Презентация «Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях реализации ФГОС»

Ланкина Ольга

Презентация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна из главных задач – воспитание в детях духовно

-нравственных качеств, раскрытие значения православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности и единения.

Я считаю, что развитие личности ребенка надо начинать как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях матери, телевизионные передачи – всё это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все дети воспитывались в семьях

, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Я знаю, как бедны некоторые из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому нам, педагогам –
дошкольникам
, просто необходимо наполнить душу ребёнка, чистую, как белый лист, только добром, состраданием, умением разбираться в человеческих и культурных ценностях.

Это очень серьёзное и ответственное дело. Стоит понаблюдать за собой, и можно увидеть, что ум и сердце нередко тянутся к впечатлениям легким и пустым, душа к праздности. Важно противопоставить вовремя этой пустоте и бездушию достойный нравственно- духовный противовес

. Зажжённый в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребёнка. Он понесёт его людям. Ибо сказано в Писании : «И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

В своей работе в духовно

– нравственном направлении, я выделяю такие аспекты, как проведение православных праздников, экскурсии в храм, слушание звучания колокольного звона, рассматривание икон, знакомство с жизнью святых подвижников.

Церковные праздники всегда были особо почитаемы русским народом. Православные праздники – это часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего, без чего мы не полны, не цельные. Церков-

но- православные праздники – это духовное

наследие русского народа, его традиции. Обрядовые формы православного богослужения – это кристаллизация
духовного
опыта нашего русского народа.

В нашем детском саду отмечаются праздники Рождества Христова и Пасхи, Троицына дня и Крещения Господня, Покрова Пресвятой Богороди-

цы. Предваряет проведение праздников огромная работа всего коллектива.

Ни один человек не остаётся равнодушным к их подготовке. Эмоциональный настрой передаётся детям, а присутствие священника – неизменного гостя отца Василия Гришанова, делает праздники незабываемыми событиями в жизни детей.

С каким удовольствием и благоговением дети поют праздничные Рождественские и Пасхальные тропари, как быстро и легко они запоминают, казалось бы, трудные для запоминания слова. Я уверена, что пением можно выразить лучше, чем словом или жестом, самые потаённые, глубокие душевные состояния : восторг, тревогу, грусть, надежду, радость, умиление,

благодарность. Духовный

репертуар обширен и многопланов. Это и праздничные песни для детей,
духовные хоры и песнопения
. Если к
духовной
теме обращаться постоянно и последовательно, то это органично входит в жизнь ребенка. С какой любовью дети вместе с
воспитателями
и музыкальными руководителями участвуют в украшении музыкального зала и изготовлении подарков и костюмов к театрализованным пьескам на православные сюжеты, участвовать в которых дети готовы постоянно. А песни и стихи для праздника звучат в домах детей, их запоминают и родители, становясь сопричастными этому действу – прикосновению к русской православной культуре. Дети помогают своим родителям понять, а может и открыть истинный смысл того или иного православного события или праздника.

Беседы с батюшкой и экскурсии в Иверский храм – это постижение нашими детьми красоты и гармонии, познание совершенно другого мира.

Слушание колокольного звона- это проникновение в сокровенный мир чувств, мыслей и чаяний наших предков, осознание личностно- значимого смысла колокольного звона для русских людей в различных жизненных ситуациях.

Рассматривая иконы вместе с детьми, мы изучаем духовный опыт

, стоящий за трудом иконописца, позволяющий
воспринять и осмыслить весть
, передаваемую через века. Здесь всюду гармония и отсутствие безобразия и беспорядка.

Жизнь святых подвижников – образ для подражания, имеющий большую ценность в воспитании

. Когда мы читаем Жития святых, то видим разные пути нравственного совершенствования. Становится понятным, что чем ближе к Богу, тем неповторимее личность. И напротив, если люди из года в год
духовно нищают
, то всё больше и больше стирается их неповторимость,

индивидуальность.

По моему мнению, все темы имеют широкое общечеловеческое значе-

ние, они значительны и серьёзны. Через связь духовного

искусства с жизнью осознаются главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек. Нравственные ценности наполняют жизнь человека истинным смыслом.

Мы, педагоги – дошкольники

, должны постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на нас в осуществлении процессов
духовно- нравственного воспитания детей и родителей
. Мы, имея дело с детскими душами должны постоянно совершенствовать свой
духовный мир
, чтобы приближаться к идеалам доброты и человечности для своих
воспитанников
. Один из талантливых и глубоких педагогов, священник Александр Ельчанинов писал : «Нельзя врачевать чужие души (
«помогать людям»
), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе»

Публикации по теме:

Конспект разработки внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Уроки добра» Конспект разработки внеклассного мероприятия по духовно – нравственному воспитанию дошкольников «Уроки добра». Праздник «День Рождения.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры «Пост» МКДОУ Евстратовский детский сад. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной.

НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Хочешь, есть калачи-не сиди на печи» Цель:Воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка через устное народное творчество. Задачи: Приобщать дошкольников к русской культуре.

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Обобщение опыта работы с родителями по духовно-нравственному и гражданско — патриотическому воспитанию. Два чувства дивно близки нам- В.

Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год (подготовительная группа) № п\п Месяц Тема Цели, задачи Форма проведения Дидактический материал, оборудование Сопутствующие формы работы Сентябрь Диагностика.

Слайд 1

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в Ожогинском культурно – образовательном центре

Слайд 2

С 2010 года в Ожогинском культурно – образовательном центре осуществляется духовно – нравственное воспитание дошкольников, которое четко выражено следующими тезисами:

1. Язык. Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери (буквально). Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка совершилось на его родном языке. В дальнейшем же в семье и детском коллективе должен царить культ родного языка. В Ожогинском КОЦ этот принцип реализуется через систематические занятия с дошкольниками по обучению грамоте и культуре речи.

Слайд 4

2. Песня. Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон; они должны быть русскими. Русская песня глубока, как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями, — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором. Дети дошкольного возраста с удовольствием воспроизводят знакомые с младенчества мелодии и слова колыбельных, колядок, русских народных песен. Все это закрепляется на музыкальных занятиях, во время репетиций и проведения различных праздников и концертов.

Слайд 8

З. Молитва. Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу. Каждый народ совершает это обращение по-своему, даже в пределах единого исповедания. Молитва даст ему духовную гармонию; пусть он переживет ее по-русски. Стать детям действительно духовно – нравственными людьми помогает положительный пример родителей и педагогов, которые беседуют с малышами на религиозные темы, совершают совместные экскурсии и паломничества к Святыням своей большой и малой Родины. Так постепенно дети учатся соблюдать важнейшие христианские заповеди.

Слайд 12

4. Сказка. Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, признания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от «кривды». Духовно нравственное воспитание дошкольников неполно без русской народной сказки. Знакомство с русской народной сказкой на самом раннем этапе детства начинается в семье. Позже сказка помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе, подготовиться к школе, к взрослой жизни. В Ожогинском КОЦ дошкольники активно участвуют в инсценировках русских народный сказок. Дети с удовольствием слушают новые сказки, совместно с педагогом мастерят кукольный театр, учатся вживаться в роль, быть смелее и добрее.

Слайд 18

5. Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Данная составляющая духовно – нравственного воспитания дошкольников реализуется в Ожогинском КОЦ путем демонстрации мультимедиа информации, бесед, литературных и художественных выставок, различных конкурсов на тему: «Жития святых и героев».

Слайд 19

Слайд 23

6. Поэзия. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется. В меру возрастания и в меру возможности необходимо открывать ребенку доступ ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры. Дошкольники Ожогинского КОЦ активно знакомятся с творчеством русских поэтов классиков. Особое место в воспитании личности ребенка занимает поэзия А.С. Пушкина, Под руководством педагогов дети участвуют в конкурсах чтецов русской поэзии, сами пытаются сочинять свои первые четверостишия. Таким образом дошкольники делают первые шаги в области риторики, получают массу положительных эмоций от благодарных слушателей их выступлений.

Слайд 29

7. История. Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы. Это направление в воспитании дошкольников осуществляется в процессе тематических экскурсий в школьный уголок краеведения, экспонаты которого постоянно пополняются благодаря родителям, педагогам, активным жителям Ожогинского КОЦ. Совместно с педагогом дошкольники посещают сельский мемориал Воинской Славы, исторические памятные места.

Слайд 33

Слайд 36

8. Армия. Армия есть сосредоточенная сила моего государства, оплот моей родины, воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое должно быть передано ребенку. Глубже всего ребенок — дошкольник усваивает понятие «Армия» в процессе сюжетно – ролевых игр, спортивных мероприятий, конкурсов, бесед с педагогами, встреч с военнослужащими и ветеранами. Самая главная задача этого направления, которая реализуется в Ожогинском КОЦ при работе с дошкольниками – это формирование у детей уважительного отношения к российской армии, защитникам Родины, гордость за Воинскую Славу своих отцов и дедов.

Слайд 40

Слайд 41

9. Территория. Ребенок — дошкольник должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли и что территория необходима ему, как воздух и солнце. С термином «Территория» дошкольники знакомятся на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, посредством демонстрации различных макетов, географических карт, плакатов, мультимедиа проектов. Дети с интересом сравнивают территориальное пространство своего государства с другими странами. Осваивают элементарные навыки определения природного ландшафта местности (горы, равнины, реки, моря).

Слайд 44

10. Хозяйство. Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что труд не есть болезнь и что работа не есть рабство, что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы. С понятием «Хозяйство» сельские дошкольники в основном знакомятся в процессе наблюдения и участия в домашнем и общественном труде совместно с родителями и педагогами. Дети с удовольствием посещают частные животноводческие хозяйства, сады и цветники местных жителей, сами пробуют вырастить свой первый урожай и участвуют в озеленении помещения своей группы (ГКП) и территории КОЦ. Самая главная задача данного направления – это воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и ответственности за результат своего труда.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Воспитание должно образовывать человека и гражданина. Человек – здравая душа в здравом теле. Гражданин – нравственность, просвещение, искусство, самостоятельность. В. А. Жуковский

Актуальность Общество нуждается в воспитании не только образованных людей, но и воспитанных. В современном мире ребенок окружен множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства. Ребенку важно знать принципы нравственности и последствия нарушения этих принципов для окружающих людей.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни. Духовность – проявление духа в мире и человеке, объединяющее начало общества, выраженное в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированное в религиозных учениях и практиках, … образах искусства. Нравственность – внутренняя установка человека действовать со согласно своей совести. (Толковый словарь русского языка)

Нравственность — совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом

Духовность – нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни. Академик Б. Т. Лихачев

Цель: формирование нравственной личности, содействие духовному опыту, приобщение к ценностям культуры

Познавательные задачи: привить интерес детей к истории своей страны, своего народа, пробудить чувство сопричастности к ней; способствовать формированию чувств любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; познакомить детей с символикой России, Челябинской области, района, города; развить представления детей о традициях семьи; преемственности, связывающей разные поколения.

Развивающие задачи: способствовать развитию: интеллектуальных способностей; мышления; речи; воображения; эмоционально-волевой сферы

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, истории, культуре, святыням, традициям народа; воспитывать уважение к нравственным нормам; учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим; создать условия для проявления ребенком заботливого отношения к окружающим, способности к сопереживанию, сорадости

Система духовно-нравственного воспитания строится на приобщении дошкольников к историческому и культурному наследию своего народа и осуществляется по направлениям

Духовные традиции народной а культуры

Принципы: целенаправленности педагогического процесса; научности содержания воспитания и обучения; систематичности, последовательности; доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; комплексного подхода к обучению и воспитанию выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания сотрудничество взрослого и ребенка; педагогов и родителей

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. В. Сухомлинский

Виды деятельности познавательная деятельность: чтение исторической и художественной литературы, сказок; посещение краеведческого музея; познавательные беседы; работа с народным календарем, экскурсии, целевые прогулки по улицам города;

творческая продуктивная деятельность: изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков;

театральная деятельность: смоделированные сценки и спектакли предпраздничные посиделки;

игровая деятельность: игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта;

творческая деятельность: лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы;

нравственная деятельность: уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями;

проведение занятий в мини-музее детского сада;

совместная деятельность детей и родителей, направленная на укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание: семейные и православные праздники, игры и конкурсы;

Условия: Предметно-развивающая среда Дидактические средства: традиции, обряды народных праздников и быта россиян; фольклор; народные игрушки; предметы быта; предметы декоративно-прикладного искусства; коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта; научно-популярная и художественная литература; фотографии; репродукции, иллюстрации; схемы, модели, символы (геральдика); видео, аудио продукция.

Социум: Музеи; Выставочный зал; Библиотеки; Окружающая природа

Духовно-нравственное воспитание позволяет сформировать у дошкольников: мировоззрение; гражданскую позицию; семейные ценности; нравственные ориентиры

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Пусть ребенок чувствуют красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается РОДИНА. В. Сухомлинский

Проект по духовно — нравственному воспитанию старших дошкольников

Проект по духовно — нравственному воспитанию старших дошкольников на тему «Вот моя семья, папа, мама, я»

Тип проекта: информационно — творческий, групповой.

Длительность проекта: средней продолжительности.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Возраст: дети старшей группы.

Гипотеза: если объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно — нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

Актуальность проекта

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты.

К сожалению, сегодня нельзя сказать, что взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи находятся на удовлетворительном уровне. Большое количество современных педагогических публикаций посвящено этой проблеме, проводятся специальные исследования, посвящённые взаимодействию семьи и образовательного учреждения и социума в целом, но реальная практика очень медленно меняется в лучшую сторону.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Духовно — нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы воспитателю требуется не только знание методов и приёмов, но и умение применять их в образовательно-воспитательном процессе. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья — ребенок — детский сад.

Проблема

В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.

Задачи проекта:

Для детей:

— Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении детей.

— Развивать коммуникативные навыки детей.

— Воспитывать любовь и уважение к своим родным, формировать представления об эмоциональном состоянии членов семьи.

— Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье;

— Воспитание положительного отношения к духовно — нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.

Для педагогов:

— Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта.

— Разработка комплексной системы работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста духовно — нравственных чувств. Повысить педагогический потенциал родителей.

Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием лучших духовно — нравственных качеств.

— Интеграция духовно-нравственного содержания во все виды детской деятельности.

— Разработка и оформление паспорта проекта.

Для родителей:

— Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.

— Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

— Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

— Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.

— Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.

Механизмы реализации проекта: Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Мероприятия проводятся в системе совместной организованной деятельности в виде бесед, занятий познавательного цикла, чтением художественной литературы. Совместная деятельность с родителями.

Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Принцип доступности, который предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

— нравственный пример педагога

— социально-педагогическое партнёрство

— индивидуально-личностное развитие

Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта:

— здоровьесберегающие педагогические технологии

— технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

— технология проектной деятельности

— технология исследовательской деятельности

— информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии

— игровые технологии

Методы, используемые для реализации проекта: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

— чтения педагогом рассказов;

— наблюдений;

— показа сказок (педагогом, детьми);

— рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

— проведения дидактических игр;

— экскурсий, целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

— чтения литературных произведений воспитателем;

— чтения стихотворений детьми, воспитателем;

— бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

— ответов на вопросы педагога, детей;

— проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры — драматизации и др.);

— сообщения дополнительного материала воспитателем;

— загадывания загадок;

— рассматривания наглядного материала;

— рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

— разбора житейских ситуаций;

— проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

— чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

— организовывать продуктивную деятельность;

— провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

— организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

— провести экскурсии различной направленности;

— организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

— изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Эффективные приемы воспитания:

— Личный пример воспитателя и родителей.

— Игра.

— Общение с персонажем.

— Чтение.

— Совместная трудовая и художественно-эстетическая деятельность: музыкальная, изобразительная, прикладная.

— Создание ситуаций выбора.

— Создание ситуаций отождествления.

— Похвала.

Формы реализации проекта:

1. Игровая деятельность: сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные игры, игры- драматизации.

2. Познавательно – исследовательская деятельность: проектная деятельность, исследовательская деятельность.

3. Художественно – творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, ручной труд.

4. Музыкальная: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы.

5. Развитие речи: беседы с детьми, чтение и заучивание потешек, чтение и разъяснение пословиц и поговорок.

6. Двигательная деятельность: подвижные игры.

7. Формы и методы работы с родителями:

— родительские собрания на духовно-нравственные темы;

— проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

— факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

— индивидуальные консультации специалистов;

— наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

— индивидуальная работа с детьми дома;

— совместные с родителями праздники.

Основные модели организации образовательного процесса: совместная деятельность педагога и детей — предполагает индивидуальную, подгрупповую, и фронтальную форму организации с воспитанниками.

В рамках данной модели проводится:

— образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей и направленная непосредственно на решение образовательных задач;

— совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач;

— совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра или ухода.

— Самостоятельная деятельность детей

свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом развивающей предметно – пространственной среды; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (помощь в быту и др.).

— Взаимодействие с родителями. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для них информации об услугах детского сада. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, где находится их ребенок. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Педагоги:

— Улучшение взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, детьми и педагогами.

— Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.

— Создание условий для осознания детьми своей значимости в совместной с педагогами и родителями деятельности.

– Накопление методического материала, пособий по теме проекта.

– Разработку перспективных планов реализации поставленных задач, конспектов занятий с детьми, сценариев праздников, развлечений по теме проекта.

Дети:

Дети имеют представления о родственных отношениях, своих родителях; о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.

— Знают историю своей семьи.

— Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи.

— Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

— Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации по данной теме, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество в работе.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Родители:

— Повышение интереса у родителей к работе ДОУ.

— Установление доверительных детско-родительских отношений.

— Заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.

— Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

— Являются примером в стремлении к духовному росту.

— Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Оценка результатов:

1. Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей.

2. Провести диагностические методики «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» Р.Р. Калининой.

3. Провести анкетирование родителей для оценки эффективности проекта.

Этапы проекта

1.Организационно – подготовительный (1 месяц)

Цель: Определение основных направлений работы.

Задачи:

— Изучение мнения родителей по теме проекта.

— Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания (диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой), методика «Закончи историю» (Модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой), для выявления знаний детей о семье используется диагностическая карта, которая состоит из 10 вопросов).

— Разработка и оформление паспорта проекта.

— Разработать план работы по реализации проекта.

— Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др.

Прогнозируемые результаты: определены цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат.

2.Основной (2 месяца)

Цель: Создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.

Задачи:

— Обеспечить программно-методическое сопровождение.

— Разработать методические рекомендации для родителей по духовно — нравственному воспитанию в семье.

— Пополнение предметно – пространственной среды.

Прогнозируемые результаты:

— Сформирован пакет нормативно-правовых документов, методических рекомендаций.

— Разработан комплексно-тематический план, дидактические игры, пособия, методический материал.

— Мониторинг эффективности внедрённых методов, технологий реализуемых в рамках проекта.

3.Заключительный (1 месяц)

Цель: Подведение итогов работы.

Задачи:

— Заключительная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.

— Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.

— Провести анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.

— Презентация проекта

— Оформление и описание хода реализации и результатов проекта.

Прогнозируемые результаты: отчёт о реализации проекта.

Продукты проекта:

Для детей:

— Разработан программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.

— Разработка перспективного плана по теме проекта.

— Оформление стенгазет «Люблю мамочку за….», «Папа может всё что угодно», «Наши защитники».

— Альбомы «Я и моя семья».

— Рисунки «Моя семья».

— Совместное развлечение с родителями «Мамин день», «Папа, мама, я – отличная семья»

Для педагогов:

Перспективные планы, конспекты НОД, презентации для детей.

— Картотека наглядных пособий, литературы по теме проекта.

— CD-диск с презентацией проекта.

— Разработаны: сценарий досуга «День матери», «Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по теме проекта.

— Защита детско – родительских мини – проектов по теме общего проекта.

Для родителей:

Коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия».

— Совместное развлечение с детьми «Папа, мама, я – отличная семья».

— Родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?».

— Образцы совместного творчества (стенгазеты, фотостенд, рисунки ).

— Рекомендации для родителей: «Играем с ребенком дома», «Игра — не забава!», «Выходной, мама целый день со мной», «Мама и бабушка вулкан страстей».

— Разработки тем родительских собраний и др.

— Разработка методических рекомендаций по теме проекта.

Сформированность ресурсной базы ДОУ. Для реализации проекта в группе должна быть создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально — коммуникативного, познавательного, речевого, художественно — эстетического и физического развития личности детей.

Структура и содержание проекта: работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций и в самостоятельной свободной деятельности детей.

План реализации проекта

1. Организационно – подготовительный этап.

Цель: определение основных направлений работы.

Задачи:

— Изучение мнения родителей.

— Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.

— Разработка и оформление паспорта проекта.

— Разработка плана по реализации проекта.

— Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей.

Мероприятия, реализуемые в ходе проекта

— Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

— Составление бесед с детьми на тему «Моя семья», «Моя мама»,«Что я знаю о себе и моей семье»и др.

— Подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк, татарская народная сказка «Три дочери», русские народ.сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; «Крошечка – Хаврошечка»Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения».

— Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».

— Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка».

— Составление бесед с детьми на тему проекта.

2. Основной этап.

Цель: создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.

Задачи:

— Обеспечить программно-методическое сопровождение.

— Разработать методические рекомендации для родителей.

— Реализация плана проекта.

— Пополнение предметно – пространственной среды.

Мероприятия, реализуемые в ходе проекта

Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Работа с детьми в ходе проекта

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «Водители», «Спасатели». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы», «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской».

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Моё имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».

Строительные игры: «Дом для кукол», «Мебель для кукол».

Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду».

Игры-драматизации по сказкам В.Осеева «Обычная старушка», Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки», «Сказка о глупом мышонке».

«Познавательное развитие»

«Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья — моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Давайте познакомимся».

Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?», «Мой город».

Экскурсии на места работы родителей (с родителями) с целью знакомства с профессией.

Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».

Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Я и моя семья», «Моя семья».

Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие — родные, друзья, соседи».

Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».

Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот».

Общение: «Чем можно порадовать близких?», «Почему мама поздно ложится спать?», «За что бы меня похвалили дома?»

Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днём рождения».

«Речевое развитие»

Чтение произведений и обсуждение прочитанного материала: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», «Честное слово», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа», Д. Габе «Моя семья», а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского.

Заучивание стихотворений: Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Составление творческих рассказов: «Моя семья», «Папа может», «Мамочка моя».

Рассматривание семейных альбомов.

Беседы о родственниках, семье, обязанностях в семье с параллельным иллюстрированием.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа» изготовление коллажа «Папина профессия», «Хорошо у деды с бабой».

Аппликация: «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок», «Букет для бабушки», «Подарок папе».

Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы», «Ваза для цветов».

Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».

Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада.

Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим, трудиться», «Наши занятия».

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Беседы с детьми: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи», «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей», «Мой папа – самый, самый».

«Музыкальное развитие»

Прослушивание музыкальных произведений.

Разыгрывание песенок и стихов о маме, о семье.

Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения.

Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т.д.

Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.

При работе с детьми используются следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка.

Самостоятельная деятельность детей в уголках развития:

— настольно-печатные, дидактические и развивающие игры.

— рассматривание иллюстраций и фотографий по теме проекта.

— свободное творчество в уголке изо деятельности: раскраски по тематике, аппликация, лепка, рисование.

— постройки из строительного материала по теме проекта.

Работа с родителями в ходе реализации проекта

Создание благоприятной среды, атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».

Тест «Какие вы родители».

Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», «Как создать родословную своей семьи», «Семейные традиции».

Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи».

Оформление альбомов «Я и моя семья», коллаж «Моя семья».

Создание компьютерных презентаций по теме проекта.

Оформление стенда: «Моя семья – моя радость».

Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Праздник Осени», «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья», «В гостях у Деда Мороза», «День семьи».

Совместные развлечения с родителями «Мы счастливы, потому что мы вместе».

Создание компьютерной презентации «Моя семья».

Защита детско – родительских мини – проектов по теме общего проекта.

Совместное выступление детей и их родителей.

Беседы и советы с родителями по проведению праздничного досуга.

Выставка: фото-картин «Моя семья», поделок «Золотые руки мамы».

Выставка художественной литературы.

Папки-рекомендации.

Консультации на темы: «Играем с ребенком дома», «Игра- не забава!», «Выходной, мама целый день со мной», «Мама и бабушка вулкан страстей».

Практическая консультация: «Мир семейных увлечений».

Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.

Родительское собрание «Азы воспитания».

Выпуск стенгазеты: «Люблю мамочку за…..».

3. Заключительный этап.

Цель: подведение итогов работы.

Задачи:

— Заключительная диагностика с целью выяления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.

— Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.

— Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.

— Презентация проекта.

— Оформление и описание хода реализации и результатов проекта.

Мероприятия, реализуемые в ходе проекта

— Организация совместного досуга с мамами.

— Подготовка пригласительных билетов для родителей.

— Проведение консультаций для родителей по теме проекта и т.д.

— Оформление группы к досугу и чаепитию с родителями.

— Проведение самого мероприятия.

— Защита мини проектов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед, которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста….

Русская природа… Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные…

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и…

Тема «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Народная культура в системе духовно-нравственного воспитания.

1. Актуальность проблемы. В современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому нельзя недооценивать значимость духовно-нравственного воспитания для разностороннего развития личности. В современных социально- экономических условиях приоритетными направлениями в работе дошкольных учреждений является разностороннее развитие каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Содержание образования сегодня ориентировано не только на обогащение ключевых компетенций, но и на воспитание личности ребенка, которое понимается как процесс становления духовного образа «Я» ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, его способностей, умения жить в гармонии с собой, окружающим миром.

Народная культура в системе духовно- нравственного воспитания. Традиции – это самое ценное, что есть в культуре каждого народа. Очень важно, чтобы дети с самых ранних лет знали, что такое Отечество, Родина, родная земля. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, детям надо рассказывать о людях родной земли, о природной основе нашего бытия, о том месте, где человек родился и живет, о тех традициях, которые почитаются. Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда традиции прошлого, нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний« академик Д.Лихачев.

Музей располагает тем, что выше всякой конкуренции – истинными ценностями Педагогическому коллективу нашего учреждения идея создания музея пришла давно, еще в 2000 году. В течение нескольких лет в экспериментальном режиме мы разрабатывали проблему «Приобщения детей дошкольного возраста к истокам традиционной русской культуры». Работал в этом направлении весь коллектив детского сада. Родители и жители сел Садовое и Ахмат. Знакомство детей с музейными экспонатами может оказать огромное влияние на их общее и культурное развитие, особенно, если музей создается руками самих детей, родителей и других родственников, педагогов. При этом основополагающее значение имеет выбор профиля музея: важно понять, какое содержание музейной экспозиции обеспечит педагогическое воздействие, требуемое для повышения качества воспитания и образования детей.

Музей русского быта «Горница» За это время накопилось много методических и творческих наработок, а также была собрана большая коллекция изделий русских народных промыслов и предметов быта. Первоначально отдельные предметы были представлены в небольшом объеме в игровой комнате старшей группы детского сада. Но постепенно коллекция увеличивалась, причем, появились очень интересные экспонаты, требующие специального расположения. Поэтому было принято решение систематизировать весь материал и собрать его в отдельной комнате — музее. Так появилась комната-музей русского быта «Горница».

Экскурсии и занятия в комнате- музее «Горница» Занятия по музейной педагогике со старшими дошкольниками проводятся в помещении музея. Занятия проводит экскурсовод. Дети старших и подготовительных групп не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно участвуют в создании экспозиций и начинают проводить экскурсии для своих друзей, детей младших групп, родителей и гостей ДОУ.

Коллекция русских шалей Выставка платков и русских шалей постоянно обновляется и пополняется новыми экспонатами. Их несут бабушки и прабабушки наших воспитанников, зная, что у нас в музее ими будут любоваться. Дети же знакомятся с искусством Павловских мастеров.

Коллекция кружев Кружевные воротнички, салфетки, Кружевные скатерти – все эти экспонаты подлинные, изготовлены мастерицами начала 20 века, уже почти никого из них нет в живых, а их рукоделием любуются дети, их родители, жители села и даже гости из других городов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Фильтруем информацию, или важная роль телевизор

Мы не будем говорить сейчас о вреде самого телевизора (компьютера, планшета). Об этом много говорят врачи, а мы же напомним о том, какое колоссальное влияние на нравственное воспитание оказывает то, что смотрит маленький зритель. Любой, казалось бы, самый безобидный мультфильм несет в себе смысловую нагрузку. Полюбившийся герой становится образцом для подражания, его поведение вносит коррективы в воспитание дошкольника. Поэтому, обратите внимание на то, что смотрит ваш малыш?

В прошлом столетии, в тот самое советское время, сию задачу за родителей решало государство с помощью «Союзмультфильма». Все, что попадало на экраны, несло в себе воспитательную задачу. Мультфильмы учили быть добрым, воспитанным, образованным, трудолюбивым. Они учили любить родину, любить родителей, дружить и уважать старших. И даже «зло» в советских мультиках, в большинстве своем было по-доброму обаятельным и смешным. Надо ли напомнить, каким был уровень нравственности в стране?

Сегодня фильтр и цензуру отключили начисто. С экрана телевизора на малыша смотрят всевозможные монстры, безобразные персонажи, то и дело ругающиеся, пихающиеся, грубые, невоспитанные и неопрятные.

Важно

Обратите внимание на то, какую информацию несут низкосортные мультфильмы с дешевых коммерческих каналов?

Что видят дети и что они вбирают:

  • Агрессия. Око за око – зуб за зуб, и это еще мягко сказано. Ударь, толкни, брось что-то в того, кто тебя раздражает;
  • Эгоизм. Каждый сам за себя в этом мире;
  • Отсутствие сострадания. Смеяться, если кому-то больно, пройти мимо, если кто-то нуждается в помощи. Плюс бесконечная боль, которую испытывают герои. Их бьют, на них падает тяжесть, они падают с высоты, при этом нет чувств сожалений – детям предлагают смеяться над упавшим с высоты зверьком (пример);
  • Хитрость. Обмануть, обвести вокруг пальца для достижения цели;
  • Плохие манеры (как же хочется поговорить про Свинку Пеппу). Герои мультфильмов не стесняются звуков своего тела (и задорно смеются над этим) залезают в грязь, входят без стука.

Задание для логического мышления для детей 5, 6 и 7 лет

И эти персонажи могут стать образцом нравственной культуры, вы только вдумайтесь. Дешевые ролики наполнили интернет. Дети самостоятельно кликают мультфильмы на планшете и компьютере, в то время как их мамы спешат заняться домашними делами. Эта «информационная помойка» представляет серьезную опасность, и наносит урон не только нравственности детей, но и их неокрепшей психике в целом. Выбирайте только те мультфильмы, которые учат добру и справедливости – основе нравственного воспитания.



Подписи к слайдам:

МКДОУ Нововоронежский детский сад №8 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Конкурс «Вифлеемская звезда»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни.

Цели духовно-нравственного воспитания дошкольника: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия Открывать путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры

ЗАДАЧИ воспитания: Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребёнка. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Характерной особенность работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего ДОУ совместно с родителями, детскими театрами помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности.

Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение праздников

Помним! Гордимся!

Выставка матрёшек Педагоги вовлекают детей и родителей в процесс изготовления народных игрушек, костюмов и других предметов. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства с духовными традициями. Пасхальный калейдоскоп

Знакомим детей с народным костюмом. Всегда обращаемся к игре. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Акция «Дети России за мир» Рисунок – победитель всероссийского конкурса «Моя семья»

Сотрудничество со школой

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их воспитания и обучения. Педагог-дошкольник ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут». Я. Корчак

Взаимодействие с социумом

Всегда рады гостям! До скорой встречи!

Ожидаемые результаты – ребёнок выпускник: Знает и уважает основные социоформирующие отечественные народные традиции, любит Родину, родную землю, родной дом, ближних, уважает старших; Уважает труд других людей, сознательно выполняет свои обязанности; Хранит тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствует ответственность за жизнь своих близких и своё Отечество; Рассматривает своё и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения; Знает и применяет на практике общепринятые нормы и правила поведения; Проявляет доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству; Владеет соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями; Воспринимает красоту родного языка, стремится избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.

Личный пример – его роль в нравственном воспитании

Как мы уже писали выше, детей невозможно научить нравственности, они могут только перенять ее от взрослых. Взрослые – пример для дошкольного возраста. Особенно пример родителей. Родители – идеал для малыша. Все, что они делают, для него по умолчанию правильно и хорошо. Если мама поднимает руку на ребенка, а отец решает конфликты кулаками (а того хуже, бьет мать), то они могут сколько угодно твердить ему, что драться не хорошо, но модель поведения он уже взял от родителей, и для него она единственная – правильная.

Цели и задачи нравственного воспитания

Для детей источниками нравственного воспитания служат:

  1. Родители;
  2. Окружающие его взрослые (воспитатели, педагоги, родственники, старшие братья и сестры);
  3. Сказки (особенно народные, и не только русские);
  4. Телевизор и интернет;
  5. Окружающая среда.

Внимание

Признавая кого-либо авторитетом, ребенок сознательно (а чаще подсознательно) копирует его поведение, а это, на секундочку, формирует фундамент его нравственного образа. Поэтому, уважаемые родители, воспитатели, и просто старшие по возрасту, будьте внимательны к своему поведению, если вы –хотите, чтобы наше будущее поколение было нравственно и духовно воспитанным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: