Памятка «Как делать работу над ошибками»
Как работать
надошибками
Памятка для ученика 5 класса
Прочитай слово, определи тип ошибки.
Прочти, как правильно над ней поработать.
Не допускай появления этих ошибок в своей работе!
1.
Большаябуквавначалепредложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай
так:Выпалпушистыйснег.Детирады.
2.
Пропускбуквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай
так:звонок,ученик.
3.
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай
так:у\чи\тель— 3 сл.
Запомни!
Скольковсловегласных,столькоислогов.
4.
Переносслова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай
так:оси—на.
Запомни!
Припереносеоднубуквунельзяоставлятьнастрокеинельзяпереноситьнановуюстроку.
5.
Мягкийзнакь,обозначающиймягкостьсогласных.
Подчеркни мягкий знак
ь
и согласную перед ним. Запиши еще 2
слова с этой орфограммой.
Например:
ель,тень,пень,коньки,мальчик,пальто.
6.
Гласныепослешипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:малыши,карандаши,ежи,роща,туча.
7.
Сочетаниячк}чн,нщ,щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например:
дочка,речка,мощный.
8.
Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например:
алфавит,азбука,портфель.
9.
Безударнаягласнаявкорне,проверяемаяударением(а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную, Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай
так:сады–сад,
волна
— волны
червивый
—червь.
10.
Безударнаягласнаявкорне,непроверяемаяударением.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например:
ягода,ягода,ягодка,ягодный.
11.
Парныезвонкиеиглухиесогласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай
так:морозы—мороз,ягода—ягодка
Запомни!
Согласныенаконцеивсерединесловпишутсятакже,какипередгласными.
12.
Большаябуквавименисобственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например:
Илья,Петров,Мурка,Волга,Саратов.
Запомни!
Имена,отчестваифамилиилюдей,названиярек,городов,морей,кличкиживотныхпишутсясбольшойбуквы.
13.
Разделительныймягкийзнакь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь
и гласную букву.
Например: ‘вьюга, лисья, ‘соловьи.
Запомни!
Разделительныймягкийзнакпишетсяпослесогласныхпередгласнымибуквамие,ё,и,ю,я.
14.
Двойныесогласныевслове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай
так:группа,груп—па,групповой,подгруппа.
15.
Знакипрепинаниявконцепредложения(.?!).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например:
СлаванашейРодине!Славатруду!
16.
Разборпредложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай
так:Седыетуманыплывуткоблакам. (Пов.,невоскл.,прост.,распр.)
Туманы
(какие?)седые,плывут(куда?кчему?)коблакам.
17.
Составслова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.
Н
а
апример:Поездк, заезд, переезд, подъезд.
18.
Правописаниенепроизносимыхсогласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай
так:звезда,звёздочка,звёздный.
честь
—честный.
19.
Гласныеисогласныевприставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например:
Налетели, ‘побежали,потянули,
отнёс, отбежал,
отлетел.
20.
Правописаниеприставкисословом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например:
заехал,уехал,переехал.
Запомни!
Приставка—эточастьслова.Онапишетсяслитносословом.
21.
Правописаниепредлогасословом
(орфограмма—пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай
так:к_берегу;к(какому?)берегу,к(крутому)берегу.
Запомни!
Предлог—этоотдельноеслово.Несмешивайприставкуспредлогом.Углаголовнетпредлогов.
Например:
Лодкаотплылаот__берега.
22.
Разделительныйтвердыйзнакъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например:
Съезд,объявление, объем.
Запомни!
Разделительныйтвердыйзнакьпишетсятолькопослеприставок,которыеоканчиваютсянасогласную,передгласнымибуквамие,ё,ю,я.
23.
Мягкийзнакьнаконцесуществительныхпослешипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например:
Луч(м.р.),шалаш,товарищ.
Ночь
(ж.р.),мощь,тишь.
24.
Соединительныегласныевсложныхсловах(о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.
Делай
так:водовоз,самолет.
25.Не
сглаголом(орфограмма—пробел).
Выпиши глагол с не.
Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. Глаг.
Например: не_пришёл,
не_выучил,не_знал.
26.
Однородныечленыпредложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например:
Сильныйветерсорваллистьясдеревьев,разметалихподороге
.
,.
Сильный
ветерсорваллистьясдеревьевиразметалихподороге.
и
.
27.
Правописаниебезударныхпадежныхокончанийименсуществительных.
В
е
ыпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
е
Делайтак:наопушк(наземл, 1скл., П.п),
и
у
и
речки(уземл , 1скл., Р.п.).
28.
Правописаниебезударныхпадежныхокончанийименприлагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
ему
Д
ому
елайтак:клесу(как?}дальн
—
м.р.,ед.ч.,Д.п.).
29.
Предлогсместоимением(орфограмма—пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например:
унас,комне,стобой.
Запомни!
Предлогисместоимениями(какисименамисуществительными)пишутсяотдельно.
30.
Мягкийзнакьнаконцеглаголов2-голицаединственногочисланастоящеговремени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Например:
пишешь,решаешь,читаешь(наст.вр., 2-е лицо,ед.ч.}.
Запомни!
Наконцеглаголов2-голицаединственногочислапишетсямягкийзнакь.
31.
Правописаниебезударныхличныхокончанийглаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед —ть.
Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
ет
Д
ит
елайтак:пиш—писать,глаг., 1спр., (-е, —ут, —ют)
Став
—ставить,глаг., 2спр., (-и, —ат, —ят).
32.
Сложноепредложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например:
Дремлютрыбыподводой,почиваетсомседой.
= __ , = __ .
33.
Предложениеспрямойречью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например:
Князьпечальноотвечает:„Грусть—тоскаменясъедает«.
А: «П.»
«А
тыкембудешьнакарнавале?»
—
спросилМишка.
„П?» — а.
34.
Мягкийзнаквнеопределеннойформеглагола
(-ться, —чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например:
пытаться(н.ф.,чтоделать?),беречь(н, ф.,чтоделать?)
6