Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.
Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.
«Котёнок» (2 – 4 года)
Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.
Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.
А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.
«Платочек» (4 – 6 лет)
Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.
Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.
В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.
Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.
«Выкрутасы» (5 – 7 лет)
Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.
Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках верёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.
Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.
Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.
Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.
Игры при заболеваниях дыхательной системы
Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.
«Цветочек» (2 – 4 года)
Цель. Формирование правильного дыхания.
Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.
Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.
«Пузырьки» (3 – 5 лет)
Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).
Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.
При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.
«Лыжник» (5 – 7 лет)
Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).
Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цели занятия:
- Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.
- Совершенствовать внимание, восприятие, речь, воображение.
- Развивать способность к построению ассоциативных связей между образами действительности и звуковыми художественными образами.
Материал:
- Ноутбук, колонки
- Музыкальное сопровождение
- Спортивные мягкие модули
- Мешочки с песком
- Одноразовые стаканчики, трубочки для сока, вода
- Мяч
- Обручи
Место проведения: кабине психолога, групповая комната, спортивный зал.
Количество участников: шесть – семь детей старшего возраста
ХОД ИГРОТРЕНИНГА:
Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну, попасть в которую можно только с хорошим настроением и добрым сердцем.
Вводная медитация (проводится под спокойную музыку).
Ребята, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца ласковое солнышко. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлём друг другу и гостям немного света и тепла своего сердца (руки вынести вперед, кисти рук вертикально).
Звучит музыкальное произведение «Маленькая страна» — фонограмма
Ребята, закройте на миг глаза и представьте, что вы оказались в сказочной стране. Здесь всегда звучит волшебная музыка, поют птицы, журчит ручеек и живут все герои наших любимых сказок, и кому из сказочных героев мы сегодня с вами попадем мы сейчас узнаем.
Пойдём мы с вами по лесной тропинке, которая должна вывести нас на солнечную полянку. Идти нужно аккуратно, не спеша, чтобы не потревожить лесных жителей.
(дети под легкую музыку с эффектами пения птиц начинают двигать по тропинке)
Ребята посмотрите мы попали на полянку где живет принцесса сказочной страны Вообразилии, давайте послушаем, что же она нам расскажет и покажет.
Цель: формирование правильной осанки.
1. Я принцесса из далекой сказки, посмотрите, как я хороша!
И. п. — стоя, руки на поясе. Медленно подняться на носочки, отвести локти назад, слегка прогнуться. Вернуться в и. п.
2. Вот мешочек, он с секретом, я его сейчас вам покажу. (раздаются мешочки) Обладает он волшебной силой, помогает делать то, что я хочу.
И. п. — стоя, ноги вместе, руки внизу, мешочек на голове. Поворот туловища влево (затем вправо), руки в стороны. Вернуться в и. п.
3. У меня прекрасная осанка и улыбка радостью светла…
И. п. —стоя, руки на поясе. Слегка прогибаясь, левую (а затем правую) ногу отвести назад на носок. Вернуться в и. п.
4. Помогает мне мешочек красивой быть всегда.
И. п. — основная стойка, руки на поясе, мешочек на голове. Подняв согнутую в колене правую (потом левую) ногу, разогнуть, согнуть. Вернуться в и. п.
5. А сейчас я, как цветочек аленький, за лучами солнышка тянусь.
И. п. — стоя на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мешочек в правой (затем левой) руке. Наклоняясь назад, повернуть туловище вправо (влево), положить мешочек на пол между ногами. Вернуться в и. п.
6. Я тебя, дружочек верный, с головы не уроню.
И. п. — основная стойка, мешочек на голове. Присесть, руки перед собой. Вернуться в и.п.
7. Гордо словно бабочка весенняя по кругу я пройду.
(упражнение на восстановление дыхания)
И. п. — основная стойка, мешочек на голове. Медленная ходьба по кругу. Машем крыльями. Бабочка летит к ручейку.
Упражнение «Хрустальная вода» (проводится под звуки воды).
Цель: восстановление сил, улучшение настроения.
Оборудование: одноразовые стаканчики, трубочки и вода.
Дети становятся в круг. Раздаются стаканчики с водой и трубочки.
Ребята, вы чувствуете какой в сказочной стране волшебный и чистый воздух (дети дышат воздухом), а вы слышите где – то вдалеке журчит ручеек, а давайте мы с вами с помощью нашего дыхания поговорим с ним и расскажем ему все наши желания.
Ребята, а давайте мы с Вами поиграем в подвижную игру «Разноцветный мячик».
Подвижная игра «Разноцветные мячи»
Цель: развитее физических способностей ребенка, координацию, повысить двигательную активность.
Дети хором читают стихи:
Разноцветный мячик По дорожке скачет По дорожке, по тропинке От березки до осинки, от осинки поворот
Прямо к (имя) в огород
Играющие, стоя в кругу, передают или перебрасывают друг другу мяч. После последних сказанных слов, все разбегаются, а играющий, у которого остался мяч, пытается осалить как можно больше игроков.
Игра малой подвижности «Аист»
Цель: учить играть детей в игры малой двигательной активности, испытывать чувства радости от совместной игры, выражать чувства симпатии.
По кругу раскладывают обручи: гнезда, в которых стоят аисты, на одной ноге. Водящий аист без гнезда скачет внутри круга со словами: «Поскорей скажите, кто занял тут мое гнездо? Вот оно» С последними словами прыгает в любое гнездо. Хозяин гнезда и аист обегают круг извне, и тот, кто первым займет гнездо, остается в нем, второй становится водящим.
Принцесса:
А сейчас без промедленья мы вспомним упражненье Его друзья не забывайте и почаще повторяйте.
Упражнения на снятие напряжения и усталости.
Педагог предлагает детям взяться за руки так, чтобы получился круг, а затем присесть на корточки. Далее он говорит: «Представьте, что вы – астры (розы, ландыши) и растете на клумбе». После этого ребята выполняют упражнения под текстовое сопровождение:
Мы астры, астры, астры (розы, ландыши) На клумбе мы растем. (Дети медленно привстают с корточек, затем поднимают руки) Нас любят не напрасно, Когда мы расцветаем (Ходьба по кругу, взявшись за руки)
Мы красивые цветы, Мы веселые цветы (Махи руками вперед и назад, 2, 3 раза)
Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие
— Вам понравилось?
— Что вам понравилось больше всего? Почему?
— Вы хотите еще сюда вернуться? …
До следующего путешествия!
Следующая > |
Игры при ДЦП
ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.
«Встречи-проводы» (2 – 3 года)
Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:
«Серёжина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка».
«Здравствуйте, ладошки!» (обе пары ладошек прижимаются друг к другу).
«И до свидания!» (ладошки расходятся).
«Серёжин пальчик – мамин пальчик».
«Здравствуйте, пальчики!» (кончики пальцев соприкасаются).
«До свидания, пальчики!» (пальцы нужно разъединить и помахать ими).
Существует и более сложный вариант:
«Серёжино колечко – мамино колечко» (соединяются сначала большой и указательный пальцы, затем большой и средний и т.д.).
Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.
«Мяч» (3 – 5 лет)
Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.
Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.
- Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
- Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
- Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
- Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
- Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
- Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
- Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
- Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
- Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.
«Добрая сказка» (5 – 7 лет)
Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.
Описание. В игре принимают участие 4 – 5 детей. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т.п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.
Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.
Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.
Пальчиковый игротренинг для детей 5-7 лет
Пальчиковый игротренинг в детском саду
Автор: Рощупкина Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида
Данный игротренинг позволяет в игровой форме проводить работу с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук. Игротренинг рассчитан на детей 5 – 7 лет. Пальчиковый игротренинг может быть полезен воспитателям, родителям.
Задачи: координировать общую и тонкую моторику; воздействовать на биологически активные точки на ладони, кончиках пальцев; способствовать развитию речи детей, памяти, мышления, вызывать положительные эмоции.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Наступил новый день Заниматься нам не лень. Вас на прогулку приглашаю, Встреч весёлых обещаю, Будем мы в лесу гулять, Будем в пальчики играть. А поможет нам попасть в лес волшебника тропинка. Проводится пальчиковая игра с использованием подставки под горячее. По извилистой дорожке ( Шагание пальцами по дырочкам подставки .)
Шагают наши ножки Топ-топ, топ-топ-топ-топ. Не страшны метель и вьюга, Мы шагаем друг за другом. Вот и очутились мы в лесу. Отгадайте загадку, кто встречает нас на лесной полянке. Воспитатель загадывает загадку: Рыжий хвост, грызёт орех, Может прыгать лучше всех.
(Белка.)(Дети отгадывают загадку).
Давайте мы с ней поиграем. Проводится пальчиковая игра «Белочка»
Сидит белка на тележке, Продает свои орешки. Птичке синичке – вот такой орех.
(Показ указательным и большими пальцами маленького ореха.)
Лисичке сестричке – вот такой орех.
( Показ ореха большим и средним пальцем.)
Зайчику усатому – вот такой орех.
( Развести пальцы показывая большой орех.)
А мишке косолапому – вот такой орех.
(Соединить руки над головой.)
А вот эти орешки, белочка припасла для ребят.
( Раздаются грецкие орехи.)
Пальчиковая игра с использованием грецкого ореха. В руки я орех возьму И немножко покручу, Так, так и вот так Я орешек покручу,
(Катание ореха в разных направления между пальцами.)
Между пальцев положу, Я в ладошку положу, Крепко я его сожму.
( Сжать орех в ладони.)
Не разбил орешек сам, Белке я его отдам.
( Показать орех на ладони.)
. Послушайте еще загадку. Воспитатель загадывает следующую загадку. Под соснами под елками, лежит мешок с иголками
(Еж.)
Ежик спит под снегом в листве, он готовится к зиме. Мы будить его не станем, но с колючками его поиграем.
(Массаж кончиков пальцев зубной щёткой).
Живет в лесу колючий ежик Нет ни головы, ни ножек. Он бежит, бежит, бежит. И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда, сюда. Вам щекотно? Да, да, да! Уходит колючий еж в темный лес, Где ты живешь? Дети могут называть свой адрес. Мы по лесу шли, шли, кого только не нашли. Воспитатель опять загадывает загадку. Кто в лесу зимой холодной ходит злой, голодный?
(Волк.)(Пальчиковая игра с использованием прищепок. Покусывание прищепками кончиков пальцев.)
Вот он голодный волк, волк, Он зубами щелк, щелк. Серый зайка, я и ты Быстро прячемся в кусты. Много снега в лесу, а давайте мы покатаемся на лыжах
( Пальчиковая игра с пуговицами).
Кто по лесу быстро мчится
(Поставить два пальца на пуговицы и скользить по столу.)
Провалиться не боится. С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе, Помогли мне в этом лыжи.
Воспитатель: Послушайте внимательно, что вы слышите? Слышите птичьи голоса? В этом лесу начался настоящий концерт. У каждого лесного жителя свой инструмент. Пальчиковая игра «Инструменты» Дятел по дереву стучит, ( Постукивание медленно пальцами по столу.)
Сорока клювом трещит,
(Постукивание быстрое по столу пальцами)
. Заяц по пню барабанит,
(Постукивание подушечками пальцев быстро)
Давайте и мы поиграем
(Игра на «пианино» — нажимать на пуговицы на губках.)
Весело в лесу, давайте мы с лесными жителями поиграем. Динамическая паузы « Весело в лесу». Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли.
( Прыжки на месте.)
По дорожкам прыг- прыг- прыг, Кто к зарядке не привык.
( Ходьба на месте.)
Вот лиса идет по лесу, Кто там скачет, интересно?
( Потягивание- руки вперед.)
Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе?
( Бег на месте.)
Тренировки помогают И зайчата убегают.
( Ходьба на месте.)
Вот голодная лиса Грустно смотрит в небеса.
( Потягивание руки вверх.)
Тяжело вздыхает,
( Глубокий вдох и выдох.)
Садится, отдыхает.
( Садятся, отдыхают.)
Опустело в лесу, слышно только одну сову « Угу – угу». В лесу темно, все спят давно.
( Глаза закрыты, руки под щеку.)
Сова не спит, на суку сидит,
(Соединить указательный и большой палец приставить к глазам ,изображая сову.)
Вдруг как полетит.
( Помахать руками.)
Ребята в лесу зимой темнеет рано, пора нам отправляться в детский сад. А найти дорогу обратно нам помогут звезды на небе. Давайте мы их нарисуем. (Нетрадиционное рисование –печать пуговицами « Звездное небо». Вот и закончилась наша прогулка. Вам было интересно? (Ответ детей).
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Как организовать пальчиковые игры дома? Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Похожие статьи:
Пальчиковые игры для детей
Зачем нужны пальчиковые игры
Развитие мелкой моторики у детей
Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук
Как определить ребёнок левша или правша?
Профилактические и восстанавливающие игры
Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.
«Поймай птичку» (2 – 3 года)
Цель. Развитие быстроты реакции.
Описание. Одна ладонь ребёнка кладётся на ладонь взрослого. После этого нужно начать медленное и плавное поглаживание детских пальчиков поочерёдно, приговаривая: «Синичка, синичка». А затем быстро сказать: «Сорока», схватив при этом малыша за пальчик и потрясти его, сопровождая это следующими словами: «Поймал, поймал!». Ребёнок должен успеть убрать руку при произнесении слова «сорока». Если это у него получается, нужно сказать: «Улетела, улетела!», после чего поменять руки.
Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.
«Полёты на облачке» (3 – 5 лет)
Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.
Описание. Эту игру следует проводить вечером перед отходом ребёнка ко сну. Малыш должен лечь в постель. Предложите ему закрыть глаза и представить себя сидящим в небе на белом пушистом облачке, медленно плывущем и уносящем его в страну снов. Пусть малыш ощутит, как его ножки расслабляются и становятся лёгкими-лёгкими, а затем расслабляются ручки и также становятся лёгкими. По всему телу разливается приятное тепло. Веки становятся тяжёлыми. После этого пусть ребёнок вообразит, что сам превращается в белое облако и плывёт по небу вместе с другими облаками, а затем представит, что видит сверху: такие же облака, плывущие рядом, лужок с мягкой зелёной травкой внизу. Пусть он «увидит», как блеснула речка, «услышит», как журчит вода и т.п.
«Угадай, что шумит» (5 – 7 лет)
Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.
Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.
Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.
Логопедические игры
Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.
«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)
Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).
Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.
- «Как зевает лев?». Малыш растягивает рот в улыбке и на счёт «раз-два-три-четыре-пять» широко его открывает, а затем медленно закрывает. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
- «Улыбка». Малыш широко улыбается, показывая все свои зубки, удерживая такое положение до 10 – 15 секунд.
- «Трубочка». Ребёнку вытягивает губы в трубочку, как будто пытается произнести звук «у», и удерживает это положение в течение 10 – 15 секунд.
- «Вверх-вниз». Малыш растягивает рот в улыбке, широко его открывая. Нужно поочерёдно дотрагиваться языком то до верхней, то до нижней губы. Упражнение повторяется 4 – 5 раз. После этого нужно подвигать языком вверх-вниз за зубами, следя при этом за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
- «Любопытный язычок». Улыбаясь, малыш высовывает язычок вперёд и двигает им из уголка в уголок рта.
- «Весёлый маляр». Ребёнок растягивает рот в улыбке, широко открыв его, и выполняет движения по нёбу от зубов к горлу с помощью кончика языка, изображая движения кисти маляра. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
- «Сытый кот». Слегка приоткрыв рот, малыш улыбается и облизывает язычком из угла в угол сначала верхнюю губу, а затем и нижнюю. Упражнение повторяется по 4 – 5 раз в обе стороны.
Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.
«Времена года» (4 – 6 лет)
Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.
Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.
Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.
Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.
«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)
Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.
Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.
Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.
Тема «Фрукты»
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы) Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы) Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы) Но купили мы арбуз — (большие пальцы) Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх) |
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
- Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
- Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
- Яблоки кислые. Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.
- Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».
- Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
- Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
- Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
- Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра «Варим мы компот»
Используется пособие «Клавиатура» (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. |
Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)
Игры при различных нарушениях
Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.
«Постирушки» (2 – 3 года)
Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).
Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.
«Парашютисты» (3 – 5 лет)
Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).
Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.
Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.
«Ручеёк-ручей» (4 – 7 лет)
Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).
Описание.
Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.
Признаки детского утомления и их устранение
Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:
- ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
- ребёнок начинает отвлекаться;
- ребёнок капризничает и плачет;
- ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
- движения становятся вялыми и замедленными;
- ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
- наблюдается гиперактивность;
- неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).
Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.
Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:
- соблюдать режим дня ребёнка;
- как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
- обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
- как можно чаще разнообразить игры;
- чередовать активные игры со спокойными;
- не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
- уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.
Игротерапия в детском саду
Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.
Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.
Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.
Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.
Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу. В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка.
Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.
Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.
Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.
По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, агрессии, гиперактивными малышами.
Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.
Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.