«План индивидуальной работы с детьми первой младшей группы» календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему


Значение индивидуальной работы в младших группах ДОУ

Индивидуальная работа в детском саду — это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель. Для младшего дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с малышом или в малых группах (до 3 человек), где объединяются ребята со сходными проблемами. Особенно актуально проведение индивидуальных занятий с детьми первой и второй младших групп (1,5–4 года), которые:

  • не посещают детский сад регулярно (например, из-за того, что часто болеют);
  • имеют низкую работоспособность, пассивны на занятиях;
  • отличаются застенчивостью или заторможенностью.

Индивидуальная работа позволяет предотвратить педагогическую запущенность младших дошкольников, то есть нарушения в развитии ребёнка, связанные с недостаточностью воспитания и обучения.

Проведение индивидуальной работы в образовательном процессе ДОУ помогает учитывать личностные особенности каждого малыша

Цели и задачи индивидуальной работы в первой и второй младших группах

Миссия проведения индивидуальных занятий заключается в создании условий для всестороннего развития личности ребёнка и реализации потенциала, заложенного в нём природой. Реализовать поставленную цель позволяет последовательное решение задач, заключающихся в:

  • ежедневном охвате вниманием каждого малыша (это позволяет избежать ситуаций, когда, например, ребёнок-флегматик чувствует себя неуютно в коллективе просто из-за того, что он не успевает проявить себя на прогулке, при выполнении задания, так как его товарищи — более расторопные холерики);
  • детальном изучении личностных и образовательных особенностей каждого ребёнка для целесообразного использования его потенциала в учебно-воспитательном процессе (к примеру, хорошо говорящие малыши могут принимать участие в постановках утренников, несмотря на то, что, как правило, они в таких мероприятиях в силу возраста исполняют роли зрителей);
  • методически грамотном выборе форм и приёмов взаимодействия с ребятами (к примеру, с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками, подойдут парные формы работы, а с теми, у кого есть пробелы в знаниях, — индивидуальные);
  • своевременной коррекции взаимоотношений с товарищами и взрослыми (например, если ребёнок целый день сидит в одиночестве, отказывается играть, то, возможно, он поссорился с товарищем, с которым обычно проводит время в группе, на прогулке).

Индивидуальная работа на прогулке помогает детям социализироваться

Кто занимается индивидуальной работой с детьми

В зависимости от направления индивидуальной работы она может проводиться педагогами разной специализации.

Воспитатель

Прежде всего, индивидуальная работа проводится, если у малыша есть проблемы в усвоении знаний, умений, навыков или в социализации. Для воспитателя группы проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком является обязательным элементом педагогической деятельности. Кроме того, воспитатель в младшей группе занимается коррекционной работой, затрагивающей сферы деятельности других специалистов. Например, разучивает песни с ребёнком, пропустившим несколько музыкальных занятий. Такая ситуация объясняется особенностями развития детей младшего дошкольного возраста. Для того чтобы привыкнуть, а значит, и довериться человеку, им необходимо довольно длительное время. На момент первого, второго года посещения ДОУ самым близким оказывается воспитатель (и его помощник). А это значит, что, образно говоря, воспитатель для малыша — это учитель, музыкант, спортсмен, врач и даже родитель.

Узкие специалисты

В случае проявления заторможенности из-за нарушений протекания психических процессов, например, трудностей в запоминании материала, или при наличии проблем в семье (к примеру, когда родители разводятся) индивидуальное взаимодействие с малышом проводит психолог. Музыкальный руководитель обычно осуществляет индивидуальную работу в том случае, если ребёнок пропустил несколько занятий и не выучил текст песен или движения танца. С детьми, имеющими отклонения в физическом развитии, занимается инструктор по физическому воспитанию.

Отдельно стоит остановиться на работе логопеда. Поскольку речь идёт о детях 1,5–4 лет, которые только начинают говорить, об исправлении индивидуальных нарушений в речи можно говорить только в редких случаях. А вот оказание помощи в освоении речевых навыков — наиболее частый пример проведения индивидуальной работы логопедом.

Это интересно. Если в ДОУ штатной единицы логопеда нет, то индивидуальную работу по этому направлению в первой и второй младших группах проводит воспитатель.

Занятия с узкими специалистами также являются способом проведения индивидуальной работы

Когда проводится индивидуальная работа в младших группах

Занятия, имеющие личностную направленность, в первой и второй младших группах проводятся в основном в первой половине дня. В дообеденное время организуется работа с ребятами:

  • имеющими пробелы в знаниях;
  • нуждающимися в активизации речевых процессов или исправлении их недостатков;
  • отстающими в освоении двигательных навыков;
  • малоактивными, замкнутыми (обычно эта работа имеет характер поручений, к примеру, во второй младшей группе ребёнка можно попросить набрать воды в лейку для полива цветов);
  • недостаточно любознательными (например, в первой младшей группе ребёнку можно поручить понаблюдать во время прогулки за сорокой, прилетевшей на участок).

Подробнее об организации процесса наблюдения можно узнать из нашей статьи — Организация наблюдения в младших группах ДОУ.

После обеда и дневного сна индивидуальная работа направлена на:

  • активизацию творческого потенциала (конструирование, рисование, создание аппликаций, поделок);
  • речевую и двигательную коррекцию (если в первой половине дня времени на эту работу не хватило).

На прогулках индивидуальная работа нацелена в основном на коррекцию физического развития, то есть некоторые ребята выполняют задания на удержание равновесия, некоторые — на спрыгивание или бег. А те малыши, которые испытывают трудности в отношениях с товарищами, организуются в игры с мячом.

Кроме того, на прогулке в младших группах можно разучивать потешки, отрабатывая сложные для произнесения звуки. К слову, такая работа будет полезна и тем, кто успешно осваивает речь. А также во время досуга на улице можно повторять выученные на музыкальном занятии песенки.

Это интересно. Индивидуальная работа по освоению культурно-гигиенических навыков, самостоятельности осуществляется на протяжении всего дня в процессе разных видов деятельности.

Индивидуальная работа организуется и на занятиях, и при проведении режимных моментов

Принципы проведения индивидуальной работы

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены основные требования к осуществлению индивидуального взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Учёт личностных особенностей ребёнка в разработке индивидуального образовательного маршрута. Иными словами, если малыш отличается творческим складом, например, любит рисовать, то заполнить пробелы в освоении элементарных математических понятий во второй младшей группе можно с помощью создания образов цифр и геометрических фигур в цвете.
  • Оценка динамики развития ребёнка должна проводиться в сравнении с ним самим, а не со сверстниками. Если личностный рост малышей подводить под общий знаменатель, то сама суть индивидуальной работы будет нивелирована.
  • Уважение личности каждого ребёнка.
  • Поиск наиболее подходящих способов вовлечения всех ребят в разные виды деятельности для определения способностей и личностных качеств каждого.
  • Усложнение заданий в ходе индивидуальной работы. Так, если ребёнок в первой младшей группе плохо различает лево и право, то можно придумывать игры, в которых он сначала будет определять сторону по отношению к себе, а затем по отношению к игрушкам, другим детям.
  • Стимулирование процесса самообучения. Это направление индивидуальной работы имеет огромное значение для воспитания самостоятельности ребёнка. Так, если малыш 3–4 лет имеет проблемы с концентрацией внимания, ему можно давать задания на складывание пазлов. Успешность проведённой методической работы можно оценить по тому факту, что ребёнок с удовольствием собирает картинки из фрагментов и дома, причём даже из большего количества деталей.

Индивидуальная работа в младшей группе помогает ребёнку стать более самостоятельным

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в младшей группе

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.

Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. Партнёром по игре может быть взрослый или другой ребёнок

В первую половину дня воспитатель проводит большую индивидуальную работу с малышами. Например, организует специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях. Он занимается с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения (например, за тем, как хомячок ест и засовывает за щеки зернышки, за синичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).

Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Приёмы индивидуального обучения в младшей группе:

  • На примере, по образцу воспитателя;
  • Во взаимодействии с педагогом;
  • По образцу сверстников;
  • Используя помощь сверстников;
  • По рекомендации узких специалистов.

Форма организации работы — индивидуальная, однако, в некоторых случаях можно проводить работу, организуя детей в малые группы. Проводя индивидуальную работу на прогулке необходимо учитывать сезонность и погодные условия. Планируется индивидуальная работа с детьми во время режимных процессов (воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся педагогом на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.

Качественность индивидуальной работы зависит от умения педагога «видеть» детей. Очень важно эмоциональное состояние ребёнка во время занятий. И тут велика роль взрослого. Только от него зависит психологический и эмоциональный настрой занятий. Улыбка, ободрение, искренний интерес к тому, чему взрослый учит ребёнка, создадут тот фон, на котором у малыша появится желание учиться. Я советую, занимаясь с детьми, читать стихи, загадывать загадки, использовать элементы драматизации. Помимо эстетической и познавательной ценности для ребёнка это создаёт нужную атмосферу, снимает напряжённость и позволит и вам, и малышу использовать время занятий более эффективно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример планирования индивидуальной работы в режимных моментах в младшей группе на неделю.

ПОНЕДЕЛЬНИК

.

Утреннее время.

1. Коллективные и индивидуальные беседы с детьми для развития речевой активности и обогащения словарного запаса дошкольников.

2. Освоение основ гигиенической культуры: Умывание, поведение за столом, одевание, в игровой форме, уход за вещами, игрушками. в самостоятельной деятельности.

3. Подвижные игры малой и средней активности.

4. Работа со сказками.- повторение прочитанных ранее сказок, чтение новой сказки, просмотр мультфильма по прочитанной сказке, рассматривание иллюстраций известной сказки. -новое окончание сказки, добавление новых героев в сказку, как помочь герою сказки и т.д.

Прогулка

1.Наблюдение за живой природой.

2.Индивидуальная работа по развитию творческих способностей (собери самый красивый осенний букет, на что похоже облако?, покажи, как ходит лисичка и т.д).

3. Организовывать коллективную игровую деятельность.

Вечернее время.

1. Трудовое воспитание — знакомство с трудом взрослых (разнообразные формы работы).

2. Сюжетно – ролевая игра. Формировать умения и желание участвовать в игровой деятельности.

3. Подготовка к занятию по математике.

ВТОРНИК

.

Утреннее время.

1 Знакомство с предметным миром: представление о предметах , их название, строение, название частей, назначение, как и где можно использовать: одежда, обувь, мебель, игрушки, транспорт, овощи, фрукты и т.д. познавательные и речевые умения, отношение к предметному миру.1. Освоение основ трудовой деятельности. Самообслуживание, формирование трудовых навыков в быту, отношение к труду.

2. Индивидуальные упражнения по аппликации, рисованию и лепке.

3. Осмотр помещения детского сада, рассматривание предметов обстановки, обихода, знакомство с сотрудниками ДОУ и их профессиями.

Прогулка.

1. Наблюдение за неживой природой.

2. Индивидуальная работа с детьми по развитию речи.

3. Знакомство с новой подвижной игрой.

4. Развивать игровые умения детей.

Вечернее время .

1.Прослушивание музыкальных детских произведений: песенки, музыкальные сказки , музыкальные фрагменты из мультфильмов.

2. Ребенок и книга – чтение, пересказ, рассматривание новых книг, папок с картинками, альбомов, помощь воспитателю в починке книг.

3. Игровая деятельность: подвижные игры с текстом, хоровод (развиваем темп, ритм, учим звукоподражанию).

4. Индивидуальная работа с детьми (психологическая разгрузка, преодоление эмоционального дискомфорта).

СРЕДА.

Утреннее время.

1. Формирование основ экологического воспитания, растительный мир- название, признаки растений, рост и развитие, сравнительный анализ, уход за растением, -животный мир-название, обобщающие понятия, строение, относительная величина, местонахождение, потребности, уход. -доброжелательное отношение ко всему живому.

2. Игры с конструктором по развитию пальчиковой моторики.

3. Индивидуальная работа по формированию гигиенических навыков (игровая деятельность).

4. Заучивание , закрепление и повторение стихотворений, потешек, песенок, считалок, загадок .

Прогулка.

Тематическая прогулка (по выбору воспитателя, по желанию детей, по программе). Беседа, рассказ или наблюдение в соответствии с темой. Организация подвижной деятельности в соответствии с задачи педагога (пешая прогулка, подвижные тематические игры, закрепление двигательных навыков). Использовать игры-подражания, мимические упражнения, игры – миниатюры (мини театр).

Вечернее время.

1. Развлечения: -концерты, встречи со старшими детьми, -кукольные, настольные, теневые театры, -спортивный досуг, -праздник масок, -праздник с родителями.

2. Внесение и объяснение правил новой настольной, дидактической игры, по развитию речи, сенсорики, логики.

3. Индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей.

ЧЕТВЕРГ.

Утреннее время.

1. Познавательное развитие: Взрослые люди дать понятие и сравнительный анализ, Дети формировать эмоциональное состояние, Я сам практические умения. Моя семья

2. Коллективные упражнения по аппликации, лепке, рисованию в совместной деятельности взрослого и ребенка.

3. Работа в уголке природы.

4. Закрепление танцевально – двигательных умений с использованием музыкального сопровождения.

Прогулка.

Знакомство с социумом. Пешие прогулки по микрорайону. Беседы «Моя улица», «Мой детский сад», «Магазин»«Дорога» (ознакомление с явлениями общественной жизни).Индивидуальная работа по ориентировке во времени и пространстве.

Вечернее время.

1. Знакомство с правилами дорожного движения. Первыми правилами по ОБЖ

2. Индивидуальная подвижная игровая деятельность с предметами (обруч, мяч, стул, платочек и т.д.)

3. Игровая деятельность: СРИ, игровые умения, разучивание диалогов, игровые ситуации.

4. Подготовка к занятиям следующего дня.

ПЯТНИЦА

.

Утреннее время.

1. Выставка детских работ по ИЗО, рассматривание поделок из природного материала, по необходимости закончить коллективную работу.

2. Закрепление двигательных навыков: построение, перестроение, ритмические упражнения, основные движения. Формировать у детей желание заниматься спортом, правильную осанку, четкое выполнение команд.

3. Формирование нравственных качеств, через создание игровых ситуаций с куклами и игрушками.

4. Развитие интеллектуальных способностей – игры, задания.

Прогулка.

Наблюдение за людьми. Труд взрослых. Возрастные особенности. Культура общения. Взаимоотношения со старшими дошкольниками. Подвижная деятельность по желанию детей. Индивидуальное закрепление знаний по развитию связной речи, развитию словаря, грамматически правильной речи.

Вечернее время.

1. Игры с песком и водой

2. Конструирование с большими кубами, кубиками, конструктором Лего.

3. Игровая деятельность по желанию детей.

4.Создание условий для игровой деятельности ( СРИ ).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Циклограмма индивидуальной работы с детьми младшей группы

Приёмы в индивидуальной работе с детьми младших групп

Поскольку индивидуальная работа — полноценная часть образовательной деятельности, то для её проведения используются те же группы методических приёмов, что и для других видов деятельности.

Группа словесных приёмов

В младшем дошкольном возрасте дети только осваивают речь, поэтому слово имеет огромное значение для успешности протекания этого процесса. При этом важно не только вовлекать малышей в диалог (например, при помощи беседы по вопросам), но и обеспечивать их возможностью слышать грамотную, выразительно звучащую речь взрослого.

Объяснение

Любой вид работы должен быть детально разъяснён ребёнку. При этом инструкции к выполнению задания нужно давать чёткие, состоящие из небольших предложений, в которых все слова малышу знакомы и понятны.

Например, если в первой младшей группе ребёнок учится различать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг), то объяснение задания, связанного с определением что есть что, я строю так: «Найди фигуру, напоминающую окно. Это квадрат. Найди треугольник, он похож на домик. А теперь покажи круг. Тебе не кажется, что он напоминает монетку?».

Объяснение должно наталкивать малыша на размышления по теме

Загадки и стихотворения

Один из наиболее удачных приёмов, мотивирующих ребят на работу. Учитывая возраст воспитанников младшей группы, загадки лучше выбирать с ответом по рифме. Это позволит ребёнку быстрее сориентироваться, так как личного опыта и знаний соотнести вопрос с ответом может быть недостаточно. Загадки и стихотворения помогают переключить малыша с одного вида деятельности на другой, например, с игры на индивидуальную работу по развитию речи. Тематику этих словесных приёмов необходимо подбирать под ту проблему, которая прорабатывается.

Если в своей практике мне приходится заниматься индивидуальной работой, направленной на развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанника первой младшей группы, а именно самостоятельно переодевания на прогулку, перед тем как предложить режиссёрскую игру «Переодень куклу Любу», я загадываю малышу загадки. Например:

  • Чтоб в мороз не мёрзла Люба, Мама ей купила … (Шубу).
  • Зимой наденешь шапку, шубку, А летом что? — Футболку, … (Юбку).
  • Кто мало кушает конфет И не любит тортики, Летом будет очень стройным И наденет … (Шортики).

Стихотворения также можно отнести к разряду мотивационных приёмов. К тому же работа с рифмованными строчками помогает параллельно решать задачи развития речи: ребёнок заучивает четверостишия, тем самым расширяя словарный запас, осваивая грамматический строй языка.

Когда я работаю с малышом второй младшей группы, который очень любит рисовать, но лепить из пластилина отказывается, так как у него не получаются задуманные образы, перед игровым заданием, состоящим в совместной с педагогом лепке домашних и диких животных по образцу, предлагаю повторить за мной такое стихотворение:

  • Я леплю из пластилина Шарик, мячик и пингвина… А вот это — бегемотик, У него большой животик. Пластилиновые ушки Шевелятся на макушке, Пластилиновые ножки — Топа-топа-топаножки. Глазки хитрые блестят, Зубки травкою хрумтят. Ешь побольше, бегемотик, Будет больше твой животик.

Загадки и стихотворения предваряют знакомство с тем или иным материалом, то есть мотивируют ребёнка на дальнейшую работу

Сказки

Особо стоит отметить возможности коротких сюжетов (терапевтических сказок), направленных на образное представление той или иной проблемы учебно-воспитательного свойства, с которой сталкивается малыш. Например, ребёнку 1,5–4 лет, которому сложно утром расставаться с мамой, что становится причиной его неадекватного поведения в группе и из-за чего он отказывается играть со сверстниками (провоцирует проблемы в общении), я предлагаю прослушать сказку про котёнка Кузьку и ответить на вопросы по тексту. «Жил-был котёнок по имени Кузька. У него была самая любимая мамочка — кошка Мурка и верный друг — щенок Дружок. Однажды мама сказала Кузьке, что он вырос, стал взрослым и пора ему ходить в детский садик для котят. Котёнок очень расстроился: во-первых, ему предстоит расстаться с мамой, а во-вторых, там не будет Дружка, который пойдёт в садик для щенков. Вечером совсем загрустил Кузька и утром, неохотно выпив молока, отправился чистить зубки. А потом они с мамой пошли в детский сад. По дороге мама сказала, что в садике будет много котят, у Кузьки появятся новые друзья, они вместе поиграют, повеселятся. А когда Кузька проснётся после дневного сна, мама его заберёт. Стало котёнку интересно, с кем же он будет играть в садике, и, дойдя до здания, он уже совсем не расстраивался. Получилось так, как и говорила Мурка: Кузька познакомился с котятами, он вместе кушали, гуляли, спали, а потом и мама пришла. Вечером котёнок делился впечатлениями от первого дня в детском садике с Дружком, они играли, веселились. Но когда начало смеркаться, побежали по домам, ведь завтра снова в садик. На следующий день Кузька сам рано проснулся, выпил молока и побежал чистить зубки — надо было торопиться, ведь его ждали новые друзья». После прослушивания сказки я предлагаю малышам ответить на такие вопросы:

  • Кузька хотел или не хотел идти в садик?
  • Как ты думаешь, ему понравилось в детском саду?
  • Чем занимаются детки (котята, щенята) в садике?

Это интересно. Вопросы составляются исходя из того, насколько малыши освоили речевые навыки. Если ребята только начали говорить, то ответы должны быть односложными (да или нет).

Чистоговорки

Для усвоения звукового строя языка, то есть осуществления работы по развитию речи, нельзя обойтись без чистоговорок:

  • Уп, уп, уп: Мама варит суп;
  • Ос, ос, ос: На столе кокос;
  • Ка, ка, ка: Вот течёт река.

Чистоговорки особенно полезны для работы с молчунами, отказывающимися говорить

Комплекс наглядных приёмов

В работе с детьми младших групп очень полезны картинки, иллюстрирующие последовательность того или иного действия. Например, порядок мытья рук, укладывания спать и пр.

Отдельно стоит сказать о демонстрации: любые игровые действия педагог сначала проигрывает сам, а затем уже по этому образцу действует ребёнок. К примеру, если в качестве индивидуальной работы по развитию речи предполагается пальчиковая гимнастика, то все движения и слова воспитатель должен показать на своём примере.

Использование комплекса наглядных дидактических материалов поможет малышу развить необходимые навыки

Малыши воспринимают мир через образы, поэтому им важно видеть достаточное количество картинок, видео по той или иной теме. Так, если я работаю с ребёнком, который отказывается кушать, то в рамках индивидуального занятия по ознакомлению с окружающей средой мы смотрим мультфильм про Смешариков об «исправительном» питании.

Видео: Смешарики рассказывают об «исправительном» питании

Группа игровых приёмов

Игра — основной вид деятельности дошкольников. Как уже отмечалось, бо́льшая часть индивидуальной работы осуществляется именно через игру. При этом педагог пользуется методическим арсеналом всех видов игровых приёмов.

Игры могут проводиться и в индивидуальной, и в групповой форме

Таблица: игровые приёмы для проведения индивидуальной работы в младших группах

Группа игрВид игрыЦелиПример (возрастная группа)
ДидактическиеНастольнаяОблегчить процесс социализации (отрабатывать умение работать в коллективе).Домино «Пушистики». Дети играют в домино, где на фишках изображены домашние и дикие животные. (Первая младшая). Примечание: такую игру можно изготовить своими руками, распечатав картинки и заламинировав их для прочности.
СенсорнаяУчить анализировать, сравнивать предметы и явления.«Чем похожи». Педагог просит малыша сравнить двух родственных животных (растений, явлений природы), например, собаку и волка. (Вторая младшая). Примечание: для этой игры ребёнок должен уметь изъясняться полными предложениями.
МузыкальнаяВосполнить пробелы в изучаемом материале.«Кто как звучит». Малыш слушает отрывки музыкальных произведений и угадывает, на каком инструменте играл музыкант. (Вторая младшая).
СловеснаяЗаполнить пробелы в знаниях примет времён года.«Четвёртый лишний». Педагог называет время года и показывает четыре природных состояния, а ребёнок определяет, какое из них лишнее. (Первая младшая). Примечание: если речевое развитие позволяет, то малыш может привести аргументы, почему картинка лишняя.
ПодвижныеНа имитациюОтрабатывать навык повторения действия за водящим.«В ямку — бух». Воспитатель бежит на месте в разном темпе, малыш повторяет, а на слова «В ямку — бух!» высоко прыгает. (Первая, вторая младшие группы).
На тренировку ловкости и вниманияУчить координировать движения со словами.«Покажи правильно». Воспитатель называет часть тела, а дотрагивается до другой. Малыш должен повторить и показать правильно. (Вторая младшая).
ТеатрализованныеСюжетно-ролевая
  • Приучать работать в парах, малых группах;
  • преодолевать застенчивость.
«Дочки-матери», «На приёме у доктора» и др. (Первая, вторая младшая).
Режиссёрская на фланелеграфе
  • Развивать речь;
  • работать над скоростью реакции;
  • воспитывать чувство партнёрства в работе.
«Репка». Ребёнок иллюстрирует текст сказки, который рассказывает педагог, фигурками на липучках для фланелеграфа. (Первая младшая). Примечание: в игре могут участвовать 2–3 малыша.
Пальчиковые игры
  • Развивать мелкую моторику;
  • активизировать работу речевых центров.
  • У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке (Делают ладошки «корзинкой»). Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого) Наша Зина — молодец! (Показывают большой палец).
  • Прилетайте, птички! («Зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой — «крошат» хлеб) Хлебушка немножко. (Трут подушечки пальцев друг о друга) Эти крошки — голубям, (Вытягивают вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки — воробьям. (Вытягивают левую руку с раскрытой ладонью) Галки да вороны, Ешьте макароны! (Трут ладонь о ладонь).

Практические приёмы

В эту группу вариантов взаимодействия с детьми входят творческие способы реализации индивидуального подхода:

  • Рисунки. Приём можно использовать для исправления освоения того или иного навыка, например, тренировки изображать предметы круглой формы (апельсин, солнце и пр.), а также для выявления природных склонностей малыша (особенно это касается выяснения предпочтительной цветовой гаммы в рисунках).
  • Аппликации. Вариант творческого способа приучения малыша к аккуратности: элементы нужно наклеить точно в границах контура.
  • Поделки. Можно использовать для закрепления материала по формированию элементарных математических представлений, связанного с изучением простых геометрических форм: ребёнок из пластилина делает плоские фигуры круга, квадрата и треугольника.

    Поделки, аппликации являются эффективным приёмом для закрепления темы

«План индивидуальной работы с детьми группы раннего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Берёзка»

«План индивидуальной работы с детьми группы раннего возраста»

2018-2019 уч.год

п.Володарский

Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:

— охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;

— всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;

— педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

— умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; — своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуальной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

Отношение к труду.

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить называть посуду, продукты питания.
  • Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для разных профессий.
  • Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
  • Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.
  • Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.
  • Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.
  • Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.

ФЭМП.

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.
  • Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»
  • Д/ игра «Помоги мишке» — определить высоко – низко, широко – узко.
  • Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до трех.
  • Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.
  • Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» — величина и счет.
  • Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т.д.
  • Д/ игра «Урожай» — счет до трех.
  • Д/ игра «Лети шарик» — вверх, вниз, на, под.

Творческо-продуктивная деятельность.

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, расположение на листе.
  • Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.
  • Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, расположение.
  • Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики
  • Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык правильно держать кисточку, карандаш.
  • Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.
  • Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.
  • Д/ игра « Какой» — различать и называть цвета
  • Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.
  • Пальчиковая гимнастика, с предметами.

Развитие речи.

Индивидуальная работа.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» — различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра « Повтори» — учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» — формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.

Д/ игра « Отгадай и назови» — назначение предметов, активизировать слова.

Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.

Игровая деятельность.

Индивидуальная работа.

  • Д/ упражнение сложи пирамидку» — умение сооружать постройку.
  • Д/ игра «Кубики» — собери картинку.
  • Д/ игра «Катание кукол» — что можно делать с игрушками.
  • Д/ игра накроем стол» — закрепить предметы, продукты, действия.
  • Д/ упражнение «Занятие с куклой Ниной» — расширить знания о предметах, действиях.
  • Д/ игра «Кукла заболела» — расширить знание о больнице.
  • Д/ игра «отгадай и назови» назначение предметов и их качеств.
  • Д/ игра «Сделай то – то» — дослушать до конца задание, осмыслить и выполнить.
  • Д/ упражнение «День рождение зайчика» — учить правильно поздравлять, делать подарки своими руками.

Мир природы.

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Домашние животные» — учить различать, называть д. животных и их детенышей.
  • Д/ игра «Кто к нам пришел» — учить узнавать диких животных.
  • Д/ игра «Чудесный мешочек» учить различать овощи и фрукты.
  • Д/ игра «Чей листочек» — учить называть деревья.
  • Д/ игра «Огород» — учить узнавать и называть садовый инвентарь.
  • Д/ игра «Кто что ест» — учить узнавать, чем питаются птицы животные, люди.
  • Д/ упражнение «Времена года» — учить определять по картинке время года и приметы.
  • Д/ упражнение «Что нужно цветам» — учить ухаживать за комнатными цветами.
  • Д/ игра «Паровозик» — учить определять цвет.

Мир социальных отношений.

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Поручения» — учить различать и называть игрушки, закреплять название окружающих предметов, название вещей.
  • Д/ игра «Я и мой друг» — учить заботиться о друге.
  • Д/ игра «Заболела кукла» — учить сопереживать и заботиться о больных.
  • Д/ игра «Кто что делает» — учить наблюдать за детьми, как они дружно играют.
  • Д/ игра «Гости» — учить правильно, принимать гостей, пользоваться добрыми словами.
  • Д/ игра «Мои вещи» — учить бережно, относиться к вещам и ухаживать за ними.
  • Д/ игра « Помоги маме» — учить заботиться о родных людях, помогать.

Планирование индивидуальной работы с младшими дошкольниками

При создании плана педагог распределяет индивидуальную работу по образовательным областям, указывая имена тех ребят, которые нуждаются в дополнительном внимании. При этом воспитатель указывает даты проведения занятий, задачи и виды деятельности.

Таблица: пример перспективного плана индивидуальной работы в первой младшей группе (фрагмент)

АвторыКузяева И. К., Романова О. Ю., воспитатели МБДОУ Д/с №31, г. Лениногорск, Республика Татарстан.
ДатаФ. И. ребёнкаЗадачиФормы работыИгры
Познавательное развитие
Шереметьев Кирилл
  • Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4-х возможных;
  • учить выбирать однородные предметы по цвету из 4-х предложенных;
  • учить собирать пирамидку из 8–9 колец по образцу (по убыванию, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Дидактические игры и упражнения.
  • «Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх»,
  • «Соберём и разберём пирамидку».
Рахимов ДанисУчить составлять картинку из двух частей.
  • «Определи на ощупь»,
  • разрезные картинки «Склеим чашку», «Соберём машину».
Социально-коммуникативное развитие
Тихонов Владислав, Абдулин Никита, Сабитов СаматУчить производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки).Сюжетно-ролевые игры.
  • Кубики и машинки — «Построй гараж»,
  • посудка и кукла — «Накорми куклу».
Хворонова Дарина
  • Учить эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым;
  • подражать его действиям, принимать игровую задачу, сопровождать речью игровые и бытовые действия.
Рассматривание картинок, сюжетно-ролевые игры.
  • «Делаем машину»,
  • «Чудо-паровозик»,
  • «Едут машины».
Речевое развитие
Рахимов Данис
  • Учить понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях;
  • отвечать на вопросы об этих событиях.
Дидактические игры, упражнения.
  • «Что мы делали на прогулке?»,
  • «Чем мы занимались?»,
  • «Кто пришёл, кто ушёл?».
Гайсина РамилаУчить договаривать четверостишия в знакомых стихах.Чтение знакомых потешек, стихов, песенок.
Физическое развитие
Рахимов Данис, Аверьянов КостяУчить перешагивать через несколько препятствий чередующим шагом.Подвижные игры, упражнения.
  • «Перешагни через палку»,
  • «Идти по глубокому снегу».
Семин Игорь, Тихонов ВладикУчить бросать мяч в горизонтальную цель.«Попади в обруч» (в корзину).
Цит. по: https://infourok.ru/planirovanie-individualnih-zanyatiy-v-pervoy-mladshey-gruppe-na-i-polugodie-1312177.html

Таблица: пример перспективного плана индивидуальной работы во второй младшей группе (фрагмент)

АвторАгафонова Л. Н., воспитатель МБДОУ Д/с №33 «Светлячок», ст-ца Егорлыкская, Ростовская обл.
ДатаФ. И. ребёнкаЗадачиФормы работыИгры
Познавательное развитие
02.10.16Бухтояров В., Жувак К., Попенко А.Развивать умение определять геометрические фигуры.Дидактическая игра«Чудесный мешочек»
09.10.16Мишенко М., Кибаров У., Кириченко М.Закреплять знания цвета и размера.Дидактическое упражнение«Собери пирамидку»
16.10.16Приступа А., Дуюнова А., Зинченко В.Закреплять умение понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственное отношение.Игровое упражнение«Лети, шарик» (вверх, вниз, на, под)
Речевое развитие
17.10.17Бухтояров М., Щапов К., Авдоян З.Развивать умение детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.Дидактическое упражнение«Большое — маленькое»
24.10.17Попенко А., Зинченко В., Шапов К.
  • Развивать умение составлять предложение;
  • развивать диалогическую форму речи.
Работа с сюжетными картинками«На прогулке»
31.10.17Безух А., Попова В., Зайцев В.
  • Упражнять детей в произношении вежливых слов;
  • активизировать словарь по данной теме.
Дидактическое упражнение«Кто больше знает вежливых слов?»
Xудожественно-эстетическая деятельность
04.10.17Жувак К., Приступа А., Безух А.
  • Закреплять знания основных цветов;
  • развивать умение находить знакомые цвета на рисунке.
Настольно печатная игра«Цвета»
11.10.17Попенко А., Попова В., Жувак К.Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы.Продуктивная деятельность«Неваляшка»
Физическое развитие
05.10.17Мищенко М., Кравцова М., Попова В
  • Дать детям понятие «режим дня», рассказать о его значении для здоровья;
  • развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
Рассматривание альбома«Режим дня»
12.10.17Кравцова В., Попенко А., Останко В.
  • Воспитывать уважительное отношение к спортсменам;
  • развивать умение различать и называть виды спорта.
Дидактическая игра«Вид спорта»
Цит. по: https://uchitelya.com/pedagogika/101479-perspektivnyy-plan-individualnoy-raboty-s-detmi.html

Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста

Елена

Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста

В своей работе, мы, воспитатели особое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. я разработала примерное планирование индивидуальной работы с малышами. Если кому-нибудь пригодится буду рада.

Сентябрь.

Развитие художественно-творческой деятельности: свободное рисование (учить правильно держать карандаш)

Развитие мелкой моторики: настольная игра «Мелкая мозайка»

Развитие речи: повторение потешек

Развитие движений: попади в цель

Сенсорное развитие:настольная игра «Разложи по цвету цветные крышки в ячейки»

Развитие художественно-творческой деятельности: свободное рисование (учить правильно держать карандаш)

Развитие мелкой моторики: настольная игра (закручивание крышек – панно «Цветы»)

Развитие речи: повторение стихов А. Барто

Развитие движений:бросание мяча в цель

Сенсорное развитие: палочки Кюизенера (складываем квадрат из красных палочек)

Развитие художественно-творческой деятельности: свободное рисование (учить правильно держать карандаш)

Развитие мелкой моторики: шнуровка «Ежик»

Развитие речи: речевая игра «Громко-тихо»

Развитие движений: игра с мячом «Бросай-лови»

Сенсорное развитие: разложи кубики в коробки по размеру

Развитие художественно-творческой деятельности: свободное рисование (учить правильно держать карандаш)

Развитие мелкой моторики: нанизывание бусинок

Развитие речи: пальчиковая игра «Коза»

Развитие движений: попади мячиком в цель

Сенсорное развитие: палочки Кюизенера

«Домик для куклы»

Октябрь

Развитие художественно-творческой деятельности: «Спрячь картинку» (рисование прямых линий)

Развитие мелкой моторики: шнуровка

«Ежик»

Развитие речи: повторение потешек

Развитие движений: попади в цель

Сенсорное развитие: настольная игра разложи цветные крышки в ячейки

Развитие художественно-творческой деятельности: «Спрячь картинку» (рисование прямых линий)

Развитие мелкой моторики: «Солнышко просыпается» (игра с прищепками)

Развитие движений: катание мяча Сенсорное развитие: разложи шарики по цвету в коробки

Развитие художественно-творческой деятельности: «Колесики для машины» (рисование замкнутых округлых линий)

Развитие мелкой моторики: игра с пирамидкой

Развитие речи: рассказывание стихотворения А. Барто «Лошадка»

Развитие движений: проползи под столом

Сенсорное развитие: разложи предметы на группы по форме

Развитие художественно-творческой деятельности: «Колесики для автобуса» (рисование замкнутых округлых линий)

Развитие мелкой моторики: нанизывание бусинок на шнурок

Развитие речи: пальчиковая игра «Сорока-белобока

» Развитие движений: попади мячиком в цель

Сенсорное развитие: палочки Кюизенера «Домик для собачки»

Ноябрь

Развитие художественно-творческой деятельности: «Веселые ладошки» (отпечаток ладошки)

Развитие мелкой моторики: нанизывание бусинок на шнурок

Развитие речи: пальчиковая игра «Сорока-белобока»

Развитие движений: попади мячиком в цель

Сенсорное развитие: «Веселые ладошки» (закрепление)

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование пальчиком на крупе

Развитие мелкой моторики: настольная игра «Золушка» (перебираем семена)

Развитие речи: дидактическая игра «Кто как кричит?»

Развитие движений: упражнение «Через ручеек»

Сенсорное развитие: разноцветные колечки

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование пальчиком на крупе

Развитие речи: упражнение на звукоподражание

Развитие движений: катание мяча в парах

Сенсорное развитие: дид. игра «Разложи по цвету»

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование пальчиком на крупе

Развитие мелкой моторики: собираем большую пирамидку

Развитие речи: дидактическая игра «Кто как кричит?»

Развитие движений: катание мяча в ворота

Сенсорное развитие: дид. игра «Разложи по размеру»

Декабрь

Развитие художественно-творческой деятельности: «Украшаем елку» (рисование пальчиками и краской)

Развитие мелкой моторики: игры с счетными палочками

Развитие речи: речевая игра «Часики тикают»

Развитие движений: прыжки на двух ногах

Сенсорное развитие:

Дид. игра «Где же мишка?» (расположение объекта в пространстве)

Развитие художественно-творческой деятельности: «Салют» (рисование пальчиками и краской)

Развитие мелкой моторики: настольная игра «Золушка» (перебираем семена)

Развитие речи: речевая игра «Громко-тихо»

Развитие движений: «Бросай-лови» (игры с мячом)

Игра «Собери целое»

(сборно-разборные игрушки)

Развитие художественно-творческой деятельности: «Дорога для машины» (рисование горизонтальных линий)

Развитие мелкой моторики: игры с мозайкой

Речевое развитие: разучивание стихов к новому году

Развитие движений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Дид. игра «Круглое и квадратное» (развитие осязания)

Развитие художественно-творческой деятельности: «Тропинка для куклы» (рисование горизонтальных линий)

Развитие мелкой моторики: «Снег идет» (игры с прищепками)

Речевое развитие: разучивание стихов к новому году

Развитие движений: катание мяча в парах

Сенсорное развитие:

Игра «Прячем руки в крупу» (развитие осязания)

Январь

Развитие художественно-творческой деятельности: «Палочки для флажков»(рисование вертикальных линий)

Развитие мелкой моторики: настольная игра «Шнуровка»

Речевое развитие: рассматривание картинок (домашние животные, ответы на вопросы Развитие движений: катание мяча между кеглями

Сенсорное развитие:

Развитие художественно-творческой деятельности: «Нитки для шариков» (рисование вертикальных линий)

Развитие мелкой моторики: рассортировать фасоль на белую и цветную Речевое развитие: пальчиковая гимнастика

Развитие движений: прыжок в длину

Сенсорное развитие: рассортировать фасоль на белую и цветную

Февраль

Развитие художественно-творческой деятельности: рисуем ладошками Развитие мелкой моторики: шнуровки, застежки

Речевое развитие: пальчиковая гимнастика

Развитие движений: ползание по скамейке

Сенсорное развитие: дид. игра «Найди такой же»

Развитие художественно-творческой деятельности: рисуем ладошками

Развитие мелкой моторики: застежки

Речевое развитие: рассматривание картинок диких животных, ответы на вопросы

Развитие движений: бросание мяча в корзину

Сенсорное развитие: дид. игра «Найди такой же»

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование с помощью штампа

Развитие мелкой моторики: сортировка семян арбуза и дыни Речевое развитие: повторение знакомых потешек

Развитие движений: хождение по скамейке

Сенсорное развитие: сортировка семян арбуза и дыни

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование с помощью штампа

Развитие мелкой моторики: сортировка бусинок

Речевое развитие: заучивание стихов о папе

Развитие движений: прокати мяч Сенсорное развитие: игры с мозаикой «Собери цветок»

Март

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование ватными палочками Развитие мелкой моторики: собираем колечки

Речевое развитие: разучивание стихов о маме

Развитие движений: перешагивание через кубики

Сенсорное развитие: мозаики, вкладыши

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование ватными палочками

Развитие мелкой моторики: игры со счетными палочками

Речевое развитие: разучивание стихов о маме

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование ватными дисками

Развитие мелкой моторики: игры со счетными палочками

Речевое развитие: рассказывание сказки «Репка»

Развитие движений: перешагивание через предметы

Сенсорное развитие: геометрические вкладыши

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование ватными дисками

Развитие мелкой моторики: пальчиковая игра

Речевое развитие: заучивание наизусть «Травка зеленеет»

Развитие движений: прыжки на двух ногах

Сенсорное развитие: классификация по цвету

Апрель

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование пальчиком по крупе

Развитие мелкой моторики: пальчиковая игра

Речевое развитие: рассказывание сказки «Репка»

Развитие движений: бросание и ловля мяча двумя руками

Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек» (определение предмета)

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование пальчиком по крупе

Развитие мелкой моторики: вкладыши

Речевое развитие: потешки о весне

Развитие движений: перешагивание через скамейку

Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек»(определение предмета)

Развитие художественно-творческой деятельности: учить правильно работать с кисточкой

Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры

Речевое развитие: потешки о весне

Развитие движений: перепрыгивание через кубик

Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек»(определение формы)

Развитие художественно-творческой деятельности: учить правильно работать с кисточкой

Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика

Речевое развитие: рассказывание сказки «Курочка Ряба» Развитие движений: прыжки на одной ножке

Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек» (определение формы)

Май

Развитие художественно-творческой деятельности: учить правильно работать с кисточкой и краской

Развитие мелкой моторики: игра «Золушка»(перебираем пуговицы, бусинки)

Речевое развитие: упражнения на звукоподражание

Развитие движение: бросание и ловля мяча

Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек» (определение качества предмета)

Развитие художественно-творческой деятельности: учить правильно работать с кисточкой и краской

Развитие мелкой

моторики: игра «Золушка» (перебираем пуговицы, бусинки)

Речевое развитие: упражнения на звукоподражание

Развитие движений: катание обруча

Сенсорное развитие: дид. игра «Чудесный мешочек» (определение качества предмета)

Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика

Речевое развитие: рассматривание картинок транспорта, ответы на вопросы

Сенсорное развитие: игра «Наполни кувшин» (определение количества сыпучего материала)

Развитие художественно-творческой деятельности: рисование на мокрой бумаге

Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика

Речевое развитие: рассматривание картинок одежды, ответы на вопросы Развитие движений: хождение по скамейке.

Как составить индивидуальный маршрут развития воспитанника младшей группы

Кроме составления общего плана работы, педагог создаёт индивидуальный маршрут для каждого малыша. Это своего рода конспект занятия с конкретным воспитанником. Принципиальными моментами, которые в таком плане указываются, являются:

  • имя, возраст ребёнка;
  • название группы (этот пункт обозначается при условии проведения индивидуальной работы узким специалистом);
  • описание трудностей;
  • месяц, неделя работы;
  • реализация в режимных моментах, играх, непосредственной образовательной деятельности (НОД);
  • работа ребёнка с педагогом;
  • работа с родителями.

Это интересно. Последний пункт, то есть работа с родителями, является обязательным при составлении плана для воспитанников младших групп, переживающих период адаптации к новым условиям. В дальнейшем взаимодействие с семьёй осуществляется в рамках реализации целей и задач образовательного процесса в ДОУ. Более тесный контакт также предполагается в том случае, если ребёнок был переведён из другого детского сада.

Особого внимания требует составление индивидуального маршрута для ребёнка, который перешёл из другого ДОУ

Таблица: пример составления индивидуального маршрута развития ребёнка во второй младшей группе (фрагмент)

АвторБулгакова В. В., воспитатель МБОУ ЦО №19, г. Тула.
Имя, возрастПетров Саша, 3 года
Название группы«Непоседы»
ТрудностиРебёнок болезненно и медленно адаптируется к внешней среде детского сада.
Сентябрь, 1 неделя
Режимные моментыСамостоятельное знакомство с группой.
Игры, НОД
  • Дидактическая игра «Иди ко мне»,
  • пальчиковая игра «Кто в кулачке».
Совместная работа с педагогомУпражнение «Давай познакомимся».
Работа с родителямиКонсультация «Дружная семейка».
Сентябрь, 2 неделя
Игры, НОД
  • Подвижная игра «Мяч в кругу»,
  • игра «У Ляли в гостях».
Совместная работа с педагогомИгра «Сороконожка».
Работа с родителямиКонсультация «А вот и я!».
Цит. по: https://infourok.ru/individualniy-obrazovatelniy-marshrut-rebenka-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-1717017.html

Предварительный просмотр:

«План индивидуальной работы с детьми второй младшей группы»

На летний период 2020 года

Отношение к труду.

  • Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить называть посуду, продукты питания.
  • Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для разных профессий.
  • Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
  • Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.
  • Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.
  • Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.
  • Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.
  • Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.
  • Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»
  • Д/ игра «Помоги мишке» — определить высоко – низко, широко – узко.
  • Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до трех.
  • Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.
  • Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» — величина и счет.
  • Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т.д.
  • Д/ игра «Урожай» — счет до трех.
  • Д/ игра «Лети шарик» — вверх, вниз, на, под.
  • Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, расположение на листе.
  • Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.
  • Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, расположение.
  • Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики
  • Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык правильно держать кисточку, карандаш.
  • Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.
  • Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.
  • Д/ игра « Какой» — различать и называть цвета
  • Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.
  • Пальчиковая гимнастика, с предметами.
  1. Гоша
  2. Ярослав
  3. Матвей
  4. Соня
  5. Алиса Ш.
  6. Женя

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» — различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра « Повтори» — учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» — формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.

Д/ игра « Отгадай и назови» — назначение предметов, активизировать слова.

Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.

Конспект индивидуального занятия в младших группах детского сада

На одно занятие по индивидуальному маршруту в младшем дошкольном возрасте отводится от 10 до 15 минут. При этом схема работы остаётся стандартной:

  1. Вводная часть — до 2 минут (мотивация малыша на занятие, актуализация опорных знаний).
  2. Основная часть — до 13 минут (проработка темы занятия).
  3. Заключение — до 1 минуты (оценка деятельности малыша, а также элементы рефлексии в форме ответа на вопрос: «Всё ли у меня на занятии получилось?»).

На основном этапе занятия педагог даёт малышу задание и помогает при необходимости

Таблица: конспект индивидуального занятия по развитию речи «Звук С» в младшей группе (фрагмент)

АвторЕркова Н. В., учитель-логопед МАДОУ Центр развития ребёнка Д/с №3383, г. Казань.
ВведениеПальчиковая игра «Дети по лесу гуляли».
Основной этапУпражнение «Отгадай по описанию». Логопед: Отгадай, про кого я говорю: рыжая, хитрая, в лесу живёт. Кто это? (Лиса). Логопед достаёт из «Волшебного пакета» игрушку лисы и спрашивает:
  • Кого я тебе принесла? (Лису).
  • С кем будешь играть? (С лисой).
  • Потрогай лису. Кого ты трогаешь? (Лису).
  • Она какая? (Мягкая, пушистая, рыжая).

Дыхательное упражнение «Покачаем лису». <�…> «Сказка про Саню». Логопед: Саня маленький, он потерялся в лесу, стал плакать. Логопед показывает слог УА и спрашивает: Как он стал плакать? Ребёнок произносит вначале тихо, затем громко. Логопед: Затем Саня успокоился и стал звать маму. Логопед показывает слог АУ. Ребёнок произносит вначале тихо, затем громко. Логопед: Услышала мама, прибежала, обняла Саню. Давай покажем, как она его обняла. (Обнимаются). Дала ему мама ягодку. Скушал он ягодку и сказал: АМ (произносит ребёнок).

ЗаключениеПодведение итогов занятия.
Цит. по: https://logopediya.com/public/kt-ercova.php

Видео: индивидуальная работа по ФЭМП во второй младшей группе

Видео: индивидуальная работа по конструированию в младшей группе

Индивидуальная работа с воспитанниками младшего дошкольного возраста имеет огромное значение не только для коррекции и целенаправленного воздействия на ту или иную область развития малыша, но и для создания в сознании ребёнка положительного образа детского сада, прообраза школы. В связи с этим возрастает ответственность педагога за составление полноценного и детального плана индивидуальной работы с группой и конкретным малышом. При этом не менее важно эти образовательные маршруты наполнить адекватным содержанием, то есть подходящими методическими приёмами работы с детьми.

Предварительный просмотр:

«План индивидуальной работы с детьми второй младшей группы»

На январь 2020года

Отношение к труду.

  • Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить называть посуду, продукты питания.
  • Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для разных профессий.
  • Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
  • Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.
  • Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.
  • Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.
  • Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.
  • Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.
  • Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»
  • Д/ игра «Помоги мишке» — определить высоко – низко, широко – узко.
  • Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до трех.
  • Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.
  • Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» — величина и счет.
  • Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т.д.
  • Д/ игра «Урожай» — счет до трех.
  • Д/ игра «Лети шарик» — вверх, вниз, на, под.
  • Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, расположение на листе.
  • Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.
  • Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, расположение.
  • Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики
  • Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык правильно держать кисточку, карандаш.
  • Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.
  • Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.
  • Д/ игра « Какой» — различать и называть цвета
  • Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.
  • Пальчиковая гимнастика, с предметами.
  1. Эвелина
  2. Саша
  3. Ульяна
  4. Аня
  5. Ксюша
  6. Анита

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» — различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра « Повтори» — учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» — формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.

Д/ игра « Отгадай и назови» — назначение предметов, активизировать слова.

Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.

Самостоятельная художественная деятельность в I младшей группе

Наталия Соболь

Самостоятельная художественная деятельность в I младшей группе

Программные задачи.

Продолжать закреплять умение правильно держать карандаш, рисовать круговыми движениями кисти руки. Подводить детей к преднамеренной передаче изображения, закреплять знания цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый)

. Воспитывать интерес к изобразительной
деятельности.
Методы и приёмы.

Организационный (сюрпризный)

момент, наглядность, вопросы, объяснение,
художественное слово, поощрения, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
Материал.

Карандаши основных цветов, 1/ 2 альбомного листа по количеству детей с изображениями кошки, колобка, улитки ; пластилин, доски, корзина, игрушечная чайная посуда, куклы, игрушки – колобок, кошка, улитка.

Предшествующая работа.

Организованная образовательная деятельность, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, дидактические и подвижные игры, наблюдения, беседы.

Ход.

Организационный (сюрпризный)

момент. Входит Бабушка – Загадушка с корзиной.В корзине игрушки: колобок, кошка, улитка, альбомные листы с этими изображениями.

— Здравствуйте, детки! Я, Бабушка — Загадушка пришла к вам в гости и хочу с вами поиграть.Вот послушайте мои загадки: мохнатенькая, усатенькая, молочко пьёт, тихо песенку поёт…кто это? (кошечка, молодцы, правильно отгадали загадку.

— Кто же это в самом деле, ходит еле-еле-еле. Если в гости к нам идёт, домик на спине везёт и высовывает рожки, кто такая эта крошка? (улитка)

.

-И ещёу меня есть загадка для вас: на сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился …. (колобок)

.

-Все загадки отгадали, молодцы! (после каждой загадки рассматриваем игрушку – отгадку)

.

-А теперь давайте с вами присядем за столы и посмотрим, кто же здесь нарисован (вынимаю из корзины листы с нарисованными изображениями отгадок)

.

— Кто это? (воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки)

— Правильно, кошка, улитка и колобок.А давайте поможем нашим героям: улиточке нарисуем подружек, колобку-дорожку, чтобы он дальше катился.

-Дети, скажите, а что можно нарисовать кошечке? Чем любит играть кошечка?

— Правильно, мячиками, клубочками. –Мурка шёрстку прилизала, новый бантик повязала, позвала своих котят, стала весело играть, разноцветные мячи у котяток хороши! А какой формы мячики и клубочки?

(Круглые)

. – А давайте пальчиком в воздухе нарисуем клубочки и мячики?

(дети прорисовывают пальчиком в воздухе округлые предметы вместе с воспитателем).

— Молодцы, ребята. А теперь, посмотрите, у вас есть цветные карандаши и вы можете нарисовать разноцветные мячики и клубочки. Скажите мне, пожалуйста, какого цвета карандаши у вас на столах? (воспитатель предлагает назвать цвета, помогает детям, поощряет ответы детей). – Посмотрите, чтобы вам хотелось нарисовать и кому.

-Клубочки и мячики у вас будут разноцветные (красные, зелёные, синие, жёлтые)

.

-Кто захочет нарисовать дорожку колобку или подружку улитке можно использовать карандаш любого цвета, какой вам больше всего понравиться. (дети рисуют)

-От крылечка до калитки три часа ползли улитки, три часа ползли подружки на себе таща избушки. (воспитатель оказывает помощь, поощряет детей)

.

-Пока вы рисовали, наши куколки заскучали, давайте их развеселим, угостим чаем.

Родительское собрание по поводу развития речи в младшей группе

Один-два раза в год нужно устраивать встречи с родителями, на которых обсуждать возрастные особенности дошкольников, описывать область основных образовательных задач и методы их достижения.

Важно! Общение ребёнка со взрослым само по себе уже является работой по развитию речи. Поэтому всегда важно говорить с детьми правильно, выразительно и внятно.

Советы по развитию речи дома

Чтобы помочь ребёнку научиться правильно говорить, нужно:

  • проговаривать свои действия;
  • читать вслух;
  • обсуждать увиденное;
  • внимательно и заинтересованно слушать рассказы ребёнка;
  • стараться отвечать на его вопросы;
  • следовать рекомендациям логопеда или специалиста по развитию речи.

Обратите внимание! Уровень подготовки ребёнка определяется в соответствие с существующими Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Домашнее чтение с детьми

Дети в 3-4 года с интересом воспринимают народное творчество. Героями разных сказок являются уже знакомые им лиса, заяц, медведь, дед Мороз. Могут встретиться и новые персонажи. Слушая «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Два Мороза», «Мороз и заяц» и другие сказки, дети легко запоминают новые слова и понятия.

Пересказ «Теремка»

Последовательному изложению мысли учит пересказ услышанных произведений. Как все правильно делать:

  1. В первый раз воспитатель медленно рассказывает и показывает кукольную сказку.
  2. В дальнейшем, показывая знакомый сюжет, начинает предложение, а закончить его просит детей.
  3. Ребята называют всех жителей теремка.
  4. Отвечают, как кто выглядит (мышка серая, лягушка зелёная), изображают голос или характерные повадки (лягушка квакает ква-ква, зайчик прыгает скок-поскок).
  5. Отгадывают загадки про животных.

Пальчиковый театр

Чтение по теме

В помощь родителям и педагогам есть методические пособия, содержащие теорию и практические упражнения для занятий с детьми для развития речи. Хорошо зарекомендовали себя книги автора В. В. Гербовой, написавшей ряд работ по данной теме.

Формирование детской речи — это многоуровневый и очень сложный процесс, подходить к осуществлению которого следует творчески. Развитие речи в младшей группе повышает у детей интерес к родному языку и вызывает желание научиться говорить красиво и правильно.

Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе детского сада

Занятия по развитию речи являются для педагогов и родителей возможностью дополнить тематические занятия и мероприятия в течение года.

Шаблоны логопедических характеристик на детей разного уровня для ПМПК

«Посуда»

Отрабатывая грамматические особенности речи, внимание нужно уделять предлогам.

Воспитатель может предложить сварить для куклы обед. Для этого нужно достать из шкафа нужную посуду.

— Какая посуда есть в шкафу? Какая нам надобится? Кастрюлю поставим на плиту. Нальём в неё воду. На разделочной доске ножом порежем овощи. Помешаем поварешкой.

Суффикс помогает изменить размеры описываемого предмета.

— Суп будем есть столовыми ложками, а ягоды из компота — чайными ложечками.

Таким образом дети учатся словообразованию.

— Хлеб нужно положить в хлебницу, сахар в сахарницу, соль в солонку.

«Профессии»

Ребят можно отправить в воображаемое путешествие по стране «Профессии». За счет этого отрабатываются слова, обозначающие действия (глаголы). Воспитатель может перечислять действия, совершаемые игрушками, и просить угадать ребят профессию. Например: «гном Петя работает в саду, сажает цветы, поливает, убирает сухую траву, рыхлит землю. Петя — (садовник)».

Можно действовать от обратного. Представить игрушечного персонажа и назвать его профессию, а потом перечислить как можно больше выполняемых им действий.

— Это доктор Айболит. Давайте вспомним, чем он занимается (лечит горло, меряет температуру, ставит уколы, даёт таблетки, бинтует, мажет мази).

«День защитника Отечества»

Во второй половине февраля в саду проходят мероприятия, посвящённые 23 февраля. Развивая словарный запас, ребята описывают известные им предметы и узнают новые слова и понятия, затрагивающие эту тему.

Например, на столе воспитателя могут находиться сразу несколько игрушек. Детям нужно предложить назвать их по очереди: самосвал, автобус, военный грузовик с солдатами, гоночная машинка.

— Как можно назвать эти игрушки? (транспорт).

Обратите внимание! Можно описать гоночную машину и солдатский грузовик (грузовик большой, а карт маленький; в кузове сидит много бойцов, а в карте один гонщик; военная машина зелёного цвета, а спортивная красного и т. д.).

Также дети могут заканчивать начатые предложения:

  • танкист служит… (в танке);
  • пограничник охраняет… (границу);
  • лётчик летит в… (самолёте).

Сюжетно-ролевая игра

«Народная игрушка»

Цель такого урока — знакомство с грамматическими особенностями речи. Воспитатель может познакомить ребят с новой игрушкой, показать, как она открывается, что находится внутри.

— Матрёшка — народная игрушка. Её изготовил мастер. Он сделал её из дерева, а потом нарисовал красками лицо и одежду.

Обратите внимание! Ребята должны разглядеть деревянную игрушку и сидящую рядом с ней пластмассовую куклу, а воспитатель спросить, чего нет у Матрёшки (двигающихся ручек и ножек, шеи, текстильного платья, причёски и т. д.). Ответы должны быть в родительном падеже.

Игры для детей от 2 до 4 лет для развития речи — советы родителям

«Масленица»

В начале весны с ребятами можно организовать обсуждение Масленицы. Воспитатель должен рассказать о традиционных зимних забавах, угощениях и играх, научить детей закличкам.

«Гори, гори ярче — лето будет жарче,

А зима теплее, а весна милее.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Где сугробы лягут, будет больше ягод.

Пусть несут в колоду пчелы больше меду.

Пусть в полях пшеница густо колосится».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: