Хохлома: технология изготовления
Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:
- Получение «белья» — белых неокрашенных изделий. Мастер из заготовленных деревянных брусков формирует будущие ложки, чайные чашки, шкатулки и сувениры, снимая токарным станком стружки с древесины. Затем готовое изделие сушат при температуре 22-28° С, в течение 3-20 дней.
- Шпаклевка «вапой» — неокрашенные вещи обмазывают несколько раз после обсушки специальной очищенной глиной, и оставляют на 7-8 часов.
- Грунтовка – 3-4 раза олифят (покрывают слоями вываренного льняного масла). Олифой вручную пропитывают изделия, втирая ее специальными кожаными тампонами. После очередной пропитки сушат в специальном шкафу при температуре 40-50° С. Затем, после охлаждения, слегка шлифуют.
- «Лужение» — придание изделию серебристого или золотистого фона. Для серебряного цвета – в поверхность кожаными овчинными тампонами вручную втирают алюминиевый порошок. Для золотого – наносится перетертое олово. Затем покрывают специальными смесями и несколько раз обжигают в печи до получения солнечно-золотого цвета. После чего изделие попадает в руки мастеров-художников декоративно-прикладного искусства.
Началочка
Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители!
Сегодня поделюсь с Вами отрывками из энциклопедии Наины Величко «Русская роспись». Автор книги — художник и пишет она о Хохломе не по наслышке, а как народный умелец и знаток невероятно прекрасной русской росписи.
Эти выдержки из энциклопедии могут Вам очень пригодиться при подготовке к урокам рисования по теме «Русская роспись. Хохлома.» Возможно Вы узнаете что-то новое об этой уникальной росписи и донесёте до учеников правдивую информацию о Хохломской росписи.
А заботливые родители, наверняка обратят внимание на большую пользу для развития ребенка кистевой росписи.
Кому не знакомо яркое, нарядное искусство Хохломы! Ложки и миски, солонки и чаши, карандашницы и стульчики — что-нибудь обязательно найдется в каждом доме. Искусству Хохломы уже 300 лет, а оно, как и раньше, остается самым известным, доступным и любимым народным промыслом России.
Родилась Хохломская роспись в середине 18 века в крестьянском быту заволжских деревень Семино, Новопокровское, Хрящи, Кулигино, а к концу 19 века им занимались уже почти что в 150 окрестных деревнях. Историки рассказывают, что первыми поселенцами заволжских лесов стали «утеклецы» — гонимые за старую веру раскольники. Среди них были иконописцы, применившие технику золочения и травного письма в росписи утвари.
Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда их окрестных деревень свозили на продажу расписную посуду. Местные жители говорят по-волжски — Хохлома, делая ударение на первый слог.
В настоящее время хохломские изделия производятся более чем на тридцати предприятиях России, что говорит о беспредельных возможностях искусства Хохломы. Но подлинных хохломских в селе Сёмино и «Хохломская роспись» в Семёнове.
Хохлома является виртуозной каллиграфической росписью, которая наилучшим образом развивает культуру движения и учит кон — так выводятся не только элементы кистевой росписи, например, знаменитые хохломские травные кустики, но и лучшие образцы китайской и арабской каллиграфий.
Если вы не специалист, то даже не представляете, как многому могут научить хохломские завитки. И это не просто пафосные слова, а конкретный, многолетний опыт. Умение владеть пространством расписываемой поверхности проецируется и на межличностные отношения, владение ситуацией, повышает собственный статус и, что немаловажно, — приучает к красоте движения. Эту же задачу решают и занятия спортом, танцами, но они по каким-либо причинам доступны не всем.
Мне очень жаль, что огромный потенциал народных кистевых росписей не используется на уроках рисования в школе. Благодаря им можно было бы развивать в детях умение концентрироваться, быть терпеливыми, но настойчивыми в достижении результата, почувствовать свой ритм. Ведь тот, кто найдет свой ритм, обретет в жизни дополнительную силу и устойчивость.
На фабрике «Хохломская роспись» в городе Семёнове висит плакат со словами Д. Дидро: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, — превзошла бы все другие страны».
Наина Величко — автор энциклопедии «Русская роспись»
Если Вам понравилась статья, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями.
Похожие новости на эту тему:
- Русские буквы (азбука) в стиле «Хохлома». Технология хохломской росписи.
- Хохлома — фоновое письмо