Конспект урока обществознания в 6 классе по теме: » Человек-личность»
Конспект урока обществознания в 6 классе по теме: « Человек – личность»
Цели и задачи:
познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.
Планируемые результаты:
учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД:
Предметные:
применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества;
Метапредметные
– 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
Личностные:
направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Тип урока:
открытие нового знания.
Оборудование:
учебник, мультимедийная презентация
Ход урока:
1) организационный момент
2) мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступить полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми на ступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
— О чем она?
Тема урока: «Человек – личность».
— Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
— Откройте учебник на с. 8 и ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».
Итак, план уроков:
- Что такое личность.
- Индивидуальность – плохо или хорошо.
- Сильная личность – какая она?
3) Введение в новый материал
Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я? Какой я? Для чего я пришел в этот мир? Что я могу для него сделать?» в 21 веке люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» — и не могли на него ответить.
Древний поэт Софокл писал:
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
4) Работа по теме урока
1. Что такое личность (1 ч)
Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.
— Вспомните, какова двойственная сущность человека?
(биологическое и социальное)
Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек – высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo Sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.
Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.
В 19 веке Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек – венец природы».
Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.
Задание:
таким образом, мы видим, что человек – это биосоциальное существо.
Теперь ваша задача составить у себя в тетради схему:
1 вариант – пишет биологические черты и признаки человека, 2 вариант – социальные черты и признаки человека
Человек:
- существо биологическое – часть живой природы; организм, живущий по биологическим законам
- наделенное разумом общественное существо, которое: способно размышлять; решать самые сложные проблемы; может полноценно развиваться только в обществе себе подобных.
Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Поэтому ученые выделяют два этапа становления человека:
- детское общество – семья и школа (игра, труд, учение)
- взрослое общество – семья, работа (учение труд)
мы видим, что в ходе своего развития человек становится личностью.
— Что же такое личность? Какой образ у вас создается при слове «личность»?
Личность – совокупность качеств человека, которые появляются:
В процессе жизни в обществе,
В результате деятельности,
В процессе общения с другими людьми
Только личность обладает сознанием!
Сознание – это отношение человека к миру и понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает.
Сознание дает человеку возможность заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.
(схема на слайде)
Задание:
откройте с. 9, прочитайте и запишите ответы на вопросы в тетрадь:
1) С какого времени человек становится личностью?
Когда начинает понимать себя; с отделением своего я от других людей; с появлением индивидуальности; любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности
2) Все ли окружающие нас люди являются личностями?
Уважаема личность или нет можно, определить по тому, как человек трудится (учится, играет); относится к окружающему миру; оценивает самого себя
3) Запишите основные характеристики личности.
Умение трудиться; целеустремленность, воля, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, критически относиться к своим успехам.
Домашнее задание
1) Прочитать параграф 1, с. 8-9, ответить на вопросы после параграфа 1,2 (проверим себя), задание 1 (в классе и дома)
2) Ответить на вопросы рубрики «Обсудим вместе»
3) Прочитайте высказывание древнеримского философа Сенеки и объясните его смысл: « не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»
4) Опираясь на текст учебника и собственный опыт, оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя? Над чем еще нужно поработать? Какие качества личности особенно привлекательны для тебя, какие из них ты бы хотел развить у себя?
(устно)
2 урок (1ч) — продолжение
1)
проверка домашнего задания (устно)
2) работа по теме урока (продолжение)
2. Индивидуальность – плохо или хорошо
Задание: обратимся к рубрике картинная галерея на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета девушек. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.
— Можно ли по их внешнему виду определить черты характера, особенности поведения?
Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.
— по одному у доски: предположите из каких общих черт складывается индивидуальность? Какие ассоциации и мысли приходят вам в голову при слове индивидуальность? (итог – схема на слайде)
Индивидуальность:
- привычки (щелкать пальцами, грызть ручку и тд)
- внешность (лицо, волосы, телосложение)
- культура
- раса
- темперамент (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)
- способность к творчеству и др
Каждый человек неповторим, и это прекрасно. А теперь давайте рассмотрим, а что же формирует эту неповторимость, и какие существуют факторы, формирующие индивидуальность человека.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:
- наследственность и физиологические особенности (внешность, цвет глаз, форма носа, строение тела)
- факторы, проистекающие из окружения человека (в результате взаимодействия с семьей, друзьями, школа)
- черты и особенности характера человека (в результате личного саморазвития)
Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями и друзьями.
— задание на дискуссию – представьте, что мы пришли в дискуссионный клуб, где стоит проблемный вопрос – индивидуальность – это хорошо или плохо? Первый вариант – аргументы в защиту индивидуальности, второй вариант – аргументы против индивидуальности. Кто победит в этой дискуссии – самые активные получат пятерки, другие – ничего. Для помощи — с 12-13 учебника.
3) сильная личность – какая она?
Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.
— обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с 15. прочитаем вслух и ответим на вопросы:
— можно ли назвать Бетховена сильной личностью? Почему?
— это был пример известной на весь мир личности. А теперь прочитайте историю про мальчика Мишу на с. 15, второй абзац. Можно ли причислить Мишу к сильным личностям?
Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем, что может преодолеть свой страх. (рассказать им про свои страхи и у них спросить, чего они боятся)
Последняя наша с вами задача на сегодня – составить потрет сильной личности. Поможет нам дополнительный материал. Раздать материал про Ник Вуйчич и на основе учебника составить потрет сильной личности и вместе проверить.
Итог – сильная личность:
- в первую очередь думает об интересах дела. Которым занимается, придавая ему первостепенную важность, и только потом – о личной жизни, семье, отдыхе и т.д.
- стремится к вершинам, которые до нее никто не покорял
- обладает уверенностью в себе и своих силах, инициативностью
- обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя
- обладает творческим началом
- осознает свои возможности и стремится их расширить
- не признает авторитетов, стремится сделать все по-своему
Если есть время – прочитайте высказывания и определите, что их объединяет.
«Смешаться легко с толпой, но трудно в ней быть самим собой!» (группа «Эпидемия», Время Выбора)
«не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть – это невежество», а «подражание – самоубийство»» (Дейл Карнеги)
«Чем умнее человек, тем больше своеобычности видит он в каждом, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо» (Блез Паскаль)
4) домашнее задание
1) Прочитать параграф 1, с. 12-15, ответить на вопросы после параграфа 3,4 (проверим себя), задание 2-3 (в классе и дома)
2) Рассмотреть картину на с. 14 учебника, устно ответить на вопросы к картине
3) Задания из рабочей тетради письменно (на отдельных листочках)
Дополнительный материал к уроку.
Ник Вуйчич – возможно всё
«Ник Вуйчич родился в Австралии, в 1982 году в семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ни м вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже…плавает! А скорость его печатания на компьютере 43 слова в минуту. Но это только верхушка айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, по всему миру проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и без ног, а вдохновляет обычных людей: жить, не сдаваясь, жить для близких. Каждому из нас есть чему у него поучиться».