Конспект открытого занятия «Воздух — невидимка»
МКОУ Тогучинского района «Буготакская средняя школа»
Воспитатель: Казанцева Анна Юрьевна
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе «Воздух — невидимка»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментирования.
Задачи:
.
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
.
Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
.
Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования
воздухом – кляксографией
.
.
Активизировать речевую деятельность.
.
Закреплять и расширять словарный запас детей.
.
Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые пакеты, зубочистки, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук,), салфетки, повязки для глаз по количеству детей, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, колпачки от фломастеров, аудиозапись, красные и зеленые сигнальные карточки, кисточки, гуашь заранее разведенная водой, лист бумаги.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель
: ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
(Дети берутся за руки и встают в круг).
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра,
И здравствуй скажем дружно!
Воспитатель:
дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть еще один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель:
молодцы, ребята. А как вы думаете в помещении детского сада есть воздух? (Ответы детей).
Воспитатель:
сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Ответы детей). Правильно ребята, лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:
. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
. Слушаем очень внимательно.
. Работать аккуратно.
Воспитатель: ребята, как можно поймать воздух? (Ответы детей).
ОПЫТ №1.
«Как поймать воздух?»
Воспитатель
: возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. «Раз, два, три воздух лови» и пакеты закрутим. Что произошло с пакетами? (раздулся). Что в них находится? (воздух).Какой он? (прозрачный). Вы его видите? (нет). Вы его ощущаете? (нет).
Воспитатель:
хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на его руками. Что вы чувствуете? (струйку воздуха).
Воспитатель
: а как еще можно почувствовать воздух? (ответы детей).
Ребята на столе ежит веер, возьмите его в руки и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветерок).
ВЫВОД
: воздух можно почувствовать.
Воспитатель
: а вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей).
ОПЫТ №2.
«Видим воздух»
Воспитатель
: нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (дети вдыхают воздух, а выдыхают в трубочку). Что вы видите? (пузырьки воздуха). Подуйте в трубочку сильно, а потом слабо. Что изменилось? (ответы детей). В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему? (ответы детей).
ВЫВОД
: воздух моно видеть. Когда мы выдыхаем много и сильно воздуха, то пузырьков много. Когда поменьше выдыхаем и слабо, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой, мы увидели воздух.
Воспитатель:
ребята а можно ли услышать воздух? Как можно услышать? (ответы детей). Если подуть в крышку от фломастера, то мы услышим звук. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слыщите? (звук воздуха).
А теперь давайте надуем воздушный шарик. Как вы думаете, что можно сделать с шариком, чтобы услышать воздух? (ответы детей), (слышим писк воздуха).
ВЫВОД
: воздух можно услышать.
Физкультминутка: Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Выходи гулять! («зовут») Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах) Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте) Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки) Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте) Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам) Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках) Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель:
а можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей).
ОПЫТ №3.
«Узнай по запаху»
Воспитатель: сам воздух не имеет запах, но может запахи переносит. По запаху, мы можем угадать, что приготовила на кухни нам мама. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсина, лука, чеснока). (Дети по очереди нюхают контейнер с запахом). Вы замечательно справились. Молодцы.
ВЫВОД:
чистый воздух ничем не пахнет, пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется.
Воспитатель:
ребята, а как вы думаете, имеет ли воздух вес? (ответы детей). Сейчас мы это проверим. На деревянной палочке висят на одном уровне два воздушных шарика, то есть они имеют одинаковый вес? (ответы детей), (Да).Один шарик воспитатель проткнул зубочисткой и он лопнул, то есть воздух вышел, он стал легче (выше, чем шарик, наполненный воздухом).
ВЫВОД:
воздух имеет вес.
Воспитатель:
ребята, а воздухом можно рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (да).
Воспитатель
: макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска — тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее! (дети пробуют рисовать). Анализ работ детей.
Рефлексия
Воспитатель:
давайте ещё раз закрепим, что мы узнали про воздух. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Красная карточка означает – нет, а зелёная – да. Будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон. (Да).
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (Да).
-Воздух тяжелее воды (нет).
— Человек может жить без воздуха (нет).
-Ветер это движение воздуха (да).
-Чистый воздух имеет запах (нет).
Воспитатель:
молодцы отлично поработали. Ребята, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, какой вам опыт больше всего понравился? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей), (кляксография).
Воспитатель:
наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Детям вручаются в подарок воздушные шарики.