Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.
Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.
Ранние годы
Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.
Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.
Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.
Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.
Самоанализ урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Италии»
1. Введение в урок
Урок проведен в 4 «_» классе (образовательная организация) г. __________. В классе __ человек – __ девочек и ___ мальчиков. Уровень обучаемости: на репродуктивном уровне – __ человек, на конструктивном – __, на творческом – __. Уровень обученности: высокий – __человек, средний – __человек, низкий – __ человек.
Тема года этого класса: Музыка народов мира. Данный урок – первый по теме «Музыка Италии». Имеет среднюю сложность: несмотря на изучение музыкальных произведений других стран и народов, музыка Италии имеет свои специфические особенности.
Тема урока: Музыка Италии.
Дидактическая цель урока – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Цели по содержанию были поставлены перед учащимися.
- Образовательная: способствовать ознакомлению с музыкальной культурой Италии, познакомить с терминами «баркарола», «дискант».
- Развивающая: продолжить формировать умение слушать и анализировать музыкальные произведения, сравнивать мелодику разных стран, развивать умение контролировать процесс дыхания, способствовать расширению кругозора учащихся.
- Воспитательная: воспитывать уважение к культуре других народов, чувство патриотизма.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Средства обучения: мультимедийная презентация «Музыка Италии», карточки для учащихся «Звонок другу», фортепиано, тексты песни «Белла чао».
2. Дидактический анализ урока
Дидактическая цель урока определила логику построения урока, а также характер взаимодействия учителя и учащихся.
Образовательная цель урока проходила через содержание учебного материала. Работа по ознакомлению с музыкой Италии велась на всех этапах урока — актуализации, мотивации и целеполагания, первичного изучения учебного материала, осознания и осмысления материала. Работа над ознакомлением с новыми терминами велась в ходе изучения нового материала.
На уроке велась работа по развитию умения сравнивать мелодику разных стран на этапе изучения нового материала.
Логика изучения учебного материала определила смену видов деятельности и форм организации познавательной деятельности: фронтальная — на большинстве этапах урока, парная – на одном из этапов урока. Выбранные ФОПД обеспечивают сотрудничество между учителем и учениками, способствуют включению каждого школьника в деятельность по достижению поставленной цели.
Выбранные методы урока соответствуют уровню возможностей данного класса. Частично-поисковый метод, используемый на начальных этапах урока и в процессе изучения нового материала, способствует развитию мотивации к изучению нового материала, использование объяснительно-иллюстративного метода обусловлено тем, что предложенный материал неизвестен учащимся, репродуктивный метод способствует более прочному усвоению. Выбранные методы обеспечивают усвоение теоретических знаний и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
Средства, в том числе информационные технологии, используемые на уроке, обеспечивали развитие познавательного интереса.
На уроке осуществлялись межпредметные связи: музыка – история, музыка – МХК, что также способствует развитию познавательного интереса и мотивационной сферы обучающихся.
Для достижения развивающей цели урока использовалась беседа, которая позволила организовать работу над развитием устной речи учащихся, приемы вокальной педагогики, которые способствовали постановке правильного певческого дыхания. Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке, является инновационными, предложенные приемы могут использоваться на каждом уроке музыки, что в конечном итоге приводит к укреплению здоровья обучающихся.
Достижению поставленных воспитательных целей способствовали содержание урока, выбранные формы организации познавательной деятельности на этапах изучения нового материала и в ходе осознания и осмысления.
3. Реальный результат урока. Считаю, что цель, поставленная на урок, была достигнута.
4. Вывод по уроку. Достижению поставленной цели способствовали отбор содержания, тип урока, ФОПД, методы, средства, приемы. В ходе урока в планируемые этапы урока были внесены изменения, связанные с (обстоятельства и причины внесенных изменений).
5. Резервы урока.
Полный текст материала Самоанализ урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Италии» смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Бисерова Юлия Петровна → Публикатор 30.09.2015 0 10315 658 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий
Начало карьеры композитора
Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.
После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.
К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).
В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.
Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.
Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.
Музыка, рожденная путешествиями
Яркими страницами в жизни многих выдающихся композиторов были путешествия по разным странам мира. Полученные от поездок впечатления вдохновляли великих мастеров на создание новых музыкальных шедевров.
Большое путешествие Ф. Листа.
Известный цикл фортепианных пьес Ф. Листа называется «Годы странствий». Композитор объединил в нём множество произведений, навеянных посещением знаменитых исторических и прославленных культурных мест. Красоты Швейцарии отразились в нотных строках пьес «У родника», «На Валленштадтском озере», «Гроза», «Долина Обермана», «Женевские колокола» и других. Во время пребывания с семьёй в Италии Лист познакомился с Римом, Флоренцией, Неаполем.
Ф. Лист. Фонтаны виллы д.Эсте (с видами виллы)
Фортепианные произведения, написанные под впечатление этого странствия, вдохновлены итальянским искусством эпохи Возрождения. Эти пьесы подтверждают и убеждение Листа, что все виды искусств находятся в теснейшем родстве. Увидев картину Рафаэля «Обручение», Лист пишет музыкальную пьесу с таким же названием, а суровая скульптура Л. Медичи работы Микеланджело навеяла миниатюру «Мыслитель».
Образ великого Данте воплощен в фантазии-сонате «По прочтении Данте». Несколько пьес объединены заголовком «Венеция и Неаполь». Они представляют собой блестящие транскрипции популярных венецианских мелодий, есть среди них и зажигательная итальянская тарантелла.
В Италии воображение композитора поразила красота легендарной виллы д. Эсте XVI в., архитектурный комплекс которой включал дворец и пышные сады с фонтанами. Лист создаёт виртуозную, романтическую пьесу «Фонтаны виллы д. Эсте», в которой слышен трепет и мерцание водяных струй.
Русские композиторы–путешественники.
Основоположнику русской классической музыки М. И. Глинке удалось побывать в разных странах, в том числе – в Испании. Композитор много ездил верхом по селениям страны, изучая местные обычаи, нравы, испанскую музыкальную культуру. В итоге были написаны блестящие «Испанские увертюры».
М. И. Глинка. Арагонская хота.
Великолепная «Арагонская хота» основана на подлинных танцевальных мелодиях провинции Арагон. Музыка этого произведения характеризуется яркостью красок, сочностью контрастов. Особенно эффектно звучат в оркестре кастаньеты – столь типичные для испанского фольклора.
Жизнерадостная грациозная тема хоты врывается в музыкальный контекст, после медленного величавого вступления, с блеском, подобно «струе фонтана» (по замечанию одного из классиков музыковедения Б. Асафьева), постепенно превращаясь в ликующий поток безудержного народного веселья.
М. И. Глинка Арагонская хота (с танцем)
М.А. Балакирев был восхищён колдовской природой Кавказа, его легендами, музыкой горцев. Он создаёт фортепианную фантазию «Исламей» на тему кабардинской народной пляски, романс «Грузинская песня», симфоническую поэму «Тамара» по известному стихотворению М. Ю. Лермонтова, которое оказалось созвучно замыслам композитора. В основе поэтического создания Лермонтова лежит легенда о прекрасной и коварной царице Тамаре, зазывающей рыцарей в башню и обрекающей их на смерть.
М. А. Балакирев «Тамара».
Вступление Поэмы рисует мрачную картину Дарьяльского ущелья, а в центральной части произведения звучат яркие, полные страсти мелодии в восточном стиле, раскрывающие образ легендарной царицы. Завершает Поэму сдержанная драматическая музыка, указывающая на трагическую судьбу поклонников лукавой царицы Тамары.
Мир стал тесен.
Экзотический Восток влечёт к путешествиям К. Сен-Санса, и он посещает Египет, Алжир, Южную Америку, Азию. Плодом ознакомления композитора с культурой этих стран явились сочинения: оркестровая «Алжирская сюита», фантазия «Африка» для фортепиано и оркестра, «Персидские мелодии» для голоса с фортепиано.
Композиторам XX в. не нужно было неделями трястись в дилижансе по бездорожью, чтобы увидеть красоты дальних стран. Английский музыкальный классик Б. Бриттен в 1956 г. отправился в большое путешествие и побывал в Индии, Индонезии, Японии, на Цейлоне.
Балет – сказка «Принц пагод» родился под впечатлением от этого грандиозного вояжа. История о том, как злая дочь Императора Эллин отнимает у отца корону, а у сестры Розы пытается отнять жениха, соткана из многих европейских сказок, вкраплены туда и сюжеты восточных легенд. Прелестную и благородную принцессу Розу коварный Шут увлекает в мифическое Царство Пагод, где её встречает заколдованный в чудище-Саламандера Принц.
Поцелуй принцессы снимает чары. Заканчивается балет возвращением на трон отца-Императора и свадьбой Розы с Принцем. Оркестровая партия сцены свидания Розы и Саламандера насыщена экзотическими звучаниями, напоминающими балийский гамелан.
Б. Бриттен «Принц Пагод» (принцесса Роза, Саламандер и Шут).
Автор – Алла Чайка.
Расцвет творчества
В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.
В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название — «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.
Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.
Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.
Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.
Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».
Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.
Музыка Италии
Музыка Италии известна во всем мире. Нет ни одной страны и ни одного континента, где бы о ней ничего не слышали. Италию считают колыбелью музыкального искусства, страной, подарившей миру величайший жанр – оперу. В этой статье мы поделимся с вами несколькими любопытными сведениями из истории музыкальной культуры этого солнечного государства.
Совершенству есть предел?
Одним из главных символов Италии считается миланский оперный театр «Ла Скала». Почему он завоевал такое признание и любовь всего мира? Все далеко не просто – театр совершенен во всем. Удивительное по красоте здание, выдержанное в строгом стиле, великолепная акустика, тщательно продуманное расположение мест в роскошно отделанном зрительном зале, всегда талантливейший исполнительский и актерский состав, гениальные дирижеры и еще более гениальная музыка… Ну и самое главное – считается, что театр построен в идеальном для такого помещения месте. А все потому, что при раскопках территории для его постройки строители обнаружили огромный кусок мрамора, на котором был высечен самый знаменитый актер древнего Рима – мим Пилад. Такую находку посчитали настоящим знаком свыше, подтверждающем правильность выбора места – ну а как иначе, если его собственноручно указал один из самых великих трагиков древности?
Жертвы прекрасного пения
А еще эта солнечная страна считается родиной бельканто – виртуозного и изящного стиля пения, покорившего весь мир, стиля, без которого немыслима барочная музыка Италии. И правда, как тут остаться равнодушным, если все певцы этого стиля практически в совершенстве владеют голосом? Необыкновенно широкий вокальный диапазон, затрагивающий очень высокие звуки, блестящая колоратура, сложнейшие пассажи и просто невообразимая длительность дыхания. Все бы ничего, но владели этим искусством, преимущественно, мужчины.
Для обучения искусству прекрасного пения отбирали одаренных маленьких мальчиков и отправляли в специальные учебные заведения. Там юных певцов на протяжении нескольких лет ежедневно обучали вокалу. Если у ребенка обнаруживались выдающиеся певческие способности, его подвергали кастрации, чтобы после так называемой «ломки» голоса качество его пения не изменилось. Из таких детей вырастали певцы с феноменальными голосами. Один из самых известных певцов-кастратов – Карло Броски (Фаринелли).
Но откуда пошла такая «мода» на проведение этих страшных операций с детьми? Оттуда, откуда, как говорится, не ждали. Певцов-кастратов готовили, начиная с III века, для пения на службах в церкви. В католическом пении категорически запрещалось участвовать женщинам, а высокие голоса были необходимы. Расцвета искусство бельканто достигло во второй половине XVII столетия.
Когда фамилия обязывает
Одна из самых распространенных фамилий среди творцов искусства конца XV-XVI века – Аллегри. Может, никто бы не обратил на нее внимания, если бы не прямое родство этого слова с музыкальным термином. Аллегро в музыке применяется для обозначения темпа, характера музыкального произведения, и даже его частей. Поэтому, совершенно не удивительно, что в числе творцов заявленной эпохи такую фамилию носили несколько композиторов. Но мы обратимся только к одному, самому знаменитому.
Большую часть своей жизни Грегорио Аллегри отдал работе в Сикстинской капелле в Ватикане, где всецело посвятил себя церковной музыке. Его самое известное произведение называется «Мизерере». Название сочинению дано по первому слову его текста — «Miserere» в переводе с латинского означает «Помилуй». Его считают эталоном своего времени, величайшим шедевром музыки Италии. И, может быть, это творение со временем забылось бы в музыкальной истории, если бы не одно но. Ватикан строго настрого запретил копировать его и выносить его из церкви, а в случае нарушения указа грозил отлучением от церкви. Так оно и было до тех пор, пока однажды это произведение не услышал В. А. Моцарт. Придя домой, он записал его по памяти. Так произведение Аллегри увидело мир, а 14-летнего гения так и не наказали.
Конечно, в итальянской старинной музыке масса всего интересного, о чем можно еще рассказать. Это крупнейший и ценнейший пласт мировой культуры, оказавший влияние на музыкальное искусство всего мира. Особую роль она сыграла для нашей страны. Итальянцы не только познакомили россиян с жанром оперы, но и научили русских композиторов ее сочинять. Но это уже совсем другая, но не менее интересная история.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Видео: слушать музыку Италии
Поздние годы. Смерть
Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.
В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.
В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и зажигательной плясовой.
За работой.
Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.
Факты из жизни
Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:
- Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
- В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
- Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
- Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.