Тема урока: «Грибы в биосфере и жизни человека». 5 класс, (ФГОС ООО, учебник Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. О тех, кто растёт, но. — презентация


Урок Грибы 5 класс

— Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тыс. видов, занимается наука — микология («микос» — гриб, «логос» — наука), возникшая в конце XIX века, основателем которой был русский ученый Ф.М. Каменский.

Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.

-Как вы думаете, почему они получили такое название?

-Давайте познакомимся со строением шляпочных грибов в ходе лабораторной работы «Строение шляпочных грибов».

(Раздает муляжи грибов.)

— Рассмотрите муляжи грибов и назовите основные части гриба (ответы детей).

(Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов, обобщает ответы учащихся.)

— Гриб состоит из ножки, шляпки, они образуют плодовое тело, которое состоит из мицелия. Основная же часть гриба – это грибница. Она находится под землей и занимает большие территории. Иногда по нескольку сотен гектар! Симбиоз грибницы с корнями деревьев называется микориза. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

Обратите внимание, что находится под шляпкой гриба (трубочки и пластинки). Шляпочные грибы делятся на трубчатые (подосиновики, маслята, белый гриб) и пластинчатые (груздь, опенок, рыжик). В трубочках и на пластинках находятся споры, с помощью которых грибы размножаются.

-Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.

Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов.

-Скажите, чем отличается лисичка от мухомора? (съедобная и ядовитый).

-На слайде из перечня выпишите в один столбик съедобные, во второй — ядовитые грибы.

По итогам самопроверки делаем вывод, что необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

-А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.

1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.

2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.

3. Незнакомый гриб лучше не брать!

4. Плодовое тело срезать ножом или аккуратно выкручивать, чтобы не повредить грибницу.

5. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.

Я приготовила вам памятки о первой помощи при отравлении грибами. (раздаю каждому ученику).

-Заслушиваем сообщение роли грибов в природе и для человека и сделаем вывод, что мы нового узнали о грибах.

Итак, мир грибов обширен и многолик. Но не все грибы имеют шляпку и ножку.

К царству грибов относятся грибы, живущие на деревьях – трутовики. Но есть еще одна группа грибов, которые можно рассмотреть только под микроскопом – это микроскопические грибы. Люди часто и не подозревают об их существовании. Они имеют вид пленок, корочек, рыхлого и порошкообразного налета испортившихся пищевых продуктов, прелых листьев, на гнилой древесине. Их называют плесенью. Есть еще один вид микроскопических грибов, без которых человек не может испечь хлеб, приготовить вино, квас – дрожжи. Дрожжи умеют превращать сахар в спирт и углекислый газ. Они не образуют грибницы. В отличие от других, они растут в виде одиночных клеток.

Конспект урока «Царство грибов» 5 класс ФГОС

Методическая разработка урока Тема: «Царство грибов» Для 5 класса Подготовила: Башмакова Лариса Вячеславовна, учитель биологии ЧОУ СОШ №1 ст. Новотитаровская 2020 Технологическая карта урока Тема урока: Царство грибов Класс: 5 Учитель: биологии Башмакова Л.В. Тип урока: «открытие» новых знаний Цели по содержанию: обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов. развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу. воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности. Планируемые результаты учебного занятия : Предметные : знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения : симбиоз, микориза, споры Уметь – отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения Метапредметные : Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресурсы : учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку , видеосюжет о грибах, коллекция грибов, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов, живой объект – гриб мукор Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие , проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа презентации о грибах (плесени, дрожжах, шляпочных грибах) с интересными фактами.

Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство?

Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Предлагает спланировать работу на уроке.

Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

В учебнике на стр. изучите материал о царстве грибов, изучите схемы, иллюстрации в учебнике.

Организует работу учащихся с микроскопом, раздаёт живой объект (плесень).

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает с приготовлением микропрепарата..

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике.

Готовят микропрепарат плесневого гриба и рассматривают его в микроскоп.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Ответьте на вопросы в конце параграфа.

На компьютере в папке «Грибы» в документе «Классификация царства грибов» предлагает учащимся изучить материал, для заполнения таблицы в рабочей тетради на стр.

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

Базовый уровень:

Тест по теме “Царство Грибы”

1. Грибы – широко распространены в почве… (воде,живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических,резиновых изделий).

2. У грибов запасным питательным веществом является… (гликоген), а у растений… (крахмал).

3. Наука, изучающая грибы называется… (микология).

4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются… (гифами), а в сумме эти нити составляют… (мицеллий) гриба, или его грибницу.

5. Дрожжевой гриб размножается путем… (почкования).

6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат… (хлорофилла).

7. Пеницилл используют в медицине для получения… (пенициллина).

8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из… и… (шляпки и пенька).

9. Грибы размножаются тремя способами… (вегетативным,бесполым, половым).

10. По способу питания грибы можно разделить на две группы… (сапрофиты и паразиты).

11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха… (влага, тепло).

12. Взаимовыгодная связь двух организмов:гриба и дерева называют… (симбиоз).

13. В борьбе с паразитическими грибами используют… (ядохимикаты).

14. Грибы применяют…

Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки

Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение).

этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового (приложение 1 или 3 ) и повышенного (приложение 2 ) уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

Параграф , выучить термины из словаря юного миколога.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию:

1.Раздаёт учащимся лист самооценки (приложение 5 ) для заполнения

2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3

Приложение 4 .

Словарь юного миколога

1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.

2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл,плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.

3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.

4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.

5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки.

6. Дрожжи – микроскопические грибы,размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.

7. Микология – наука, изучающая грибы.

8. Микориза – иначе грибокорень.

9. Мицелий – иначе грибница.

10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.

11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов.

12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.

13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.

14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.

15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.

17. Спора – специализированная клетка,используется грибами для размножения.

18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей

19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние.

20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.

.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: