- Доклады и сообщения
- Разное
- Балет Ярославна
Впервые драматическая танцующая труппа «Ярославна», в исполнении хореографии и симфонии, произошла в 1974 г. Спектакль прошел в Ленинградском академическом малом театре. Представление было задумано, как смешение балета с хоровым исполнением и пантомимы. Образность «Ярославна» представила себя в новом обличии в искусстве современного балета.
Исторический момент спектакля
Это произведение задумал поставить ленинградский специалист по танцам в балете О.М.Виноградов. Это был не просто отечественное преставление, а была изображена подлинность и его дух. Схема танца и его графика должны были изменить всю структуру простого балета. Для этого Виноградов привел композитора Б. Тищенко, который ранее был последователем Д. Шостаковича. Тищенко заинтересовало такое предложение и вскоре он стал автором этого музыкального произведения. Его путь к славе не был простым и его музыка шла к слушателям годами. Самым известным его произведение стала «Ярославна». Сам Борис же представил свою партию и ввел еще хоровое исполнение, при этом изложил ход своих мыслей в письменном виде. Обыкновенное театральное представление должно проходить с точным вхождением в эпизод харизматичном виде. Ярославна сюда так не подходила. Тищенко сразу был против, он самостоятельно разобрался в определении каждого эпизода. Виноградов беспрекословно подчинился работе Борису. Работа заключалась в том, чтобы исключить вариации таких, как па-де-де и тому подобных движений по сцене.
На сценографию был приглашен Ю.Любимов, это руководитель художественной самодеятельности театра на Таганке.
Хоровое выступление в мужском обличии передает уникальную энергичность военного похождения, а какое прекрасное звучание издают оркестровые наигрыши. В первом акте звучит свирель, ее звук напоминает народное исполнение песен.Во втором действии слышны усыпляющие стоны скрипки. Затем издаются некоторые шорохи, передавая моменты наступления битвы. В третьем акте передаются многие моменты плача княжны, стоны пахаря, читаные молитвы.
В качестве консультанта выступал академик Д.С.Лихачев.
Получившийся спектакль «Ярославна» был просто оригинальным и вскоре разрешили выступать на гастролях за рубежом.
Доклад №2
Впервые балет был поставлен в Ленинградском академическом оперном театре в 1974 году. Балетмейстером выступил хореограф О. М. Виноградов, он же составил либретто ко всему балету и продумал костюмы. По его задумке спектакль должен был быть пронизан русским духом от начала и до конца, воплощать в себе традиции русского народа, отражать истинно русские ценности. Постановка состояла из трех актов и кардинально отличалась от традиционного академического русского балета. Спектакль сочетал в себе хореографию, пантомиму и хоровое пение, что в то время было воспринято как новаторство в этом виде искусства.
Композитором выступил Борис Тищенко — ученик известного Дмитрия Шостаковича. Он самостоятельно установил длительность каждого музыкального отрывка и не стал следовать традиционным балетным установкам.
В основу спектакля легло знаменитое произведение “Слово о полку Игореве”. Сценография была возложена на знаменитого режиссера и художественного руководителя Юрия Любимова, особую роль которого отметил Б. Тищенко. Стоит отметить, что в написании сценария участвовал лучший специалист по данной летописи — Д.С. Лихачев.
Вопреки опасениям создателей, спектакль был хорошо встречен зрителями и даже разрешен к вывозу на гастроли, где был успешно показан на Авиньонском фестивале во Франции. Критики обратили особое внимание не только на русскую атмосферу, которую так стремились создать авторы, но и на историческую достоверность спектакля.
Действующие лица:
- Княгиня Новгород-Северская (Ефросиния Ярославна);
- Князь Новгород-Северский (Игорь);
- Половецкий хан Кончак;
- Сын князя Игоря Владимир;
- Князь Киевский Святослав Великий;
- Другие действующие лица — Плакальщицы, Князья, Русские и Половецкие воины.
Сюжет:
- 1 действие: экспозиция, завязка сюжетных линий. Междоусобицы. На Руси, угроза извне, намерение князей совершить поход, интриги в их рядах. Хор в песне «Стоне Русской земли» повествует о разногласиях князей: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». Терзаемая междоусобицами провоцирует своей слабостью набеги половцев. «Усобица» показывает зрителю ужас этих нападений, смерть и пленение мирного населения. Мощная сцена «Затмение» в конце первого акта давит на зрителей, показывает безысходность сложившегося положения. Звук всех инструментов оркестра резко обрывается, наступает генеральная пауза.
- 2 действие: первое сражение войска Игоря с половцами, где последние терпят поражение. Вечером победители пируют и развлекаются, не зная, что в это время их окружают вновь прибывшие силы половцев.
- 3 действие: поражение и пленение князя Игоря. Его жена Ярославна скорбит о поражении его войска. Князь совершает побег, действие завершается его призывом к мести половцам.
Балет «Ярославна» по-прежнему является образцом русского искусства и находит отклик в сердцах зрителей и критиков.
7 класс краткое содержание
Урок Балет Ярославна Б. И. Тищенко
Тема урока: Балет «Ярославна» Б.И. Тищенко (7 класс)
Цель:
Познакомить детей с балетом «Ярославна», творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного. Прослушать отрывки из балета.
Задачи:
— развивать навыки музыкального восприятия произведений;
— воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
— закрепить понятие балет, программа спектакля.
— повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»
Ход урока:
- Сообщение темы урока (Слайд 1)
У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.
У: Что такое балет?
Дети: — музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де — танец вдвоем, па-де- труа — танец втроем.
У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )
Особенности современного балета.(слайд 3)
У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»
У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.
Давайте вспомним, о чем это произведение?
Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение, князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………
Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна». (Слайд 4)
Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 — 10 декабря 2010 года,
В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.
В этом балете все по новому.
В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина «Князь Игорь», композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.
Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)
Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)
Как же создавался этот балет.
Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.
Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!
В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.
Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.
Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.
1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).
2. Привычных па -де-де и любовных сцен вообще нет.
3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор «Стон Русской Земли»
4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они
танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…
5. Декорации — тексты старинных хроник и летописей.
Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.
Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.
У: Балет «Ярославна» — балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)
В основе балета — подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды — «Сборы в поход», «Жёны русские», «Поход», «ЗаОкружение», «Вторая битва», «Плен», «Плач Ярославны», «Побег», «Призыв к единению».
Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные «завывания» у оркестра («Степь смерти»), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.
У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.
Слушание
Вступление
У:
Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
Ответы детей:
У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»
Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.
Слушание
У:
Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»
Ответы детей:
У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.
Ключевые фрагменты текста «Слова о полку Игореве» (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.
В «Стоне Русской земли» мужской хор повествует о распрях русских князей: «Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же»». Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В «Усобице» мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь («Убитый»). Возвращаются интонации русского плача.
У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»
Вывод: (Слайд 12,13,14)
Обобщение:
- Назовите особенности современного балетного спектакля.
- Кто написал балет «Ярославна»
- Почему автор назвал так свой балет.
- Как открывается 1 действие.
Домашнее задание:
Что хотел сказать автор словами в финале оперы:
Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.
Ярославна, балет в трех действиях по «Слову о полке Игореве», соч. 58, (1974)
1. Действие I (36:21)
Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому, Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю, Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение
2. Действие II (23:54)
Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами, Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой, Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол
3. Действие III (29:57)
Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти, Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик — пахарь, Возвращение, Призыв, Молитва
Популярные темы сообщений
- Электронная почта
Электронная почта представляет собой информацию, хранящуюся на компьютере, которая передается между двумя пользователями посредством телекоммуникаций. Проще говоря, электронная почта – это сообщение, которое может содержать текст, файлы, - Малая медведица-созвездие
Ночное ясное небо прекрасно своим звездным разнообразием. Еще с давних времен люди, любуясь небосклоном, присваивали определенным группам звезд разные названия, искали в их очертаниях сходство с предметами или животными. - Достопримечательности Китая
Территория Китая занимает достаточную часть суши. Именно здесь зародилась богатая культура и уникальные природные достопримечательности. Мы знаем о Китае не только благодаря возникшему конфуцианству, изобретению пороха,
История постановки балета
История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.
Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.
Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:
- Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
- Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
- Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
- Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
- Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.
Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.
Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.