Поэтапная лепка на тему «Угощение для кукол» в средней группе
Кексы
Простота этой поделки позволяет за одно занятие изготовить не один «кекс», чтобы отработать приём сглаживания и раскатывания
Это интересно. Воспитатель должен ОБЯЗАТЕЛЬНО иллюстрировать каждый свой шаг демонстрацией.
Для этой композиции не требуется много времени, так что дети могут выполнять несколько одинаковых или разных элементов.
Инструкция:
- «Отрываем кусочек пластилина жёлтого цвета, скатываем его в шарик».
- «Слегка приплющиваем, скатываем в короткую и толстую «колбаску».
- «Отрываем кусочек белого пластилина, делаем «шарик», потом «блинчик».
- «Накладываем на основу-«колбаску» и примазываем».
- «Из небольшого кусочка материала красного цвета делаем маленький шарик, примазываем его сверху».
Печенье
Это одна из классических поделок, рекомендованная , но и обычный пластилин подойдёт
Времени на эту композицию уйдёт немного, так что это «лакомство» может быть не единственным продуктом, или ребята могут выполнять «печенье» в рамках коллективного занятия — накрывания стола для чаепития.
Инструкция:
- «Отрываем кусочек пластилина, скатываем его в шарик, потом делаем блинчик». Главное, чтобы дети не слишком увлекались сплющиванием, иначе «печенье» получится тонким.
- Делаем ещё 2 такие заготовки. Причём одна — для «прослойки» – должна быть тоньше остальных.
- «Склеиваем детали между собой».
- Отрываем разноцветные кусочки, делаем колбаски или шарики для украшения.
Видео: делаем печенье
Леденцы на палочке
Для палочки под леденец можно использовать трубочки для коктейля или шпажки для канапе
Инструкция:
- «Кусочек пластилина скатываем в шарик, потом раскатываем в тонкую колбаску».
- «Кладём заготовку на стол и начинаем скручивать в пружинку. Обратите внимание, что витки плотно прилегают друг к другу».
- «Защипываем край, крепим палочку, слегка проколов ею витки».
Видео: как сделать пончики, урок по лепке
Пошаговое объяснение этапов лепки угощений
Воспитатель делит детей на две подгруппы. Одна подгруппа называется «Пекари», другая – «Кондитеры». Пекари лепят крендельки и плетёнки из солёного теста. Кондитеры лепят пирожные, торты из пластилина.
Этапы работы для пекарей:
- Воспитатель заранее замешивает солёное тесто. В тесто можно добавить натуральные красители или гуашь светло-коричневого цвета, чтобы детская выпечка выглядела как настоящая.
Тесто необходимо как следует размять - Берём небольшой кусочек теста и скатываем шарик. Нужно скатать шарик из теста
- Раскатываем на рабочей поверхности колбаску.
Из шарика теста формируется цилиндр - Берём два свободных конца и заворачиваем их внутрь, перекрещиваем. Можно палочкой украсить готовое изделие.
Готовое изделие выглядит как настоящий крендель
Алгоритм лепки плетёнки отличается от изготовления кренделей последним этапом. Отделяют три одинаковых кусочка теста, раскатывают три одинаковые колбаски, затем кладут колбаски в ряд на доску, соединив (защипнув) их верхние концы, а затем заплетают в косичку. Если плетение косички окажется слишком сложным для детей, то вместо трёх колбасок они могут взять две.
Лепим плетёнку из трёх частей теста
Этапы работы для кондитеров:
- Отделить небольшой кусочек пластилина, скатать шар.
Катаем шарики из пластилина - Прижать его ладонью на доске, чтобы получился плоский диск. Это будет корж для пирожного или торта.
Лепим лепёшки из пластилина - Из кусочков пластилина сформировать валики для украшения.
Делаем валики для украшения - Соединяем всё в готовое изделие.
Соединять детали можно по-разному
Советы педагогу по организации занятий лепкой в средней группе
Обучая лепке детей среднего дошкольного возраста, воспитатель продолжает активно вести работу по развитию художественных умений и навыков, основы которых были заложены в младших группах.
Малыши 4–5 лет учатся не только создавать, но и украшать свои работы различными узорами, выполненными стекой с осознание элементарной ритмичной композиции (например, сначала дети наносят их на край изделия, а потом в середину).
Детские лепные изделия, украшенные простым орнаментом, приобретают выразительность, а дошкольники проявляют большую самостоятельность и фантазию, чем прежде. В ходе дальнейшего обучения дети творчески начинают подходить к вопросу декора. Они могут самостоятельно, на основании просмотренных иллюстраций и слайдов, выбрать узор для посуды, одежды, корзин для грибов и ягод, кулинарных изделий, причём увлекаются не только воспроизведением формы.
Шаг за шагом в детях просыпается желание привнести художественные нотки в плоды своего труда. Ориентируясь на работы настоящих мастеров и умельцев, дошкольники стремятся сделать из своей работы произведение искусства, которое было бы эстетично и привлекательно.
Растим скульпторов
Каждое занятие лепкой — увлекательное путешествие в мир формы и пластики. Задача педагога состоит в том, чтобы вдохновлять ребят на создание собственных скульптурных форм из материалов, которые благодаря их усилиям и фантазии превращаются в животных, грибы, ягоды, украшения, посуду и так далее. Когда ребёнок лепит или рисует, он раскрепощается, самовыражается, совершает удивительное путешествие в мир цвета и композиции. Созданию работы должны предшествовать позитивные и радостные эмоции, способствующие целостному восприятию художественного образа. Кроме того, лепка развивает глазомер, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Во время занятий лепкой ребёнок поглощен творчеством
Материалы для лепки
В средней возрастной группе в качестве материала можно использовать пластилин, глину или солёное тесто, у которого есть ряд преимуществ для комфортной работы. Тесто не липнет к рукам, легко лепится, имеет эластичную структуру. В него можно добавить гуашь или натуральные красители (фруктовые или овощные соки) — оно станет разноцветным, что вызовет ещё больший эмоциональный отклик у детей и повысит интерес к изобразительной деятельности.
Виды и способы лепки
Лепка на тему «Угощение для куклы» предполагает комбинирование двух разновидностей: лепку на плоскости и объёмную (детали для декорирования).
Для изготовления тортов и пирожных целесообразно использовать сочетание скульптурного способа (основные части изображаемого предмета) и присоединение отдельно вылепленных составляющих. Скульптурный способ предполагает лепку предметов из целого куска материала (глины, пластилина, солёного теста) с применением разных приёмов. В данной теме будут актуальны приёмы придавливания и раскатывания.
Маленькие мастера с удовольствием приготовят угощение любимым куклам
Вариантами угощений для куклы могут быть пирожные, торты, печения, пряники, а также интересной идеей станет игра в пекарей и лепка булочек, баранок, крендельков, плетёнок. Педагог имеет возможность познакомить детей с разновидностями хлебобулочных и кондитерских изделий, рассмотреть их формы, характерные элементы декорирования. Воспитатель может также использовать разные материалы для лепки на одном занятии: например, солёное тесто и пластилин, организуя занятия в виде игры «Пекарь и кондитер».
Лепим посуду для кукольного уголка и зовём друзей в гости
Занятие на тему «Посуда для куклы» (лепка кружки) проводится ещё во второй младшей группе. Дети лепят кружку из круглой заготовки, вдавливая пластилин внутрь, чтобы получилась впадина, куда наливают чай, а ручку делают путём защипывания материала пальцами. Украшают чашку стекой или палочкой, нанося узор из штрихов или точек.
В средней группе лепка посуды усложняется, как и изготовление сладостей, но проводить это занятие лучше после темы «Угощение». Тема «Посуда для кукол» включает в себя лепку чашки с блюдцем. Дети пользуются уже знакомыми способами лепки, а также придумывают свои способы как в процессе создания основной формы, так и в процессе её украшения. Дети обладают навыком передачи правильного предметного соотношения и умеют заглаживать поверхность предмета.
Тема «Угощение для друзей» предполагает приглашение в гости зайчиков, ёжиков и угощение их морковкой, яблоками, то есть лепку предметов более простой формы.
Композиционные решения длялепки по теме «Угощение для кукол» в средней группе
Обучение детей составлению композиций является важным компонентом на занятиях по изобразительной деятельности, так как развивает художественный вкус, чувство эстетики, воображение, расширяет представление об окружающем мире.
Вариантов индивидуальной и коллективной композиции по теме «Угощение» много. Всё зависит от сюжета занятия: день рождения, приход гостей, игра в пекарей, кондитерский магазин и многое другое.
Педагогическая смекалка и уровень подготовки детей подскажет воспитателю, как лучше организовать подачу композиционного решения. Если предполагается коллективная композиция, то можно подготовить большой поднос, блюдо, на которые дети сложат свои угощения. Можно сервировать стол в кукольном уголке, рассадить гостей, именинницу и каждому гостю на тарелку или блюдце положить несколько пирожных или других угощений, которые сделали дети.
Работу каждого ребёнка можно расположить на отдельной тарелке
Если композиция индивидуальная, то воспитатель может из бумаги или картона вырезать красивые салфетки или блюдца, на которые каждый ребёнок положит своё угощение. Заготовки салфеток или блюдец можно сделать вместе с детьми во время совместной деятельности или на занятии по аппликации, сохраняя таким образом преемственность тем занятий. Салфетки или блюдца можно украсить по замыслу детей: горошком, цветочками, полосками. Одновременно воспитываются культурно-гигиенические навыки приёма пищи и правила сервировки стола.
Игровая мотивация
В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация.
Используемая для мотивации игрушка должна быть яркой и привлекательной
В качестве мотивирующего начала можно использовать сценки, когда в гости приходят любимые игрушки (кукла Маша и её гости), включив отгадывание загадок или чтение стихов про сладости. Далее следует побеседовать с детьми о кондитерских и хлебобулочных изделиях (если дети их будут лепить). Обсудить их форму, цвета, варианты украшения. Можно побеседовать о том из чего делают сладости, печенье, баранки и т. д. Потом воспитатель показывает картинки или слайды с изображением разных сладостей.
Дети должны знать, откуда берётся хлеб
Конспект открытого занятия по лепке «Угощение для кукол»
Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.
2.3
Овопросах здоровья дошкольников
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья ребёнка в значительной степени зависит от смысла, вложенного в понятие «взаимодействие». В современных условиях образования взаимодействие в вопросах здоровья следует рассматривать как триединство субъектов «педагоги — дети — родители». На взгляд В.А. Шишкиной, профессора кафедры педагогики и методик дошкольного образования УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», особого внимания заслуживают следующие тезисы:
§ Семья — основной институт воспитания здорового ребёнка, детский сад — основной источник информации о средствах здоровья ребёнка.
§ Основные направления взаимодействия должны органично вписываться в систему оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
§ Подниматься к здоровью необходимо во взаимодействии: «взрослые и дети — к здоровью вместе».
Почему детский сад — основной источник информации о средствах здоровья ребёнка?
Оздоровительная система работы в дошкольном учреждении представляет собой определённый эталон здорового образа жизни, демонстрируемый семье как наиболее оптимальный для воспитания здорового ребёнка; педагог дошкольного учреждения является транслятором культуры здорового поведения, рассматривается как компетентный специалист в области оздоровительного воспитания. Родители ежедневно получают от педагога информацию о психофизическом состоянии ребёнка в течение дня в детском саду. Зная семью, педагоги предлагают родителям нужную информацию, которая поможет им осознавать проблемы здоровья ребёнка и искать пути решения. При этом и педагог, должен знать какова компетентность родителей в вопросах здоровья ребёнка; условия ЗОЖ ребёнка в семье; проблемы здорового поведения родителей.
Сегодня взаимодействие семьи и детского сада в вопросах здоровья ребёнка часто характеризуется взаимными упрёками: родители обвиняют в нездоровье ребёнка детский сад, педагоги — родителей. Между тем, в дошкольном учреждении проводится много всевозможных мероприятий, в том числе нужных и эффективных, однако работа с родителями рассматривается как дополнение к основной, так как сотрудничество с семьёй не является чёткой системой, которая бы органично включалась в общую систему образовательного процесса.[15]
Сотрудники детского сада №2 г. Могилева осуществляют взаимодействие с родителями следующим образом. На общих и групповых собраниях проводятся консультации для родителей касающиеся здоровья детей «ОКИ — наши злейшие враги», « Режим дня — основа здоровья детей», «Предупреждение детского бытового травматизма», «Причины возникновения ОРЗ», «Все начинается с зубной щетки» и др. На стендах вывешиваются памятки и советы «Профилактике нарушения осанки, плоскостопия», «Профилактика детского травматизма», «Игры которые лечат», «10 заповедей здоровья» и др. Проводятся совместные праздники «День здоровья», «Веселые старты».
Итак, взаимодействие в вопросах здоровья осуществляется в разных вариантах: просвещение родителей, обмен мнениями на родительских собраниях и др.
Заключение
Проблема сотрудничества воспитателей и родителей в настоящее время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.
Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, заведующей и старшего педагога.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Родители проявляют активность и высокую гражданскую ответственность, если отношения с педагогами строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации — залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.
Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.
В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем сказать что наша гипотеза подтвердилась. Тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения действительно способствует воспитания разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.
Литература
1. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
2. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.
3. Детский сад и семья / Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.М.Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. — 4-е изд.: — М.: Издательский , 2002.
5. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. С. Лобанок. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — 2-е изд., испр-е и доп. — М.:Азь,1994.
7. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования: Моногр. — Мн.: БГПУ, 2005. _ 231 с.
8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.6 Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.
10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г — Кн.2: Процесс воспитания — 256с.
11. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Минск «Университетское» 2000г.
12. Адукацыя i выхаванне, №2, 2001// Детский сад и семья: сотрудничество и взаимодействие М.М. Ярмолинская, А.А. Петрикевич.
13. Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад.
14. Пачатковае навучанне, №6, 2001// Взаимодействие детского сада и семьи В.И. Ермак.
15. Пралеска, №2, 2008// Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Материалы «круглого стола», состоявшегося 21 декабря 2007г.
(В.А. Шишкина: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей как первостепенная задача педагогов и родителей.).
16. Ребенок в детском саду, №2, 2005// Мир общения ребенка Л.А. Пенькова, Т.И. Самофалова, Г.М. Каратаева.
Приложение1
План взаимодействия с родителями на 2008 — 2009 уч. Г в группе «Почемучки» 3-4 год жизни
месяц | Форма, тема. | ответственные |
С | 1. Консультация «ОКИ — наши | Ст. м/с. |
Е | злейшие враги». | |
Н | 2. Консультация « Режим дня — основа | Ст. м/с. |
Т | здоровья детей» | |
Я | 3. Консультация « Предупреждение | Воспитатели |
Б | детского бытового травматизма» | |
Р | 4. Групповое родительское собрание « | Муз. Рук. |
Ь | «Ознакомление родителей с планом | |
совместной работы по муз. | ||
воспитанию на новый уч. год». | ||
5. Экспрессинформация «Информация | Физрук. | |
о проведении диагностики» | ||
О | 1. Групповое родительское собрание | Воспитатели |
К | «Задачи воспитания и обучения» | |
Т | 2. Консультация « Причины | Ст. м/с. |
Я | возникновения ОРЗ» | |
Б | 3. Консультация « Все начинается с | Ст. м/с. |
Р | зубной щетки». | |
Ь | 4. Консультация « Индивидуальный | Воспитатели |
подход к ребенку» | ||
6. Рекомендации « Домашнее задание» | Физрук. | |
Н | 1.Консультация « Нетрадиционные | Ст. м/с. |
О | методы борьбы с простудными | |
Я | заболеваниями» | Диетсестра |
Б | 2. Консультация « Как не надо кормить | |
Р | ребенка?» | Ст. м/с. |
Б | 3.Консультация « Почему ребенок | Муз. рук. |
болеет?» | ||
4.Консультация « Влияние музыки на | Муз. рук | |
психику ребенка». | ||
5.День здоровья «Мама, папа, я — | Воспитатели | |
спортивная семья». | Воспитатели | |
6. Консультация « Телевидение и ребенок» | Воспитатели. | |
7.Консультация « Если ваш ребенок | Физрук. | |
леворукий» | ||
8.Советы « Взял я в руки карандаш!». | Воспитатели. | |
9. Развлечение « День здоровья | Воспитатели. | |
совместно с родителями». | ||
Д | 1.Памятка по профилактике нарушения | Ст. м/с |
Е | осанки, плоскостопия. | |
К | 2.Памятка «Профилактика детского | Ст. м/с |
А | травматизма» | |
Б | 3. Памятка «Игры которые лечат» | Ст. м/с |
Р | 4.Педагогическое сотрудничество «Как | |
Ь | привлечь родителей к изготовлению | Муз. Рук. |
костюмов, участию в новогоднем | ||
Представлении.» | Воспитатели | |
5.Оформление газеты посвященной | ||
новогоднему празднику. | Воспитатели | |
б.Анкетирование « Патриотическое | ||
воспитание детей» | физрук | |
7.Советы «10 заповедей здоровья». | ||
Я | 1.Выставка литературы по теме «Игра» | Воспитатели |
Н | 2.Консультации на тему игры и игрушек. | Воспитатели |
В | 3.Консультация « Детские инфекции и их | Врач |
А | профилактика» | |
Р | 4.Методич. рекомендации « Памятка | Муз. рук. |
Ь | родителям по вопросам музыкального | |
воспитания в семье» | ||
5.Советы « Как научить ребенка | Воспитатели | |
аккуратности». | ||
6.Консультация «Утренняя гимнастика | Физрук. | |
дома». | ||
Ф | 1.Оформление семейных газет | Воспитатели |
Е | посвященных дню защитника | |
В | Отечества» | Воспитатели |
Р | 2.Анкетирование «Хорошие ли вы | Муз. Рук. |
А | родители?» | |
Л | З.Муз. спорт. Праздник «Праздник | Диетсестра |
Ь | воинов отважных» | Физрук. |
4.Консультация « Питание и здоровье» | ||
5.Совместный праздник посвященный Дню защитника Отечества. | ||
м А Р Т | 1.Консультация « Роль витаминов в правильном развитии ребенка» 2.Консультация «Все дети от природы музыкальны». 3.Оформление газет «Мы мамины помощники». 4.Консультация «Воспитание в неполной семье» 5.Консультация «Как нужно выбрать нужный вид спорта?» 6.Совместный праздник «Мамин день» посвященный 8 марта. | Ст. м/с. Муз.рук. Воспитатели Воспитатели Физрук. Воспитатели |
А П Р Е Л Ь | 1. Анкетирование « наказывать или нет?» 2. День здоровья « веселые старты» 3. Консультация « воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни» 4. Рекомендации «дыхательные упражнения дома». | Воспитатели Муз. Рук. Врач Физрук. |
М А Й | 1. Итоговое групповое собрание « Вот и стали мы на год взрослее». 3. Досуг для детей и родителей «Семь «я» в одном доме». 4. Совместное развлечение посвященное дню семьи. 5. Информация «О проведении диагностики». | Заведующая Воспитатели Муз. Рук. Физрук. Физрук. |
Приложение
2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить анкету, посвященную теме наказаний. Возможно, Вы не раз стояли перед проблемой — наказывать или не наказывать своего ребенка. Как Вы выходили из этой ситуации?
Анкета анонимна. Надеемся, что Ваши искренние ответы помогут
нам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком.
1.Наказания происходят потому, что________________________
2. Мне приходиться наказывать ребенка, когда _____________________
3. Какие наказание применяли по отношению к Вам родители в детстве:
а) пощечина; б) ремень; в) шлепок; г) щипали; д.) царапали; е.) били
кулаком; ж) лишали, еды; з) сажали в темное место; и) ставили в угол;
к) ставили на колени на крупу; л) не разговаривали; м) лишали удовольствий; н)другие______________________________________________________
4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению
к ребенку?____________________________________________________
5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к своему ребенку?_______________________________________________________
Кто, с Вашей точки зрения, был наиболее агрессивен в семье Ваших родителей?______________________________________________
В Вашей семье?
_________________________________________________
8. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?______________________________________________________
9. Повысить на него голос? ______________________________________
10. За что и в какой ситуации Вы можете ударить ребенка?______________________________________________________
Что раздражает Вас в Вашем ребенке?_________________________
В жене (муже)?______
В родителях?______________________________________________
В себе самом?_____________________________________________
15, Пол родителя, заполнявшего анкету______________________________
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
КАКОЙ Я РОДИТЕЛЬ?
1.
Нравится ли Вам Ваш малыш?
2.
Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3.
Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит?
4.
Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5.
Поправляете ли Вы речь ребенка?
6.
Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7.
Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?
8.
Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9.
Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10.
Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
11.
Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
12.
Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?
13.
Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
14.
Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
15.
Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и ребенком?
16.
Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде чем он раскроет рот: а) у зубного врача; б)в магазине?
17.
Смотайте ли Вы телевизор с ребенком?
18.
Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного им по телевизору?
19.
Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
20.
Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21.
Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки по округе?
22.
Собираетесь ли Вы сводить ребенка в Макдональдс, зоопарк или музей?
Ключ к тесту:
Ответ «почти всегда» — 4 балла, «иногда — 2 балла», «никогда» — 0 баллов.
Если Вы набрали от 44 до 88 баллов — здорово; от 22 до 44 баллов — неплохо; меньше 22 баллов — стоит задуматься.
Можете ли Вы что-нибудь изменить, чтобы повысить свой рейтинг?
Приложение3
Консультация
«Давать ли ребенку карманные деньги»
Давать деньги можно, если…
ь Он понимает проблемы родителей, понимает, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. Рассказывайте побольше о своей работе и ребенок уже в первом классе будет проявлять такое понимание.
ь Он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель. Будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным.
ь Он умеет ходить в магазин. То есть прежде чем более-менее регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу, не забывать сдачу в магазине.
Ребенок не дорос до карманных денег, если…
ь Он слабо представляет, где работают родители и как им достаются деньги. Такая наивность бывает не только у детей обеспеченных родителей, не знающих счета деньгам, но и у детей, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы ребенок этого не заметил.
ь Он не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, он отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку.
ь Он неуправляемый. Если ребенок плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу. Он может уверовать, что деньги даются просто так, а не за какие-то заслуги.
Советы родителям:
ь Не стоит давать ребенку карманные деньги раньше, чем он начнет ходить в школу.
ь Если вы решили, что ваш ребенок имеет право на карманные расходы, постарайтесь, чтобы это не было уступкой его шантажу. Иначе подрастающий шантажист решит, что достаточно «поднажать на предков» — и все получишь.
Конечно, сумма, которую вы дадите ребенку, зависит от достатка семьи. И все же не забывайте, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много.
Переходя на денежные отношения, увеличьте обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым распоряжаться некоторой суммой по своему усмотрению, значит, он вполне дорос и до каких-то домашних дел.
Если же вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните ему почему вы против карманных денег и как их можно заслужить. Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Иначе очень скоро ребенок за «просто так» не захочет ни учить историю, ни мыть посуду. Скорее надо поощрять его хорошее поведение, старательность, желание помогать. Поэтому вполне можно «наказывать рублем» грубияна. Он должен понимать, что если он обидел родителей, подрался в школе, то не заслуживает материального поощрения. Все-таки выдавая ребенку какую-то сумму, вы должны приучать его, что деньги надо зарабатывать.