Практикум по обществознанию на тему «Политика».
Практикум по теме «ПОЛИТИКА»
I. Базовый уровень (индивидуальная самостоятельная работа с самопроверкой по ключам) задание № 22 (оценивается – 2 баллами)
1.
Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) тайное голосование граждан;
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона;
3) голосование за кандидатов на государственные должности;
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.
Черт сходства | Черты отличия |
2.
Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО |
А) назначает выборы Президента РФ Б) издаёт указы и распоряжения В) решает вопрос о доверии Правительству Г) возглавляет государство Д) представляет государство в международных отношениях | 1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума РФ |
3.
Установите соответствие между фактом политической жизни и видом демократии: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | ВИДЫ ДЕМОКРАТИИ |
А) референдум о принятии проекта Конституции Б) участие в выборах в Госдуму В) выборы главы политической партии Г) делегирование представителя от инициативной группы на заседание муниципального собрания | 1) прямая демократия 2) представительная демократия |
4 .
Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
А) свободные выборы в органы государственной власти Б) правовое государство В) обязательная государственная идеология Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества Д) многопартийная система | 1) демократический 2) тоталитарный |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
5.
Установите соответствие между формами демократии и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ |
А) всенародное избрание президента Б) референдум В) выбор депутатов парламента | 1) прямая 2) представительная |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
6.
Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Федерации и их полномочиями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ | ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) заслушивает ежегодные отчёты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности Б) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации В) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации Г) управляет федеральным имуществом Д) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища Е) проводит финансовую, кредитную и денежную политику Ж) принимает Федеральные законы | 1) Президент 2) Правительство 3) Государственная дума 4) Совет Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
7. На уроке учитель рассказывал о различных политических организациях. Сравните два типа политических организаций: политические партии и общественно-политические движения.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия
1) Выражают интересы определённых социальных групп.
2) Стремятся к завоеванию власти и к участию в её осуществлении.
3) Не имеют фиксированного членства.
4) Выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни.
Черты сходства | Черты отличия |
8. Илья изучал конституционное устройство России, федеральные и региональные органы власти. Сравните полномочия этих органов власти. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий.
2) Определение статуса и защита государственной границы.
3) Вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта.
4) Утверждение структуры органов государственной власти республик, краёв, областей.
Черты сходства | Черты отличия |
II/ Повышенный уровень (работа в группах с самопроверкой возможна консультация учителя)
1.
Задание 25
. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства. (оценивается – 1 балл)
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения
Задания № 16 на анализ двух суждений (оценивается – 1балл)
2. Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.
Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
3.
Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика связана с участием в делах государства.
Б. Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4.
Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.
Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5.
Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?
А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.
Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6.
Верны ли следующие суждения о формах правления?
А. Все современные демократические государства являются республиками.
Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
26-28, 30-31 – оценивается 1-2 баллов, 29-оценивается 1-3 баллов,
Гражданское общество
Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать , по нему и не заметить.
Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.
В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеке. Существует широкое движение за гражданские права.
Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.
По материалам энциклопедии для школьников
26
. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
27
. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?
28
. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.
29
. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.
30
. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно — только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.
31
. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Ответы к практикуму по теме «ПОЛИТИКА»
Ключ к заданиям 26-31
26.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты
1) состав гражданского общества;
2) задачи организаций гражданского общества;
3) степень развития гражданского общества у нас и на Западе;
4) значение групп гражданского общества для жизнедеятельности человека.
27.
В правильном ответе должны быть указаны следующие функции гражданского общества:
1) объединение граждан в группы единомышленников;
2) защита прав граждан от государственной машины.
28.
в ответе могут быть указаны следующие проявления гражданского общества:
1) член союза потребителей;
2) член клуба содействия пожарникам;
3) прихожанин храма;
4) посетитель спортивного клуба;
5) посетитель общественной библиотеки.
29.
В правильном ответе могут быть указаны следующие права и примеры:
1. Право потребителя. Каждый гражданин может получить помощь со стороны «Союза потребителей» в случае если он получил некачественные товар в магазине.
2. Право на благоприятную экологическую среду. Граждане объединяясь в общественные организации протестуют против вырубки лесов для строительства автомагистрали через территорию заповедника.
Могут быть указаны и иные права и приведены соответствующие им примеры.
30.
Могут быть приведены следующие аргументы:
1) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип как верховенство законов;
2) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип приоритет прав и свобод человека;
3) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип подчиненность государства законам.
Могут быть приведены и иные аргументы.
31.
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:
1) в малой группе проще добиться любви и уважения;
2) межличностные отношения возникают только в малой группе.
Аргументы в опровержение:
1) публичные люди: политики продолжают себя чувствовать людьми и общаясь с огромным количеством людей (президент со всей нацией);
2) возможности для самореализации своих возможностей в больших группах значительно выше.
Могут быть приведены и иные аргументы.
Ключи часть
I:
1 | 1423 | II. повышенный уровень: ключи | |
2 | 1.(25) | 122 | |
3 | 1212 | 2.(16) | 3 |
4 | 1122 | 3 | 3 |
5 | 112 | 4. | 3 |
6 | 3142123 | 5 | 1 |
7 | 1423 | 6 | 2 |
8 | 1323 | ||
9 |