Особенности казачьих игр
Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.
Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. К примеру:
- Дуб, калач, стань, не плачь!
- Шики-быки новы-быки…
- Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!
Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.
Картотека казачьих игр
Традиционные летние игры донского казачества
Игры казачат в камешки
Играть в нее можно вдвоем, но лучше двумя командами.
Для игры понадобятся 16 камешков. Их расставляют в четыре ряда. В первом ряду – один камешек, во втором – три, в третьем – пять, в четвертом – семь камешков.
Ходы делают по очереди. Можно определить с помощью жребия, чей ход. Ход заключается в том, чтобы взять несколько камешков только из одного ряда. Все члены команды могут играть за свою команду по очереди. Главное: можно взять за один ход камешки только одного ряда, но нельзя одновременно брать камешки из других рядов. Выигрывает тот, кто не сделал последний ход. Заставьте своих противников взять последний камешек!
Эта игра развивает сообразительность и находчивость.
Вторая игра в камешки называется «Меткий бросок».
Минимальное количество игроков – 3, максимальное неограниченно.
Каждый играющий приносит с собой по 10 камешков.
В центре игровой площадки необходимо вырыть ямку небольшого размера. На расстоянии от нее вырыть 4 ямки диаметром поменьше.
Все играющие кладут по 2 камешка в центральную ямку и по одному в остальные. Перед началом игры нужно провести черту кона, которая должна находиться в 2,5 метрах от крайней ямки.
Игроки становятся на линии и пытаются закинуть камешки в лунки, когда игрок попадает в какую-нибудь ямку, то он должен забрать все камешки, находящиеся в ней. Если игрок попадает в пустую ямку, то его камешек остается лежать там.
В случае неудачного броска игрок может подобрать свой камешек.
Победителем становится тот игрок, у которого оказалось больше всех камешков после того, как все лунки оказались пустыми.
Игра в «лодыжки» или бабки.
В эту игру могли играть одновременно все мальчишки станицы. Заключалась она в том, чтобы мелкими круглыми камешками с расстояния 25 (35) шагов сбить стоящие на земле, плетне, ветке дерева свиные косточки-лодыжки (иногда их окрашивали в цветные тона, иногда нет). Побеждал тот, кто сбивал все косточки с первой попытки.
Интересен тот факт, что кидают камешки сначала из центра площадки, затем с правого края, после с левого. Так казачата отрабатывали свой глазомер и меткость броска. Позднее эти умения оказывали молодому воину большую добрую службу.
Ряд таких игр входил в соревновательные игры мальчиков до 17 лет. Старшие братья и отцы с гордостью говорили о своих метких братишках.
Игра «нагайка»
Лучшим другом казака был конь и неслучайно очень много игр посвящены умению быстро скакать на коне, джигитовке, умению обращаться с плетью-нагайкой.
И была даже специальная игра – «Нагайка».
Минимальное количество игроков – 10 человек. Максимальное неограниченно.
При помощи жребия (найти камешек в руке) из всех игроков выбирали водящего. Все игроки садятся в круг плотно друг к другу и закрывают глаза. Водящий во время игры ходит по кругу за спинами у сидящих, держа в руке нагайку. В любой момент водящий может положить нагайку за спиной любого игрока. Любой из игроков произносит слово: «Стой!» Все играющие оглядываются, и тот игрок, который обнаружил у себя нагайку, берет ее и пытается догнать водящего и коснуться его ею. Далее они шли к специальному месту, где были установлены мишени, которые надо было сбить нагайкой. Если попытка оказывалась успешной, этот игрок становится новым водящим.
Границы площадки, на которой догоняют водящего, оговариваются заранее.
Игры на подражание птицам и животным
Казачата с детства учились подражать животным и птицам. Были даже специальные игры, где проверялось это умение.
Игра «А ну-ка, отзовись!»
Играть могут все желающие. Количество не оговорено. Необходимо выбрать ведущего. Все становятся в круг, в середине которого стоит ведущий, которому завязывают глаза и дают в руки палочку.
Ведущего раскручивают и он палочкой касаясь кого-то из игроков, говорит: «А ну-ка, отзовись!» Игрок имеет право ответить, подражая крику птицы или животного, а ведущий должен угадать имя игрока. Если после трех попыток ведущий не узнает игрока, они меняются местами.
«Угадай кто»
Количество играющих может быть любым. Одна группа на время игры (можно выявить по жребию-камешку) становится животными и птицами, другие угадывают. Выбирается водящий.
Водящий называет разное время суток: «ночь» (или «день») и группа птиц и зверей по очереди издают звуки, присущие поведению птиц или животных в это время суток или времени года: весна, осень. Участники по очереди издают звуки, остальные пробуют угадать, что это за птица или животное. Тот, кого не узнали, имеет право стать ведущим. Команды меняются местами.
Эта игра развивала у казачат необходимые в дальнейшей службе способности.
Осенние игры
Осень – удивительное время донских праздников. Все они связаны с окончанием полевых работ. Осенью собирают урожай фруктов в садах и ягод. Основная такая ягода – самая волшебная и дорого ценится на Дону – виноград. Собрав корзины овощей, жители хутора отбирают лучшие из них на продажу, делают обильные заготовки на зиму. Среди овощей всегда попадаются такие, которые уродились особенными: кривыми, смешными, напоминающими каких-то зверьков и сказочных героев. Надо отметить, что у жителей Дона, особый глаз, внимательный, особо зоркий, а фантазии действительно нет предела.
Игра-дельница на Куприянов день
Условие игры: берутся интересной формы овощи и фрукты, оттачиваются маленькие соединительные палочки (сегодня это могут быть и спички). Из рощи ребята приносили ягоды бузины, кисти рябины и, сидя во дворе одного из домов играли. Количество играющих не ограничивалось. Как говорит Мария Антоновна, девочки садились по одну сторону стола, а мальчики – по другую, что придавало игре характер какого-то соревнования. Главное условие: желание, наличие творческой фантазии и самое главное умение балагурить. Бабушка несколько раз называла такие слова: «загашник», «спрошник», «беседник». Позднее, когда она стала нам приводить примеры, мы поняли, что речь идет о загадках. Однако, о непростых загадках. Многие из них нам, одиннадцатиклассникам, показались довольно сложными и мудреными.
Итак, каждый участник игры из того материала, который он припас, мастерит зверька, скорость учитывается при подведении итогов. Пока он мастерит, составляет загадку для сидящих напротив ребят. Победителем считается тот, кто отгадал наибольшее количество загадок и чьи собственные загадки оказались не по зубам его противникам (соперникам).
А играли в эту игру в особый день – день Куприяна – 13 сентября, к которому на Дону всегда заканчивают копать картофель. Этот день в хуторе так и называют – «куприяна-картофельника». Хочется даже познакомить всех с загадками об овощах.
1. Лопатой гроздья биты, а головы все бриты. (Картофель)
2. Между гор и между ям сидит птица холуян, Несет нам яйца там и тут, ее всегда в домах все ждут. (Картофель)
Эти загадки не с руки было отгадать и нам. Удивило, что картофель назвали птицей, это сразу всех нас сбило с толку и озадачило. Помимо картофеля жители хутора выращивают репу, о которой нам поведали тоже немало загадок.
1. В землю – крошки, на землю – лепешки. (Репа)
Почему-то все мы посчитали, что в этой загадке речь идет о зернах пшеницы или ржи, то есть о хлебе, а оказалось, что в этом хуторе пшеницу никогда не сеяли. Всегда его жители живут огородом.
2. Кругла, да не деньга, красна, да не девка, С хвостом, да не мышь. (Репа)
Зимние игры
Святочные переборки
В зимнее время девушки-казачки собирались в одном из куреней и перебирали семена овощей на весенний сев. Надо было отбирать семена целые, крупные. Ульяна Егоровна отмечает, что девушек собиралось много, человек 10–15. После двух-трех часов работы одна из них кричала «Давай в переборки!» И все начинали из общей кучки семян выбирать семена: сначала большим пальцем правой руки и мизинцем, затем указательным и средним, в конце безымянным и мизинцем.
В игру играли до тех пор, пока одна из девушек не говорила: «Стоп!» Побеждала та, чья кучка была больше. Если кто-то сомневался, то мог попросить девушку показать, насколько она быстро и умело это делает. Если победительниц оказывалось две, то их сажали напротив друг друга, и они под всеобщее ободрение, до сигнала: «Стоп», пальцами собирали семена.
Ульяна Егоровна отмечает, что эта игра обучала «спóрости» (быстроте) в работе, раззадоривала девушек, и они довольно быстро делали эту работу.
Игра «Слова-пряталки».
Эта игра интересна для любого возраста. В любой семье в нее может играть вся семья от мала до велика. Главное условие внимательно слушать предыдущего, пользуясь смекалкой, завести следующего игрока в тупик. Можно играть и наспор, вдвоем.
Правило игры. Первый игрок задает вопрос. Второй должен дать ответ, не используя слово, изображающее главного героя вопроса, как бы «спрятать слово» от всех. Третий должен задать вопрос, используя главное слово ответа предыдущего, четвертый дает ответ так, чтобы опять не прозвучало главного слова вопроса. Она привела нам такой интересный пример.
1. Где щенок? 2. В лес убежал. 3. А лес у нас где? 4. Огнем спалило. 5. А где огонь? 6. Под снегом спрятался. 7. А снег-то где весной? 8. На солнце растаял. 9. А где солнце, вечер за окном? 10. В гости к тучке ушло. 11. А тучка где? 12. С ветром улетела. 13. А ветер где? 14. Тебе в рот залетел, чтобы ты попотел.
А тут и не продолжишь, ведь надо задавать вопрос «Где рот?» А этот вопрос теряет смысл. Поэтому 14 (или второй) явно выиграл – продолжить нельзя. Играют в такую игру в ровном темпе. Замедлять темп и делать паузы нельзя – проигрыш. Нам понравилась эта игра. В нее действительно можно играть везде и со всеми играть: и в поезде, в экспедиции, даже на уроке по гуманитарным наукам.
Еще Галина Васильевна рассказала нам об игре, в которую во дворе играли малыми и она тоже, правда это было шестьдесят пять лет назад. А на хуторе нынче ребята в нее играют редко.
Игра «Идет медведь»
В игру может одновременно играть 10–15 человек. По считалочке выбирают ведущего – «медведя».
Палочкой очерчивают круг – «берлогу», в которой сидит медведь, и большой круг, по которому ходят вокруг медведя играющие. Медведь неожиданно вскакивает с присядок, рычит, кричит: «Идет медведь!» и старается поймать одного из участников игры. Выбегать из большого круга никому нельзя. Медведь забирает в свою берлогу того, кто попал в его объятия. Игра продолжается до тех пор, пока останется один победитель. Условие игры: нельзя вырываться из объятий медведя, а тем более колотить его руками. Кто пытается сопротивляться, тот по условиям игры «сгорает» и дальнейшего участия в ней не принимает.
Игра для мальчиков «Петушиные бои»
В игру можно играть в спортзале училища, дома, во дворе.
Минимальное количество играющих – 2, максимальное – неограниченно. Дополнительного реквизита данная игра не требует.
Условия проведения. Необходимо очертить круг (или линию). Играющие встают на линии на одной ноге, руки заводят назад, за спину. Каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Вставать на обе ноги и расцеплять руки за спиной запрещается.
Толкать можно друг друга только плечом или корпусом, не прибегая к помощи рук. Если число игроков большое, они становятся по кругу и пытаются вытолкнуть друг друга в центр. Ступивший за линию участник выбывает из игры. Побеждает тот, кто устоит на месте, не зайдя за линию и не коснется поднятой ногой земли.
Эта игра развивала выносливость, равновесие, опорно-двигательный аппарат, формировала стойкий характер и упорство.
Игра «Удочка»
В эту игру могли играть представители разного пола. Играли в нее в зале, на спортивных площадках и просто во дворе. Минимальное число играющих – 4, максимальное – любое.
Реквизиты. Для игры понадобится веревка, 2-3 метра, мешочек с песком, который привязывали к одному краю веревки, которая теперь называлась «удочкой».
При помощи жребия выбирается водящий. Все игроки встают в круг, а водящий встает в середину, держа в руках веревку. Водящий вращает веревку, а все игроки при этом подпрыгивают, чтобы мешок не ударил их по ногам. Тот игрок, который не успел вовремя подпрыгнуть, выбывает из круга. Тот, кто останется последним в кругу, считается победителем.
Игра «Кто сильнее?»
В эту игру играли только мальчики, и была она похожа на один из видов спортивных соревнований. Играть в нее могут от 4-х и более человек.
Необходимый реквизит. Палка 50–70 см.
Условия игры. Два противника садятся на землю (пол) друг напротив друга и берут в руки палку так, чтобы руки одного били внутри рук другого. Игроки должны упираться ступнями ног друг в друга.
Необходимо выбрать ведущего, который будет давать команду. После того, как ведущий подаст условный знак, соперники начинают тянуть палку каждый в свою сторону.
Победителем становится тот игрок, который сможет приподнять с земли своего противника. Игра развивает большое количество мышц, укрепляет силу рук и ног, способствует формированию выносливости и упорства.
Игры девочек
Игра «Семь сыновей»
Эта игра была призвана развивать у девочек наблюдателность, координацию движений, пластичность. Минимальное количество игроков 5 человек, максимальное любое.
Необходимы реквизиты: чепец, большой платок и фанты у каждой из девочек.
Все играющие берутся за руки и начинают крутиться вокруг одного из участников и поют песню:
У одной бедной старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, все без бровей, С длинными ушами, ничего не ели, А все только пели, скакали да играли. Как? Делали все вместе так!
В тот момент, когда игроки произносят: «Как?», они останавливаются и расцепляют руки. Во время фразы «Делали все вместе так!» игрок внутри круга выполняет любое действие, а все остальные подражают ему.
Кто ошибся или опоздал, платит фант. Если старушка в конце песни произносит: «Никак», то игрокам отвечать запрещается и песня начинается заново.
В конце игры все фанты разыгрываются.
Заключение
Игры – большое достояние народов нашего края. У каждого народа свои игры. Мы очень дорожим тем материалом, который собрали в экспедиции. Мы обобщили его и пришли к выводам, во-первых, что все игры своими корнями уходят в ту деятельность, которая кормила, окружала людей; во-вторых, все игры носили развивающий характер, они обучали детей каким-то особым и необходимым премудростям и умениям; и в-третьих, игры сплачивали участников, обучали каждого ценить сверстника, уважать его, не нарушать уз святой дружбы и добрососедства, обучали умению любить окружающий мир и беречь его.
Игры донского казачества носили направленный характер – способствовали вовлечению в работу всех групп мышц, благоприятствовали деятельности опорно-двигательного аппарата, хорошему росту и укреплению разных систем организма. Большинство казачьих игр вырабатывали у детей и подростков стойкий характер и упорство.
Многие групповые игры были направлены на развитие чувства товарищества и сплоченности. Большое количество игроков в играх способствовало развитию умения общаться со сверстниками, так создавались благоприятные условия для адаптации формирующейся личности.
Все казачьи игры разнообразны по своему содержанию, поэтому они не могли наскучить.
Казачьи игры развивали у мальчиков здоровое чувство соперничества. Они заставляли ребенка естественным образом бороться за победу, работать над собой, оттачивать умения и навыки, которые ему просто жизненно необходимы были в походной жизни и в бою.
В каждой из казачьих игр можно выделить спортивные и военные элементы, что еще раз подтверждает их назначение – помочь маленькому казачку вырасти большим и сильным, а главное – непобедимым!
Все казачьи игры можно классифицировать по временам года и по возрастам. Но все они воспитывали самодисциплину, развивали глазомер, силу рук, пластику движений, соблюдение санитарных норм, составляющих жизнесберегающий характер игры. Игры, в которые играли купеческие дети, были подвижными, развивающими и умственные и физические способности ребят. Это и понятно – купечество боролось за свой статус важных и грамотных граждан Отечества. Им было не все равно чему и как учатся их дети. Они всячески заботились о звучании их фамилии.
На страницах газет гордо звучали имена сыновей Елпифидора Парамонова: Петра и Николая, которые с отличием закончили коммерческое училище и удостоились звания личного почетного гражданина и звания кандидата коммерции и были награждены золотыми медалями. Игра никогда не была у купечества модой. К ней относились с позиций необходимости. В ней видели важные достоинства: воспитание характера и воли, находчивости и сообразительности.
Коллективные игры вырабатывали необходимое жизненное человеческое качество – культурное общение.
Игры воспитывали систематический подход к образованию, развивали умения и навыки гимназистов и учащихся.
Многие игры дошли до наших дней и могут послужить хорошую службу и сегодня, значит они не потеряли своей актуальности, в этом их ценность.
Названные игры воспитывали у купеческих детей культурные привычки, которые могли повлиять на их отношение с окружающими их людьми на протяжении всей их жизни.
Эти игры были полезны и интересны играющим.
Нам самим было интересно изучать этот материал, думаем, что эти игры помогут нам сделать переменки и паузы на днях рождениях более содержательными и веселыми.
ЛИТЕРАТУРА 1. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX веков. Ростов н/Д, 2002. 232 с. 2. Вареник В. Ростов и ростовцы. Ростов н/Д: «Акра», 2005. 256 с.