Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении
Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.
Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками
В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:
- Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
- Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
- Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
- Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».
Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.
Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования
Гимнастика для глаз — здоровьесберегающая технология в ДОУ
Галина Мандровская
Гимнастика для глаз — здоровьесберегающая технология в ДОУ
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»
Сократ
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. И основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь малышам сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать деток к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.
Тема моего доклада выбрана не случайно, так как, работая с детьми среднего возраста, я обратила внимание на то, что дети, приходя из дома в детский сад на мой вопрос, чем вы занимались в выходные дни, в большинстве случаев отвечали, что играли в компьютер, или смотрели телевизор. Но ни для кого не секрет, что в век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Всем известно, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз — это один из приемов оздоровления детей, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Хотя, первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц,
— снятие напряжения,
— общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Для проведения гимнастики для глаз не требуется специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
При проведении очень важен наглядный показ действий педагога.
По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме ОД.
Существует несколько видов гимнастики для глаз.
По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.
По использованию дополнительных атрибутов,можно выделить 4 вида:
1) С предметам.Например: работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см)
.По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.
2) Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются)
;
3) С использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.)
или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня
глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке)
. По просьбе педагога дети начинают
«пробегать»глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.
4) С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации)
. Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.
В своей деятельности я стараюсь использовать с дошкольниками все виды гимнастик для глаз, разумно их чередуя.
Учитывая особенности детей дошкольного возраста, для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения я предлагаю в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны детям.
При планировании гимнастики я учитываю принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем перехожу к более сложным движениям с использованием стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст вначале использую небольшой (до 4 строк, а затем перехожу к более длинным.
На первых занятиях я одновременно с чтением стихотворения выполняю движения глазами, дети за мной повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Интереснее всего в нашей группе проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.
Большей популярностью у детей моей группы пользуются такие упражнения:
«Ладошки»
— закрывания ладонями
глаз на тридцать секунд для снятия напряжения глаз.
«Филин»
— ребенку предлагают крепко зажмуриться, а потом быстро открыть
глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.
«Далеко-близко»
— игра, во время которой ребенок переводит
глаза с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.
«Листья»
— следить взглядом за падающими листьями с неподвижной головой.
«Солнышко»
— повторять
глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз)
.
Кроме того, детям очень нравится мультимедийная гимнастика для глаз.
Я слежу, чтобы дети во время проведения зрительной гимнастики не уставали, а после гимнастики практикую расслабляющие упражнения.Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз.
Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве.Закрепляются простейшие понятия: «лево»
,
«право»
,
«поворот»
,
«разворот»
. Кроме этого, проведение зрительной
гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
Глаза являются наиболее ценным органом чувств, так как мы получаем через них примерно девяносто процентов информации. Хорошее зрение нужно для всех сфер деятельности – повседневной жизни, отдыха и учебы. Но каждый современный ребенок сталкивается ежедневно с огромнейшими нагрузками на глаза, при этом зрительный аппарат может отдохнуть лишь во время сна. Значительное количество проблем со зрением формируются еще в раннем детском возрасте, поэтому крайне важную роль играет предупреждение их появления.
Как утверждают специалисты, гимнастика для глаз помогает всем без исключения улучшить зрение и поддержать его на должном уровне.
Достоинство же гимнастика для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.
Виды зрительной гимнастики в ДОУ
В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:
- Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
- Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
- Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).
Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплекса, каждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.
Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:
- Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
- Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
- Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
- Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.
Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 — аккомодацию.
Дети активные упражнения выполняют с большим интересом
Упражнения
Выполнять гимнастику для глаз для школьников следует не реже 2-3 раз в день. Систематические занятия помогут школьнику снять напряжение и усталость с органа зрения, улучшить кровообращение и укрепить мышцы. В большей части они направлены на профилактику болезней глаз, но могут использоваться в лечении, при отсутствии противопоказаний. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. На первоначальном этапе рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая нагрузку и вводя новые.
Вся гимнастика проводится в комфортной позе в положении сидя. Если ребенок младшего школьного возраста, их можно сочетать с подвижными играми, тогда процедура не будет утомительной для него, и он с интересом включится в игровой процесс. Детям, посещающим учебные заведения, рекомендуется выполнять комплекс в школе, на любой из перемен. Начинать занятия следует с выполнения каждого из упражнений с 2-3 раз увеличивая число повторений до 6-8 постепенно.
- Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы.
- Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.
- Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.
- Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.
- Пол-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.
- Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.
- Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.
- Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.
- Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.
- Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты.
Для достижения результата и введения подобной гимнастики в привычку, занятия должны быть регулярными и выполнятся по времени. К сожалению, не только дети, но и родители могут забыть про весёлую игру для глазок, тогда в качестве напоминалки, можно использовать органайзер мобильного телефона или другого устройства, а также обычный будильник.
В настоящее время для лечения заболеваний глаз разработано значительное количество методик, которые способны в кратчайшие сроки исправить ситуацию, но многие из них связаны с риском и дают краткосрочный результат. Лечебная гимнастика для глаз относится к традиционному методу лечения и профилактики и рекомендуется для применения в комплексной терапии. Как и любая процедура, зарядку для глаз следует делать после консультации с врачом. Для некоторых упражнений имеются противопоказания. Не применяются гимнастические приёмы при отслоении сетчатки и в период восстановления после операций на глазах.
Глаза наиболее расслаблены, когда смотрят вдаль. Нужно почаще быть на природе, отвлекаться от гаджетов и компьютера — это самая лучшая гимнастика для глаз.
Методика проведения зрительной гимнастики
Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.
При выполнении упражнений нужно следовать правилам:
- Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
- Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
- Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
- Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.
Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.
Игры для развития памяти и внимания у детей
Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».
Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.
Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.
Особенности работы с дошкольниками разного возраста
Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.
Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.
Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.
Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками
Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.
Зарядка для глаз для детей в возрасте 2-4 лет
В этом возрасте ребенок, как правило, еще не способен долго концентрироваться на одном занятии. Это значит, что:
- продолжительность гимнастики не должна быть большой – лучше выполнять упражнения примерно 3 раза в день в течение 1-2 минут;
- занятия необходимо проводить в игровой форме, и это стоит делать, когда малыш в хорошем настроении, ему комфортно, он не капризничает.
Первое упражнение, которое называется «Жмурки»
, помогает укрепить мышцы глаз:
- попросите ребенка зажмуриться;
- досчитайте до трех;
- теперь скажите малышу, чтобы он открыл глаза.
В данном случае важно, чтобы маленький ребенок научился сначала напрягать глаза, а затем расслаблять их. Первое время можно предложить ему наблюдать за вами и сначала самому зажмуриться, немного посидеть с закрытыми глазами, а затем открыть их, чтобы малышу проще было понять, что вы от него хотите.
Второе упражнение – «Крылья бабочки»
. Оно нацелено на улучшение циркуляции крови в глазах.
Пусть ребенок представит, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть ребенок должен интенсивно моргать. Пусть один «полет» продолжается в течение 10 секунд, затем позвольте глазам 5-10 секунд отдохнуть и повторите упражнение еще один-два раза.
И третье упражнение, которое подойдет детям этого возраста, – «Стишки-потешки»
. Оно дает возможность снять напряжение с глаз и укрепить глазные мышцы.
Вы рассказываете стихи, а ребенок при этом должен выполнять движения глазами, соответствующие тому, что вы произносите. При выполнении этого упражнения также нужно сначала показать все на собственном примере, чтобы малыш понимал, что ему надо делать.
Можно взять, например, такие стихи:
Вот стоит большая елка –
Вот такой высоты
(малыш поднимает глаза вверх, словно пытается рассмотреть макушку елки)
У нее большие ветки –
Вот такой ширины
(малыш смотрит слева направо, словно оценивая ширину воображаемой елки)
Есть на елке даже шишки
(малыш смотрит вверх, ищет взглядом воображаемые шишки),
А внизу – берлога мишки
(малыш смотрит вниз),
Зиму спит там косолапый
(ребенок зажмуривает глаза, изображая спящего мишку, потом моргает несколько раз и вновь зажмуривается)
И сосет в берлоге лапу.
При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы ребенок двигал именно глазами, а не головой. При необходимости аккуратно поправьте его и еще раз объясните, что нужно делать.
Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС
Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.
Первая и вторая младшие группы
Картотека для малышей особенно богата.
Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.
- «Пилот»
Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).
Отправляюсь с ним в полет.
Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).
Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).
Я мотор завожу,
И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).
Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).
Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).
- «По ягоды»
Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).
Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).
Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).
Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).
Ягоды мы соберем,
А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).
С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:
- «Осенью»
Осень краски ярко разводила,
Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).
Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).
Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).
- «Дождик»
Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).
Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).
Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).
Каплями в окно стучи.
Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.
Средняя группа
Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.
- «Ветер»
Совместное творчество родителей и детей: идеи для развивающих поделок
Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).
Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).
Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).
Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).
- «Носик»
Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).
Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).
Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).
Мы куда-то забрались.
Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.
Старшая и подготовительная группы
Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.
- «Упражнение для глаз»
Упражнения для глаз
Повторяем каждый раз.
Право, лево, верх и вниз,
Повторяй и не ленись.
Мышцы глаза укрепляем.
Напряжение снимаем.
Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.
- «Часы»
Целый год слышно «тик-так»
Все часы идут вот так,
Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).
И мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).
Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.
Подробнее об упражнениях
Расскажем более подробно об упражнениях, помогающим младшим школьникам сохранить зрение. Здесь, кстати, необходимо учесть важное условие. Такие упражнения выполнятся ребенком не самостоятельно, а в присутствии и при участии кого-то взрослого, ну или хотя бы старшего по возрасту.
- «Моргаем!». Взрослый считает до пяти, а ребенок на каждый счет как можно энергичнее моргает. Упражнение повторяется пять раз с небольшим перерывом после каждого выполнения.
- «Смотрим вверх и вниз». Даем команду малышу посмотреть вверх, затем – посмотреть вниз. Голова при этом должна оставаться неподвижной, «работают» лишь глаза. Взглядов «вверх-вниз» должно быть не меньше четырех, затем – небольшой отдых, после чего упражнение повторяется.
- «Смотрим влево-вправо». Ребенок должен медленно переводить глаза влево, а затем вправо. После этого малыш отдыхает с закрытыми глазами несколько секунд. Затем упражнение повторяется. Всего нужно сделать 4 повтора.
- «Закрываем и открываем глаза». Ребенок крепко зажмуривает глаза, а на счет 5 их как можно шире открывает. Затем широко открытыми глазами малышу нужно посмотреть вдаль. После небольшого отдыха упражнение повторяется 4 раза.
- «Делаем геометрию». Малыш обводит глазами какую-нибудь названную взрослым геометрическую фигуру: круг, квадрат и т. д. Необходимо «нарисовать глазами» четыре такие фигуры.
- «Делаем часики». Просим ребенка повращать глазами по ходу часовой стрелки (голова при этом должна быть неподвижной). Далее вращаем глазами в обратном направлении. Повторяем каждое вращение по три раза.
- «Прячемся!». Ребенок закрывает глаза ладошками, взрослый ведет счет до 15, после чего ребенок убирает ладони и открывает глаза. Упражнение повторяется 4-5 раз.
- «Делаем большие глаза». Ребенок широко открывает глаза, затем моргает до счета 15. После 10-секундного отдыха упражнение повторяется еще два раза.
- «Рисуем восьмерки». Объясняем малышу, как можно взглядом нарисовать восьмерку – горизонтальную, а затем вертикальную. Выполняя упражнения, ребенок должен держать голову неподвижно. Всего нужно нарисовать взглядом по пять вертикальных и горизонтальных восьмерок.
- «Делаем фокусы-покусы». Предлагаем ребенку внимательно всмотреться в какой-нибудь предмет, находящийся вдали. Пускай малыш на него смотрит примерно 15 секунд. После этого ребенок должен медленно сосредоточить взгляд на предмете, расположенном близко, и тоже смотреть на него такое количество времени. После каждого «блуждания взглядом» малыш должен отдыхать не меньше 10 секунд. Упражнение повторяется 5 раз.
Вот такие бесхитростные, и вместе с тем чрезвычайно полезные упражнения для глаз. Не следует, кроме того, забывать, что наряду с упражнениями ребенок полноценно питаться, гулять на свежем воздухе, меньше смотреть телевизор, а больше читать.