Картотека пальчиковых игр для детей второй младшей группы


Пальчиковая гимнастика и её значение

Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи учащихся. Мануальные действия (то есть действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование (в лобной доле — зона Брока) и понимание (в теменной — зона Вернике) речи.

Речевые центры головного мозга

Многочисленные исследования в области нейролингвистики и нейрофизиологии говорят о непосредственной зависимости уровня развития речи от того, насколько задействованы в учебно-воспитательном процессе движения пальцев рук и мелкая моторика. Логопеды применяют упражнения пальчиковой гимнастики для коррекции детской речи. Восточные медики утверждают, что через воздействие на определённые участки кистей рук можно влиять на работу внутренних органов человека, связанных с ними. Например, массаж большого пальца стимулирует работу головного мозга, а безымянного — работу печени и почек.

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

Итак, пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память. Цели занятий пальчиковой гимнастикой в детском саду таковы:

  • развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
  • улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
  • развитие высших психологических функций:
      мышления;
  • речи;
  • восприятия;
  • памяти;
  • воображения;
  • формирование усидчивости, внимательности обучающихся.
  • Во время проведения занятий по пальчиковой гимнастике с детьми в возрасте трёх-четырёх лет педагогу необходимо решать следующие задачи:

    • развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
    • сочетать мануальные и речевые действия;
    • развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
    • формировать интерес детей к играм такого рода;
    • применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.

    Цели и задачи упражнений пальчиковой гимнастики могут корректироваться в зависимости от физического и психического развития детей.

    Зачем нужны пальчиковые игры?

    Главная цель пальчиковых игр — развивать мелкую моторику рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.
    У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.

    Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует тренировке его памяти.

    Чтобы достичь перечисленных результатов, следует соблюдать главное правило обучающих занятий с маленькими детками — регулярность. Пальчиковую гимнастику для детей 3 — 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.

    Как эффективно провести пальчиковую гимнастику

    Немаловажна в работе с детьми их заинтересованность в выполнении определённых действий. Особенность пальчиковой гимнастики заключается в том, что это всегда игра, а играть дети любят, поэтому проблем с выполнением упражнений возникнуть не должно. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может варьироваться в зависимости от вида игры (в среднем игры длятся от трёх до пяти минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакома детям, то можно выполнять её задание во время прогулок и в перерывах между занятиями.

    Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.

    Есть множество упражнений пальчиковой гимнастики, основанных на манипуляциях с небольшими предметами (карандашами, нитками, кубиками, шариками и т. д.)

    При проведении пальчиковой гимнастики используются следующие методы:

    • показ действий;
    • действия руками ребёнка;
    • самостоятельные действия ребёнка.

    Пальчиковая гимнастика начинается с того, что преподаватель знакомит детей с правилами игры, текстом упражнения и раздаточным материалом, если таковой имеется. Далее воспитатель сам начинает выполнять задание, проговаривая текст игры (стихотворение, считалку и др.), дети же начинают повторять. С детьми второй младшей группы можно заранее разучивать стихотворения, песенки, рассматривать иллюстрации, обсуждать и пересказывать необходимые для занятий тексты.

    Советы по проведению пальчиковой гимнастики:

    1. Педагог должен медленно и чётко проговаривать слова стихотворения (считалки или др.), акцентируя внимание на сложно произносимых звуках (со временем темп можно увеличивать).
    2. Следите за правильностью своих движений (за вами повторяют!) и постановкой пальчиков детей.
    3. При выполнении упражнений должны быть задействованы все пальчики обеих рук.
    4. Каждое упражнение повторяйте 2–3 раза.
    5. Используйте аккомпанемент, иллюстрации, видеоряд (это будет способствовать общему развитию ребёнка).
    6. Подбирайте игры, в которых используются все движения руки (сжатие, разгибание, работа каждого пальца).
    7. Используйте разнообразные по типам упражнения.

    При проведении пальчиковой гимнастики рекомендуется использовать наглядный материал. Это будет способствовать развитию воображения, образного мышления детей. В качестве наглядности могут использоваться: рисунки, игрушки, цветная бумага, интерактивная доска и др. К примеру, в упражнении «Игрушки», представленном ниже, можно использовать либо картинки этих игрушек, либо настоящие игрушки. В игре «Ветер» (см. ниже) было бы хорошо использовать анимацию (построить видеоряд, соответствующий тексту игры). Многие игры пальчиковой гимнастики ориентированы на использование музыкального сопровождения (например, «У Оленя»), что способствует развитию ритмики, музыкального слуха у воспитанников.

    Таблица: конспект занятия «Играем нашими пальчиками» для второй младшей группы, автор Оксана Демидова

    Название«Играем нашими пальчиками»
    ОписаниеЗанятие ориентировано на детей второй младшей группы, включает элементы музыкально-театрализованной деятельности. Соответствует государственным образовательным стандартам (ФГОС). Возрастная группа: вторая младшая группа (3–4 года). Продолжительность занятия: 15 минут. Форма организации: подгрупповая. Средства:
    • наглядные:
        домик;
    • мягкая игрушка — кошка;
    • ленточки (7 штук) по цвету радуги;
    • музыкальные: музыка для танца с ленточками.
    Цели и задачи
    • Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действием пальцев;
    • развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук;
    • развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия;
    • развивать творческую активность;
    • формировать сенсорные способности;
    • учить сюжетным пальчиковым упражнениям;
    • воспитывать положительный интерес к игровой деятельности.
    Предварительная работаРазучивание пальчиковых и речевых игр с помощью технических средств. (Образовательная программа на дисках «На зарядку становись», «Пальчиковая гимнастика»).
    • Разучивание ри;
    • разучивание физкультминутки — сказки «Теремок»;
    • разучивание элементов пальчиковой гимнастики «Театр в руке»;
    • разучивание различных подвижных игр с сопровождением звукоподражания детей различным животным (например, «Кот и мыши», «Мишка и дети»).
    Мотивационная частьДети сидят на стульчиках. Воспитатель: Ребята, у нас есть хорошие друзья. Они умеют играть и убирать игрушки, умеют умываться. А ещё они умеют громко хлопать! Что это за друзья? Дети: Ладошки и пальчики! Воспитатель: Да, это наши ладошки и пальчики. Поднимите их высоко. Давайте покажем, что они умеют делать. Сыграем в пальчиковую игру «Как живёшь?» — Как живёшь? – Вот так (большой палец вперёд) — Как плывёшь? — Вот так (имитация плавания) — Как бежишь? – Вот так (бег пальцами) — Вдаль глядишь?— Вот так (рука ко лбу) — Как кушаешь? – Вот так (имитация еды ложкой) — Как спишь? – Вот так (имитация сна) — Как шар надуваешь? – Вот так (имитация надувания воздушного шара; шар лопнул — показать щеками) — Как шалишь? – Вот так (имитация клоунской дразнилки) Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, с кем же вы живёте дома? Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Моя семья»: Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! Воспитатель: Молодцы! А хотите узнать, что ещё умеют ваши пальчики? Дети: Да! Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путешествие! Но сначала к нему надо подготовиться. Дети выполняют игровое упражнение «Вы готовы?» — Вы готовы, глазки? Дети: Да! (показывают глазки) — Вы готовы, ушки? Дети: Да! (показывают ушки) — Вы готовы, ручки? Дети: Да! (показывают руки) — Вы готовы, ножки? Дети: Да! (топают ножками) — Вы готовы? Дети: Да! (обнимают себя руками) Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо подготовились. А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.
    Организация продуктивной деятельности детейИгра со звукоподражанием: «Поезд» Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух! Поехали (ш-с ш-с) Гудит паровоз (у-у-у) Пар пускает (п-п-п) Остановились (ф-ф-ф) Воспитатель и дети вместе: Приехали! Воспитатель: Ребята, куда же мы приехали? Дети: В сказочную страну. Воспитатель: Кто нас встречает? Дети: Киска! Воспитатель: Она грустная, что-то у неё случилось? Давайте спросим у киски! Дети: Киска, что у тебя случилось? Киска — мягкая игрушка (озвучивает взрослый): Шла я со своими маленькими детками гулять, прибежал Андрюшка, дёргал нас за ушки! Мяу! Мяу! Детки мои очень испугались! Воспитатель: Не плачь, киска, ребята у нас добрые. Они пожалеют, погладят твоих деток. Ребята, а как называют маленьких деток у кошечки-мамы? Дети: Котята. Воспитатель: Как мама-кошка зовёт своих котят? Дети: Мяу! (громко) Воспитатель: А как котята ей отвечают? Дети: Мяу! (тихо) Воспитатель: Давайте возьмём котят на руки, прижмём ласково к себе, погладим их. Скажем: головка, спинка, хвостик. (Дети выполняют инсценировку «Погладь кошку»). Воспитатель: Отпустим котят, пусть бегут домой к маме-кошке. Киска: Спасибо вам, ребята. Вы очень добрые и очень любите животных. Дети: До свидания, киска!
    Сюрпризный моментВоспитатель: Что это за чудо-коробочка у нас в группе появилась? Давайте её откроем. (Открывают коробочку, оттуда выпрыгивает лягушка). Воспитатель: Кто это, ребята? Дети: Лягушка. Воспитатель: Как она кричит? Дети: Ква-ква-ква! Воспитатель: Из какой сказки она прискакала? Дети: Из сказки «Теремок». Воспитатель: Она, наверное, заблудилась. Шла в теремок, а попала к нам в детский сад. Давайте мы ей поможем найти дорогу домой. Расскажем ей сказку «Теремок». (Физкультминутка — сказка «Теремок») Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что ещё у нас в коробке есть? (Вытаскивает дедку и бабку и репку) Ребята, поможем дедушке и бабушке вытащить репку. Выполняется ри Воспитатель: Для бабушки и дедушки нарубим капусты. Пальчиковая гимнастика «Капуста» Воспитатель (вынимает из коробки ленточки по цвету радуги): Ребята, посмотрите, какие разноцветные ленточки в коробочке были. На что они похожи? Дети: На радугу. Воспитатель: Давайте потанцуем с ними. (Исполняется танец с ленточками).
    Самостоятельная деятельность детейВ конце танца из ленточек дети выкладывают радугу. Воспитатель: Вот какая радуга у нас получилась!
    Подведение итогов«Ребята, вам понравилось играть пальчиками? Что понравилось больше всего?» (ответы детей)
    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-temu-igraem-nashimi-palchikami-dlja-vtoroi-mladshei-grupy.html

    Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

    Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

    Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

    Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

    Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

    Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

    Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

    Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

    Пальчиковую гимнастику можно встраивать органично почти в любое занятие

    Таблица: упражнение «Пальчики»

    ТекстДействие
    Данное упражнение поможет проработать каждый пальчик отдельно.
    1. Ставим ладошки перед собой.
    2. Левую ладонь разворачиваем к себе.
    3. Правой рукой (начиная с мизинца) будем сгибать и разгибать пальчик, пока произносим одну строку.
    4. В конце строки загибаем пальчик и переходим к следующему.
    5. Потом меняем руки и повторяем с самого начала.
    Этот пальчик хочет спать,Загибаем мизинец правой рукой и переходим к безымянному.
    Этот пальчик — прыг в кровать,Загибаем безымянный.
    Этот пальчик прикорнул,Загибаем средний.
    Этот пальчик уж заснул,Загибаем указательный.
    Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди!Работаем с большим пальцем левой руки, произносим шёпотом.
    Встали пальчики, ура, В детский сад идти пора!Произносим бодро, сжимая и разжимая кулачки.

    Видео: пальчиковая гимнастика «Солнышко встало»

    Текст:

    • Утро настало. Солнышко встало. — Эй, братец Федя, Разбуди соседей! — Вставай, Большак! — Вставай, Указка! — Вставай, Серёдка! — Вставай, Сиротка! — И Крошка-Митрошка! — Привет, Ладошка! Все потянулись и проснулись.

    Таблица: пальчиковая гимнастика «Ветер»

    ТекстДействие
    Ветер дует, задувает,Подуть на ладони.
    Пальму в стороны качает,Изображать качающееся дерево (ручки вытянуть вверх и помахать ими).
    А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.Пошевелить пальчиками.
    Чайка над водой летаетКисти перекрещены; помахать ими.
    И за рыбками ныряет.Ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу, выполнять ими ныряющие движения.
    Под водой на глубинеКисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга, пальчики согнуты.
    Крокодил лежит на дне.Открывать и закрывать «пасть крокодила».

    Таблица: пальчиковая гимнастика «Игрушки»

    ТекстДействие
    На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
    И медведь, и Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок.Загибают поочерёдно все пальчики на одной руке
    Раз, два, три, четыре, пять,Разгибают поочерёдно пальчики.
    Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать.Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

    При проведении игры рекомендуется использовать игрушки или картинки.

    Таблица: пальчиковая гимнастика «Колобок — румяный бок»

    ТекстДействие
    Колобок — румяный бок, Укатился за порог!Левая кисть лежит на столе ладонью вверх. Правой ладонью круговыми движениями «катаем» шарик — водим поверх левой ладошки.
    Скок-поскок, скок-поскок, Укатился за порог!Правую ладонь сжать в кулачок и послогово с небольшим надавливанием «пройтись» кулачком, как молоточком, по подушечкам пальцев левой руки. На шестой слог — кулачком «стукнуть» в середину ладони, закончить круговыми движениями.
    Покатился Колобок По тропинке во лесок! Скок-поскок, скок-поскок, По тропинке во лесок!Поменять руки, выполнять движения из предыдущей части.
    Встретил он в лесу Зайчонка,Двумя пальчиками каждой руки изображаем «ушки» зайчика, слегка сгибая и разгибая — указательный и средний подняты вверх, остальные прижаты к ладони.
    И зубастого Волчонка,«Устрашающе» сжимаем и разжимаем все пальцы на двух руках.
    Мишку косолапого.Кулачки сжать и послогово «потопать» по столу.
    А Лисичка Колобка Хвать! Взяла и сцапала!Пальцы обеих рук быстро соединить в замок.

    Таблица: пальчиковая гимнастика «Снежок»

    ТекстДействие
    Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили.Показываем, как лепили в ладошках.
    Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз — подбросим.Поднимаем руки вверх.
    Два — поймаем.Прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч.
    Три — уроним. И… сломаем.Опускаем руки вниз.

    Таблица: пальчиковая гимнастика «Снежинка»

    ТекстДействие
    Стою и снежинки в ладошку ловлю.Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
    Я зиму, и снег, и снежинки люблю.Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
    Но где же снежинки?На вопрос сжать кулаки.
    В ладошке вода.Разжать кулаки.
    Куда же исчезли снежинки? Куда?На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
    Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Как видно, ладошки мои горячи.Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

    Таблица: пальчиковая гимнастика «Клён»

    ТекстДействие
    За окном сосулька тает, Ветер тучи рвёт в клочки.Сжимать и разжимать ладошки.
    Разжимает, разжимает Клён тугие кулачки.Пальцы в «замочек», с усилием тянуть руки в разные стороны.
    Прислонился он к окошку, И, едва растает снег,Пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного.
    Мне зелёную ладошку Клён протянет раньше всех.Трясти кистями рук, пальцы вверх.

    Таблица: пальчиковая гимнастика «Колобок»

    ТекстДействие
    Я колобок, колобок,Катают в руках воображаемый колобок.
    По сусекам скребён,Правой ладонью скребут по левой ладони.
    По амбару метён,Имитируют подметание пола.
    На сметане мешан,Делают круговые движения кистью правой руки.
    В печку сажен,Показывают обе руки, вытянутые вперёд.
    На окошке стужен,Рисуют руками окошко.
    Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл.Перебирают указательным и средним пальцем («шагают» пальцами)

    Таблица: пальчиковая гимнастика «У Оленя»

    ТекстДействие
    У ОленяИзображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами
    ДомСоединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой
    Большой,Разводим руки в стороны, показывая, какой большой у него дом
    Он глядит в своё окно.Держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке.
    Зайка по лесу бежит,Пальцами изображаем бегущего зайца.
    В дверь к нему стучит: — Тук-тук, дверь открой,Изображаем стук в дверь.
    Там в лесуПоказываем через плечо за спину большим пальцем кулака.
    ОхотникПоказываем, как охотник целится из ружья.
    Злой!Корчим страшную рожицу.
    — Поскорее забегай,Имитируем открывание двери.
    Лапку мне давай.Жмём малышу руку.

    Игра предполагает использование музыкального сопровождения (будет очень хорошо, если аккомпаниатор будет ловить темп, заданный детьми). Слова пропеваем, упражнение повторяем несколько раз, увеличивая при этом темп.

    Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

    Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

    • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
    • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
    • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
    • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
    • упражнения повторять не более пяти раз;
    • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
    • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
    • тихое музыкальное сопровождение;
    • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

    Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

    Пример конспекта проведения занятия

    Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

    Цели:

    • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
    • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
    • развитие мышления, воображения, координации движений;
    • создание позитивного настроя на весь день.

    Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

    Утро настало, солнышко встало!

    Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

    Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

    Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

    Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

    Вставай, малютка! (мизинчик)

    Упражнения повторяем для другой руки.

    Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

    Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

    Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

    Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

    Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

    Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

    Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

    Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

    Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

    Комплекс упражнений по месяцам.

    Цели:

    • развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
    • развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
    • совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
    МесяцыТемаУпражнения
    январьВремена года Праздник Новый год«Снежки» «Елочка» «Снеговик»
    февраль23 февраля Игрушки Животные«Мы солдаты» «Игрушки» «Здравствуй, цыпленок!»
    март8 марта Профессии Плоды«Мамин день» «Мамы всякие нужны» «Орешки»
    апрельВремена года Птицы«Дерево качается» » Воробьи«
    майВремена года 9 мая «Одежда»«Весна» «Самолеты» «Матрешки»
    июньПрирода Цветы Игрушки«Деревцо» «Наши красные цветки» «Мяч»
    июльОвощи Природа«Варим суп» «Наш Огород»
    августПогода Обувь Ягоды«Дождик» «Сапожки» «В саду»
    октябрьПосуда Времена года Овощи«Тарелочки» «Кап-Кап» «Мы капусту солим»
    ноябрьИгрушки Одежда Животные«Кукла» «Сапожки» «Улитка»
    декабрьВремена года Игры Продукты«Зима» «Зимние забавы» «Пирожок»

    Наглядное пособие игры «Улитка»

    Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников

    Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:

    • развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев;
    • совершенствование и обогащение тактильных ощущений;
    • развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.

    В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.

    Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.

    В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.

    Тактильные ощущения, получаемые детьми с помощью рук, дают им не меньше представлений об окружающем мире, чем зрение

    Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:

    • Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
    • Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
    • Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.

    Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.

    Если пальчиковая гимнастика приносит радость, то она полезна вдвойне: и для умственного развития, и для формирования эмоциональной сферы ребёнка

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: