Обществознание 5 класс. Отрочество — особая пора жизни. — презентация


Презентация на тему «Подростковый возраст. Возрастные и психологические особенности»

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Кризис подросткового возраста связан с новообразованием: учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса — «Что я такое?»- может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Возрастные особенности.

Физические.

1. Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.

2. Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.

3. Девочки обычно выглядят старше мальчиков.

4. Большинство обладает большим аппетитом.

5. Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).

Интеллектуальные.

1. Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.

2. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.

3. Возрастает способность к логическому мышлению.

4. Способен к сложному восприятию времени и пространства.

5. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.

6. Способен прогнозировать последствия своих поступков.

7. Обладает развитым навыком чтения.

Эмоциональные.

1. Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.

2. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.

3. Постепенно начинает обретать уверенность в себе.

4. Обладает энтузиазмом (сильное воодушевление, подъем духа).

5. Обладает чувством юмора.

6. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

Социальные.

1. Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи.

2. Желает поскорее стать взрослым.

3. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.

4. Начинает обретать навыки общения.

5. Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников.

6. Увлекает соревновательская деятельность.

7. Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста.

8. Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

— чувствительность к оценке посторонних своей внешности

— крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

— внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

Для подростков характерна полярность психики:

— Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

— Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

— Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

— Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

— Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

— Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

— Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Внутренне происходит следующее.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Рекомендации:

Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит. Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе. Давайте подростку побольше «пищи» для размышления!

Поощряйте творческую деятельность, показывайте нужды в его помощи! Учите отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе!

Важно не гасить в подростке энтузиазма! Внимательно следите, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами! Постарайтесь приучить своих чад отвечать за свои поступки.

Подростковый возраст материалы для родительского собрания. — презентация


Подростковый возраст материалы для родительского собрания

В возрасте лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.

Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.

Самый главный вопрос подросткового возраста – это половое созревание. Начинается бурный, неравномерный рост, вследстивии чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто у восьмиклассников возникает дисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Учеба в это время отходит на второй план!

Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохой успеваемости, браваде невыполнением обязанностей.

У подавляющего большинства таких подростков отсутствует какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, они не посещают выставки и театры. Многие подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг.

На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности.

Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Но даже в благополучных семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.

1) Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его чувств, поведения) до семейной тирании. 2) «Кумир семьи» — постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи. 3 ) Родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Как общаться с восьмиклассниками в этот период? Формировать круг интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей; Максимально сократить период свободного времени;

Снизить проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами);

Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника; Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой); Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.

Рекомендации: Анализируйте с детьми причины их удач и неудач Старайтесь не ограждать подростка от трудностей Научите преодолевать их Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в его возрасте Будьте всегда личным примером Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения

Кризис переходного возраста Внешние изменения Физиологические изменения Изменения в характере Резкие перепады настроения Изменения в поведении Недовольство чем-либо в своей внешности или характере Повышенный интерес к противоположному полу, первая любовь Нервозность, беспокойство, раздражительность Состояние депрессии, невроз, появление навязчивых страхов

Памятка родителям от ребенка Не балуйте меня Не бойтесь быть твердым со мной Не полагайтесь на силу Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить Не заставляйте меня чувствовать себя младше Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей Не пытайтесь читать мне нотации Не забывайте, что я люблю экспериментировать Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…


Спасибо за внимание!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]