видим «изнутри». При измерении географическая карта намного удобнее глобуса, поскольку последний требует использования при измерении расстояний гибкой линейки. Некоторые глобусы изначально оборудованы линейками, изогнутыми в виде дуги.

Бельгийским коллекционером Штефаном Миссине, в 2013 году было опубликовано исследование глобуса, вырезанного на страусином яйце. Вырезанный на этом яйце глобус изображает Северную Америку. Датируется глобус 1504 годом. Это старейший глобус, на котором изображена Америка

Голландские послы привезли в подарок Великому князю Московскому Алексею Михайловичу Романову значительный по размерам глобус. Позднее 16-летний Петр, будущий император России затребовал этот глобус себе. Русский царь и его дети могли иметь достаточно ясное представление как о географии Земли на уровне знаний своего времени, так и о ее шарообразной форме.

Знаменитые глобусы:

Земное яблоко (XV век) — старейший глобус в мире.

Ягеллонский глобус из Кракова — один из трёх старейших глобусов, ныне существующих в мире.

Готторпский глобус в Музее М. В. Ломоносова de:Gottorfer Riesenglobus (XVII век)

Страусиное яйцо (1504) — старейший глобус Америки.

Глобус Блау (XVII век) — главный экспонат первого русского музея.

Глобус мира (1982—1987) — самый большой вращающийся глобус. Представляет собой сферу в диаметре 10 м, весом 30 т, находится в местечке Коломбара, недалеко от г. Апечо, округ Пезаро, Италия. Глобус построен из дерева, и его размеры позволяют разместить внутри 600 человек на трех ярусах настилов.

Сферический интерактивный мультитач глобус

В Вене действует Музей глобусов. Это единственное публичное собрание глобусов в мире.

III.

Сейчас мы с вами сделаем из пластилина модель нашей Земли. Какая у нас Земля? (Круглая) Берём пластилин и скатываем из него гладкий шар. Выставка глобусов.

— С чем мы сегодня познакомились? (С глобусом)

— Что такое глобус? (Модель нашей Земли).

— Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, горы, равнины, материки, страны).

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами узнали очень много о глобусе.

Изучение географии в детском саду

Методическая разработка «География в ДОУ – путь познания окружающего мира»

Данный материал по обмену опытом могут использовать в своей работе методисты (старшие воспитатели),воспитатели дошкольных учреждений, родители. Здесь представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим, знакомство с наукой «география» во взаимосвязи с «экологией». Здесь можно найти ответ на вопросы, как и чем заинтересовать детей изучать такие серьезные науки.
Цели: 1. Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты; 2. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; 3. Научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу. Задачи: 1. Развивать у детей представления о единстве окружающего мира; 2. Развивать познавательный интерес и любознательность детей; 3. Воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость; 4. Заложить основы нравственного отношения детей к природе, воспитание экологической культуры. «Географии основы Заставляют стать поэтом! Не опишешь тусклым словом Нашу яркую планету…» И.И. Ландо
Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет, и это я постараюсь показать в своей работе. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии. Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введен в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми. Первые представления детей о себе и окружающем их мире часто очень разрозненные, бессистемные. Задача педагогов и родителей – помочь им осознать, что каждый человек является частью этого огромного мира. География – наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, изобилующая захватывающими историями о путешествиях. Эта работа о том, как и чем заинтересовать детей и родителей в изучении этой интересной, многоплановой, увлекательной науки. Сегодня, в нашу эпоху бурного развития цивилизации, человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Человек привык всё брать от природы и ничего не отдавать. Живя под лозунгом: « Мы не можем ждать милости от природы», человеческое общество все больше вредит окружающей среде, и это принимает огромные масштабы, влияя на наше здоровье. Нашу планету Земля может спасти только сам человек, глубоко понимая законы природы, осознавая, что он сам является частью этой природы. Мы видим, что всё большее значение приобретает нравственное, экологическое образование и воспитание человека. Грустно осознавать, что развитие промышленности все больше наносит вред окружающей среде. Добывая полезные ископаемые, мы видим, что большая их часть уходит в отходы, потому что мало используются новейшие технологии. А загрязнение экологии деятельностью человека? Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно, необходимо, чтобы человек понимал свое место в окружающем его мире. Нам всем необходимо воспитание экологического сознания и сегодня долг каждого педагога сформировать это сознание у дошкольников и школьников, нашего подрастающего поколения, у тех, кто будет грамотно продолжать наши традиции сохранения природы для будущих поколений. Экологическое сознание имеет межпредметный характер, главную роль в котором играют естественно научные дисциплины: география, физика, биология. Поэтому ценность изучения географии для дошкольников состоит в том, чтобы научить детей, а часто и родителей, бережно относиться к своему дому, улице, городу, осознавая, что это наша среда обитания, которую необходимо содержать в чистоте для своего же блага, здоровья. Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Детей дошкольного возраста всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы. Иногда они комментируют то, что узнали, внося своё видение, используя нестандартное, интересное объяснение. Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.


География – наука об окружающем пространстве, которое наполнено таинственными и совершенно необыкновенными открытиями и историями о путешествиях. Чтобы дети прониклись к этой науке, целесообразно знакомить их с ней уже в дошкольном возрасте. Развитию географических представлений способствуют путешествия по карте, соединяя серьезное с игрой. Для таких игр в качестве материала нужны физическая и политическая карты мира, глобус, карта города, района, области, республики (страны), маленькие флаги различных стран для обозначения маршрута путешествия. Основной девиз таких игр — узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве. Важность данной работы состоит в том, чтобы пробудить чувства ребенка, заинтересовать его в изучении окружающего мира не только в пределах города, района, области, но и всего мира. Нужно научить ребенка оценивать поведение человека в окружающем мире, высказывать своё мнение. Педагоги дошкольного учреждения должны создать для этого соответствующие условия, используя разнообразный материал для ознакомления детей с наукой «география». Обязательное условие для выполнения целей проекта – работа с родителями. Родители должны знать о том, чему обучают детей педагоги, поддерживать детский интерес и любознательность. С чего должен начать педагог? Конечно, с изучения научно-методической литературы, подборкой интересной информации для ребенка, подбором фотографий, иллюстраций. Нужно помнить о том, что для педагога главное – не дать ребенку готовые знания, а заинтересовать его так, чтобы он сам пытался что-то узнать, спрашивать, находить. Занятия с детьми строятся по принципу игрового развивающего обучения и направлены на развитие любознательности, пытливости ума, формирование умения анализировать собственные наблюдения, сравнивать их с другими, обобщать и делать выводы. Воспитатель учит детей задавать вопросы, видеть и понимать красоту окружающего мира, проводить опыты. На занятиях используются разнообразные методы: беседа, чтение художественной литературы, метод познавательных игр, постановка проблемных вопросов, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, рассказ, загадывание загадок, раскрашивание раскрасок на географическую тему, наблюдение, опыт, просмотр видеороликов «Модная география».
При условии систематической работы по окончанию учебного года ожидаются такие результаты: — Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле; — Повышение интереса к природе и бережное отношение к планете Земля; — Дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями; — У детей повышается рост уровня наблюдательности; — Дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы; — Заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов. Как же начать воображаемое путешествие? 1. Выбираем страну 2. Выбираем вид транспорта, на котором удобнее будет путешествовать 3. Изучаем символику выбранной страны, её природную зону, характерные особенности.


Что нам может встретиться на пути?


Такие путешествия помогают освоить стороны света, познакомиться с компасом, выучить названия морей и океанов, сравнивать растительный и животный мир разных климатических зон, узнать, какие живут там люди, чем занимаются, какие у них дома, архитектурные памятники.


В игровой форме детям дошкольного возраста гораздо легче осваивать природные и культурные символы разных частей света: для Африки – жираф, бегемот, пустыня, саванна, для Антарктиды – айсберги, пингвины, для Австралии – кенгуру, утконосы, коала и т.п.) В ходе таких игровых путешествий постепенно карта «оживает»: на ней появляются флаги государств, которые изучены. Дети имеют возможность закреплять свои знания. Видя карту с обозначениями, дети лучше запоминают страны, с которыми они познакомились, наглядность очень важна для дошкольника. Иногда дети просят повторить путешествие в понравившуюся страну.


На каждом материке есть страны, которые различаются климатом, животным и растительным миром, ландшафтом, городами, флагами, гимнами и гербами.


Очень нравится детям отгадывать загадки о странах, о столицах, раскрашивать раскраски на географическую тему.


Путешествие по карте так же сопровождается чтением художественных произведений, которые написаны сказочниками разных стран: Братья Гримм, Г.Уланд – Германия, Шарль Перро – Франция, Л.Кэролл, Р.Киплинг, Э.Сетон-Томпсон, А.А.Милн – Англия, С.Лагерлёф – Швеция, Д.Харрис , М.Горам – американские писатели, Г.Х.Андерсен – Дания, Д.Родари – итальянский писатель. Разнообразная детская литература несет в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Чем больше детям читать, тем обширнее будут его представления об окружающем их мире. Перед чтением нужно побеседовать об авторе, найти на карте страну, в которой он жил и писал свои произведения. Если в книге описана какая либо страна, местность, необходимо найти её на карте и побеседовать. Так, читая о проделках Карлсона, найдем на карте страну Швецию. Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции. Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари. Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки. Очень хорошо, если книги богаты иллюстрациями, биологическими и историческими объектами. Дети любят их рассматривать, запоминая множество полезных сведений, что потом во многом облегчит дальнейшее школьное обучение.


Очень познавательны видео для детей «Модная география», где в интересной форме дети знакомятся с особенностями стран: Россия, Канада, Япония, Египет, Австралия, Швейцария, Великобритания, США, Германия, Греция, Мексика, Индия, Бразилия, Франция, Италия, Испания и другие.


Интересна детям и настольная игра «Путешествие по материкам», которая знакомит детей и закрепляет знания о шести материках и четырех сторонах света: Север, Юг, Запад, Восток. Попутно вспоминаются животные, населяющие данные материки. Словесная игра «Почта» закрепляет знание названий городов. Примерный перечень вопросов и ответов по изучению географии для детей: — Для чего нужны путешествия? (Получать знания о мире, странах, разнообразии растительного и животного мира) — Что изучает география? (География изучает страны и моря, острова и континенты, реки и озера, города и села. А точнее сказать, их расположение) — Что общего и чем отличаются глобус от карты мира? (Глобус — это макет Земного шара, а карта — это плоское изображение участка поверхности земли) — Сколько океанов на Земном шаре и как они называются? (4 океана: Тихий, Анлантический, Индийский, Северный Ледовитый) — Какой океан самый большой? (Тихий) — Какой океан самый маленький? (Северный Ледовитый) — Самое холодное место на Земле? ( Северный полюс холода находится вблизи поселка Оймякон в Якутии. Самая низкая температура, зафиксированная там, составляет -71,2°С. Новый рекорд минимальной температуры зафиксировали ученые в Антарктиде. Он оказался сразу на два градуса ниже предыдущего и составил -91,2°С. В таких условиях глаза и легкие у человека могут застыть за пару минут) — Какой континент не имеет морей и рек? (Антарктида) — Какие моря носят цветные названия, почему им дали такие названия? (Черное море, Красное море, Желтое море, Белое море. Желтому морю название подарила «желтая» река (так переводится с китайского Хуанхэ), которая в него впадает. Она настолько мутная и грязная, что делает морскую воду желтой. Кроме того, в том месте, где расположено море, весной очень часто происходят сильные бури, переносящие желтую пыль. Эта пыль и окрашивает воду моря в желтый цвет. Название «Черное» море получило из-за того, что в древности это слово имело значение «негостеприимный»: так море прозвали турки, пытавшиеся полностью завладеть им. Также в древности «черным» называли север: море, расположенное на севере, и получило такое название. Проще всего понять происхождение названия северного — Белого моря: это самое белое от снега и льда море. Красное море получило свое название от большого количества красно-бурых водорослей, плавающих на поверхности. Также в древности «красным» называли юг: море, расположенное на юге, и получило такое название.) — Что такое джунгли? (Влажные труднопроходимые леса с кустарниками и лианами) — Что такое пустыня? (Слово «пустыня» говорит само за себя: пустыня — значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется) — Где живут райские птицы? (В Австралии и Новой Гвинее) — Чем интересны озера Байкал и Чернильное? (Глубочайшее озеро мира Байкал расположено на юге Сибири. Байкал — одно из величайших озер в мире, колыбель множества древних племен и народов, протянулось по поверхности планеты на 600 км. Из-за удивительной формы, природных особенностей и строении дна, чаша Байкала с давних пор была поделена на три самостоятельные части — Южную, Северную и Среднюю. Каждая из них неповторима, у каждой свой характер, растительность на берегах, ландшафт и даже климат. В Алжире располагается природное озеро, заполненное чернилами. Называется оно Чернильное озеро. В этом озере нет рыбы и растений, так как токсичные темно-синие чернила пригодны лишь для того, чтоб ими писать.) У каждой страны есть своя индивидуальность и флаг. Дети знакомятся с некоторыми странами, их особенностями расположения, памятниками архитектуры и флагами.


Очень любят дети географические загадки-шутки: — Какой город может находиться в воздухе? (Орел) — Какой город самый сердитый? (Грозный) — Какой город самый сладкий? (Изюм) — Какой остров считает себя одеждой? (Ямайка) — Между какими двумя буквами можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название страны, острова? (Япония) — Какой город носит название рыбы? (Судак) — По какому городу течет кровь? (По Вене) — Какую реку можно разрезать ножом? (Прут) — Какой город называют воротами в Донбасс (Харьков) — В каком море не водится рыба? Почему? (В Мертвом. Очень соленая вода.) — Какую страну можно носить на голове? (Панама) — Контур какой страны напоминает сапог? (Италия) — Где текут сухие реки? (На карте) — Какая река находится у нас во рту? (Десна) — Какая река носит название посуды? (Таз) Изучение родного края на примере нашего города, района. Родной город — это маленький мир, с которого начинается знакомство ребенка с миром большим. Очень важно сформировать у детей понимание того, что их родной край является частичкой великой державы. И когда дети учатся любить и сохранять тот край, где они живут, они так же будут относиться к разным красивым местностям всей страны. Например, дети нашего города Новоазовска с интересом изучают природу БООПТРЗ «Хомутовская степь — Меотида». Местность, которую они изучают вместе с воспитателями, они могут наблюдать вместе со своими родителями. То, что дают им педагоги, они закрепляют вместе с родителями. Чем интересна заповедная зона «Меотида»? Это уникальные участки побережья Азовского моря, они до сих пор хорошо сохранили основные черты изначальной природы Приазовья, водно-болотные угодья международного значения «Залив и Кривая Коса» и «Залив и коса Белосарайская», уникальность растительного покрова, богатство флоры раритетными видами. Богатый животный мир парка по видовым разнообразиям пернатых не имеет себе равных. Даже в суровые зимы вблизи закованного в ледяной панцирь моря комфортно чувствуют белая сова и пуночки, на лиманах устраиваются грациозные лебеди-шипуны. Гордостью парка является многочисленные колониальные поселения гидрофильных птиц на стрелке Кривой косы — уникальные в масштабах Европы. Символ парка — шилоклювка — красивая птица, обитающая преимущественно на морском побережье. Численность повсеместно сокращается, но в «Меотиде», благодаря пристальной охране, это обычный вид. Дети путешествуют не только природными ландшафтами, но и в историческом времени, когда Азовское море называли Меотийским озером, а территорию от Азовского до Черного моря — Меотидой. Дети экологической группы знакомятся с тайнами заповедных мест. Заповедник — это место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, птицы, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. «Заповедный» — значит неприкосновенен. Ботанический заказник «Хомутовская степь» (с. Хомутово Донецкой обл.) (статус заповедника получил в 1926г.), Национальный природный парк «Святые горы» (г. Святогорск Донецкая обл ..) (создан 13.12.1997 г.. Указом Президента Украины), Национальный парк «Меотида» (побережье Азовского моря) (создан 30.06.2000 г.. решением Донецкого областного совета, а 03.10.2001 года принят в международную организацию EUROPARC Federation, в декабре 2009г. Указом Президента Украины предоставлен статус национального)), в 2015 году переименован в БООПТРЗ «Хомутовская степь Меотида» (Биосферная особо охраняемая природная территория республиканского значения «Хомутовская степь — Меотида» создана согласно Постановлению Совета Министров Донецкой Народной Республики от 03.06.2015 года). Богатый иллюстративный и художественный материал способствует развитию у детей интереса к изучению уголков неповторимой девственной природы. Во время ознакомления с заповедными уголками постоянно проходит мысль: «Судьба этих мест и их обитателей зависит, прежде всего, от ВАС!» Задача педагогов — все сделать для того, чтобы дети не оставались равнодушными к окружающей среде, к проблемам, которые существуют вокруг их. Надо привлекать родителей к сотрудничеству, вести активную разъяснительную работу среди них. Перед воспитателями стоит важная задача — заинтересовать, научить, закрепить полученные знания, а главное — воспитать у детей такое поведение в природе, которое станет в будущем жизненной позицией по сохранению окружающей среды. Систематичность, непрерывность в экологическом образовании, доступность в преподавании материала — необходимые условия для достижения желаемых результатов. И очень важно, чтобы работа, которую проводят в дошкольном учреждении, была продолжена педагогами в школе. Только тогда засеянное семя интереса и познания в детские души даст ростки и плоды в будущем. Только тогда в поведении детей не будут наблюдаться негативные проявления к объектам природы, появится сочувствие к природе, как к живой части жизни человека. Давайте установим взаимосвязь двух наук: география и экология. География – это слово в переводе с греческого означает «землеописание». Слово «экология» происходит от двух греческих слов и переводится, как «дом» и «наука», то есть наука о доме. А дом для человека чаще всего – это стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – океаны, моря, реки, озера. Значит у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля. А жить вместе в одном доме очень разным существам очень непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать местечко лучше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго и на воздух всему дому взлететь. Вот наука «экология» и призвана изучить досконально во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и взаимодействуют друг на друга. Ведь, например, выруби лес – высохнет лесная речка, звери без питья пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода. Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке. Педагоги знакомят детей с ошибками человечества на примере разных стран: Канада (история с бобрами), Китай (история с воробьями), Англия (история с пшеницей и мышами). Природа требует бережного к ней отношения и за нее ответственны не только ученые, для которых заповедник является лабораторией, а также и все наблюдатели этой красоты. Отношение человека к природе считается одним из показателей уровня развития личности, критерием человечности. Человек должен чувствовать и осознавать себя частью природы. Эти связи с природой должны постоянно жить в его сознании, в его отношении к окружающей среде. И от того, как взрослые (родители, воспитатели, учителя) научат детей относиться к этой среде, зависит их здоровье и будущее в целом. Для жителей нашей планеты уже стало обычным ежегодно 22 апреля отмечать Всемирный День Земли. Вместе с родителями дети участвуют в экологическом десанте «Украсим землю деревьями и цветами» — высаживают деревья, цветы, а потом ухаживают за ними. При ознакомлении с родным краем, нужно детей ознакомить с картой своей страны, области, найти свой район, свой город. Для того, чтобы найти свою улицу и свой дом, нужна карта города. Так дети получают представление о нескольких видах карт. Интересный прием при ознакомлении с географией – предлагать детям рассказывать о своих путешествиях в другие города и страны, что они так видели интересного, что их поразило больше всего, какие сувениры привезли оттуда, показать детям фотографии памятных мест. Дети заново переживают эмоции от путешествия, учатся рассказывать о них своим товарищам. География – одна из самых интересных для детей область знаний. Любой ребенок проявляет интерес к устройству окружающего мира, его волнуют путешествия в дальние страны, интересны люди и животные, которые там живут. Дети задают множество вопросов о том, почему так называются моря и океаны, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, почему вода в море соленая, что находится на дне моря и океана, могут ли дельфины разговаривать с человеком и многое другое. Детям легко запомнить, что синим цветом на карте и глобусе обозначаются реки, озера, моря, океаны. Знакомство детей с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных морей». Им интересно будет узнать, что на нашей планете есть Черное, Белое, Красное и Желтое море. Отыскали их на карте и совершили путешествие, чтобы узнать, почему они получили такое название. Желтое море имеет желтый оттенок. Название дано по цвету воды, вызванному наносами китайских рек и в меньшей степени пыльными бурями. Весной жёлтые пыльные бури бывают настолько сильны, что судам приходится прекращать движение. В Красном море обитают красные водоросли. В тот период, когда водоросли быстро растут, кажется, что вода окрашивается в красный цвет. Белое море действительно имеет почти белый цвет воды. Черное море прозвали так из-за его неспокойного нрава и черного цвета воды во время сильных штормов. Выяснили особенности названия, теперь можно изучить, какие страны окружают эти моря, какие люди там живут, чем они занимаются? Очень хорошо оформить свои впечатления в виде рисунка. Такие путешествия не только расширят географические знания, но и тренируют мышление, память, развивают фантазию. Почему имеет такое название Средиземное море, дети могут догадаться сами, если внимательно рассмотрят карту, где оно расположено. Не вызовет затруднения объяснение, почему имеют такие название Японское море, Южно-Китайское море. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать и поискать ответ вместе со взрослыми в энциклопедии или интернете.


Кроме занятий, игр, где еще можно изучать науку о Земле? Конечно, на прогулке. Просто обращаем внимание детей на окружающий мир и рассказываем. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется, какие растения на нем растут. Какие растения растут на песке? Что лучше для растений: чернозем, песок или глина? Чем они отличаются по своим свойствам? На прогулку можно взять с собой компас – необходимый прибор для путешественника. Это отличный повод познакомить детей с частями света. Дети должны знать, что утром солнце восходит на Востоке, а вечером садится с другой стороны – на Западе. Может ли солнце запутаться и взойти на Западе? Дети должны иметь представление, что такое невозможно, потому что Земля вращается всегда только в одну сторону. На прогулке каждого ребенка нужно научить пользоваться компасом. Красная стрелочка указывает на Север. Если ребенок стоит лицом к Северу, то сзади у него Юг, слева – Запад, справа – Восток. Очень интересно с детьми на прогулке проходит игра «Найди клад». Заранее рисуется карта-план, на которой условными обозначениями наносятся постройки, деревья, пенек, спортивное оборудование и прочее. Дети участвуют в обсуждении и потом с интересом ищут тайник, указанный на карте. Такая игра не только расширяет географические знания, но и тренирует пространственное мышление детей. Для детей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительное на наш взгляд событие. А ведь можно отправиться на поиски полюсов. Дети узнают, что у Земли есть два полюса: Северный и Южный. Здесь очень пригодится глобус, чтобы на модели Земного шара ребенок увидел, что полюса противоположны. Верхний полюс — Северный, а нижний — Южный. Интересно будет узнать, что на полюса солнечного тепла попадает меньше, чем на другие континенты, поэтому здесь находятся самые холодные места на Земле: Арктика и Антарктида. Детям даются понятия «полярный день», «полярная ночь», «айсберг», дети знакомятся с животным миром, с природными условиями. Постепенно дети знакомятся со всеми материками.


Детей можно познакомить с таким понятием, как «экватор». Он окружает нашу Землю, как поясом. Это то место на Земле, где всегда жарко, потому что солнечных лучей попадает больше всего, чем на другие места Земли. Детям интересно будет узнать, что зимы на экваторе не бывает. Дети знакомятся жаркими экваториальными странами и их жителями, с пустынями, джунглями, с животными миром. Дети очень любят сказки, поэтому им интересна будет тема сокровищ Земли. Неужели мы можем увидеть сами эти сокровища? Самое удивительное, что сокровища рядом с нами! Это – полезные ископаемые.


Ископаемые так называются, потому что их нужно искать и выкапывать из земли, а полезными называются так потому, что несут в себе огромную пользу для всех людей. Какие полезные ископаемые окружают нас? Мама готовит еду на природном газе. Это природное ископаемое. Приготовление еды невозможно без соли, соль – тоже полезное ископаемое, её добывают в соляных шахтах. Посуду, из которой мы едим, делают из глины, стекло делают из песка. У кого в доме печное отопление, те люди пользуются каменным углем. Памятники в скверах и парках сделаны из мрамора и гранита. Все это полезные ископаемые. Мел, которым пишут в школе на доске и которым дети рисуют на асфальте, тоже полезное ископаемое – мел. Любимое занятие многих детей – рисование. Значит рядом с нами тоже полезное ископаемое – графит, из которого сделан грифель карандаша. Детям будет очень интересно узнать, что есть еще полезные ископаемые, из которых делают дорогие украшения. Из алмазов делают бриллианты, из драгоценных камней (рубин, опал, сапфир, изумруд). С интересом дети знакомятся с фотографиями этих камней, а так же узнают, что эти камни стоят дорого, потому что встречаются редко и работа с ними очень кропотливая, требует знаний, умений. Тема ознакомления с географией очень обширная, но сколько бы ребенок ни получал теоретических знаний, путешествия детей вместе со своей семьей – это самое лучшее изучение географии. Очень хорошо, когда дети рассказывают своим сверстникам о своих поездках, о том, что они видели интересного, показывают фотографии тех мест, где они бывали. Путешествия детей с родителями расширяют кругозор, вносят разнообразие в представление о мире. Педагогам важно научить ребенка видеть это разнообразие, понимать причину различия разных природных зон в зависимости от географического расположения городов, стран. Почему, когда в городах, расположенных севернее нашего города, идет снег, а у нас продолжается довольно теплая осень? Почему в Африке не носят зимние сапоги и шубы? Довольно простые вопросы для взрослых. Для того, чтобы ответил на них ребенок, ему необходимо владеть информацией, уметь делать умозаключения. И этому мы их должны научить. В раннем детстве у детей формируется способность воспринимать новые впечатления, желательно, чтобы они были яркие, интересные. В дальнейшем развивается любознательность, желание самому находить интересное в окружающем нас мире. И не обязательно совершать только дальние путешествия, это не все родители могут себе позволить. Даже поездки в окрестностях родного города, района, области дадут возможность детям лучше понять устройство нашей Земли (моря, степи, горы, леса, равнины, холмы, овраги и т.п.). Дети учатся наблюдать и делать выводы из увиденного. Для изучения географии детьми дошкольного возраста нужно использовать различный материал, который имеется в познавательной и художественной литературе, в настольных играх географического характера, в видеороликах, в загадках географического характера, в раскрасках картинок городов разных стран. Ознакомление с географией начинается с родной улицы, города и заканчивая огромными материками и океанами. Исходя из всего сказанного, воспитатель может построить свою работу, образовательный процесс на основе игровой, исследовательской деятельности, объединяя все возможные формы активизации познания и творчества детей. И работа эта увлечет детей только тогда, когда сам воспитатель вложит в неё душу, найдет такой интересный материал, который не сможет оставить равнодушным пытливый ум ребенка. Изучая географию, мы учим дружбе всех народов Земли!

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова «Подснежник»

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.Тема: знакомство с алфавитом.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.

Тема: знакомство с алфавитом.

Цель: дать понятия о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук (а) из речи. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить общению в коллективе.

Материал: алфавит, простые карандаши, тетрадь, картинки.

Ход занятия.

Воспитатель: Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы – это значит для записи звуков.

Какие звуки вы поете? (а, о, у, ы, и, э). Те звуки, которые вы поете, называются гласными. Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-А-а-а). Выделение первого звука (а) в словах. Слова находят дети на картинках (арбуз, аист, астра…..)

Проводится игра «Узнай звук» дети хлопают в ладоши если в слове услышат звук (а). стол, стул, аист, банка…..

Гласный звук можно записывать буквой, которая так и называется гласная буква а. Звук слышим, произносим, а букву пишем и видим. Показ буквы, место её в алфавите. Игра «На что похожа буква А? Ответы детей. Чтение стихов про букву А. А – начало алфавита,Тем она и знаменита.А узнать ее легко:Ноги ставит широко.

«А»имеет важный вид – Начинает алфавит, Идет гордо и легко, Ноги ставит широко.

И, конечно, буква «А»,

Любит вкусные слова.Абрикос, арбуз, айва, Вот ведь правдакакова.

Дети в тетрадях печатают буквы А,а.

Игра «Доскажи словечко»

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны. Так приятен он на вкус! и зовут его ? (Арбуз)

Человек немолодой с усами и бородой,

Любит ребят, лечит зверят,

Симпатичный на вид.

Он зовется… (Айболит)

Буквы—значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется строй …(алфавит)

Физминутка «Аист»

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

— Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает: -Топай правою ногой, Топай левою ногой.

Снова — правою ногой, Снова — левою ногой,

После — правою ногой, После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Детям розданы шаблон «Апельсин». Штриховка только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка.

Игра «Кто внимательный?» Дети должны запомнить слова со звуком (а), которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?»

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита? Долой самозванку А! — кричали гласные буквы. — Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха). Что же это делается, а? — шипели шипящие. — Букву, с которой начинается ангина

и
акула,
ставить во главе азбуки! Ничего себе шуточки… Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи — арбуз, апельсин, абрикос, ананас — начинаются на А. Но громче всех кричала буква Я. Я не понимаю, почему все же первая А, а не я?! А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А. Это какое же такое слово? — не унималась Я. .
Агу,
— сказала А. — И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди! Так! — сказал твердый знак.

С картой и глобусом

Методическая разработка по внедрению основ географии в НОД, проводимая в ДОУ. Данный материал могут использовать в своей работе методисты (старшие воспитатели), воспита­тели дошкольных учреждений, родители.

Цель:

развитие элементарных естественно-науч­ных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты; развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • развивать у детей представления о единстве окружающего мира;
  • развивать познавательный интерес и любозна­тельность детей;
  • воспитывать любовь к природе, желание сохра­нить её красоту и неповторимость;
  • закладывать основы нравственного отношения к природе, основы экологической культуры.

Изучение географии в детском саду очень мало освещается, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введён в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и пред­ставить в таком виде, который удобен для работы с детьми.

Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё инте­ресно познать. Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладе­вают причинно-следственными, классификацион­ными, пространственными и временными отношени­ями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Развитию географических представлений способ­ствуют путешествия по карте, соединение серьёзного с игрой. Для таких игр в качестве игрового и разда­точного материала используются физическая и поли­тическая карты мира, глобус, карта города, района, области, республики (страны), маленькие флаги различных стран для обозначения маршрута путеше­ствия. Для своих занятий мы используем продукцию , так как нашли у них линейку товаров, специально разработанную для детей младшего возраста.

Мы используем разнообразные методы: беседа, чтение художественной литературы, метод познава­тельных игр, постановка проблемных вопросов, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, рассказ, загадки, раскраски на географическую тему, наблюдение, опыт.

Как же начать воображаемое путешествие? Выбираем страну. Придумываем вид транспорта, на котором удобнее будет путешествовать. Изучаем символику выбранной страны, её природную зону, характерные особенности. Такие путешествия помо­гают узнать стороны света, познакомиться с компа­сом, выучить названия морей и океанов, сравнить растительный и животный мир разных климатиче­ских зон, узнать, какие живут там люди, чем зани­маются, какие у них дома, архитектурные памят­ники. Тематические детские иллюстрированные карты хорошо запоминаются своими картинка­ми-символами. Разнообразие этих печатных товаров существенно облегчает процесс подготовки воспи­тателя к занятию.

На контурные карты вынесены природные и куль­турные символы разных частей света. К примеру, для Африки – жираф, бегемот, пустыня, саванна, для Антарктиды – айсберги, пингвины, для Австралии – кенгуру, утконосы, коала и т.п. Благодаря таким наглядным пособиям в ходе игровых путешествий карта постепенно «оживает». На общей карте мира можно отмечать флажками государства, которые изучены. Или же использовать для этого скретч-карту, стирая защитный слой. Видя карту с такими яркими обозначениями, дети лучше запоминают страны, с которыми они познакомились, наглядность очень важна для дошкольника.

Для прочности изучения материала вносится игро­вой элемент. Очень нравится детям отгадывать загадки о странах, о столицах, раскрашивать картинки на геогра­фическую тему. Путешествие по карте также сопрово­ждается чтением художественных произведений, кото­рые написаны сказочниками разных стран: Братья Гримм, Г.Уланд – Германия, Шарль Перро – Франция, Л.Кэролл, Р.Киплинг, Э.Сетон-Томпсон, А.А.Милн – Англия, С.Лагерлёф – Швеция, Д.Харрис, М.Горам – Америка, Г.Х.Андерсен – Дания, Д.Родари – Италия. Разнообразная детская литература несёт в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Чем больше детям читать, тем обширнее будут его представления об окружающем их мире. Перед чтением нужно побеседовать об авторе, найти на карте страну, в которой он жил и писал свои произведения. Если в книге описана какая либо страна, местность, необходимо найти её на карте и провести беседу. Так, читая о проделках Карлсона, найдём на карте страну Швецию. Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции. Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдём на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари. Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки.

Очень познавательны видеопрезентации «Модная география», где в интересной форме дети знакомятся с особенностями стран: России, Канады, Японии, Египета, Австралии, Швейцарии и многих других.

Интересна детям и настольная игра «Путешествие по материкам», которая знакомит детей и закрепляет знания о шести материках и четырёх сторонах света: Север, Юг, Запад, Восток. Попутно вспоминаются животные, населяющие данные материки. Словесная игра «Почта» закрепляет знание названий городов.

При условии систематической работы по оконча­нию учебного года ожидаются следующие результаты:

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;
  • повышение интереса к природе и бережное отношение к планете;
  • использование детьми в речи специальной терминологии, пополнение словарного запаса географическими понятиями;
  • повышение уровня наблюдательности, совер­шенствование умения делать выводы, выдви­гать гипотезы;
  • заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного мате­риала, накопление практических материалов.

Инна Дмитренко, воспитатель

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: