Обществознание. 9 класс. Урок № 7. Формы правления.


Практикум по обществознанию на тему «Политика».

Практикум по теме «ПОЛИТИКА»

I. Базовый уровень (индивидуальная самостоятельная работа с самопроверкой по ключам) задание № 22 (оценивается – 2 баллами)

1.

Срав­ни­те вы­бо­ры и ре­фе­рен­дум. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия: 1) тай­ное го­ло­со­ва­ние граж­дан;

2) граж­да­не вы­ра­жа­ют одоб­ре­ние или не­одоб­ре­ние ка­ко­го−либо ре­ше­ния, за­ко­на;

3) го­ло­со­ва­ние за кан­ди­да­тов на го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти;

4) пра­вом го­ло­са об­ла­да­ют толь­ко со­вер­шен­но­лет­ние граж­да­не.

Черт сходства Черты отличия

2.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми или долж­ност­ным лицом в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рые их ис­пол­ня­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ И ДОЛЖ­НОСТ­НОЕ ЛИЦО
А) на­зна­ча­ет вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ

Б) издаёт указы и рас­по­ря­же­ния

В) ре­ша­ет во­прос о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству

Г) воз­глав­ля­ет го­су­дар­ство

Д) пред­став­ля­ет го­су­дар­ство в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях

1) Пре­зи­дент РФ

2) Совет Фе­де­ра­ции

3) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

3.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­том по­ли­ти­че­ской жизни и видом де­мо­кра­тии: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ФАКТЫ ВИДЫ ДЕ­МО­КРА­ТИИ
А) ре­фе­рен­дум о при­ня­тии про­ек­та Кон­сти­ту­ции

Б) уча­стие в вы­бо­рах в Гос­ду­му

В) вы­бо­ры главы по­ли­ти­че­ской пар­тии

Г) де­ле­ги­ро­ва­ние пред­ста­ви­те­ля от ини­ци­а­тив­ной груп­пы на за­се­да­ние му­ни­ци­паль­но­го со­бра­ния

1) пря­мая де­мо­кра­тия

2) пред­ста­ви­тель­ная де­мо­кра­тия

4 .

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ ВИДЫ ПО­ЛИ­ТИ­ЧЕ­СКИХ РЕ­ЖИ­МОВ
А) сво­бод­ные вы­бо­ры в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти

Б) пра­во­вое го­су­дар­ство

В) обя­за­тель­ная го­су­дар­ствен­ная идео­ло­гия

Г) все­объ­ем­лю­щий по­сто­ян­ный кон­троль жизни че­ло­ве­ка и об­ще­ства

Д) мно­го­пар­тий­ная си­сте­ма

1) де­мо­кра­ти­че­ский

2) то­та­ли­тар­ный

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В Г Д

5.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми де­мо­кра­тии и при­ме­ра­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ ФОРМЫ ДЕ­МО­КРА­ТИИ
А) все­на­род­ное из­бра­ние пре­зи­ден­та

Б) ре­фе­рен­дум

В) выбор де­пу­та­тов пар­ла­мен­та

1) пря­мая

2) пред­ста­ви­тель­ная

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В

6.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и их пол­но­мо­чи­я­ми. К каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ ОР­ГА­НОВ

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ

ОР­ГА­НЫ

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ

ВЛА­СТИ

А) за­слу­ши­ва­ет еже­год­ные отчёты Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ре­зуль­та­тах его де­я­тель­но­сти

Б) осу­ществ­ля­ет ру­ко­вод­ство внеш­ней по­ли­ти­кой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

В) утвер­жда­ет из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Г) управ­ля­ет фе­де­раль­ным иму­ще­ством

Д) ре­ша­ет во­про­сы граж­дан­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и предо­став­ле­ния по­ли­ти­че­ско­го убе­жи­ща

Е) про­во­дит фи­нан­со­вую, кре­дит­ную и де­неж­ную по­ли­ти­ку

Ж) при­ни­ма­ет Фе­де­раль­ные за­ко­ны

1) Пре­зи­дент

2) Пра­ви­тель­ство

3) Го­су­дар­ствен­ная дума

4) Совет Фе­де­ра­ции

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д Е Ж

7. На уроке учи­тель рас­ска­зы­вал о раз­лич­ных по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ци­ях. Срав­ни­те два типа по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций: по­ли­ти­че­ские пар­тии и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские дви­же­ния.

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия

1) Вы­ра­жа­ют ин­те­ре­сы опре­делённых со­ци­аль­ных групп.

2) Стре­мят­ся к за­во­е­ва­нию вла­сти и к уча­стию в её осу­ществ­ле­нии.

3) Не имеют фик­си­ро­ван­но­го член­ства.

4) Вы­сту­па­ют с граж­дан­ски­ми ини­ци­а­ти­ва­ми по во­про­сам по­ли­ти­че­ской жизни.

Черты сход­ства Черты от­ли­чия

8. Илья изу­чал кон­сти­ту­ци­он­ное устрой­ство Рос­сии, фе­де­раль­ные и ре­ги­о­наль­ные ор­га­ны вла­сти. Срав­ни­те пол­но­мо­чия этих ор­га­нов вла­сти. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия.

1) Осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с ка­та­стро­фа­ми, сти­хий­ны­ми бед­стви­я­ми, эпи­де­ми­я­ми и лик­ви­да­ция их по­след­ствий.

2) Опре­де­ле­ние ста­ту­са и за­щи­та го­су­дар­ствен­ной гра­ни­цы.

3) Во­про­сы вос­пи­та­ния, об­ра­зо­ва­ния, науки, куль­ту­ры и спор­та.

4) Утвер­жде­ние струк­ту­ры ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти рес­пуб­лик, краёв, об­ла­стей.

Черты сход­ства Черты от­ли­чия

II/ Повышенный уровень (работа в группах с самопроверкой возможна консультация учителя)

1.
Задание 25
. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(A) С на­ча­ла 2000-х гг. в стра­не Z про­во­дят­ся по­ли­ти­че­ские ре­фор­мы. (Б) От­рад­но, что в ходе ре­форм по­яви­лись новые по­ли­ти­че­ские пар­тии, стали сво­бод­но дей­ство­вать сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции. (B) Со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы по­ка­за­ли, что боль­шин­ство граж­дан под­дер­жи­ва­ют по­ли­ти­че­ский курс пра­ви­тель­ства. (оценивается – 1 балл)

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния

Задания № 16 на анализ двух суждений (оценивается – 1балл)

2. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­ке?

А. По­ли­ти­ка свя­за­на с уча­сти­ем в делах го­су­дар­ства.

Б. По­ли­ти­ка — это де­я­тель­ность, свя­зан­ная с от­но­ше­ни­я­ми между боль­ши­ми об­ще­ствен­ны­ми груп­па­ми по по­во­ду вла­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

4.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об уча­стии граж­дан в по­ли­ти­че­ской жизни?

А. Граж­да­не участ­ву­ют в по­ли­ти­че­ской жизни по­сред­ством вы­бо­ров и ре­фе­рен­ду­мов.

Б. Граж­да­не участ­ву­ют в по­ли­ти­че­ской жизни, на­прав­ляя свои об­ра­ще­ния в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мест­ном са­мо­управ­ле­нии в РФ?

А. Мест­ное са­мо­управ­ле­ние осу­ществ­ля­ет­ся граж­да­на­ми путём ре­фе­рен­ду­ма, вы­бо­ров, дру­гих форм пря­мо­го во­ле­изъ­яв­ле­ния.

Б. Струк­ту­ра ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством РФ.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­мах прав­ле­ния?

А. Все со­вре­мен­ные де­мо­кра­ти­че­ские го­су­дар­ства яв­ля­ют­ся рес­пуб­ли­ка­ми.

Б. Пе­ре­да­ча вла­сти главы го­су­дар­ства по на­след­ству при­су­ща мо­нар­хи­ям.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

26-28, 30-31 – оценивается 1-2 баллов, 29-оценивается 1-3 баллов,

Гражданское общество

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать , по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеке. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

По материалам энциклопедии для школьников

26

. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

27

. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

28

. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

29

. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

30

. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно — только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.

31

. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Ответы к практикуму по теме «ПОЛИТИКА»

Ключ к заданиям 26-31

26.

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты

1) со­став граж­дан­ско­го об­ще­ства;

2) за­да­чи ор­га­ни­за­ций граж­дан­ско­го об­ще­ства;

3) сте­пень раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства у нас и на За­па­де;

4) зна­че­ние групп граж­дан­ско­го об­ще­ства для жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

27.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие функ­ции граж­дан­ско­го об­ще­ства:

1) объ­еди­не­ние граж­дан в груп­пы еди­но­мыш­лен­ни­ков;

2) за­щи­та прав граж­дан от го­су­дар­ствен­ной ма­ши­ны.

28.

в от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие про­яв­ле­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства:

1) член союза по­тре­би­те­лей;

2) член клуба со­дей­ствия по­жар­ни­кам;

3) при­хо­жа­нин храма;

4) по­се­ти­тель спор­тив­но­го клуба;

5) по­се­ти­тель об­ще­ствен­ной биб­лио­те­ки.

29.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие права и при­ме­ры:

1. Право по­тре­би­те­ля. Каж­дый граж­да­нин может по­лу­чить по­мощь со сто­ро­ны «Союза по­тре­би­те­лей» в слу­чае если он по­лу­чил не­ка­че­ствен­ные товар в ма­га­зи­не.

2. Право на бла­го­при­ят­ную эко­ло­ги­че­скую среду. Граж­да­не объ­еди­ня­ясь в об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции про­те­сту­ют про­тив вы­руб­ки лесов для стро­и­тель­ства ав­то­ма­ги­стра­ли через тер­ри­то­рию за­по­вед­ни­ка.

Могут быть ука­за­ны и иные права и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие им при­ме­ры.

30.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты:

1) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип как вер­хо­вен­ство за­ко­нов;

2) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип при­о­ри­тет прав и сво­бод че­ло­ве­ка;

3) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип под­чи­нен­ность го­су­дар­ства за­ко­нам.

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.

31.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты в за­щи­ту дан­ной точки зре­ния:

1) в малой груп­пе проще до­бить­ся любви и ува­же­ния;

2) меж­лич­ност­ные от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют толь­ко в малой груп­пе.

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) пуб­лич­ные люди: по­ли­ти­ки про­дол­жа­ют себя чув­ство­вать лю­дь­ми и об­ща­ясь с огром­ным ко­ли­че­ством людей (пре­зи­дент со всей на­ци­ей);

2) воз­мож­но­сти для са­мо­ре­а­ли­за­ции своих воз­мож­но­стей в боль­ших груп­пах зна­чи­тель­но выше.

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.

Ключи часть
I:

1 1423 II. повышенный уровень: ключи
2 1.(25) 122
3 1212 2.(16) 3
4 1122 3 3
5 112 4. 3
6 3142123 5 1
7 1423 6 2
8 1323
9
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: