Проект «Благоустройство территории детского сада»
Елена Шведун
Проект «Благоустройство территории детского сада»
Актуальность
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь он проживает, чуть ли не половину всего своего времени. Благоустройство и озеленение участков ДОУ способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развитию любознательности, способности удивляться. Способствуют укреплению здоровья детей, развитию их самостоятельности, познавательной активности. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.
Данный проект запланирован с целью благоустройства территории детского сада.
Проект разработан с учетом требований к содержанию участков дошкольных учреждений и представляет собой модель будущего окружения детского сада. Такой подход помогает воспитателям проявить весь свой творческий потенциал.При этом дошкольникам представиться возможность заниматься различными видами деятельности: игрой, познавательно-исследовательской деятельностью, трудом, физкультурой и спортом.
Основное направление проекта: Гуманизация среды ДОУ через создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду; благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: творческий
Участники: воспитатели всех групп, родители, дети, сотрудники детского сада
В декабре 2014 года нашему детскому саду исполнился один год! Мы совсем молодые и юные. Наша территория еще не благоустроена.
У нашего коллектива появилось множество идей и мыслей по облагораживанию и модернизации территории нашего любимого детского сада, ведь на детской площадке должна быть сконструирована максимально привлекательная предметно-пространственная среда.
ЦЕЛЬ
благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.
ЗАДАЧИ:
— создание психологически и экологически комфортной среды для жизнедеятельности детей на территории ДОУ;
— формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
-содействие сотрудничеству детей и взрослых: привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;
— создание своего «образа»
территории МБДОУ №1;
— активизация творческого потенциала педагогов.
-пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
— эстетическое оформление участков ДОУ;
— создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
— создание благоприятных и безопасных условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей на прогулочных площадках и территории детского сада;
— привлечение родителей к активному участию в организации воспитательно-образовательного процесса;
— удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
— создание своего «образа» территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;
— повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
-гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного)
.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный.
1. Постановка цели и задач, определение методов исследования, составление стратегического плана работы.
2. Сбор информации по проблеме. Подготовка материала и оборудования.
3. Приобретение семян и рассады цветов и растений, лакокрасочного материала, строительного материала
4. Сбор бросового материала (покрышки, пластиковые бутылки и т. п)
2.Основной этап работы:
— детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
— посадка цветов и декоративных растений;
— оформление беседок;
-изготовление поделок
-Привлечение родителей, к благоустройству территории.
3.Заключительный:
1. Обобщение результатов работы;
2. Закрепление полученных знаний;
3. Формулировка выводов и, по возможности, — составление рекомендаций.
Реализация проекта
На общем собрании коллектива было решено реализовать проект по благоустройству территории дошкольного учреждения.
Что понимается под благоустройством территории? Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский – ландшафтный – проект, выполненный с учётом многих факторов. Ландшафтное проектирование – это сложный процесс территориальной организации и художественного решения объектов. Оно включает натурное изучение территории (анализ, оценку)
и разработку планировочной структуры и композиций.
Нами была выбрана творческая группа, которая занималась разработкой проекта, составлением плана, отвечала за его реализацию, вела координационную работу со всеми участниками проекта, решала все организационные вопросы.
Создание благоустроенной территории детского сада начинается с массы вопросов. С чего начать? Что делать? Где разбить клумбы? Как украсить? Какие цветы посадить?
Членами творческой группы первым делом было проведено детальное обследование территории, были выбраны объекты, которые будут использованы как место или как средство благоустройства: участки перед входами в дошкольное учреждение, центральный вход, цветники и клумбы. Затем, изучив литературу, интернет источники, материалы средств массовой информации, сделали подборку фото и видео материалов, посвященных опыту благоустройства территории, которые можно реализовать в нашем учреждении, нашими силами. Эти материалы и легли в основу нашего проекта, затем творческая группа обозначила необходимые для реализации средства, материалы. Воспитателями групп были проведены родительские собрания, с целью привлечения участников, агитации, распространению экологических знаний. Результатами этой работы стали привлечение родителей воспитанников к процессу благоустройства территории дошкольного учреждения, покупка семян цветов, посадка рассады. Первым мероприятием основного этапа стал субботник, участие в котором принял весь коллектив дошкольного учреждения, родители и дети. Итак, площадка для реализации проекта была подготовлена и мы активно стали воплощать наш проект в реальность. Членами творческой группы при активном участии родителей, были реконструированы и разбиты новые клумбы. Все клумбы имеют индивидуальный стиль, подобранный под место расположения, так например, форма клумб у центрального входа, определялась исходя из формы и размера участка.
Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему двору неповторимое очарование. Цветники стали элементами декора детского сада, служат прекрасным украшением. Нами были созданы клумбы «Бабочка»
,
«Ромашка»
,
«Розарий»
.
Очень большим и трудоемким в реализации стало создание малых архитектурных форм. Малыми архитектурными формами – в ландшафтном дизайне принято называть небольшие сооружения, установленные на разных участках территории в функциональных и эстетических целях. К ним относятся беседки, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, вазоны, дорожки и т. п.
Чтобы детский сад обрел свой индивидуальный стиль, мы обратили должное внимание на элементы оформления – малые архитектурные формы. Ведь именно малые архитектурные формы способны в значительной мере изменить облик территории детского сада. Малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне выполняют не только практическое предназначение, но и являются одним из главных элементов декоративного оформления. Для изготовления малых архитектурных форм могут применятся различные материалы (бетон, металл, дерево)
. В своем
проекте мы использовали разнообразные скульптуры, которые позволили гармонично сочетать декоративные и функциональные элементы дизайна на территории. Так, например, фигуры животных и сказочных персонажей придали территории особый стиль, изюминку, создали сказочный «детсадовский»
вид. Так у нас появилась сказочные полянки
«Семь гномов»
,
«На лесной опушке»
.
Притягательная сила воды известна каждому. Современный человек отдает нахождению у водоема предпочтение перед всеми остальными видами отдыха. Мы решили создать водоём в нашей зоне отдыха. Вкопали ёмкость для воды, обложили камнями и заполнили водой. Рядом с водоёмом посадили неприхотливые растения и «поселили»
цаплю и лягушек. Так же в зоне отдыха расположили рокарий,
«сухой ручей»
.
Особое значение имеют декоративные объекты «Мельница»
,
«Колодец»
, оборудованные в целях нравственно — патриотического воспитания знакомства с жизнью и деятельностью людей в старину. Для воссоздания картины крестьянского дворика оборудовано подсобное хозяйство
«Деревенский дворик»
.
Большое внимание было уделено эстетичному виду территории дошкольного учреждения, так, все клумбы и ограждения ярко раскрашены, обновлены постройки на детских участках.
Заключительным этапом стало участие нашего дошкольного учреждения в районном конкурсе по благоустройству территории.
Всю работу по воплощению наших идей выполняли члены творческой группы, для этого им пришлось многому научиться и освоить многие профессии.
За время реализации проектаудалось достичь следующих результатов :
преобразована предметно — игровая среда ДОУ;
созданы клумбы: «Бабочка»
,
«Ромашка»
,
«Розарий»
;
расширили зону отдыха;
появились сказочные полянки: «Семь гномов»
,
«На лесной опушке»
создана визитная карточка, имидж детского сада;
на сайте детского сада демонстрируются результаты работы по благоустройству и озеленению территории ДОУ;
укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;
участники проекта смогли реализовать свои творческие способности;
дети воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная территория будет пополняться цветниками, клумбами. Планируется обогатить и обновить игровым и спортивным оборудованием детские прогулочные площадки, посадить хвойные деревья, кустарники между участками. Создать экологическую тропу, дорожки здоровья и фитоуголок, метеолабораторию, миниогород однолетних культур, патио.
Основные принципы планировки
Основные задачи частного детского сада — воспитание детей, обучение их основным навыкам существования в коллективе, общения, социального поведения. Начальное дошкольное образование и подготовка к школе — еще одна важная задача современных детских центров.
К тому же, в детском саду могут проводиться занятия в разного рода творческих кружках. В них дети будут учиться рисовать, лепить из пластилина и т. п. Главное, изначально определить основные направления работы детского сада, спектр предоставляемых услуг. Это поможет при составлении поэтажного плана здания детского учреждения. В детском саду дети воспитываются в разных возрастных группах.
Планировка детского сада с обозначением помещений
Для каждой группы необходимо отдельное пространство, в котором дети будут заниматься со своим воспитателем по основной программе, отдыхать, общаться друг с другом.
При планировке детских садов или центров необходимо четкое разграничение комнат для детей и служебных помещений.
Помещения разного предназначения (детские, административно-хозяйственные, обслуживающие, подсобные и т. п.) необходимо располагать отдельно друг от друга. Желательно обустроить хозяйственные, подсобные помещения в отдельной постройке. Вся внутренняя отделка помещений детских центров делается только из экологически чистых материалов высокого качества. Кроме того, помещения должно быть легко убирать. Все поверхности следует сделать прочными и легко моющимися. Это убережет детей от случайных травм и распространения инфекции.
Вариант проекта и планировки детского сада
Уборка должна производиться только химическими средствами, разрешенными для использования в помещениях для детей. Самостоятельная планировка здания и план прилегающей территории участка должна осуществляться исходя из основного предназначения детского учреждения.
Игровые и спортивные площадки
Для детской площадки для игр и спортивных занятий нужна достаточная площадь, чтобы обеспечить комфорт и безопасность детей. Для каждой группы детей младшего дошкольного возраста (до 3 лет) необходимо обустройство отдельной детской площадки для игр и прогулок размером не менее 150 м².
Пример оборудования спортивной площадки в детском саду
Для детей из старших групп (до 7 лет) размер детской площадки увеличивается до 180 м². Для детской площадки необходима защита от попадания прямых солнечных лучей. Это делается с помощью навесов. Для оформления детской площадки используются садовые фигуры, игровые приспособления, зеленые насаждения.
Все предметы, используемые при обустройстве ландшафтного дизайна, должны быть изготовлены из высококачественного и экологичного материала. Для зеленых насаждений следует выбирать безопасные растения: без шипов, ядовитых плодов и аллергенных веществ.
На каждой игровой площадке необходимо предусмотреть специальное место для воспитателя. Его располагают так, чтобы в поле зрения педагога попадала вся площадка.
Это позволит контролировать поведение детей и предотвратит нежелательные ситуации. От здания детского сада к прогулочным площадкам необходимо обустроить прямые дорожки, заасфальтированные или выложенные специальной плиткой. Дорожки к подсобным помещениям должны располагаться отдельно.
Для спортивных занятий на территории детского сада можно обустроить отдельную спортивную площадку размером примерно 250 м². На ней можно поставить небольшой бассейн глубиной не более полуметра и площадью около 30 м². Пользоваться этими объектами дети из разных групп должны в разное время, согласно расписанию.