Конспект урока музыки «Музыкальный образ и мастерство исполнителя» (6 класс)
Урок №6 (6 класс)
Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
«Это не театральные маски, а человеческие воскрешаемые на каждом спектакле»
Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным
Задачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству
Тип урока: Урок комбинированный
Вид: урок — портрет
Материал для слушания
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина
Ход урока
I. Организационный момент(
музыкальное приветствие)
II. Вокальная работ
а «Ласточка» Е. Крылов исполнение знакомой песни, работа над выразительностью исполнения, ансамблем
1. Распевание на первые 2 опорных звука (секста)
2. Пропевание по фразам – следить за чистотой интонации, правильностью дыхания
3. Беседа
по содержанию песни:
— О чем рассказывает песня? (раскрывается образ ласточки, которая всегда стремиться возвратиться на родину)
— С каким чувством нужно исполнять её? Определение исполнительского плана песни, кульминации (3 куплет)
Выразительное исполнение классом песни
III. Работа по теме:
— Какой жанр прозвучал на уроке?
— Песня – жанр вокальной музыки.
— Какую музыку мы называем вокальной?
— Музыку, предназначенную для голоса.
Сейчас мы услышим знакомое произведение, постарайтесь вспомнить его название, автора музыки, определить тип голоса исполнителя.
Слушание «ария Сусанина» (фрагмент)
— Прозвучал фрагмент из арии Ивана Сусанина из одноименной оперы. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса, такой голос называют басом. Первым исполнителем партии Сусанина стал бас О. Петров (слайд № 2)
— Давайте вспомним классификацию голосов (работа со слайдом № 3) учащиеся называют голоса мужские и женские, распределяют их по высоте)
— Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине.
«Мозговой штурм» — Что я знаю о Шаляпине?
Дополнение – сообщение учащегося о голосе великого певца
Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):
«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, — это его… внутренняя гибкость и проникновенность».
Обобщение сказанного
Работа в тетради
: Построение логической цепочки: «Ф. Шаляпин – русский исполнитель (бас) – уникальный тембра голоса – ……
Показ портрета (
Кустодиев) Слайд № 4
Слайд № 5
Слушание «Рондо
Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина
— Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)
Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.
— Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе) Слайд № 6
— Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?
— Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»
Чтение отрывка
из воспоминаний Шаляпина (учебник с. 26)
— Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?
— Нужно прочувствовать то, о чем поешь
«Песня Варяжского гостя» слушание
, анализ
— Каким вы представляете образ этого героя? Показ иллюстрации (Слайд №)
— Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота
IV. Итог:
анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».
— Как вы понимаете слова Шаляпина? (цитата)
— С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?
— Каким по тембру голосом он обладал?
Учащиеся дописывают логическую цепочку « — великий артист»
Выразительное исполнение песни «Ты человек» Е. Крылатов
Использованные материалы:
Учебник «Музыка». 6 класс. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. – М.: Просвещение, 2007.
https://www.shalyapin-museum.org/content/view/5/479/