Коллаж в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Изготовление коллажа в коррекционной работе учителя-логопеда

Самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для педагога это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач. Организация коллективной самостоятельной познавательной деятельности детей осуществляется в процессе занятий, в нерегламентированных видах детской деятельности и в свободное время, предусмотренное в детском саду в течение дня. В целом это параллельно существующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либо материала в процессе обучения. Функция педагога — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Особую значимость проблема организации предметноразвивающей среды приобретает при работе в логопедических группах. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В нашем детском саду она строится педагогами в соответствии с разделами программы, ФГТ и решаемыми коррекционными задачами. Развитие речи ребёнка дошкольного возраста в норме идёт по нескольким направлениям: развитие фонетико-фонемагической системы языка, обогащение словаря, овладение грамматическим строем речи, развитие связной речи. Выделяют две формы связной речи: диалогическая речь и монологическая речь. Для старших дошкольников (5- 7 лет) актуальным вопросом является развитие монологической речи. Исследователи отмечают, что в процессе «живого общения» связная речь не формируется. Необходимо специальное обучение основным видам связной контекстной речи. Необходимо отметить, что в специальной педагогике недостаточно разработаны приёмы развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Логопеды в своей работе по развитию связной речи часто опираются на методы и приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Данные приёмы оказываются мало эффективными при обучении детей с речевой патологией. Неслучайно, В. К. Воробьёва* подчёркивает необходимость разработки специальных методов и приёмов, обеспечивающих подход к самостоятельному созданию связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) . Я в своей работе по развитию монологической речи у детей с ОНР использую приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы). Но сегодня мне хотелось бы рассказать об использовании и изготовлении коллажа. Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Данный приём оказался эффективным в работе по развитию монологической речи у детей с речевой патологией. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности. При работе по изготовлению коллажа создаются условия для подготовки детей к школе: обогащается словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь. Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению. Задачи

: 1 .Сформировать у детей интерес к «коллажированию» как мотиву подготовки к составлению сказок, рассказов, историй. 2. Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление. 3. Развивать умение детей планировать процесс изготовления коллажа 4. Упражнять детей в умении отбирать для рассказов картинки и правильно их располагать 5. Развивать мелкую моторику рук при работе с бумагой и ножницами 6. Разивать умения: • Самостоятельно и последовательно составлять рассказы разного содержания • Подбирать картинки на определённую тему • Пользоваться ножницами, клеем, делать разметку, аккуратно вырезать картинки из журналов Распределение деятельности при создании коллажа на примере коллажа «Я был в театре»
ЭТАПЫ РАБОТЫ
: 1 .Осознание и восприятие проблемы 2. Практическая деятельность по решению проблемы 3. Продуктивная деятельность
ФОРМЫ РАБОТЫ
: 1этап Систематизация информации Планирование деятельности Наблюдение за работой взрослого Беседы с детьми 2 этап Драматизация сказки для детей другой группы Поиск и сбор материалов по теме Классификация по подтемам 3 этап Создание коллажа Разметка Представление своего материала
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
для изготовления коллажа: 1 Семейная атмосфера взаимодействий, сотворчество в союзе «родители — ребёнок — логопед» 2. Материалы для изготовления коллажа: ватман, клей вырезки из журналов, маркеры 3. Меторические разработки Таким образом, осваивая приемы «коллажирования», дети получают положительные эмоции, мотивацию к самостоятельной деятельности (у них появляется желание самим изготавливать коллажи, сочиняя различные истории) Самодельный коллаж продукт фантазии ребёнка, его воображения. Во время изготовления коллажа у него появляется мотивация к созданию самостоятельного произведения. Педагоги и родители- первые помощники в такой работе, как придумывание совместных всевозможных сюжетов рассказов.

Педагогическая разработка «Коллаж. Декоративный стиль»

  • 11 июля 2019

Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс «Портфолио дошкольника»

Декоративный стиль. Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное — оригинальная идея. А воплощают её при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, старается отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации.

Цель: познакомить и выполнить композицию в технике «коллаж» с использованием декоративного стиля.

Задачи:

  1. Изучить специальную литературу и другие источники информации по теме;
  2. Рассмотреть технику «коллаж» как направление изобразительного искусства и декоративного творчества;
  3. Описать технологический процесс создания композиций в технике «коллаж»: декоративный стиль;
  4. Оценить качество готовой композиции;

Аннотация

Данная тема применяется на занятиях три года. Новизна темы выражается тем, что предоставляются различные новые техники и технологии исполнения работ. Результативность выражается в формировании у детей умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей. Методическая разработка предназначена для изучения декоративного стиля коллажа.

Содержание

Методическая разработка предназначена для изучения тем декоративного стиля коллажа на занятиях и в индивидуальной деятельности детей. Отличительной особенностью является то, что она способствует внедрению новых форм, методов и средств обучения, приемов исполнения учебно-творческих задач.

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл, бусины и т.д.) материалов.

Педагогическая разработка «Коллаж. Декоративный стиль»

Общие правила изготовления коллажа

Материалы и инструменты

Клей: ПВА,

Картон, цветная самоклеящаяся бумага

Материалы: пайетки, бусины, тесьма, перья, гуашь.

Инструменты: пинцет, ножницы, кисточка, пресс, канцелярский нож, валик, трафарет

Порядок изготовления работы

1. Выбрать стиль коллажа, продумать композицию, при необходимости сделать эскиз будущей работы.

2. Подготовить фон одним из способов.

3. Наклеить сначала крупные элементы, затем — мелкие.

4. Изготовить паспарту.

5. Вставить работу в раму.

Цветовые сочетания

Цветовой круг. Он распределяет цвета по гармоничным группам. В работе с детьми важны такие понятия. Как- дополнительные цвета – цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга; гармоничные цвета – находятся рядом в цветовом круге; холодные и теплые цвета; ахроматические цвета – черный, белый и все оттенки серого.

Композиция коллажей

Правильно выстроенная композиция обеспечивает единство формы и содержания. На мой взгляд, в работе с детьми важно рассмотреть элементы композиции:

  • расположение композиционного центра
  • размещение деталей
  • создание перспективы, определение линии горизонта
  • нахождение пропорций между предметами, пространством между ними
  • компоновка элементов различной формы
  • нахождение равновесия
  • создание иллюзии движения, динамичности
  • подбор цветов
  • соблюдение ритма.

Перспектива

Получить эффекты можно при помощи ряда приемов:

  • Параллельные линии в коллаже, уходя вдаль, должны постепенно сближаться, чтобы, в конце концов, сойтись в одной точке. Имеются в виду и реальные линии, и проведенные мысленно.
  • Элементы первого плана можно показать на фоне деталей.
  • Размеры удаленных от зрителя элементов должны постепенно уменьшаться. На практике коллажист, что бы добиться такого эффекта, действует в «обратном» порядке: сначала на фон наклеивает мелкие элементы, потом – все крупнее и крупнее. И самые большие элементы оказываются на переднем плане.
  • Если хотите зрительно приблизить объекты, делайте их более яркими.
  • По мере удаления объекта постепенно смягчайте контрастность темных и светлых тонов.
  • Темные объекты на заднем плане осветляйте или придавайте им голубизну (только синий, фиолетовый и пурпурный должны становиться темнее), а светлые – делайте темнее. К тому же учтите: светлые цвета на большом расстоянии видятся более теплыми
  • Голубой и зеленый вдалеке сближаются, желтый и оранжевый – краснеют и т.д

Объемность

Это понятие связано с понятием перспективы. Мы воспринимаем окружающий мир в трех измерениях. Поэтому, чтобы работа получилась не плоской, двухмерной, а объемной, художники-коллажисты показывают игру света и тени, используя, например, для изображения более выпуклых частей объектов более светлые краски. Далеко расположенные фигуры объемность теряют. Поэтому, создавая перспективу, нужно делать фигуры более плоскими

Пропорции

Соблюдение пропорций элементов коллажа, а также расстояний между ними является обязательным условием получения уравновешенной, сбалансированной, гармоничной композиции. «Вес» элемента зависит не только от его размера, но и от цвета и фактуры. Напомним, фактура – от латинского «factura» — это особенности внешнего вида какого-либо материала или строение поверхности какого-либо материала.

Фактуру не следует путать со структурой!

Структура – от латинского «structura» — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, устройство.

Коллажисту приходится принимать во внимание не только соотношение фактур различных материалов, но и их соотношение с фактурой фона. Фактура, как и фона, может быть глянцевой, шершавой, пористой и в каких-то случаях одна фактура может подчеркивать красоту, изысканность другой. Удачно найденное соотношение фактур имеет едва ли не первостепенное значение в коллаже.

План-конспект

Тема: Маска для сказочной особы.

Ф.И.О. педагога: Селионова Нина Владимировна.

Возраст ребёнка: 6 лет.

Дата проведения: июль 2020 года.

Форма организации: беседа, объяснение материала, самостоятельная работа.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.

Цель: познакомить с техникой и технологией изготовления коллажа декоративного стиля.

Задачи:

Образовательные: обучить практическим умениям и навыкам работы с различными материалами (пайетки, бумага, перья), способам самореализации, умению вырабатывать индивидуальный стиль изображения, ознакомить с теоретическими основами коллажа

Развивающие: развить художественно-творческие способности и склонности ребёнка, фантазию, зрительную память, воображение, мышление

Воспитательные: эстетически воспитывать ребёнка, формировать их духовную культуру и потребности, постоянно общаться с изобразительным искусством, умение этического общения в художественной среде

Оборудование: картон, цветная бумага, пайетки, перья, клей, кисточки, гуашь.

Прогнозируемый результат: ребёнок будет знать приемы и способы работы в технике коллаж декоративного вида, будет уметь работать с различными материалами, составлять из них художественный образ, передавать собственный замысел, настроение, эмоциональное состояние через различные средства художественной выразительности.

Методические и дидактические материалы: иллюстрации из книг, фото и видеоматериал, работы учащихся прошлых лет.

Ход и содержание.

Объяснение материала:

Способы создания формы коллажа при помощи картона и трафарета маски.

Технология исполнения:

  • Создание формы при помощи трафарета, простого карандаша и ножниц.
  • Создание фона при помощи гуашевых красок.
  • Приготовить детали из цветной самоклеящейся бумаги.
  • Выложить и приклеить детали, пайетки, перья.

Заключение

Систематичность и последовательность выбранных форм и активных методов обучения формируют благоприятную эмоциональную среду для творческой деятельности ребёнка.

Методика обучения детей технике и технологии изготовления коллажей с использованием декоративного стиля предполагает овладение простейшими умениями и навыками, самостоятельное составление композиционных решений и формирование творческих способностей художественных интересов и потребностей.

Список литературы.

  1. Крысько Н., Нехорошева Г. Стильный коллаж. – АСТ Пресс, 2007.
  2. Марьина Ю. Коллаж и панно. – Ниола 21 век, 2006.
  3. Гейлер Р. Коллаж. – АСТ Пресс, 2005.
  4. Яковлева Е. Психология развитие творческого потенциала личности. – М., Флинта, 2006.

Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

ДОУ №96

КОЛЛАЖ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовили:

воспитатели

Липецк 2017

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти – бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка. Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии… И смысл изображения понятен только маленькому художнику.

Вспомните, какое значение придает ребенок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы (рисование — только цветными карандашами, лепка — только пластилин, аппликация — только цветная бумага).

У каждого из нас

Внутри талант таится,

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.

Что же такое коллаж? Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Несмотря на то, что особое распространение коллаж получил в ХХ веке, он не является новейшим изобретением.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребёнка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного материала и нестандартных технологий. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.

Практическая значимость данной работы заключается:

— в развитии способности дошкольников к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;

— в развитии умения детей создавать художественные образы;

— в развитии глазомера, ловкости движений рук, пальцев, умения владеть инструментами и материалами;

— работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

— создавая красивые коллажи своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой, тканью и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

Новизна опыта состоит:

— в использовании наряду с традиционными приемами развития творческих способностей дошкольников нетрадиционного метода художественно-продуктивной деятельности – коллажа;

— во взаимодействии с родителями как непосредственными участниками образовательного процесса;

— в организации кружковой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

— непосредственно образовательная деятельность;

— образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

— кружковая деятельность.

В отличие от основных занятий, ограниченных содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям и педагогу.

Развитие творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:

— От простого к сложному. Навыки детей в художественно-продуктивной деятельности складываются в результате систематических занятий, учитывая возрастные особенности, от простого и постепенно переходя к более сложному. Работа над коллажем ведется поэтапно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что даёт возможность ребёнку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

— Принцип наглядности. Наглядность обеспечивает понимание, прочность, запоминание. Наглядность обучения — это создание у ребенка зрительных образов, обеспечение восприятия окружающего, включение непосредственно в практическую деятельность, установив связь обучения с жизнью. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

— Принцип индивидуализации обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

— Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети изображают то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Коллаж. Методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет

Автор:

Башканова Ирина Анатольевна,

учитель-логопед

МАДОУ детский сад №164

города Тюмени

Дошкольный возраст- важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи- одна из значимых задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Данное пособие поможет в решении этой задачи, адресовано оно родителям, воспитателям, учителям-логопедам.

Что же такое коллаж?

Коллаж— лист картона, где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа — расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать

Составить коллаж можно взрослому совместно с ребенком, как в детском саду, так и дома. Можно выполнить несколько коллажей, затем собрать их в одну папку и периодически вспоминать их и придумывать новые игры, составлять сказки, рассказы. Это доставит огромное удовольствие и ребенку, и взрослому.Играя, ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составлять предложения,сюжеты, рассказы, сказки.

Коллаж используется в различных направлениях по развитию связной речи детей: автоматизации звуков, развитии грамматического строя речи, совершенствовании звукового и слогового анализа и синтеза, развитии памяти и мышления, голоса и интонации, составлении предложений, рассказов , сказок.

Возможны разнообразные варианты использования коллажа.

Игры со звуками

  • Ø назови слова, которые начинаются на заданный звук
  • Ø найди заданный звук в середине, в конце
  • Ø найди самое короткое слово
  • Ø найди самое длинное слово
  • Ø назови слово и отхлопай его звуковой «рисунок», собери слово из рассыпанных звуков

Задания для развития грамматического строя речи:

  • Ø назови только живые (неживые предметы)
  • Ø найди слова, к которым подходит слово ОН (ОНА, ОНО)
  • Ø назови слова — предметы, про которые можно сказать МОЙ, МОЯ.
  • Ø игра «Один — много». Измени слово так, чтобы вместо одного предмета появилось много (ласточка- ласточки, пчела-пчелы)
  • Ø Закончи предложение «Рад кому? чему?» (белке, волку), «Иду к кому? Чему?» (елке, клоуну).Закрепление формы дательного падежа.
  • Ø Закончи предложение «Вижу кого? Что?» (белку, волка). Закрепление формы винительного падежа.

Задания для развития памяти и мышления

  • Ø назови животных, растений и т.д.
  • Ø назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома и т.д.
  • Ø назови все слова, кроме животных и т.д.
  • Ø назови новые (знакомые) для тебя слова

Задания для развития голоса, интонации

  • Ø произнеси слова тихо
  • Ø произнеси слова громко
  • Ø представь, что ты медведь (мышка, другие животные) и назови слова его голосом.

Задания для развития связной речи

  • Ø составь предложения по картинкам
  • Ø составь рассказ по картинкам
  • Ø составь сказку по картинкам

Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам.

Я уверена, что вы оцените мое методическое пособие. Оно очень пригодится вам, в совместной деятельности с детьми.

За эту работу отдано 0 голосов.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!

Поделиться

Сроки проведения с 21 сентября по 20 ноября 2020 года

Уважаемые коллеги!
Мы убеждены, что педагоги современных ДОО используют в своей работе с детьми разнообразные формы и целесообразные приемы. Накопленный опытом эффективной и оригинальной работы по разным направлениям весьма желательно распространять среди своих коллег и родителей воспитанников. Как сделать этот процесс компактным, наглядным, доступным и информативным?

Вам поможет в этом педагогический коллаж, который без лишних слов может продемонстрировать возможные формы работы с детьми и организацию отдельных моментов жизни дошкольников в детском саду.

Консультация для воспитателей на тему Коллаж: первые шаги к творчеству.

Консультация для воспитателей

Коллаж: первые шаги к творчеству.

Подготовила и провела: Каплюк Надежда Владимировна

Не для кого не секрет, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. Именно поэтому у каждого ребёнка очень рано рука тянется к карандашам и краскам. В творчестве малыш выражает себя, своё восприятие мира и представление о нём.

Поэтому мы и используем в своей работе различные техники и приёмы для развития творческих способностей детей. Одним из таких приёмов является коллаж. Этой технике в своей работе я уделяю особое внимание.

Что же такое коллаж?

Если перевести дословно с французского – это наклеивание. Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, расположены в плоскости и объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Коллажи бывают изобразительные: аппликация, рисования, пластилинография. Фото коллаж – панно из фотографий, связанных по смыслу. Так же коллаж может быть выполнен из вырезанных иллюстраций из журналов, силуэтов сказочных персонажей и другое.

Техника коллажа

сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа развития мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций. Это школа развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.

Основной характеристикой коллажной работы является возможность соединения различных цветов, различных фактур и материалов, различных по своей смысловой окраске элементов.

Детям доставляет огромное удовольствие работать в этой технике. Начинать работу можно с самых маленьких – первой младшей группы.

Любознательность и творческая активность – необходимые условия развития творчества. Если ребенок любознателен, то он получает много впечатлений. На этом этапе задача взрослого сделать эти впечатления разнообразными и полными. Например, при знакомстве детей с различными фактурными материалами, можно проводить ассоциации и аналогии (вата – шерстка зайчика, пушистый снег, облака; клеенка – вода, стена дома, лед на речке; нитки – провода, лучи солнца, густая трава. Какого же значение коллажа

в психофизиологическом развитии детей. В процессе работы над коллажем происходит разностороннее развитие ребенка: а) физическое развитие – развитие двигательных навыков, физическая работоспособность, мышечные и тактильные ощущения. б) так же интеллектуальное развитие – совершенствование сенсомоторного восприятия и воспроизведения, развитие мышления. в) и конечно же личностное развитие – развитие коммуникативных качеств, умений выражать свои чувства, впечатления, настроение через продуктивную деятельность.

Что нужно для того чтобы подготовить рабочую поверхность для коллажа.

Выбираем основу коллажа: планшет, магнитную доску или фланелеграф, фактурный материал. Поддержать и развить у детей интерес к коллажу помогут разнообразные техники его изготовления на магнитной доске или куске старых обоев, отрезе ткани и т.д. Для индивидуальных коллажей можно использовать планшет с липкой поверхностью. Для этого необходимо приобрести двусторонний скотч или ворсистый материал, (ковролин) которыми обклеивается поверхность планшета. Главный принцип устройства такого планшета — липкая поверхность. Имеющиеся в продаже магниты разнообразных форм, цветовой гаммы, тематики (фрукты, машинки, животные) позволят создать настоящую картину, а недостающие детали или фон вы можете дорисовать маркером. К сожалению, коллажи, выполненные с помощью магнитов, недолговечны – дети почти сразу принимается разбирать произведение по частям. Поэтому устроить вернисаж из таких коллажей невозможно. К несомненным плюсам магнитных коллажей можно отнести доступность, простоту использования и возможность предоставить магниты для свободной деятельности. Не ждите, что, манипулируя магнитами, ребенок сам создаст картину. Помогите разглядеть ее в хаотично разбросанных предметах, так же с детьми можно создавать коллаж на планшете и с помощью паралоном или ватных шариков. Еще один вариант основы коллажа — фланелеграф. Раньше фланелеграфы изготавливались из ворсистой фланели, натянутой на лист фанеры. В качестве фланелеграфа также можно использовать однотонные шерстяные шарфы или махровые салфетки. Не забудьте ко всем объемным деталям будущего коллажа прикрепить «липучки», которые позволят деталям крепко держаться на поверхности фланелеграфа. Предлагая ребенку разные основы для создания коллажа (планшет, магнитную доску, фланелеграф), разнообразные изобразительные средства (поролон, вату, каштаны, магниты, ткань и т.д.), вы обогащаете его чувственный опыт, даете возможность экспериментирования с различными материалами, тем самым создавая предпосылки для развития творческого воображения.

Как же подготовить рабочего места? Приготовленную для работы основу можно расположить по-разному: прикрепить к мольберту, доске. Важно, чтобы его центр был на уровне лица ребенка: так легче дотянуться до любой части рабочей поверхности. Можно разместить основу на столе, а рядом положить материал для работы. Итак, рабочее место готово. Теперь главное — заинтересовать ребенка предстоящей работой, зарядить эмоционально, поделиться замыслом. Для этого нам помогут песенки, стихи, игры, сюрпризные моменты. Основное требование в работе с коллажом это: ребенку должно быть удобно, например, (по мере развития ловкости пальцев в качестве изобразительных средств предлагайте детям ватные диски, бумажные розетки из-под печенья (начните собирать их заранее), крупные фасолины, толстые коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. Выбор изобразительных средств зависит от сюжета картины. Для придания коллажу художественной завершенности можно «припорошить» свободное пространство на основе любой крупой, обрезками цветного поролона, бумаги или сухоцветом. Важно помнить: используемый материал должен быть удобен и безопасен для ребёнка, а мелкие детали картины — прочно укреплены на рабочей поверхности, чтобы они не попали в его руки. В более старшем возрасте предложите на выбор более широкий набор материалов. Возможно, юный художник отдаст предпочтение одной цветовой гамме, или его привлекут только твердые украшения: фигурные макароны, желуди. Расширяя круг художественных материалов, предлагая самостоятельно выбрать украшения, взрослый создает условия для первоначального экспериментирования.

Придумывая тему будущего коллажа, привлекайте детей к наблюдениям. Определить замысел, выбрать яркий образ будущей картины, понятный и близкий ребенку, задача непростая. Здесь необходимо учитывать и жизненный опыт детей, настроение, интересы, пристрастия, и время года. Самые доступные для детей темы коллажа: поляна или клумба с цветами, разбросанные на берегу реки камешки, листопад, ковер из разноцветных листьев, летящие снежинки, упавшие с яблони и раскатившиеся яблоки, падающие на ладошку капли дождя, лес и т.д. Все это во время совместных наблюдений на прогулке откроет для ребенка взрослый: обратит внимание, покажет, объяснит.

Так постепенно дети накапливают жизненный опыт, а вместе с ним различные эмоциональные переживания. Это и отразится в сюжетах его будущих картин. Детям, работающим в технике коллажа предстоит освоить пространство основы, поэтому главный композиционный принцип первых коллажей — хаотичность, разбросанность художественных объектов: листиков, снежинок, цветочков и т.п. Располагая их на поверхности всего листа, ребенок осваивает протяженность пространства, его объем, и оно постепенно «раскрывается» перед ним.

Как только ребенок научится самостоятельно приклеивать детали, располагая их по всей поверхности планшета, — смело переходите к следующему этапу. Следующий этап освоения пространства листа — создание сюжетов с более сложной организацией пространства. Дошкольник растет и каждый день узнает, как связаны предметы между собой, что их связывает, где они могут находиться. Теперь, в среднем и старшем возрасте, выбирая сюжеты для коллажа, обращайте внимание детей на соотношение предметов или частей изображения. Такой опыт наблюдений позволит от сюжетов с хаотичным расположением объектов перейти к сюжетам с локализацией предметов в определенном замыслом месте: «Птички на дереве», «Рыбки в аквариуме», «Яблоки около корзинки», «Ягодки на ветке» и др. Именно в таких сюжетах можно увидеть настоящую композицию. Итак, от первых сюжетов, в которых предметы располагаются произвольно по всему пространству основы, не спеша, переходите к следующему типу сюжетов: предметы в зависимости от замысла располагаются то рядом с чем-то, то вверху или внизу. Постепенно осваивая пространство, приступайте к более сложным сюжетам, к работе на еще более ограниченном пространстве (в контуре предмета). Изобразительной деятельностью в технике «коллаж» мы с детьми занимаемся давно. В своей работе используем коллективный коллаж. Это — когда все дети группы работают над созданием единой коллективной композиции, связанной единой темой на одной плоскости. Мною с детьми выполнены следующие работы: коллаж в технике пластилинография « Деревья осенью», декоративное рисование «Дымковские барышни» (акварелью), «Снегири на ветке», и аппликация «Корабли на рейде».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод,

что деятельность по изготовлению коллажа является интересной, захватывающей, увлекательной для детей. Дети учатся планировать свою работу, обдумывать замысел сюжета, выбирать изобразительно-выразительные средства, учатся договариваться между собой о планируемой совместной работе и экономично подходить к используемому материалу. А также могут давать элементарную оценку не только своим работам, но и работам других детей. В результате формируется уважительное отношение к результатам детского творчества не только у детей, но и у родителей. А детские работы можно использовать в оформлении группы, учреждения и детского уголка творчества дома в повседневной жизни, на праздниках и досугах.

Делаем коллажи с детьми

Коллажи — прекрасное творческое занятие с детьми! Сплошные плюсы:

  • ищем подходящие части для замысла
  • вырезаем и клеим (мелкая моторика)
  • учимся совмещать разные фактуры в одной композиции
  • утилизируем старые журналы и рабочие тетради (бережное отношение к ресурсам и вторичное использование)

Это совершенно самостоятельная работа Лены (5,5 лет). Сперва девочка настоятельно требовала участия мамы, потом увлеклась процессом коллажа (мне же тоже интересно поглядеть, что может ребёнок сотворить сам, без меня + вторичная выгода — моё свободное время). «Лена идёт на бал»:

делаем коллаж с детьми -1

Мне в коллаже Лены особенно понравилось платье — сочетание рисунка, цветной бумаги, блестяшек… (заодно нашли творческое применение коробке из под любимой куклы…)

Ира (3,7), глядя на старшую сестру, тоже уселась и сделала свой коллаж — «Ира идёт на бал»

делаем коллаж с детьми -2

В этой работе мне понравилось, что девочка перебрала много вариантов, приклеивала, отклеивала, выдумывала и передумывала… В конце интерес чуток подугас, так что пришлось сесть рядом и побудить довести коллаж до конца.

Вдохновившись, Лена решила еще «украсить» маму с папой (детям понравилось клеить головы из фотографий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: