ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Народные праздники 4 класс Урок 7 Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 33 г.Симферополь. — презентация


Конспект урока по ИЗО на тему » Народные праздники»

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского.

Тема урока : Народные праздники.

Цели урока: 1) дать представление о языческих богах древних славян,

2) познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков,

3) раскрыть идею произведения А.Г.Венецианова «На пашне. Весна.»

4) совершенствовать навыки изображения людей в движении,

5) воспитывать интерес к традициям русского народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по теме урока.

( слайд 2) Жизнь людей в далёком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы – прощай, урожай. Пойдут дожди – сгниёт сено, настанет бескормица у скота, жди зимой голода. Заблудится грибник в лесу, застанут путника по пути метель или мороз – всё это проделки чьей- то злой воли. И наделяли люди природу великой силой, обожествляли её, пытались задобрить .Верили люди в силы природы. Так появился ведизм ( от слова веда – знание) или язычество.

(слайд 3) Древние славяне поклонялись природе. Некоторые силы природы они вознесли в ранг богов. Самым почитаем и главным был Род. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной. Именно Род начал создавать видимый мир. Согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Род разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь. Нижний — мир прошлого. Туда уходили предки. Это — Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Кроме того это Род связывался с понятиями брака, любви и деторождения.

Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сварог был у славян Богом Неба, отцом всего сущего.

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». Создал 12 месяцевый календарь (Коло Сварога). Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил самые первые законы для людской общины. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов.

Он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых.

Велес — один из величайших богов древнего мира, хозяин дикой

природы. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость.

(слайд4) Перун — бог грозовых туч, грома и молнии, войны и оружия. Князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра.

Топору — оружию Перуна — издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна — «громовый знак», похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников.

(слайд 5) Дажьбог был у языческих славян богом Солнца, податель тепла и света. Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает — «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был … крест! Прищурьтесь, глядя на Солнце, — и вы его увидите. Именно поэтому христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ и прижился столь быстро на Руси. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»

(слайд 6) Ярило (Ярила) — бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. Символ праздника возрождения жизни. Ярила был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

(слайд 7) Мокошь — богиня всей Судьбы. Макошь (Мокошь) покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали.

Люди населяли духами всё живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых деревьев была берёза. В начале лета её украшали лентами, вышитыми полотенцами, около берёзы водили хороводы.

В воде по мнению предков жили водяные и русалки. В лесу хозяйничал леший, а покой дома охраняли домовые и берегини.

( слайд 8) Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.

(слайд 9) Зимой в конце декабря колядовали: по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать беду на дом.

( слайд 10) Праздник проводов зимы и встречи весны назывался масленицей. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело. Разъезжали на лошадях, сжигали чучело масленицы.

( слайд 11)В середине лета был праздник Купалы. В этот день девушки купались в реке и пускали на воду венки. А если в эту ночь увидишь цветущий папоротник, то счастье придёт в твой дом. Ещё одной традицией было разжигание костра и прыжки через огонь. Считалось, что так можно избавиться от злых духов.

(слайд12) Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

(слайды 13-15) Народные праздники великолепно написал на своих картинах Борис Михайлович Кустодиев.

(слайд 16) Рассмотрите репродукцию с картины Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне.Весна» Художник написал поле, расстилающееся до самого горизонта, и раскинувшееся над полем высокое – высокое небо. Крестьянка ведёт лошадей, ещё одну мы видим вдалеке.

Рассмотрите картину внимательно. Есть ли в ней что-нибудь такое, что невозможно представить в реальности?

Действительно, работает женщина, а не мужчина, она идёт легко, как-будто плывёт по полю. На крестьянке красивый нарядный сарафан. На земле сидит толстенький ребёнок, а сама она намного выше лошади.

На картине художник не рисовал реальную сцену из жизни, а создавал образ весны. Весна – время рождения новой жизни. На заднем плане торчит чёрный кусок мёртвого дерева, а рядом – новая жизнь – цветущее деревце. Крепкий толстый малыш – это новая жизнь. И сама крестьянка, как весна, румяная, улыбающаяся, лёгкая.

В те времена, когда создавалась картина , считалось, что весну можно представить только античной богиней Флорой, окружённой танцующими нимфами. Впервые в русском искусстве художник показал весну в образе русской женщины в алом кокошнике и нарядном сарафане. Впервые Венецианов заметил красоту и плавность движений русской женщины, красоту её округлого лица.

  1. Индивидуальная работа.

Сейчас вам необходимо подумать какой из праздников вы нарисуете. Как расположите героев праздника, в каких позах будут герои рисунка. На каком фоне будет ваш рисунок.

( Затем идёт обсуждение нескольких детских идей)

  1. Итог урока.

Анализ лучших работ. Какие средства художественной выразительности вы использовали в своей работе для передачи праздничного настроения.

Использованная литература.

  • Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ — художник» Л.А.Неменская Москва «Просвещение» 2007
  • Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Автор-составитель Н.В.Лободина
  • https://ru.wikipedia.org/wiki
  • https://clubdruzey.ru/meet
  • https://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html
  • https://shteltn.ucoz.ru/

Презентация по изо на тему «Празничные народные гулянья» (5 класс)

Конспект урока по изо в 5 классе на тему «Праздничные народные гулянья»

Разработала учитель изо и черчения Рузавина Е.В. ( Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Орска»)

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и уважение к культурному наследию своей страны , ответственность, самостоятельность, активность, внимательность, дисциплинированность.

3. Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).

Формы учебной работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

Форма организации урока:

урок-практикум

Тип урока:

комбинированный

Оборудование и материалы:

1.Зрительный ряд: репродукции картин Б. М. Кустодиева, С. Смирнова.

2.Музыкальный ряд: русские народные песни.

3.Презентация «Праздничные народные гулянья»

Ход урока :

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала. Подготовка к восприятию.

-Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили в этой четверти. Эти знания помогут вам при выполнении задания (кроссворд).

-Отгадав кроссворд, мы можем назвать тему нашего урока.

-Девичий головной убор в виде полосы ткани (слайд 1).Посмотрите, может вам поможет фото (слайд2).Взгляните, правильно ли вы назвали ответ (слайд 3).Ответ повязка.

-Инструмент в виде стержня, применяемый для рисования, черчения. (слайд 4-6).Это карандаш.

— Предмет верхней одежды, распространенный у русских женщин (слайд 7-9).Это сарафан.

— Русский срубный жилой дом (слайд 10-12).Это изба.

— Что здесь изображено? (слайд 13-14).Это обозначение воды, точнее сказать вода.

-Символические изображения земли, солнца, воды (знаки). Слайд 15-17. Это солярные знаки.

— Старинный женский головной убор в России (слайд 18-20). Это кокошник.

-Инструмент для работы красками (слайд 21-23).Это кисть.

-Молодцы! Вы справились с заданием. А теперь посмотрим,о чем пойдет речь сегодня у нас на уроке (слайд 24).

— Итак, тема нашего урока «Народные праздничные гулянья»(слайд 25)

-Как вы думаете ,чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке (ответы детей).

III Знакомство с новым материалом

Сегодня мы с вами познакомимся с народными праздниками и обрядами. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Затем вы выполните коллективную работу на тему «Ярмарка».

Учитель:

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, а потехе – час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

Древние люди олицетворяли, одухотворяли природу, наделяли сверхъестественными свойствами буквально всё, с чем им доводилось сталкиваться. Отголоски этих наивных верований мы находим в народных сказках о водяном, лешем, домовом и прочих мифических персонажах, которые в течение многих столетий существовали в сознании людей как реальные.

Просмотр презентации .

1.Коляда. Зимние святки (рассказ ученика и просмотр презентации)

Слайды 26-30

Зимние святки начинались колядованием 24 декабря, в канун Рождества (сочельник2). Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания – богатства, урожая, многодетности и т.д. (обычно посредством идеализированного изображения чудесного терема). Колядки исполнялись детьми или молодежью (в некоторых местах после детей дома обходили и взрослые), которые несли на шесте звезду. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем (козюльками), конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами.

Дары, полученные от хозяев, собирались обычно специальным мехоношей в мешок, а потом коллективно поедались.

2.Проводы русской зимы (масленица) .

Посмотрите, как изображали масленицу известные художники. Особенно любил изображать этот праздник Б.Кустодиев.
Слайды 31-37.
Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы в России отмечаются празднованием масленицы.Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю.

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», » объедуха», «ясочка».

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного

3.Праздник Ивана Купалы

(Рассказ ученика о празднике Ивана Купалы и просмотр слайдов 38-41)

Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе.

Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня).В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля.

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью.

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В Иванов день очень часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм

IV.Объяснение задания

-Мы познакомились с праздниками.Все люди любят праздники. Праздник-это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, пляски, театрализованные представления. Часто праздники сопровождались ярмаркой (Слайд 42-45).Сюда люди привозили свой товар на продажу. Были слышны песни, людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи. Вот и мы с вами встали рано-рано, чтобы поехать в город на ярмарку первыми, занять хорошее, выгодное место. Едем, едем, подъезжаем, а города-то нет. Нам надо сделать фон (два ученика делают фон на ватмане , формат А1).

-Давайте вместе с вами построим город. В старину строителей называли зодчими. Выбираем зодчих. (Первая группа детей рисует и приклеивают дома)

-В каждом городе есть рыночная площадь. Вот туда мы с вами и должны приехать. (Вторая группа детей рисует изображения людей и приклеивает на лист).

V.Практическая работа

Выполнение задания (самостоятельная работа с помощью учителя по мере необходимости.

VI.Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

Рефлексия

.Детям раздаются смайлики грустные и веселые.

-Если урок понравился показываем-веселые смайлики. Если было не интересно-грустные.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: