Урок географии, 9 класс, тема «Машиностроительный комплекс. Факторы размещения и география отраслей»


так то ЕНТ / География / Поурочные планы по географии 9 класс

Урок 36. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения

20.08.2014 18233 0

Цели: Познакомить с географии и факторами размещения машиностроительной отрасли. Дать определение понятиям «специализация» и «кооперирование».

Оборудование: Карта «Машиностроение».

Ход урока

I.

Организационный момент

II.

Проверка домашнего задания

Устно:

1) Рассказать о значении и составе машиностроительного комплекса.

2) Назовите проблемы машиностроительного комплекса и пути их решения.

Письменный вопрос у доски:

3) Составьте схему межотраслевых связей машиностроительного комплекса.

III.

Изучение нового материала

— Какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных за­водов? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмич­но, продукция была конкурентоспособна, а предприятие не было убыточным?

При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:

1.

Наукоемкость

— Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность) опираются на научную базу — НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемки­ми.

Вопрос: Определите географию наукоемких производств.

Ответ: География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами — в Подмосковье: Зеле­ноград, Жуковский, Обнинск, Королев.

2.

Трудоемкость

— Машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точ­ное), выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты ква­лифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и др.).

Вопрос: Определите географию трудоемких производств.

Ответ: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в ев­ропейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.

Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз — на Урале (Екатеринбург, Челябинск).

Работа с картой: По карте атласа найдите 5 центров тяжелого машиностроения.

Практическая работа

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоем­кого машиностроения.

а) По карте «Машиностроение» атласа, или уч. Д., рис. 36, с. 101, определите ос­новные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

б) Назовите центры этих отраслей машиностроения.

в) Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа «Плотность населе­ния» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

1. Специализация и кооперирование

— Одними из форм организации производства являются специализация и коопе­рирование.

Запись в тетрадь

Специализация — это выпуск предприятием однородной продукции. Это необхо­димое условие повышения эффективности работы промышленности.

Обратная сторона этого процесса — кооперирование, т. к. специализация подразу­мевает тесные связи между предприятиями-смежниками — кооперационные связи.

Запись в тетрадь

Кооперирование — это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающими совместно определенную продукцию.

2. Транспортный фактор

— Некоторые предприятия машиностроения размещают рядом с потребителем, так как их продукцию сложно транспортировать, поэтому транспортный фактор имеет большое значение. Например, морское судостроение размещается в портах, а зерноуборочные комбайны в степном пшеничном районе — Ростов-на-Дону.

I. Закрепление

— Какие отрасли машиностроения (уч. Д., табл. 2, приложение) производят тру­доемкую продукцию? (Приборостроение, электротехническая, авиастрое­ние, станкостроение.)

— Назовите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения. (Часы, телеви­зоры, самолеты, станки.)

— Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? (Горно-шахтное оборудование, металлургическое, энергетическое.)

— Какие факторы влияют на размещение предприятий трудоемкого и металлоемко­

го машиностроения? (Наличие высокой концентрации населения, квалифициро­ванных кадров — условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла -условие для размещения металлоемкого машиностроения.)

Домашнее задание

По уч. Д.: §18-19; По уч. А.: §31.

Задание социокультурного практикума № 1-2 (по выбору).
Вопросы для самооценки № 5,6.

Конспект урока «Машиностроение РФ, факторы размещения» по географии для 9 класса

Методическая разработка урока по географии в 9 классе по теме «Машиностроение РФ, факторы размещения».

Методический материал по географии (9 класс).
Автор
: Замолоцких Елена Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ с. Сторожевое Усмаснкого района Липецкой области

Базовый учебник:

Дронов В. П. География России. Население. Хозяйство. 9 класс / В. П. -Дронов, В. Я. Ром,. — М.: Дрофа, 2009.

Цель:

сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;

Задачи:

1) Развитие познавательных умений (выделять главное, составлять схемо-конспект, устанавливать причинно-следственные связи); 2) Развитие умений частично-поисковой, познавательной и исследовательской деятельности (частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы и ее решение, самостоятельное видение проблемы); 3) Развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы;

Основные ЗУН:

Машиностроение, его значение и отраслевой состав. Связь с другими отраслями.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

У.

За последние 10 лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%. Машиностроение – это лидер экономики страны. Почему? Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года? Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем заключаются проблемы отечественного машиностроения.

Подводящий диалог.
Учитель (У).
Что является продукцией машиностроения? Приведите примеры продукции машиностроительного комплекса, с которыми вы встречаетесь в жизни.

Ученик (Уч)

. Разные машины. Примеры ,как правило простые.

У

. На самом деле МК выпускает огромное количество продукции и включает в себя более 200 отраслей. Мы можем разбить их на три большие группы.

Работа с рис. 28 на стр. 64

Составление вместе схемы состава машиностроения.

Факторы размещения

:

1. Металлоемкость 4. Ориентация на потребителя

2. Наукоемкость 5. Транспортный

3. Трудоемкость 6. Военно-стратегический

Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

У

.Давайте рассмотрим в атласе карту машиностроения. Пунсонов много, что они означают, как размещены.( Работа с легендой карты).

Уч.

Пунсонов много, размещены не равномерно, не понятно.

У

. Какой вопрос возникает?

Уч

. Факторы размещения машиностроения ( план характеристики комплекса они знают)

У. Значит какая главная задача урока?

Уч.

Факторы размещения машиностроения.

Тема урока фиксируется на доске.

У.

Давайте рассмотрим на примере машиностроения Липецкой области.

Какие какую продукцию машиностроительного комплекса выпускают предприятия Липецкой области?

Уч.

1. тракторы, станки, электротехническое оборудование

Побуждающий диалог

У

.Посмотрим по схеме к каким группам отраслей относятся наши предприятия.

Ответ.

Точное, общее, среднее, транспортное.

У.

Что производит предприятие Липецкий тракторный завод? Что нужно для производства продукции?….В процессе беседы выясняем — трудовые квалифицированные ресурсы и наукоемкость.

Чем объясняется специализация машиностроительных предприятий Липецкой области?

Вывод- ориентация на квалифицированные ресурсы и наукоемкость.

(При работе с учениками старших классов желательно выдвижение гипотез, но допустима проверка гипотез учителем, сообщение аргумента.)

По схеме работаем и карте, выясняя факторы размещения, заполняем схему.

У

. особенности машиностроения – специализация и кооперирование. Даем определение (работа с учебником).

Применение знаний учениками.
Деловая игра
. Ребята, представьте, что вы предприниматели. Выбрав города по карте атласа, установите, какое машиностроение там развито, почему? Какое предприятие вы бы еще разместили в этом городе, ответ обоснуйте.

Подведение итогов работы:

  1. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы учебной цели? В какой степени?
  2. Оцените свою работу.
  3. Домашнее задание: прочитайте §14, 15, 16 и предложите свои варианты создания новых машиностроительных предприятий на территории Липецкой области. Варианты- обоснуйте.
  4. Определите круг проблем, связанных с географией машиностроительного комплекса.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: