Эстафеты с ведением и передачей мяча. Материал по физкультуре на тему: Игры и эстафеты (баскетбол)


Приемы борьбы за мяч

Борьба за овладение мячом является одной из главных задач игрока в защите.

Полноценный игрок в защите руководствуется принципом «лучшей защитой является нападение».

К сожалению, у нас имеются еще немало игроков и целых команд, которые ограничиваются только охраной корзины и не принимают никаких активных мер для овладения мячом, терпеливо выжидая ошибки противника. Такая игра в защите заслуживает резкого осуждения.

Одной из причин пассивной игры в защите некоторых игроков и команд является то, что большинство тренеров мало уделяет внимания приемам борьбы за мяч и совершенно не заботится об их совершенствовании. В результате многие игроки не овладевают этими приемами и, естественно, не применяют их в игре.

Среди ведущих игроков и команд имеется немало настоящих мастеров — «охотников за мячом». Примером может служить игрок сборной команды СССР К. Петкявичус (Ленинград), который применяет в игре все приемы борьбы за мяч.

Для того чтобы игрок в совершенстве изучил эти приемы, необходимо систематически их совершенствовать в учебно-тренировочном процессе.

Основными приемами в борьбе за овладение мячом являются: перехват, выбивание, вырывание и борьба за мяч после отскока от щита.

Перехват мяча. Перехват мяча является лучшим средством контратаки. Перехват мяча, как правило, застает противника врасплох, и тем самым создаются крайне благоприятные условия для перехода в нападение.

Перехват мяча чаще всего возможен, если нападающий неточно передает мяч, не выходит навстречу передаче при поперечных передачах, особенно повторных, а также во всех остальных благоприятных случаях игры.

Если перехват не удался, игрок должен немедленно остановиться и быстро возвратиться назад. Для перехвата мяча игрок должен занять выгодную позицию, приготовиться к быстрому рывку и правильно определить расстояние, темп предстоящей передачи.

Действия игрока должны быть неожиданными, быстрыми, опережающими действия нападающего (рис. 60). Неожиданность рывка зависит от умения замаскировать свои действия. Для этого игрок должен всем своим видом демонстрировать пассивность и безучастное отношение к предстоящей передаче мяча.

Постоянная угроза перехвата влияет на решительность действий противника.

Рис. 60. Перехват мяча

Выбивание мяча. Мяч выбивается из рук противника или во время ведения мяча, или броска в корзину. Выбить мяч из рук можно не только у зазевавшегося противника, но и у игрока, использовавшего ведение и задерживающего мяч в руках, или же у игрока, опустившего руки с мячом перед броском в корзину, и в ряде других случаев.

Для того чтобы выбить мяч, защитник дает противнику приблизиться или сам внезапно сближается с ним и быстрым движением руки, напоминающим движение кошачьей лапки, выбивает мяч из рук противника.

Учитывая, что руки, держащие мяч, образуют как бы чашу, выбивание мяча сверху вниз менее эффективно, чем снизу вверх, в связи с этим целесообразно выбивать мяч движением руки снизу вверх. Так как расстояние между ладонями, держащими мяч, крайне незначительно, выбивание мяча производится ребром ладони.

Во время ведения мяча выбивание целесообразно производить в тот момент, когда мяч делает путь после отскока от пола к руке. Для отбора мяча во время ведения применяется и другой прием. Защитник, уловив темп ведения мяча, накладывает руку на отскакивающий от пола мяч чуть раньше противника и тем самым уводит мяч из рук противника, продолжая вести его сам (рис. 61). Выбивание мяча в момент броска в корзину требует особенно тонкого расчета и высокого мастерства. Зачастую умело выбитый мяч спасает команду от верного попадания. По технике выполнения это напоминает действие волейболиста при блокировании, причем рука ложится сверху на мяч (рис. 62). Этот прием лучше, пожалуй, назвать накрыванием мяча. Накрывание мяча при бросках в корзину применяется также и в том случае, если защитник настигает атакующего игрока в тот момент, когда он начал уже движение броска в корзину. В этом случае у защитника остается единственное средство борьбы против начатого броска — это накрыть мяч. Для того чтобы не совершить грубой ошибки, защитник обязан, не снижая скорости своего передвижения, определить направление своего движения и положение мяча в руках противника. Защитник должен двигаться не на игрока, а несколько его обгоняя и накрыть мяч в тот момент, когда он выходит из рук противника. Защитник, неправильно определивший направление своего движения и положение мяча, совершит грубую персональную ошибку: столкнется с противником или ударит его по рукам.

Рис. 61. Отбор мяча при ведении

Рис. 62. Накрывание мяча при броске в корзину

Защитник, имеющий преимущество в росте, ведя борьбу за мяч под щитом, применяет следующий прием: он отступает к щиту, а затем в двух-трех шагах от щита пропускает мимо себя нападающего игрока, дает ему возможность начать бросок в корзину, а затем снимает или накрывает мяч в тот момент, когда он выходит из рук противника.

Вырывание мяча. Вырывание мяча требует тонкого расчета, быстрых, энергичных действий. Мяч следует захватить возможно глубже, после чего резко рвануть его к себе. Рывок должен быть коротким и энергичным. Для увеличения силы рывка вырывание целесообразно производить с поворотом туловища.

Если не удается вырвать мяч сразу, судья назначает спорный мяч. Назначение спорного мяча является частичной, победой защитника.

Вырывание мяча применяется в тех случаях, когда противник задерживает мяч в своих руках, когда противник приземляется после ловли мяча в прыжке, особенно при игре от щита, а также в тех случаях, когда противник ведет мяч.

В последнее время игроки успешно используют вырывание мяча у игроков, заканчивающих ведение. Защитник внимательно наблюдает за игроком, ведущим мяч, и, определив окончание ведения, быстрым движением захватывает мяч чуть раньше или одновременно с противником.

Игрок сборной команды СССР Л. Алексеева успешно применяет вырывание мяча после того, как игрок поймал мяч, стоя спиной к направлению движения и потеряв ориентировку в расположении защитника, делает поворот и пытается начать ведение или другое действие. Неожиданная встреча лицом к лицу с защитником дает преимущество защитнику для захвата мяча (рис. 63).

Рис. 63. Вырывание мяча

Борьба за мяч, отскочивший от щита, характерна как для защитных действий, так и для действий в нападении.

Для того чтобы избегнуть повторений, этот прием описан нами в главе «Нападение».

Игры и эстафеты (баскетбол) материал по физкультуре на тему

Игровые баскетбольные упражнения.

При обучении игровым видам спорта невозможно построить урок без игровых упражнений, подводящих к изучению основной игры. Они помогают отработать тот или иной навык, закрепить пройденный материал в игровой форме. Какие игровые упражнения лучше использовать на уроках баскетбола?

Бег за мячом.

Игроки выстраиваются в колонну по 3 или по 4 на линии штрафного броска. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м стоит капитан с мячом. По сигналу учителя он передает мяч первому игроку в колонне, который, поймав мяч, передает его обратно, бежит за ним и встает за спиной капитана. Тот ловит мяч и передает его второму игроку, который повторяет действия первого, и т.д. Игра заканчивается, когда вся команда выстроится за капитаном (см. рис. 1).

Рис. 1

Мяч в центр.

Вариант 1. Игроки выстраиваются в три круга. В середине каждого круга – капитан с мячом. По сигналу учителя он передает мяч игрокам по кругу по очереди в направлении по часовой стрелке, а они передают его ему обратно. Игра заканчивается, когда капитан получит мяч от последнего игрока. Выигрывает команда, закончившая игру первой.

Вариант 2. После того как все игроки получат мяч и передадут его капитану, один из них меняется с ним ролями. Выигрывает та команда, в которой все игроки раньше соперников успеют выполнить задание.

Передал – садись.

По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и принимает положение упор присев. Капитан ловит мяч, передает его второму игроку, и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше соперников (см. рис. 2).

Рис. 2

Салки с ведением мяча.

Вариант 1. Игроки берут мячи, расходятся по залу и начинают ведение мяча. Один из них назначается водящим, который старается осалить одного из игроков. Осаленный игрок после этого становится водящим.

Игру можно проводить в парах.

Вариант 2. Упражнение усложняется: водящий старается, не задев другого игрока, выбить у него мяч.

Эстафета с ведением мяча.

Игроки выстраиваются в колонну по 3. По сигналу первые номера начинают ведение мяча, обходя флажки, и, возвратившись назад, передают мяч следующим игрокам. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету (см. рис. 3).

Рис. 3

Эстафета с ведением и бросками мяча.

По сигналу первые номера ведут мяч к противоположным кольцам, делают два шага и бросают мяч в кольцо, затем передают мяч следующим игрокам и встают в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда одна из команд в течение 2–3 мин. забросит как можно больше мячей в кольцо. После этого подсчитывается количество попаданий, и команды меняются кольцами: колонна № 3 идет к кольцу № 7, колонна № 2 – к кольцу № 8, а колонна № 1 – к кольцу № 2. Команды меняются местами 2 раза. Выигрывает команда, которая наберет большее количество попаданий (см. рис. 4).

Рис. 4

Бомбардиры.

По сигналу игроки выполняют броски в кольцо, фиксируя количество попаданий. Через 1,5–2 мин. по сигналу они меняются кольцами против часовой стрелки. Выигрывает команда, которая наберет большее количество попаданий (см. рис. 5).

Рис. 5

Борьба за мяч.

Участвуют две команды. Игроки команды, овладевшей мячом, должны сделать 10 передач друг другу, а их соперники стараются им помешать и, завладев мячом, пытаются в свою очередь, сделать 10 передач друг другу. За каждые успешно выполненные 10 передач команда получает 1 очко. Игра ведется по правилам баскетбола.

Варианты: а) игра с ведением мяча, б) игра без ведения мяча.

Эстафета с ведением и передачей мяча.

Игроки выстраиваются в колонну по 3 на расстоянии 2–3 м друг от друга. У первого игрока мяч. По сигналу он поворачивается и передает мяч второму участнику, второй – третьему, и т.д. Последний, получив мяч, начинает ведение, змейкой обводит каждого игрока своей команды и встает во главе колонны. Команда, таким образом, сдвигается на одного игрока назад. Эстафета заканчивается, когда первый игрок снова возглавит колонну. Выигрывает команда, первой закончившая упражнение.

Точка.

Участвуют 2 игрока и более. Если игрок (участник команды или первый номер) попал в кольцо с определенной точки, то и все остальные игроки должны попасть в кольцо с того же самого места. Если следующий по очереди игрок совершил промах, то он получает штрафное очко, а следующий бросающий может сменить точку броска, и т.д. Получив 5 штрафных очков, ученик выбывает из игры.

Мяч капитану.

Играют две команды по правилам баскетбола, но вместо бросков по кольцу участники передают мяч своим капитанам, располагающимся в зонах штрафного броска.

Варианты:

а) игра с ведением мяча; б) игра без ведения мяча.

Снайпер.

В игре принимают участие несколько игроков с мячами. Цель – как можно чаще поразить кольцо из-за 6-метровой линии в течение 1–3 мин.

Солнышко.

Игроки должны поразить кольцо с каждой из 7 точек. При попадании с точки № 1 нужно переместиться на точку № 2, и т.д. (см. рис. 6).

Рис. 6

Смотри!

По сигналу первый игрок передает мяч второму, тот третьему, и т.д. до последнего, который снова возвращает мяч первому игроку. После этого игра начинается сначала. По мере овладения игрой увеличивается ее темп и количество мячей (см. рис. 7).

Рис. 7

Баскетбол в 4 – 11 классах. Обучение технике владения мячом.

  • Мяч на ладони вытянутой вперед правой руки. Двухсторонняя ловля – ладонь, тыльная сторона ладони. То же, другой рукой.
  • Перебрасывание мяча из руки в руку (ладони вверху).
  • Вращение мяча вокруг шеи, туловища, ног.
  • «Восьмерка». И. п. широкая стойка ноги врозь. Передача мяча из руки в руку между ногами, рисуем «восьмерку».
  • «Хлопок по бедрам». Подбрасывание мяча над собой и ловля его после хлопка по бедрам.
  • «Рикошет». И. п. широкая стойка ноги врозь, мяч в руках спереди. Обеими руками мяч ударяем о пол так, чтобы поймать его сзади (чтобы поймать мяч сзади, удар о пол надо сделать в район пяток). Затем, держа его за спиной, также ударяем мяч о пол в район пяток и ловим его спереди.
  • «Арка». И. п. мяч в руках за спиной. Подбрасываем мяч вверх через голову и ловим его спереди обеими руками перед грудью.
  • «Люлька». И. п. широкая стойка ноги врозь, мяч держим между ногами: правая рука спереди, левая сзади за ногами. Смена положения рук, стараясь не уронить мяч.
  • «Мах ногой». И. п. основная стойка, мяч в правой руке. Мах правой ногой, передача мяча из правой руки в левую руку под ногой; мах левой ногой, мяч из левой руки в правую под ногой. Ведение мяча вокруг ноги.
  • И. п. широкая стойка ноги врозь, ведение «восьмеркой».
  • Ведение мяча вокруг ног.

В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозможно представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения баскетболу формирую у учащихся представление, что ведение мяча – это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за другом толчками мяча об пол одной или попеременно двумя руками. От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике ведения мяча – это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе. Существующие разновидности ведения мяча – высокое и низкое — дают возможность игроку передвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти под кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из тыловой в передовую зону, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену мест для атаки, растянуть защиту.

Обучение ведению мяча начинаю с 4 класса, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В 9 классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником.

Обучение ведению мяча провожу по следующей методике. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения – бег, прыжки, остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю обучать с подготовительных упражнений – одноразовых ударов мяча об пол. Затем предлагаю учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с передвижением приставным шагом вперед-назад, вправо-влево. После этого применяем многоразовые удары об пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча. Совершенствуя навыки ведения, занимающиеся выполняют передвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге и кругу на различные расстояния с варьированием мест ударов мячом об пол в зависимости от характера и темпа передвижения. Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в движении. Завершается изучение ведения при сближении с соперником. Параллельно с обучением новому материалу идет совершенствование и закрепление ранее изученных двигательных навыков ведения. Такое постепенное расширение игрового навыка я использую вот уже пять лет, применяя разработанные мною методические приемы, упражнения, а также подвижные игры на совершенствование ведения мяча. Упражнения и игры разнообразят уроки баскетбола, делают их более эмоциональными, повышают плотность занятий. Наибольшее внимание уделяю ведению мяча без зрительного контроля. На начальном этапе обучения ведению рекомендую учащимся кисть свободной руки поднести ребром к носу. В этом случае при прямом положении головы ученик не видит мяча, исключается и периферическое зрение. Как стоя на месте, так и в движении используют такое ведение с закрытыми глазами.

Примерные игровые задания и подвижные игры на ведение мяча в движении.

«Кросс с ведением мяча». Упражнение выполняют во время бега в среднем темпе, продолжительность – 2-3 мин. В ходе упражнения учитель дает сигнал на низкое или высокое ведение, со зрительным или без зрительного контроля. Ведение осуществляется вокруг баскетбольной площадки или по диагонали, дугами. Кросс имеет следующие этапы: ведение бегом, приставными шагами правым, затем левым боком, спиной вперед, прыжками, в полном приседе, ведение с ускорением по диагонали, с поворотом на 360°, с рывками и остановками по сигналу. Все игровые задания выполняются правой, затем левой рукой, попеременно правой и левой с различной высотой отскока.

«Броуновское (беспорядочное) движение». По всему спортивному залу расставляют до 40 низких стоек в произвольных местах. Класс делится на 2-3 команды, в каждой не более 10 игроков. Командам дается по 1 минуте, в течение которой игроки, ведя мяч, должны обойти как можно больше стоек, делая вокруг каждой круг. Количество обойденных стоек всеми членами команды суммируются, таким образом, выявляется команда-победительница. Можно проводить и личные соревнования. Вести мяч надо в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя. Ведение осуществляют одной или попеременно правой и левой рукой. Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в 4 – 6 классах ведение выполняют любой рукой независимо от положения стоек, то в старших классах ведение осуществляют дальней рукой от стоек, как бы имитируя ведение мяча при сближении с соперником.

Хорошо зарекомендовали себя и используемые на уроках игры для совершенствования ведения мяча.

«Пятнашки с ведением». Два игрока, передвигаясь в одном направлении вокруг стойки или стоящего в центре круга третьего игрока и ведя мяч дальней рукой от соперника, стараются осалить свободной рукой друг друга в плечо и при этом не потерять мяч. Игрокам разрешается, чтобы избежать осаливания, отводить своей рукой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до плеча соперника и не потерять права на ведение, получает 1 очко. При утрате контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику и игрок, допустивший ошибку, меняется местами с партнером, стоящим в круге. Вариант: не прерывая ведения, каждый старается отобрать мяч у соперника.

«Сторож». В игре участвуют двое, у каждого мяч. Игрок 1 (сторож), ведя мяч, защищает установленный на полу за его спиной флажок. «Сторожу» разрешается делать шаги одной ногой, другая (опорная) стоит в 25-30 см от флажка. Задача игрока 2, — не прекращая ведения, дотронуться свободной рукой до флажка, что по условиям игры приносит ему 1 очко. При заранее обусловленном счете игроки меняются ролями. Вариант: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока 2. Тот тоже, применяя ведение, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч. Сторожу разрешается отбивать мяч свободной рукой.

«Зоркий глаз». Класс делится на три команды, которые выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой у линии старта лежит обруч. В 10 – 15 м от него установлено 5 разноцветных флажков: красный, черный, белый, зеленый, синий. В 5 м от линии флажков проводится параллельно ей еще одна линия – для передвижения учителя, в руках у которого 5 флажков такой же расцветки. По сигналу первые номера команды начинают ведение мяча вокруг обруча, постоянно наблюдая за учителем, который быстро передвигается в различных направлениях по своей линии. Как только учитель поднимает вверх один из имеющихся у него флажков, первые номера команд, не прекращая ведения, должны добежать до своих флажков, взять один из них нужной расцветки и, ведя мяч, быстро вернуться к своей команде. Участник, не допустивший ошибки, взявший нужный флажок, и быстрее всех вернувшийся к линии старта, приносит своей команде 3 очка, пришедший вторым – 2 и третьим – 1 очко. При ошибках очки не начисляются. Затем в игру вступают вторые номера и т.д. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

«Ведение после передачи». Класс делится на пары. Партнеры стоят в 5 метрах друг к другу. Первый игрок передает мяч второму. Второй сразу переводит мяч на ведение, ведя мяч, добегает до первого, обводит его и с ведением возвращается на свое место, после чего делает передачу первому. Упражнение повторяют несколько раз.

«Подними мяч». В парах, положение партнеров такое же, как в предыдущей игре. По сигналу первый номер, ведя мяч, подбегает ко второму и, остановившись, быстро переводит мяч с высокого ведения на низкое – до полной остановки мяча. Затем, оставив мяч у ног партнера, он бегом возвращается на свое место. Второй игрок частыми ударами кистью по мячу переводит мяч на ведение и далее повторяет действия первого.

«Повтори лидера». Игра проводится в парах, у каждой пары по одному мячу. Игрок с мячом становится за спину игрока без мяча. По команде учителя игрок без мяча начинает свободно двигаться по залу, делая резкие ускорения, остановки, меняя направление движения. Партнер с мячом должен, ведя мяч, повторять все перемещения лидера и как можно плотнее держаться за ним.

«Вокруг партнера». В парах, расстояние между партнерами – 2 метра. По сигналу учителя ученик без мяча начинает медленно передвигаться вперед приставными шагами, а его партнер осуществляет ведение мяча вокруг него. После одного круга вокруг спортивного зала игроки меняются ролями.

«Змейка». Играющие строится в две колонны, расстояние между учащимися – 2 метра. У игроков первой колоны – мячи. По сигналу учителя вторая колонна игроков без мячей начинает медленное движение шагом в обход зала. Ученики первой колонны осуществляют ведение мяча в беге «змейкой» между идущими учениками второй колонны. После двух кругов колонны меняются местами.

Вариант: расстояние между учениками – 4 м; колонна учащихся с мячами движется с ведением мяча как по ходу второй колонны, так и навстречу ей. Навык ведения мяча я оцениваю не при обособленном выполнении данного приема, а при прохождении учащимися полосы препятствий, приближенной к игровой обстановке. Полосу препятствий использую и для всестороннего совершенствования этого игрового действия. На полосе препятствий есть возможность моделировать всевозможные ситуации во время ведения, которые могут встретиться непосредственно в игре. Таким образом, полоса препятствий становится как бы промежуточным звеном между совершенствованием отдельно взятых приемов с ведением мяча и выполнением их в тренировочных и контрольных матчах. Полоса препятствий позволяет: объективно оценивать технику ведения; осуществлять совершенствование игровых навыков в максимально приближенной к игре деятельности; тренировать двигательную память учащихся; четко выявлять ошибки в технике ведения мяча и находить продуктивные пути их устранения. Как правило применяю полосу препятствий начиная с 6 класса. В 4-5 классах включаю в занятия лишь отдельные ее элементы. Совершенствование и оценивание техники ведения идет в виде комбинированных эстафет, но не на быстроту, а на технику выполнения приемов. Из класса в класс эстафеты усложняются. Если в 7-8 классах оценку за ведение мяча выставляю исходя из числа совершенных ошибок, то в 9-10 классах кроме допущенных ошибок учитываю и время прохождения полосы препятствий. Примерное содержание и расположение отдельных элементов полосы препятствий на ведение мяча для учащихся 9-10 классов в спортивном зале 9 х 18 м показаны на рисунке.

Примерные этапы полосы препятствий.

  • Ловля мяча двумя руками после длинной передачи. Отсчет времени начинается, как только руки игрока коснутся мяча.
  • Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек, стоящих друг от друга в 1 метре. Обводка 5 стоек, расположенных в 2-3 метрах друг от друга, дальней от стойки рукой.
  • Стоя на месте ведение мяча удобной рукой по восьмерке между двумя низкими (50 см) стойками. Расстояние между стойками – 0,5 м.
  • Ведение по коридору между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 45 см.
  • После ведения остановка прыжком и передача мяча от груди двумя руками партнеру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с переворотом на ведение по кругу дальней рукой от центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляется без зрительного контроля.
  • Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу на расстоянии 1,5– 2 метра друг от друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних — составляют с третьим равнобедренный треугольник).
  • Ведение удобной рукой ударами мяча с правой и левой стороны от трех гимнастических палок, положенных на половину в одну линию (в 4 – 5 классах правой и левой рукой попеременно)
  • Ведение мяча правой и рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).
  • После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину (секундомер останавливают в момент, когда мяч оторвется от рук).

Готовимся играть в баскетбол

Цель игровых заданий и эстафет: овладение элементами баскетбола, тренировка умения распределять внимание, развитие точности и быстроты движений. Выбор заданий определяется условиями, количеством и состоянием здоровья участников. Игры могут проводиться в парах, командами, в них могут участвовать все, включая взрослых.

  • Игроки стоят в колоннах на расстоянии 3 м от стены. Направляющие, выполнив бросок одной рукой от плеча в стену, бегут в конец своей колонны. Второй номер ловит отскочивший мяч и повторяет действие первого и т.д. Выигрывает колонна, первой закончившая упражнение и допустившая меньше ошибок.
  • Игрок стоит лицом в угол зала на расстоянии 3–4 м от обеих стен и бросает мяч любым способом то в одну, то в другую стену в течение 20 сек. Выигрывает тот, кто за указанное время успеет бросить мяч большее количество раз.
  • Два игрока встают на расстоянии 4–6 шагов друг от друга, у каждого в руках мяч. По сигналу они подбрасывают мячи вверх (примерно на 3 м) и, поменявшись местами, ловят их без отскока от пола.
  • Мяч в руках за спиной. По сигналу игроки перебрасывают его через голову и ловят перед собой. Выигрывает тот, кто быстрее сделает упражнение 10 раз без падения мяча.
  • Двое стоят друг напротив друга на расстоянии 5–6 м и одновременно передают мяч друг другу (например, двумя руками от груди). После передачи они должны сделать два хлопка перед грудью и поймать мяч, летящий от партнера. Выигрывает пара, передавшая мяч большее число раз за 2 мин.
  • Эстафета: ведение мяча (правой, левой), обводя препятствия слева и справа, бросок в щит, ловля мяча и ведение в обратном направлении. Выигрывает команда, быстрее закончившая упражнение.

Подвижные игры на основе баскетбола для 3 класса

Школьники выполняют усложненные задачи. Перед уроком повторяют базовые элементы (броски, ведение по разным траекториям, перехваты).

«Вызов номеров»

Группы стоят рядами. Рассчитавшись, ученики запоминают свои номера. Командиры называют любые цифры. Вызванные участники ловят от главного мяч, ведут до указанной черты, делают броски. По сигналу возвращаются.

«Выбей мяч»

Одной ладонью ведут снаряд, другой – выбивают его у других. Ребенок с пустыми руками идет за пределы площадки. В конце остаются 3 победителя, которые «выбили» остальных, сохранив свой мяч.

«Со скакалкой»

Двое стоят отдельно, взмахивая скакалкой. Вперед выходит первый игрок, ведя мяч. Его цель: пробраться под скакалкой, не соприкоснувшись с ней. Касание – штрафное очко. Это проделывают другие дети.

Что еще почитать Подвижная музыкальная игра «Солнышко и дождик» для младшей группы

«Овладеть мячом»

Две колонны стоят на линии, рассчитываются. Нападающий подает, называя выбранный номер. Все, кто не завладел мячом и не бросил в корзину, становятся защитниками. Они препятствуют подачам. Баллы получают так: овладение мячом – 1, бросок в корзину – 2, удачная защита – 2.

«Массовый баскетбол»

На поле по 5 членов от групп. Остальные стоят за линией, ловя передачи и отправляя мяч назад. Игра ведется между 10 баскетболистами на поле.

«Быстрый прорыв»

Играют по 3 участников. По сигналу команда с мячом прорывается к противоположной корзине. Там играют до повторного сигнала.

Влияние подвижных игр на развитие ребенка

Подвижные игры в баскетболе способствуют:

  • физическому развитию (быстрота, меткость, выносливость);
  • моральному совершенствованию (честность, самоконтроль, уважение к границам и правилам);
  • интеллектуальному росту (смекалка, стратегическое мышление, внимательность);
  • социализации ребенка (налаживание контактов, поиск компромиссов, понимание партнера).

Игроки принимают решения, которые приводят к общекомандному результату. Водящим поочередно становятся все участники. Такое равенство придает детям уверенности.

Веселые старты с элементами баскетбола

« Веселые старты » для 3-4 классов. Разработал учитель высшей категории Иванов Николай Андреевич

Цели:

1.Пропаганда здорового образа жизни.

2.Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

3.Воспитание «здорового духа соперничества».

От класса: команда 6 человек

Инвентарь: кегли, мячи большие, ведра, скакалки, шапки, куртки, варежки, портфели, шарфы, зонты, обручи, мячи баскетбольные.

Ход занятия:

Построение. Приветствие команд.

Места команд определяются по наименьшей сумме времени всех эстафет. В случае одинаковой суммы времени у двух и более команд преимущество получает команда, показавшая лучшее время во встречной эстафете.

Правила выполнения эстафет.

  1. Финишем каждой эстафеты служит линия старта.
  2. Первым стартуют мальчики, за ними девочки (если иное не оговорено в условиях эстафеты).
  3. За передачу эстафеты броском мяча (гимнастической палки или прочего инвентаря) начисляется штрафное время -0,5 сек. Начисление штрафного времени за другие нарушения оговаривается в условиях эстафеты.
  1. ЭСТАФЕТА – «ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ОБРУЧ».

Инвентарь: обруч (диаметр 70 см).

Исходное положение: Вся команда выстроена в колонну в следующем порядке: юноша, девушка, юноша, девушка и т.д. На расстоянии 6 м от линии старта на полу лежит обруч.

Описание эстафеты:

По команде «Марш» участник бежит к обручу, берет его и делает два прыжка на месте, вращая обруч через голову, кладет обруч на место, бегом возвращается обратно.

Условия: За невыполненный прыжок начисляется штрафной бал.

Эстафета следующему участнику передается касанием по руке.

  1. ЭСТАФЕТА – «СИНХРОННОСТЬ».

Инвентарь: 1 гимнастическая палка.

Исходное положение: Участники команды выстроены парами (в две шеренги) по следующей схеме: юноша-девушка, девушка-девушка, юноша-юноша, юноша-девушка.

Описание эстафеты: 2 участника держатся за гимнастическую палку с двух сторон дальней от края палки рукой. После передачи эстафеты, не отрывая рук от палки, участники начинают движение вперед, выполняя синхронное перешагивание через палку. После перешагивания гимнастическая палка проносится над головами участников и возвращается в исходное положение.

Условия: Задание выполняется до поворотной отметки, обойдя которую участники возвращаются обратно.

В каждую сторону должно быть выполнено не менее 5-ти синхронных перешагиваний.

За каждое невыполненное перешагивание начисляется штрафное время – 3 сек. Эстафета передается следующей паре передачей гимнастической палки.

  1. ЭСТАФЕТА – «ПЕРЕПРАВА».

Инвентарь: 2 «кочки» (доска «кочки», размер 40х30 см.).

Исходное положение: Участвует вся команда. Участники выстроены в колонне – сначала мальчики, затем девочки.

Описание эстафеты: «кочки», которые они перекладывает по полу, двигаясь в сторону поворотной отметки. Задача быстрей дойти по «кочкам» до поворотной отметки, не касаясь стопой пола.

Условия: За каждое касание стопой пола идущим по «кочкам» начисляется штрафной бал.

Эстафета передается передачей «кочек».

  1. КОМПЛЕКСНАЯ ЭСТАФЕТА(участвуют 5 человек).

1 этап – «Ведение баскетбольного мяча».

Инвентарь: баскетбольный мяч.

Участник: 1 мальчик.

Описание этапа: Участник продвигается вперед, выполняя упражнение введение с баскетбольным мячом. Обойдя поворотную отметку, участник так же возвращается обратно.

Условия: В случае если участник выронил мяч, он продолжает выполнять задание с места падения мяча.

Эстафета передается участнику следующего этапа передачей мяча из рук в руки (бросать нельзя).

2 этап – «бегом за мячом»

Инвентарь: 1 баскетбольный мяч.

Участник: 1 юноша.

Описание этапа: Получив мяч у участника 1 этапа, юноша бросает баскетбольный мяч вперёд и бежит за ним, ловит его и бегом возвращается обратно.

Условия: мяч должен докатится до стены.

Эстафета передается участнику следующего этапа передачей мяча из рук в руки (бросать нельзя).

3 этап – ВЕДЕНИЕ БАСКЕТБОЛЬНОГО МЯЧА

Инвентарь: 1 баскетбольный мяч.

Участник: 1 девушка.

Описание этапа: Участница выполняет ведение баскетбольного мяча до поворотной отметки правой рукой (не менее 6 раз), обогнув поворотную отметку, возвращается обратно с ведением мяча левой рукой (не менее 6 раз).

Эстафета передается участнику следующего этапа передачей мяча из рук в руки (бросать нельзя).

4 этап – «КЕНГУРУ»

Инвентарь: 1 баскетбольный мяч.

Участник: 1 девушка.

Описание этапа: Участница зажимает баскетбольный мяч между ног и выполняет прыжки на двух ногах до поворотной отметки, обогнув которую, так же возвращается обратно.

Условия: В случае если участница выронила мяч, она возвращает его в исходное положение с места падения мяча и продолжает выполнять задание до пересечения прыжком на двух ногах линии старта.

5 этап – ВЕДЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА БАСКЕТБОЛЬНОГО МЯЧА В ПАРАХ

Инвентарь: 1 баскетбольный мяч.

Участники: 2 мальчиков.

Описание этапа:

Мальчики стоят на линии старта на расстоянии 2 м друг от друга. Старт этапа после того, как участница предыдущего этапа пересекла прыжком на двух ногах линию старта.

Перемещаясь лицом вперед по ходу движения, участники выполняют ведение-передачу друг другу баскетбольного мяча с отскоком от пола. Двигаясь в сторону поворотной отметки, им необходимо выполнить не менее 6 ведений-передач баскетбольного мяча друг другу. Обежав поворотную отметку, участники возвращаются, перемещаясь приставным шагом лицом друг другу на расстоянии 2-х метров и выполняют передачу мяча от груди (не менее 6 раз).

Условия: В случае если участники потеряли мяч, они продолжают выполнять задание с места падения мяча.

Эстафета передается паре следующего этапа хлопком по руке.

  1. ВСТРЕЧНАЯ ЭСТАФЕТА.

Инвентарь: эстафетная палочка.

Исходное положение: Участвует вся команда. Участники выстроены в две встречные колонны – в одной колонне мальчики, в другой –девочки. По сигналу стартера первый мальчик начинает движение. Достигнув линии девочек, передает эстафетную палочку первой девочке, девочка бежит в сторону мальчиков и т.д. прибежавший участник встает в конец колонны. Эстафета продолжается до тех пор пока встречные колонны не поменяются местами.

Финиш эстафеты: пересечение линии старта последней участницей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: