Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних услових


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры. День рождения Мишутки».

Цель: Формировать умения выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука «ш»; формировать умение выполнять движение под словесное сопровождение.Материалы к ра…

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) — подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место…

Место.

Площадка, зал..

Подготовка.

Посередине площадки чертятся две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м одна от другой, а по обе стороны от них, в 10-20 м параллельно им,-линии “домов”. Играющие делятся на 2 равные команды, которые становятся у своих средних линий и поворачиваются лицом к своим домам. Таким образом, они стоят спиной друг к другу. Играющих могут построить и боком друг кдругу (лицом к руководителю).

По жребию одна команда “День”, другая — “Ночь”.

Описание игры.

Руководитель становится сбоку площадки у средних линий и неожиданно произносит: “День!” Игроки команды “Ночь” убегают в дом, а команда “День” их догоняет и пятнает. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются к своим. Затем команды опять становятся у средних линий спиной к ним. Руководитель возгласом подает сигнал, стараясь, чтобы он был неожиданным для игроков (строгое чередование нежелательно). Можно в игре использовать кружок-дощечку, с, одной стороны белый, с другой — черный. В этом случае руководитель подбрасывает кружок и в зависимости от того, какой стороной он упадет (черной или белой), командует: “Ночь!” или “День!” Такой вариант удобен для проведения игры самими детьми.

Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им делать различные упражнения (например, поднять руки вперед, вверх, опустить вниз, присесть, встать, подняться на носки и т. п.). В неожиданный момент руководитель произносит: “День!” или “Ночь!” Упражнения можно проводить с музыкальным сопровождением. Каждый раз пойманные подсчитываются и отпускаются.

Игра проводится несколько раз, после чего подсчитываются пойманные в каждой команде за одинаковое количество раз ловли. Допустим, “День” вызывали 4 раза, а “Ночь” — 3 раза. Пойманные подсчитываются за 3 первых раза игры. Побеждает команда, поймавшая больше игроков.

Правила.

1. Запрещается убегать в свой дом до того, как руководитель крикнет: “День!” или “Ночь!” 2. Ловить или осаливать можно только до черты дома. 3. Пойманные игроки после подсчета опять участвуют в игре наравне с другими.

Картотека «Игры и упражнения по развитию познавательных и творческих способностей».

«Игры и упражнения по развитию познавательных и творческих способностей».

1. Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия:

направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.

Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.

Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это м.б.

2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:

проводятся на уроке в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.

Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.

4. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет, в котором … 2 гласных звука и т.д.

Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ученик может сам загадать фигуру и прошагать ее, а остальные должны ее отгадать.

Ничего не вижу: ребенка просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие – написать мелом слово на доске, собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т.д.

5. Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:

Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).

Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).

Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.

Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.

6. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:

1) Развитие механической и произвольной памяти:

№1 Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.

№2 Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).

№3 На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).

№4 На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.

№5 Ребенку показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).

№6 Предложить ребенку 8-10 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы ( какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.

№7 Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.

2) Развитие слуховой памяти:

№1 Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.

№2 Учитель называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ученику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»). Активизируется словарь.

№3 Дети по команде учителя воспроизводят по памяти ряд двигательных действий: «копать землю», «рубить дрова», «шить», «грозит», «прощается» и т.д.

7. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:

развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов («мнемос» — память). Это можно использовать на уроке.

Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.

Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.

Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает . (колобок)

Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:

для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

1-ая группа:Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.

Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому пол ряду признаков (грач черный, а воробей — …; грач крупная птица, а воробей — …; грач – перелетная птица, а воробей — …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый — лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа:Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река:берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан — …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

9. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:

Ребусы (буквы, картинки + апостров);

Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);

Кроссворды (по теме занятий);

Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.

10. Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:

Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда — …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

Список использованной литературы:

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.
  2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. — № 7.
  3. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987
  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М.: 1992.)

“Охотники и утки”

Место, инвентарь.

Площадка, зал. Волейбольный или баскетбольный мяч.

Подготовка.

На полу (земле) чертится возможно больший круг. Если игра проводится в узком зале, то рекомендуется нарисовать посередине две черты поперек зала на расстоянии 7-10 м одна от дру­гой. Таким образом получится прямоугольник, две стороны которого — стены зала и две — начерченные линии.

Играющие делятся на две команды — “охотников” и “уток”. Охотники становятся по кругу за чертой его или за начерченными линиями, разделившись пополам. Утки произвольно становятся в середине круга или в середине прямоугольника. У одного из охотников в руках мяч.

Описание игры.

По сигналу руководителя охотники, перебрасывая мяч в разных направлениях, не входя в круг (или прямоугольник), стараются осалить им (“подстрелить”) уток. Утка, осаленная мячом (подстреленная), выходит из игры. Утки, бегая и прыгая внутри круга, увертываются от мяча. Охотники, перебрасывая мяч, неожиданно бросают его в уток. Каждая подстреленная утка выходит из игры. Когда все утки будут подстрелены, руководитель отмечает, в течение ка­кого времени охотники убили всех уток. Играющие меняются ролями (охотники становятся утками, а утки — охотниками), и игра продолжается.

После двух игр отмечается, какая команда охотников быстрее перестреляла всех уток.

Можно игру проводить на время: например, 3 мин. стреляют одни охотники, затем 3 мин. — другие. Отмечается, кто больше настрелял уток за это время.

Правила.

1. Бросая мяч в уток, охотники не должны переступать линию круга. Игрокам, переступившим линию, попадание не засчитывается. 2. Осаленными считаются утки, которых мяч коснулся в любую часть тела за исключением головы. 3. Если в утку попал мяч, отскочивший от земли или другого игрока, то осаленной она не считается. 4. Если утка, увертываясь от мяча, выбежала за круг, она считается осаленной. 5. Подстреленные утки в игре не участвуют до смены команд.

Подвижная игра «День-ночь» в детском саду известна уже нескольким поколениям, но интерес к ней не угасает. Простой сюжет, необычные задания разрешат малышам резвиться, практически без ограничений. Интерес к игре проявляют дети младшего дошкольного и школьного возраста.

Сборник игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Содержание

1. Информационная справка

2. Рецензия на методическое пособие «Играем и развиваем речь»

3. Введение

4. Развитие речи младших дошкольников

5. Развитие речи дошкольников среднего возраста

6. Развитие речи старших дошкольников

7. Значение дидактических игр для развития речи детей

8. Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей

9. Заключение

10. Список литературы

11. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

12 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

14. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Сюжетно-ролевые игры

15. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Конспекты занятий

Введение

Речь человека — это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Детский сад — это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры. В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе. Речь детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться.

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением. Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные игры для развития связной речи.

Дидактические игры способствуют развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей.

Дидактические игры, развивая связную речь дошкольников, способствуют формированию словарного запаса детей, активизируют детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.

Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А. Сухомлинский говорил:«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра осуществляет познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению представлений об окружающем, совершенствует внимание, память и мышление.

Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. У детей к пяти годам сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что же происходит с игрой в старшем возрасте? В старшем возрасте расширяется тематика для игр, увеличивается количество играющих детей, дети умеют договариваться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Возникают устойчивые (групповые) игровые группировки.

В сюжетно-ролевой игре:

1. Совершенствуется диалогическая речь.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологические высказывания. Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность.

2. Возникает потребность в связной монологической речи.

Новые потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем речи, в результате чего речь становится связной.

Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Развитие речи младших дошкольников

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходит к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактом с окружающим миром людей, вещей и природы.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Ведь развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “апиед“ вместо велосипед), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Ведущая линия развития речи детей младшего возраста – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

Игры и упражнения, направленные на: — Звукоподражание —

«Чей это голос?», «Кто как говорит».
— Нахождение предмета, ориентируясь на его признаки и действия —
«Угадай игрушку», «Про кого я говорю».
— Выделение и обозначение признаков предмета —
«Скажи какой», «Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт».
— Соотношение предметов с разными характеристиками —
«Сравни кукол», «Кто лучше похвалит».
— Ознакомление с противоположностями —
«Куклы рисуют и гуляют», «Куклы: веселая и грустная».
— Закрепление представления об обобщающих словах —
«Назови одним словом».
— Подбор глаголов —
«Кто, что умеет делать?», «Закончи предложение», «Добавь слово».
— Придумывание окончания рассказа —
«Расскажи про Олю и зайчика», «Козлята и зайчик».

Развитие речи дошкольников среднего возраста

В возрасте 4–5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций: Обучающие — формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; Развивающие — развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии. Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Ведущая линия развития речи детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

Игры и упражнения, направленные на: — Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи —

«Найди первый звук», «Как слово звучит», «Громко-шепотом», «Как говорит Таня?».
— Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, однокоренных слов, многозначных слов) —
«Кто больше слов скажет», «Кого можно гладить», «Шишка», «Как сказать по-другому», «Какие бывают иголки».
— Формирование грамматического строя речи —
«Кто это ползёт», «Кто заблудился?».
— Развитие связной речи (составление сказки, совместного рассказа, творческого рассказа) —
«Приключения Маши в лесу», «Расскажем про белочку», «В гостях у лесника».

Развитие речи старших дошкольников

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.Всё чище становиться произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Всё чаще в речи ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь. Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход-выход),прилагательные (хороший -плохой), наречия (быстро-медленно), глаголы(говорит-молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный) наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — быстро, хорошо, медленно, чётко, тихо, громко и т.д.), близкие по смыслу слова-синонимы(ходить-идти, шагать, топать, вышагивать и др.).

В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно, передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни. Основная особенность развития речи у детей в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок переходит к сознательному овладению речью.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

Игры и упражнения, направленные на: — Уточнение представления о звуковой, слоговой и смысловой стороне слова —

«Что такое звук, слово, предложение?», «Едем, летим, плывём», «Найди слова», «Картина- корзина».
— Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, антонимов, сходных по звучанию слов) —
«Что вы видите вокруг?», «Скажи какое», «Найди точное слово», «Это правда или нет?», «Назови одним словом», «Высокий — низкий».
— Формирование грамматического строя речи —
«Кто у кого», «Один-много».
— Развитие связной речи —
«Составь описание», «Придумай рассказ», «Скажи точнее».

Значение дидактических игр для развития речи детей

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.

Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

А.С. Макаренко

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры развивают речь детей:

— пополняется и активизируется словарь;

— формируется правильное звукопроизношение;

— развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

В основу всех видов игр по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Виды дидактических игр:

Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии. Сюжетно-ролевая игра — это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются по собственной инициативе, берут на себя роли, сами определяют сюжет игры, распределяют игровой материал, выполняют те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание они берут из окружающей жизни. Отражают в игре дети те моменты, которые привлекли особый интерес, внимание. Конечно же, все это возможно лишь при условии, что дети уже в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.

Развивающее значение игры очень огромно и многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, формируются взаимоотношения между детьми, происходит становление самооценки и самосознания, развивается мышление, речь, воля, чувства, способность к моделированию.

Игра обогащает детей знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться… Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед.

Сюжетно — ролевая игра — обучающая игра, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение дошкольников в различных речевых ситуациях. Сюжетно — ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Современный мир не стоит на месте, появляются все новые и новые профессии. Окружающий мир ребенка разнообразен и интересен малышу. Поэтому необходимо уделять больше времени игре с малышом, а не занятиям, которые он успешно освоит в школе, если его научить играть. Играть необходимо с интересом и получением необходимой информации для дошкольника. Сам ребенок не научится правильно играть, говорить: всему этому должны научить мы, взрослые. Ведь для этого необходимо порой правильно, четко произнести слово, задать несложный вопрос и помочь построить ответ. Тогда у наших детей будет хорошо развита диалогическая речь, умственные способности, любовь, забота к ближнему.

Сюжетно — ролевая игра — ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра — активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими детьми осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

«Дом — Семья», «Детский сад», «Школа», «Библиотека», «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница», «Аптека», «Магазин», «Швейное ателье», «Фотоателье», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Строительство», «Зоопарк», «Цирк», «В кафе», и другие.

Заключение

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Основная педагогическая задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребенка? Это учить его разговаривать. Говорить — это, значит, владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательными к ним. Дошкольный возраст — возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.

Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

Дидактическая игра, как форма обучения детей, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. В каждой игре заложен потенциал развития словарной деятельности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Эффективность постоянного применения дидактических игр при развитии речи детей дошкольного возраста очень высока. Теория и практика использования дидактической игры в учебно-воспитательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики дошкольного воспитания.

Применение дидактических игр на этапе развития речи не только обосновано, но и необходимо с целью всестороннего развития речи детей дошкольников, и, как следствие этого, рост качественных показателей развития речи детей дошкольного возраста.

Я рекомендую использование дидактических игр воспитателям для развития речи детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2009.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М: 2008.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. — М.: 2009.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: 2010.

5. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. №»9 .

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: 2007.

7. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: 2008.

8. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М. : 2008.

9. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: 2012г.

Правила детской игры «День-ночь»

Из круга участников выбирается водящий. Остальные распределяются по площадке и готовятся слушать задания. Малыши попеременно слышат слова, то «день», то «ночь», и ведут себя соответственно. Играют, веселятся, если светлое время суток названо, и замирают, словно спят ночью. Водящий, назвав слово «ночь», начинает ходить по рядам и наблюдает, все ли «спят». И если кто пошевелился или рассмеялся, тот и проиграл. По правилам игра «День-ночь» в детском саду требует, чтобы проигравший стал водящим. И так по кругу все действо и происходит. Интересно наблюдать за малышами, когда властвует «день». Они танцуют, имитируют поведение взрослых, просто кривляются. И как бывает им сложно замереть, когда слышат слово «ночь».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: