Конспект по музыке на тему «Лирические и трагические музыкальные образы Ф. Шуберта» (7 класс)


Конспект урока музыки «Музыкальный образ и мастерство исполнителя» (6 класс)

Урок №6 (6 класс)

Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

«Это не театральные маски, а человеческие воскрешаемые на каждом спектакле»

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным

Задачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

Тип урока: Урок комбинированный

Вид: урок — портрет

Материал для слушания

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина

Ход урока

I. Организационный момент(

музыкальное приветствие)

II. Вокальная работ

а «Ласточка» Е. Крылов исполнение знакомой песни, работа над выразительностью исполнения, ансамблем

1. Распевание на первые 2 опорных звука (секста)

2. Пропевание по фразам – следить за чистотой интонации, правильностью дыхания

3. Беседа

по содержанию песни:

— О чем рассказывает песня? (раскрывается образ ласточки, которая всегда стремиться возвратиться на родину)

— С каким чувством нужно исполнять её? Определение исполнительского плана песни, кульминации (3 куплет)

Выразительное исполнение классом песни

III. Работа по теме:

— Какой жанр прозвучал на уроке?

— Песня – жанр вокальной музыки.

— Какую музыку мы называем вокальной?

— Музыку, предназначенную для голоса.

Сейчас мы услышим знакомое произведение, постарайтесь вспомнить его название, автора музыки, определить тип голоса исполнителя.

Слушание «ария Сусанина» (фрагмент)

— Прозвучал фрагмент из арии Ивана Сусанина из одноименной оперы. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса, такой голос называют басом. Первым исполнителем партии Сусанина стал бас О. Петров (слайд № 2)

— Давайте вспомним классификацию голосов (работа со слайдом № 3) учащиеся называют голоса мужские и женские, распределяют их по высоте)

— Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине.

«Мозговой штурм» — Что я знаю о Шаляпине?

Дополнение – сообщение учащегося о голосе великого певца

Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):

«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, — это его… внутренняя гибкость и проникновенность».

Обобщение сказанного

Работа в тетради

: Построение логической цепочки: «Ф. Шаляпин – русский исполнитель (бас) – уникальный тембра голоса – ……

Показ портрета (

Кустодиев) Слайд № 4

Слайд № 5

Слушание «Рондо

Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина

— Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

— Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе) Слайд № 6

— Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?

— Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»

Чтение отрывка

из воспоминаний Шаляпина (учебник с. 26)

— Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

— Нужно прочувствовать то, о чем поешь

«Песня Варяжского гостя» слушание

, анализ

— Каким вы представляете образ этого героя? Показ иллюстрации (Слайд №)

— Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота

IV. Итог:

анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».

— Как вы понимаете слова Шаляпина? (цитата)

— С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?

— Каким по тембру голосом он обладал?

Учащиеся дописывают логическую цепочку « — великий артист»

Выразительное исполнение песни «Ты человек» Е. Крылатов

Использованные материалы:

Учебник «Музыка». 6 класс. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. – М.: Просвещение, 2007.

https://www.shalyapin-museum.org/content/view/5/479/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: