Aвтор материала: Наталья Михайловна Свирина —
Заведующая кафедрой общей и специальной педагогики, профессор, доктор педагогических наук. Институт специальной педагогики и психологии. Санкт-Петербург.
Эксперт: методика преподавания литературы, чтения
Хорошо известно, что игра является, по Л.С. Выготскому , ведущим видом деятельности детей, чем умело пользуются педагоги начальной школы, пятых и шестых классов. Однако верно построенная игра, направленная как на итог (победу), так и на процесс (подготовку к игре), активизирует познавательный интерес старшеклассников в области предмета «Литература».
Читающим книги школьникам не хватает возможности обсудить их с кем-то, кто тоже заинтересован в таком общении, те, кто еще не читают, оказавшись в центре обсуждения, получают возможность услышать, узнать о книге не только от учителя, но и от ровесников.
Все больше уходит из урока литературы целостное впечатление от книги, полученное школьниками в результате умного урока умелого учителя.
В процессе игры азарт команды всегда сильнее личных амбиций одиночки, что немаловажно с точки зрения воспитания.
Команды могут быть:
- из одного класса (на первой стадии обращения учителя к подобной работе),
- из параллельных классов или даже из разных школ.
Также есть смысл организовывать литературные турниры в два этапа: на последний выходят победители промежуточных.
По нашим наблюдениям, нынешним школьникам очень не хватает общих интересных активных действий, связанных с культурой, искусством, в которых ребята будут не проявлять собственные лидерские наклонности, а представлять и защищать интеллектуальный статус своей гимназии, школы, лицея.
Стоит отметить, что именно интеллектуальной игрой, то есть активным занимательным действом, мы стремимся привлечь внимание старшеклассников к программным литературным произведениям, как изучаемым в старших классах, так и знакомым ученикам по программе средней школе.
В качестве базы в игре используются программные произведения.
Игра состоит из двух этапов, в общей сложности (сама игра, подготовка к ней, тренировки) длится почти полгода: с января, когда учитель и команда решают, играть или не играть, до апреля, когда происходит решающий финал.
Все подробности организации игры можно найти на сайте Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
Задания
Задания для первого отборочного тура каждый год даются разные.
Один раз это была интерпретация (устное выступление и письменный эквивалент) одного из трех произведений по выбору команды: Е. Замятин «Дракон», Т. Толстая «Серафим», Ю. Буйда «Вышка». В качестве задания может быть предложена подготовка «Слова о поэте XIX века».
В первом туре команды знакомятся друг с другом, могут сравнить свои литературные предпочтения и представления с уровнем и знаниями других команд – своих ровесников. Вопросы задают и школьники, и члены жюри отборочного тура.
Приведем далее планы игр с примерами конкретных заданий с необходимыми методическими комментариями.
Игры разума. Интеллектуальная игра для подростков
- Игры разума
- 1.В каждой современной школе должно быть как минимум три выхода: главный, запасной и …
- 2.Еще две сотни лет назад их, столь привычных каждому мужчине, еще не было. Причиной их возникновения стало то, что в XIX веке большие партии некоего ежедневно необходимого товара максимально плотно складировали для отправки за океан. Сейчас, говоря о них, мы можем вспомнить девичью поп-группу, либо криминальный термин. А чаще можем увидеть их на глазах у девушек. Что же это?
- Ответ: Стрелки
- 3. Отгадайте, чья это шуточная характеристика. “Он требует множества игрушек и примочек. Так и норовит задать дурацкий вопрос. Тронь пальцем — он и заведется. Жалуется на нехватку памяти. Любит, когда с него сдувают пылинки и протирают спиртом. Всегда мечтает попасть в сети.
Компьютер
4. Она бывает тёплой, дружеской, непринуждённой, напряжённой, здоровой, загрязнённой, земной…
Атмосфера
5.В Англии этот цветок воспет поэтами в сказках: он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина — Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы этого цветка были куплены два каменных дома
.
6. Выступая в Американской ассоциации в защиту детей, великий комик Чаплин обратился к маленьким слушателям с таким советом: «Чистите зубы каждый день, чтобы вам никогда не было стыдно…» Закончите совет!
смеяться
7. Помимо яда, он содержит большое количество белков, углеводов, витаминов и аминокислот. Считается , что особым образом приготовленная настойка из него помогает при суставном ревматизме. Еще он эффективен в борьбе с насекомыми, на что намекает и его название. Назовите его.
8.С недавних пор в Италии стала модной новая диета. Суть ее сводится к употреблению продуктов в строго определенной последовательности. Начинать есть, например, следует с малины или помидоров . Затем, после небольшой передышки, можно приналечь на бананы. А на десерт – зелень, огурцы или плоды киви. По определению из этой диеты выпадают обе «белые смерти» – сахар и соль, а также черная икра и баклажаны. Если вы поняли принцип, по которому строится эта диета, вы без труда напишете ее название.
9.
В хорошо известном вам произведении описаны появление на свет главной героини, ее развитие, ее цвет и стать. В этом произведении упоминаются также два времени года, два представителя фауны – грызун и хищник, пожилой мужчина и детвора. Надеюсь, всего вышеперечисленного достаточно, чтобы назвать главную героиню этого произведения. Назовите ее.
10.Неформальная Крыма, самый знаменитый и популярный курорт южного побережья. Город основан греческими поселенцами на месте таврских поселений V-IV вв. до н.э. По легенде, после длительного шторма один из матросов, увидев землю закричал: «Ялос!», что означает «берег».
- Ялта
11.
Французские школьники используют удобную рифмованную фразу, которая в русском переводе звучит так:«Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь». А что в подобных случаях используют русские школьники?
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
12.
В Древнем Египте красивыми считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, люди изобрели нечто, что сыграло значительную роль в жизни человечества. Что изобрели?
Мыло
13.Кто объединяет эти два здания?
- М.В. Щепкин
14. Его подарили в честь трёхсотлетия воссоединения двух « сестер»
19 февраля 1954 года .18 марта 2014 года — подарок вернулся домой .
15.Вася Паутинкин, бывая в там каждый день, часто сталкивается с неприятностью, которая “лезет со всех сторон” и очень ему мешает. Но он быстро справился с ней. Как?
Установил на свой браузер фильтр
Задание 3. Игры в литературе (устно). Кто играет, из какого литературного произведения?
Оценки: за 0,5 балла за каждый верный ответ: автор, название, имя героя. Максимум – 1,5 балла. Пример такого задания: «Бьете вы мою карту или нет?
Другие произведения, эпизоды: игра в горелки из «Барышни-крестьянки» А.С. Пушкина (про Алексея Берестова рассказывает Настя, горничная Лизы Муромской, глава «Игры»), Л. Толстой «Детство», колядки из. «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя; Кнуров и Вожеватов играют в орел или решку, действие 4, явление 6, А.Н. Островский «Бесприданница», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», глава «Фаталист» («Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре»).
В этом задании вместе собираются те герои разных классических произведений, кто, так или иначе, предавался игре. Общая тема, объединяющая вовсе не схожих между собой персонажей, обнажает самые яркие свойства героев и помогает не только узнать знакомых, запомнившихся героев, но и вспомнить забытые образы. Объединяющей должна быть не любая общая черта, а та, что созвучна или понятна старшеклассникам.
Скачать материал
так то ЕНТ / Воспитательная работа / Сценарии
Интеллектуальная викторина для старшеклассников «Что? Где? Когда?»
18.10.2014 12735 1043 Наурузбаева Гульнара Советовна
Цель
: обогатить и расширить кругозор учащихся.
Задачи:
развивать интеллект, способствовать развитию мышления и познавательной активности учащихся.
1) В Индии, неподалеку от Бомбея среди Аравийского моря, есть остров Слонов. Живых слонов на нем нет, зато продают деревянных. Самые редкостные слоны, самые дорогие сделаны из особого дерева. Какого? (Белого сантала. Древесина дорога потому, что запах имеет особый, санталовый.)
2) Древесина этого дерева так хороша, что в 18 веке это дерево в Бирме объявили собственностью королевской семьи. Древесина не коробится, не истирается и не гниет в воде. Вбитый в сырое дерево железный гвоздь и через 100 лет как новенький. Не берет древесину и химия. Не могут подступиться к ней и термиты. Сотнями лет бороздили моря и океаны корабли из этого дерева, и ничего с ними не стало. Растет дерево быстро: метр в год, сорок метров — за сорок лет. Что это за дерево? (Тик.)
3) О каком дереве арабы говорили: « Царица оазиса. Она купает свои ноги в воде, а прекрасную голову в огне солнечных лучей»? (Пальма.)
4) Самое высокогорное государство? (Непал.)
5) Число с 15 нулями ? (Квадриллион.)
6) В какой стране были созданы популярные во всем мире боевые искусства: дзюдо, каратэ, айкидо? ( Япония.)
7)Какая игра названа в честь города Великобритании? ( Бадминтон.)
Какая птица носит фамилию знаменитого русского писателя? ( Гоголь.)
9) Самая «солнечная» геометрическая фигура? (Луч.)
10) Самая знаменитая звезда в созвездии Малой Медведицы? (Полярная.)
11) Мера веса драгоценных камней. (Карат.)
12) Часть круга, ограниченная дугой и ее хордой. (Сегмент.)
13) В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? ( Более 3 тыс. лет назад в Вавилоне.)
14)Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 году немецким математиком и физиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? (Арифмометр.)
15)Как называется наука об измерении земли? (Геодезия.)
16) Какой цветок является символом солнца и символом Японии?
(Хризантема.)
17) Самая знаменитая фраза Шерлока Холмса? ( «Элементарно, Ватсон».)
18)Назовите второе «кулинарное» имя зеленой черепахи. (Суповая.)
19) Какой доктор, согласно легенде, принял облик змеи, спасая Рим от эпидемии? (Эскулап.)
20) Что произошло бы с нашей Землей, если бы она вдруг остановила свое вращательное движение? (Вследствие действия сил гравитации она упала бы на Солнце.)
21) В какой стране появились первые роликовые коньки? (В США.)
22) Каких птиц во времена Александра Македонского содержали в золотых и серебряных клетках? (Попугаев.)
23) Чем питаются колибри? (Цветочным нектаром.)
24) У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.)
25) Какое растение в переводе с китайского означает «человек — корень»? (Женьшень.)
26) Слово «гиппо» в переводе с латинского языка означает «лошадь». Название, какого животного переводится как «речная лошадь»? (Гиппопотам.)
27) Какая самая большая рыба в мире? ( Китовая акула.)
28) Какие три религии называют мировыми? (Буддизм, ислам и христианство.)
29) Назовите высочайшую точку Земли и её высоту. (Эверест, 8848 м.)
30)Назовите самую низкую точку Земли, её глубину. (Марианская впадина, 11022 м.)
31) Крупный сокол, лишь немного уступающий в размерах кречету. Кормится как птицами, так и мелкими млекопитающими, вплоть до суслика. Из птиц осиливает не только куропаток, но и крупных уток, а дрессированная птица может взять и более крупную добычу — даже дрофу — красотку. Именно ради этой добычи и скупают их арабские шейхи. Занесен в Красную книгу Казахстана. Что это за птица? ( Балобан).
32) Назовите «цветные» моря. ( Черное, Красное, Желтое, Мраморное.)
33) Основатель современной космонавтики? (К.Э. Циолковский.)
34) Назовите английского промышленника, который в 18 веке придумал и изготовил особую плотную бумагу на радость всем чертежникам. (Джордж Ватман.)
35) Какую машину изобрел англичанин Джеймс Уатт в 1774 году? (Паровую машину.)
36) Каким немецким математиком, в 1693 году, была введена современная запись пропорции с помощью двоеточия и знака деления? (Г.В. Лейбницем.)
37)В 1557 году английский врач Роберт Рекорд ввел математический знак. Какой? ( Знак равенства.)
38) Какой французский математик в XVII веке ввел знак для обозначения угла? (П.Эригон.)
39) Какой английский математик ввел термин «дискриминант»? (Д.Д.Сильвестр (1814-1897),он называл себя «математическим Адамом» за множество придуманных терминов.)
40) В 1801 году Т.Юнг открыл явление интерференции, используя для этого распространенную детскую забаву, знакомую большинству из нас и вошедшую в поговорку из-за своей несерьезности. (Мыльные пузыри.)
Учитель КГУ «СОШ № 33 имени К.Рыскулбекова»
Наурузбаева Г.С.
г. Семей
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Задание 6. Жилища литературных героев
Фрагменты читаются вслух. В письменных ответах надо указать автора, название, героя. Оценка: автор, название – 0,5 балла, герой – 0,5 балла.
Другие фрагменты этого задания взяты из следующих произведений:
В зависимости от времени, это задание можно проводить и устно, читая вслух все вышеперечисленные эпизоды, но адресуя каждый только одной команде по очереди.
Задание 7. Закончить рассказ: предположить возможный финал.
Смысл подобной работы – максимально погрузить школьников в авторский мир. Командам надо попытаться воссоздать смысл последней фразы и высказать предположение о возможном названии.
Автор задания, учитель школы № 348 Е.К. Лифоренко, предлагает рассказ В. Гроссмана «За городом». Разумеется, рассказ или новелла для такого конкурса должны быть небольшими по объему, текст читается (без указания названия и последней фразы) вслух и затем раздается командам на несколько минут.
Приведем некоторые версии последней фразы и названия, предложенные командами, которым для этого дали несколько минут.
После всех прозвучавших версий ведущий читает финал рассказа В. Гроссмана.
Такие задания полезны не только в игре, но и на уроке: задействуя творческое воображение школьников, подобная работа мобилизует общее воспоминание о настроении художественного произведения.
Интеллектуальная игра для старшеклассников «Последний герой»
Малахова Ольга Анатольевна
МОБУ СОШ№24 г.Сочи
Игра для старшеклассников
«Последний герой Форта BAZILYARD»
(по принципу телеигры «Форт Баярд»)
Где-то в школе, например в каких-то кабинетах, заранее прячутся «сокровища».Задача играющих (две команды) — найти их. Можно спрятать один «клад» и разработать два разных маршрута, можно для каждой команды спрятать свой.
Игра делится на несколько этапов. На каждом этапе команды получают подсказки. Правильно интерпретированная подсказка позволяет двигаться в нужном направлении. Ложная или неверно истолкованная приведёт в тупик
1 этап: команды разгадывают кроссворд. Кроссворд необычный: вопросы связаны лично с ребятами. Из определённых букв кроссворда складывается слово. Это подсказка. В нашем случае это было слово «Маяковский». Понятно, что в кабинете литературы эту подсказку следует искать в книгах. На полке стоит 12-томник Маяковского.
2 этап: 12 томов. В каждом листик с подсказкой. Какой именно нужен том, можно узнать, сложив картинку из пазлов. Картинка размером А3. Заранее в фотошопе сделан монтаж. Опять про ребят. На одной 4 мальчишек, на другой 2. Это номера томов.
3 этап: В одном из томов портрет Лермонтова. Подсказку действительно «держит» Лермонтов. В кабинете на шкафу статуэтка поэта. В руках лист бумаги. В другом томе портрет Екатерины II. В кабинете стенгазета, посвящённая ей. Сзади к газете прикреплён лист с вопросами.
4 этап: Вопросы у обеих команд одинаковые. Ответы на них – некая комбинация цифр. По первым цифрам становится понятно, что это номер сотового телефона.
5 этап: Звоним. Получаем ответ: 1. «Отговорила роща золотая, в которой спрятана карта маршрута». 2. «Мороз и солнце, поэтому хорошо виден маршрут, по которому вам предстоит пройти».
6 этап: В томиках Есенина и Пушкина соответственно находится описание маршрута, двигаясь по которому ребята найдут сокровища.
7 этап: Ищем «клад».1 команда:
Комментарий: «Прошлое» — это кабинет истории. «Роща» — это три хилых цветочка в горшках в коридоре, «три колодца» — туалет. «Развилка» — это лестница, не борясь с гравитацией, мы движемся вниз до «параллельного мира»,т.е. до второго этажа. Взглянув на себя со стороны (в зеркало), идём по коридору к кабинету истории. Входим туда. На столе лежит шоколадка и записка:
На четвёртом этаже,куда дети придут,сделав два круга по лестнице (2 этажа), пожарный шланг. Эт о «анаконда». Записка:
Для этого совершите поступательное движение
в отрицательную сторону оси ординат.
Это, конечно, кабинет физики этажом ниже. На двери кабинета записка:
«ТО,ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ,У ВАС ПОД НОГАМИ»
Это ключ от кабинета, где и ждут ребят «сокровища» — очаровательный сундучок с конфетами.
2 команда.
Комментарий: Избушка бабы ЕГЭ – это кабинет завуча, курирующего старшие классы. «Олимп» – учительская. На зеркале подсказка:
Это план учительской. В шкафу шоколадка и записка:
В цветочном горшке («роща») этажом выше лежит записка:
Это туалет, на двери которого опять записка:
«Ищите у себя под ногами».
Ключ от кабинета истории. Здесь «клад».
Game over!
Задание 8. Музыкальное (письменно)
Оценка: максимум 2 балла за каждый верный полный ответ: дать название и автора литературного первоисточника.
Звучат в записи (видео) небольшие музыкальные фрагменты:
Этот конкурс оказался самым трудным, несмотря на выбранные хрестоматийные произведения. Каждое музыкальное произведение написано на основе существующего литературного сюжета, известного школьникам.