Суть понятия «деятельность»
Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.
Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия
Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
Вид деятельности | Суть | Формы работы с детьми |
Игровая | Основной вид активности дошкольников, нацеленный на процесс работы и отличающийся тем, что малыш принимает условную ситуацию. | Игры творческого характера (театрализованные):
|
Игры с установленными условиями:
| ||
Исследовательско-познавательная (интеллектуально-познавательная) | Вид активности малышей, способствующий установлению связей между явлениями и объектами окружающего мира, а также освоению приёмов познания. |
|
Коммуникативная | Вид активности, направленный на установление контакта с окружающими людьми посредством общения в любой устной форме. | |
Изобразительная | Деятельность, предполагающая создание материального продукта творческого осмысления реальности. |
|
Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность | Направленные усилия, призванные реализовать представления о способах удовлетворении физиологических и моральных потребностей. |
|
Конструирование | Активность, формирующая пространственное мышление ребёнка и способность предугадывать конечный результат деятельности. | Конструирование из:
Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь. Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию. |
Музыкальная | Вид деятельности, дающий ребёнку возможность быть в позиции творца, исполнителя или слушателя. |
|
Перцепция литературы и фольклора | Вид работы, подразумевающий не пассивность, а активность изучения сюжета, то есть создание эффекта присутствия. |
|
Двигательная | Помогает малышам реализовывать двигательную функцию и за счёт этого решать двигательные задачи. |
|
Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.
Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
Вид деятельности | Цели | Задачи |
Игровая |
| Первая младшая группа:
|
Вторая младшая группа:
| ||
Средняя группа:
| ||
Старшая группа:
| ||
Подготовительная группа:
| ||
Исследовательско-познавательная |
| В младших группах эти задачи будут едины, так как работа во второй продолжает те направления, которые были начаты в первой:
|
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
| ||
Коммуникативная |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
| ||
Изобразительная |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старших группах:
| ||
Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старшем дошкольном возрасте:
В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом. | ||
Конструирование |
| В младших группах:
|
В средней группе:
| ||
В старшем дошкольном возрасте:
| ||
Музыкальная |
| Музыкальная деятельность ставит перед воспитанниками ДОУ следующие задачи вне зависимости от возраста:
|
Восприятие литературы и фольклора |
| Задачи этого вида деятельности также будут обобщёнными, разница только в материале, с которым работают малыши. Например, в младших группах это сказки («Репка», «Теремок» и пр.), в средней и старшей это тексты, в которых героев и сюжетных поворотов больше. Итак, задачами реализации этого вида деятельности:
|
Двигательная |
| В младших группах:
|
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
|
Видео: игровая деятельность как механизм развития дошкольника — вебинар координатора направления дошкольного образования образовательной системы «Школа 2100»
Узнать об образовательной программе «Детский садик 2100» можно из нашей статьи — Программа «Детский сад 2100»: образовательный процесс без стресса и перегрузок.
Значение внеурочной деятельности в школе по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа ГПД, проведение внеклассных мероприятий, праздников, предметных недель и олимпиад.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Духовно-нравственное развитие предусматривает приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования гражданской идентичности. Воспитатель создает систему воспитательных мероприятий, позволяющих младшему школьнику осваивать и на практике использовать полученные знания. При этом учитывается историко-культурная, этническая и региональная специфика и создаются условия для формирования у детей активной деятельностной позиции.
Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания:
• формирование ценностных ориентации, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;
• расширение кругозора, развитие общей культуры;
• ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
• формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
• развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
• формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется через комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цели этого направления:
• обеспечивать пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
• формировать установки на использование здорового питания;
• создавать условия для использования оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
• развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
• соблюдать режим дня;
• формировать знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
• способствовать становлению навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
• формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для воспитанников должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
• выявления и развития способностей воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участия воспитанников, их родителей (законных представителей) в разработке основной образовательной программы начального общего образования в разделах «Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста» и «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• использования в воспитательном процессе современных технологий деятельностного типа.
Организация работы групп продленного дня должна строго соответствовать основным нормативным документам.
Нормативная база организации внеурочной деятельности в школе
• Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009 № 15785).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»),
• Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
• Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».
• Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11 -13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
• Методические рекомендации «Организация и режим работы группы продленного дня», утвержденные Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79.
Рекомендуем посмотреть:
Организация деятельности группы продленного дня
Цели и задачи группы продлённого дня
Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)
Должностная инструкция воспитателя ГПД
Календарно-тематическое планирование ГПД
Как мотивировать детей на разные виды деятельности
Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.
Выбор мотивационных приёмов зависит также и от индивидуальных особенностей детей конкретной группы
Таблица: мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду
Приём | На какой вид деятельности мотивирует | Пример |
Беседа |
| Может использоваться для мотивации на деятельность по любой теме. Картотеки бесед для:
|
Загадки |
| Универсальный приём, обладающий большим методическим потенциалом, и при этом не требующий больших временных затрат. Начать музыкальное занятие с малышами средней группы, на котором предполагается, что дети будут играть на инструментах, можно с таких загадок:
|
Стихотворения |
| Для дежурных, которые в рамках нерегламентированной деятельности, приступают к дежурству, мотивирующими будут строки:
|
Сказки |
| На занятии по дизайн-деятельности перед выполнением рамок из газетных трубочек, своим подопечным старшей группы я рассказываю историю о чудесном превращении. «Жила-была на свете одна Газета. Очень она была интересная, поэтому её читали и перечитывали все члены семьи. Но постарела Газета, стала неинтересной. Однажды она прилегла на подоконник, где стала думать, что же с ней будет дальше. Мысли эти были очень печальные, так как несколько раз она видела, как хозяин выбрасывал старые газеты в мусорное ведро. И вдруг прилетела Бумажная Фея. Ей стало жаль Газету, и волшебница превратила её в красивую розу, которая стала украшать собой подоконник. |
Чтение |
| В подготовительной группе перед игрой в лото по видам рыб, дети подготовительной группы сами зачитывают короткие справки об удивительных особенностях обитателей глубин. |
Рассматривание картинок |
| Так, перед выполнением домика для игрушки из конструктора Лего, дети старшей группы внимательно рассматривают схему сборки. |
Просмотр видео (мультимедийной презентации) |
восприятие литературы и фольклора. | Разговор по содержанию и основной идее сказки «Каша из топора» в старшей группе можно начать с просмотра мультфильма. |
Игра | Все | Во второй младшей группе, перед тем как приступить к конструированию «домика для собачки», педагог предлагает малышам сыграть в дидактическую настольную игру «Помоги детёнышу найти свою маму», в которой дети соединяют две части картинки: взрослую особь и малыша. Для усложнения можно предложить детям распределить зверей по двум категориям: домашние и дикие. |
Видео: иллюстративный материал приёма просмотра — мультфильм «Каша из топора»
Внеклассная работа в начальной школе
Организация внеурочной деятельности в начальной школе
«…замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков«
В.А.Сухомлинский
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Поэтому внимание к вопросам организации внеклассной работы и становления детского коллектива должно быть постоянным и неослабным в течение всех лет обучения детей в начальной школе.
Процесс формирования классного коллектива происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой. Коллектив класса в жизни младшего школьника выступает как основной, потому что именно в нём общественно ценная и значимая для детей деятельность. В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность- учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития. Ребенок может находиться и в других коллективах, где он развивает и совершенствует свои самые разнообразные способности. Однако коллективы по интересам, такие как кружки и секции внешкольных учреждений, музыкальные и художественные школы, школы спортивные играют скорее вспомогательную роль в развитии личности ребёнка.
Личность ребёнка многообразна и не исчерпывается только успешностью в учении и дисциплинированностью. У каждого ученика есть свои интересы и потребности, моральные качества, характерологические особенности и способности к тому или иному виду деятельности. Все это может и должно найти во внеклассной работе с младшими школьниками необходимые условия для положительного развития.
Ярко выраженная подражательность детей, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить своё поведение и поведение своих товарищей- таков далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми учитель встречается в работе с коллективом младших школьников в процессе всестороннего развития индивидуальности каждого ребёнка на внеклассных занятиях.
В 1 классе учителя начинают работу с ещё не организованной группой детей, которой предстоит в будущем стать дружным и сплоченным детским коллективом, он должен стать основным в развитии ребёнка, все то , что ребёнок получает в других коллективах, должно реализоваться в классном коллективе. Детский коллектив обычно не складывается до тех пор, пока каждый ребёнок не определит для себя, каких же форм поведения, какого отношения можно ожидать от любого члена коллектива. Процесс взаимного узнавания происходит как в совместной деятельности, организованной педагогом на уроках, в экскурсиях, на клубных занятиях, конкурсах, турнирах, эстафетах, в совместных походах в театр, кино, цирк, библиотеку, в процессе приготовления домашних заданий, так и в процессе общения детей на переменах, на улице, во дворе.
Пять этапов развития любого вида деятельности у ребёнка
Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов её развития. Остановимся на каждом, используя в качестве примера освоение лепки ребятами первой и второй младших групп как элемента изобразительной деятельности:
- самостоятельная или свободная деятельность ребёнка (малыши первой младшей группы пробуют приминать пластилин, греют его в руках, повышая пластичность материала);
- затруднения (дети не могут придать нужную форму пластилину);
- деятельность вместе со взрослым (педагог показывает, как нужно отрывать кусочек пластилина, раскатывать его между ладоней, придавая форму шарика, а затем, если нужно, приплющивать этот «шарик», чтобы сделать «блинчик»);
- деятельность рядом или совместно с товарищами (своим воспитанникам во второй младшей группе я давала задание проложить «блинчиками» путь Колобка-«шарика» от картонного домика к бумажному лесу, где каждый малыш кладёт свою часть дорожки-«блинчик»);
- самодеятельность (к примеру, мои малыши делали «семью шариков» и разыгрывали ими сюжет сказки — придуманной, увиденной в мультфильме или по хорошо знакомой сказке «Репка»).
Каждый уровень освоения деятельности, безусловно, важен, но «переломным», то есть обеспечивающим возможность дальнейшей эволюции конкретного вида активности, является этап совместной работы со взрослым. На этой стадии освоения деятельности дети обогащают свой личный опыт, а также осознают ошибки этапа затруднения. В итоге они успешно переходят на уровень деятельности рядом или совместно с товарищами и самодеятельности. Таким образом, третий уровень развития деятельности требует особой методической точности разработки.
Любая деятельность проходит пять этапов развития
Таблица: Мельникова О.И., конспект совместной образовательной активности с детьми средней группы в рамках темы «Мой друг робот» познавательно-исследовательской деятельности (фрагменты)
Этап занятия | Содержание этапа |
Организационно-поисковый или вводный | Приветствие |
— Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне: раз, два, три, четыре, пять — хочу вам предложить со мной поиграть. А вы хотите поиграть со мной в очень интересную игру, но только у нашей игры есть одно главное правило: если я во время игры буду задавать вам вопросы, вы на них будете отвечать полным ответом. Аня, повтори, какое правило есть в нашей игре? Воспитатель: — Ребята, ну, что принимаем правила игры, будем отвечать на вопросы полным ответом? Воспитатель: — Тогда, ребята, раз, два, три, четыре, пять, пора игру нам начинать. Я вам принесла что-то интересное. Посмотрите, что это? Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Правильно — это мешочек. А хотите узнать, что там внутри? А как мы узнаем что внутри? /различные ответы детей, дети предлагают различные варианты исследования предмета в мешочке/ Воспитатель: — Богдан пощупай пальчиками осторожно мешочек, догадайся, что там внутри? Воспитатель: — Хорошо, Богдан считает, что внутри кубики или коробочки. Ребята, а как мы ещё можем узнать, что внутри мешочка? Полина, ты как считаешь. Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Вы думаете, что нам надо заглянуть внутрь. Давайте заглянем, раз, два, три смотри. Что это ребята? Воспитатель: — Правильно — это коробочки. Я, предлагаю вам взять в руки по одной понравившейся вам коробочке и встать в большой круг Ребята, давайте рассмотрим наши коробочки, но мы будем их не просто рассматривать, а мы с ними поиграем. Эта игра на внимание и вам всем, надо быть какими? Воспитатель: — Правильно внимательными. Не забываем про правило отвечаем полным ответом. | |
Основной | Дидактическая игра «Что в коробочке» Воспитатель: — Скажите, из чего сделаны наши коробочки? Воспитатель: — Правильно, из бумаги. Арсений, покажи ребятам свою коробочку. Ребята, скажите, какая коробочка у Арсения? Воспитатель: — Вы такие внимательные, правильно она большая, красная. Ребята, внимание, а сейчас поднимите вверх коробочки те ребята, чьи коробочки похожи на коробочки Арсения, такого же цвета и размера. Хорошо, Рома проверь, правильно ли все подняли кубики? Воспитатель: — Арина покажи ребятам свою коробочку. Ребята, скажите, какая коробочка у Арины? Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Правильно она средняя, белая. Внимание, ребята, а сейчас покачайте над головой коробочками, те ребята, чьи коробочки похожи на коробочку Арины. Хорошо…> |
<�… Воспитатель: Коля, а ты бы как хотел с нашими коробочками поиграть? Воспитатель: — Ребята, Коля хочет из них построить башню. А ты бы, Рома, как поиграл с коробочками? Воспитатель: — Рома бы построил дом. Хорошо. Да, но во все эти игры мы играем каждый день. Воспитатель: — А я знаю, что в нашем игровом уголке появилась новая игрушка. Ну-ка, ну-ка, ребятки, кто догадался какая? Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Правильно, это робот. А кто из вас любит играть с роботами, встаньте на носочки и поднимите высоко, высоко свои ручки? Все любят играть роботами, это так здорово. Ребята, давайте рассмотрим нашего нового друга и перечислим, что есть у нашего робота…> | |
Воспитатель: — А мы с вами сможем сделать такого же робота? Из чего мы с вами сможем его сделать? Воспитатель: — Правильно из цветных, бумажных коробочек. А хотите, чтобы и у вас дома был такой друг, с которым можно бы было играть? Воспитатель: — А как мы будем его собирать? Нам обязательно нужно составить план,как мы будем собирать робота. Богдан, что сделаем сначала, какую возьмём коробочку, назови и покажи. Воспитатель: — Ты предлагаешь взять большую красную коробочку, как ты считаешь, что мы сможем сделать из этой коробочки. Воспитатель: — Ребята, посмотрите правильно из этой коробочки, можно сделать туловище…> | |
<�… Воспитатель: — Ребята, теперь каждый из вас попробует собрать робота. Получается? Нет? А почему? Воспитатель: Правильно! Все части робота нужно приклеить. И этим вы сейчас займётесь. А если кто-то из вас забудет, какую коробочку надо будет приклеить, то вам поможем наша схема подсказка, которую мы составили вместе и выложили на доске /самостоятельная работа детей/…> | |
<�… Воспитатель: — Ребята, а мне кажется у ваших роботов, чего-то не хватает? Чего? Посмотрите внимательно на нашего гостя и на своих друзей. Чего не хватает? Воспитатель: — Правильно, лица, ротика, носика и глаз. А из чего мы их сделаем, ведь у нас больше ничего не осталось. Конечно, можно нарисовать. Давайте нарисуем. | |
Воспитатель: — Посмотрите, какой замечательный друг у каждого из вас получился. Ведь иметь много друзей это так здорово! Ребята, мы собрали, украсили, нарисовали лицо, чего не хватает? Ребята, скажите, а как мы будем обращаться к нашему роботу. Что нам надо сделать? Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Правильно придумать имя. Вова, я знаю, ты очень любишь роботов, как ты назовёшь своего нового друга? Воспитатель: — Робик мне нравится. Ребята, мы с вами знакомы друг с другом, я знаю? как зовут тебя, тебя зовут Маша. Маша, а как зовут твоего друга робота…> | |
Рефлексивно-корригирующий или заключительный | <�… Воспитатель: — Как вы красиво все сейчас танцевали со своими друзьями роботами. Ребята, скажите, получилось ли у нас найти себе новых друзей во время нашей игры? Поднимите-ка высоко-высоко своих друзей и покажите нашим гостям. Ребята, а почему мы с вами смогли сделать роботов-друзей? Дарьяна, а чей робот-друг во время танца тебе понравился, кто, по твоему мнению, лучше танцевал. Вова, а твой робот-друг уже нашёл себе друга робота в нашей группе? Ребята, скажите, а какое у вас сейчас настроение? Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали. Ребята, о чём вы расскажете сегодня вечером дома своим мамам и папам?/ Различные ответы детей. Воспитатель: — А теперь нам надо всем вместе привести в порядок место, где мы с вами трудились /дети убирают своё рабочее место/. |
Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности организации и реализации
Образовательная система СВУ предполагает круглосуточное пребывание обучающихся в его стенах (часто такую систему называют интернатной), соответственно, предполагается и заполнение внеучебного времени суворовцев деятельностью развивающего, воспитательного и социализирующего характера.
Если мы обратимся к распорядку дня старших курсов (обучающихся по стандартам предыдущего поколения), то увидим, что в нем предусмотрено время для внеклассных мероприятий, которые проводятся по отдельному расписанию.
Данное время заполнено мероприятиями «воспитательной работы», присутствует на всех курсах и предполагает реализацию воспитания по соответствующим направлениям. Отдельно выделены блоки «спортивно-массовая работа» и «трудовое воспитание». В рамках этого времени реализуются соответствующие виды деятельности.
Следовательно, по своей сущности, внеурочная деятельность (в том числе и социальной направленности) для суворовского училища не является чем-либо инородным (в отличие от школ, где введение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения, помимо прочего, требует полного перестроения режима функционирования).
Что же нового для нас несет ФГОС второго поколения в контексте внеурочной деятельности?
Ответ на этот вопрос мы можем дать лишь частично и только сейчас, когда появился первый опыт реализации внеурочной деятельности в СВУ по ФГОС второго поколения.
Согласно стандарту второго поколения, внеурочная деятельность — это одна из форм организации внеучебного времени, направленная на развитие личности обучающихся. Она предполагает четкое планирование педагогами училища, достижение конкретных результатов освоения основной общеобразовательной программы, т. е., по сути, становится ее частью.
В качестве одного из обязательных (наряду со спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным)обозначено социальное направление внеурочной деятельности.
Особенность внеурочной деятельности социальной направленности в СВУ состоит в том, рекомендуемые для социального направления виды деятельности уже являются неотъемлемой составляющей его образовательного процесса.
Например, предлагаемый методическими пособиями в качестве одной из основ общественно-полезный труд есть неотъемлемая часть воспитательного процесса СВУ, это его традиционная составляющая (ПХД, самообслуживание, уборка городских некрополей и т. п.). Военно-патриотическая и связанная с ней спортивная основа — лейтмотив всей образовательной системы СВУ.
Именно поэтому в качестве фундамента социального направления мы выделяем социализацию обучающихся (здесь свои условия диктуют особенности учебного заведения интернатного типа).
Нам близко понимание сущности процесса социализации как диалектического единства процессов адаптации (как вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам) и самореализации личностью своих потенций и творческих способностей (как преодоление негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению) [2, с. 140].
Поскольку суворовцы — будущие защитники Отечества, граждане, принимающие судьбу России как свою собственную, для нас важно формировать у них хорошие адаптационные навыки и качества, а также навыки и качества, позволяющие преодолевать негативное влияние среды, вести эффективную преобразующую деятельность в условиях меняющегося социума, реализовывать свои творческие способности и т. п.
Таким образом, мы определяем цель деятельности в рамках социального направления в УГСВУ как создание условий для перехода обучающегося в позицию адаптивного и активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе базовых ценностей, вырабатывать их собственное понимание, разрабатывать и реализовывать проекты преобразования общества [3].
При детальном рассмотрении видно, что социальное направление присутствовало в деятельности воспитателей, педагогов-организаторов и педагогов-психологов и ранее (в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, воинском воспитании и военно-профессиональной ориентации и т. д.). Воспитательная деятельность этих специалистов неотъемлемо предполагала социализацию обучающихся, но она не была четко скоординированной для всех специалистов. Деятельность педагогов-организаторов и педагогов-психологов с суворовскими коллективами планировалась по остаточному принципу «в свободное от всего время». Таким образом, если ранее время выделялось на воспитательную работу вообще, теперь — под реализацию конкретных программ, в том числе социальной направленности.
Внеурочная деятельность социальной направленности является приоритетной для воспитателей, педагогов-психологов и педагогов-организаторов. Это обусловлено должностными обязанностями данных категорий педагогов. Хотя в плановом процессе развития, воспитания и социализации обучающихся участвуют теперь не только они. На совершенно законных основания привлекаются преподаватели-предметники, педагоги дополнительного образования (например, общекультурное, спортивно-оздоровительное направления). Все эти категории педагогов работают, по сути, на результат, который заложен в программе основного общего образования.
Старший воспитатель, воспитатели учебных взводов, педагог-организатор и педагог-психолог роты — это педагоги одного подразделения, они имеют возможность (в отличие от школ) и должны ставить единую, генеральную цель воспитания и социализации для всего курса. Под эту цель они разрабатывают целевые аспекты своих рабочих программ, а также координируют деятельность в зависимости от особенностей суворовского коллектива роты, взвода и индивидуальных особенностей детей.
Организационно наиболее тесно в рамках внеурочной деятельности СВУ с социальным направлением связаны духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное (хотя, как упоминалось ранее, все направления внеурочной деятельности работают на развитие, воспитание и социализацию). Именно эти направления являются преимущественными в деятельности педагогов курса.
При этомпедагог-организатор разрабатывает свою рабочую программу, педагог-психолог — свою, воспитатели реализуют программу воспитания и социализации, плюс в рамках спортивно-массовой работы они реализуют мероприятия программы спортивно-оздоровительного направления. У педагогов появляется возможность заранее согласовать соотношение мероприятий по направленностям между педагогами роты, а также удельный вес мероприятий той или иной направленности.
Еще одной специфической особенностью организации внеурочной деятельности социальной направленности в УГСВУ является ее обязательность. Если в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений у обучающихся есть возможность выбора кружков, клубов и т. д., то посещение внеурочных мероприятий социальной, спортивно-оздоровительной и духовно-нравственной направленности обязательно для всех суворовцев. Здесь сказывается традиционность и военная направленность образовательного процесса в СВУ.
Реализация внеурочной деятельности на этапе основного общего образования (в том числе социальной) предполагает ее преемственность у начального общего образования. В училище обеспечить эту преемственность не представляется возможным, поскольку суворовцы поступают в УГСВУ по окончании начальной школы из самых разных регионов России. Учитывая данную особенность, программы социальной направленности для пятого класса ориентированы на скорейшую адаптацию обучающихся к условиям УГСВУ.
А затем, когда в течение первого года обучения педагоги курса в достаточной степени изучат личностные особенности данных обучающихся, возможно построение преемственного курса программ внеурочной деятельности только на последующие годы обучения.
В рамках внеурочной деятельности по социализации обучающихся планируются следующие результаты:
Результаты первого уровня:
− приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Результаты второго уровня:
− получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Результаты третьего уровня:
− получение опыта самостоятельного общественного действиях [1].
Эти результаты заложены в программе воспитания и социализации, отражены в рабочих программах социальной направленности и реализуются в ходе различных мероприятий. Однако при разработке программ, выборе форм и средств достижения поставленных целей возникают определенные вопросы. Регламентированность образовательного процесса СВУ, особая организация жизнедеятельности обучающихся в ощутимой степени усложняют реализацию форм и видов внеурочной деятельности, необходимых для достижения результатов третьего уровня, поскольку предполагают достаточно широкий круг внешних социальных связей и свободное взаимодействие обучающихся с открытым социумом.
Таким образом, несмотря на то, что воспитание всегда являлось неотъемлемой частью образовательного процесса СВУ, реализовывалось в специально отведенное для этого время и имело определенную направленность, сейчас, в условиях внедрения ФГОС второго поколения, оно трансформируется и приобретает новые черты. Нормативно закрепленный акцент на активную социализацию обучающихся требует поиска новых форм и методов реализации теперь уже всей внеурочной деятельности. Кадровые и временные ресурсы, заложенные в системе построения образовательного процесса СВУ, позволяют решать поставленные перед педагогическим коллективом задачи. Однако современные тенденции требуют от педагогического коллектива СВУ избавления от стереотипов при сохранении традиций, творческого поиска и постоянного повышения профессионального уровня.
Литература:
- Скворцова О. В. Организация внеурочной деятельности обучающихся по реализации ФГОС ООО // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/08/24/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 1.04.2016).
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности младших школьников» // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/-37876.html (дата обращения: 30.03.2016).
Нерегламентированная и внеурочная деятельность в ДОУ
Образовательный процесс в детском саду представляет собой сочетание непосредственной образовательной, регламентированной, деятельности (НОД), то есть занятия, и нерегламентированную деятельность — активность, основанную на добровольных началах и проводимую вне НОД: при выполнении режимных моментов, во время организации и участия в досуговых мероприятиях, в работе кружков и секций.
Нерегламентированная деятельность проводится вне НОД
Таблица: виды и формы нерегламентированной деятельности
Общение | Игра | Познавательная практическая | Художественная | Элементарная трудовая |
|
|
|
|
|
Это интересно. Внеучебная деятельность дошколят в методической литературе часто используется как синоним нерегламентированной. Однако в этом объединении терминов есть один важный нюанс: когда мы говорим о внеучебной деятельности, то обычно подразумеваем работу кружков, секций, в понятие же нерегламентированной активности малышей включаются все (!) виды взаимодействия, за исключением НОД (занятий). То есть получается, что, когда говорят о внеучебной деятельности, имеют в виду скорее форму организации работы с малышами, а когда о нерегламентированной, то подразумевают конкретные способы взаимодействия с воспитанниками.
Досуг является одним из наиболее любимых детьми форматов нерегламентированной деятельности
Учебно-воспитательный процесс в детском саду основывается на комбинации разных видов деятельности дошкольников в тех или иных формах. Для максимально эффективной реализации учебно-воспитательных задач педагогу необходимо методически целесообразно комбинировать эти формы и виды, используя подходящие мотивационные приёмы. Тогда познание мира вокруг у дошкольников будет всесторонним, что является залогом формирования гармоничной личности каждого малыша.
План внеурочной деятельности начальной школы
В рамках внедрения ФГОС в учебный план 1-го, 2-го и 3-х классов включена внеучебная деятельность в количестве 6 часов (3 часа — ПДО, 2 часа за счёт ГПД и 1 час за счёт ставки психологии). Коллективом учителей были разработаны авторские программы внеучебной деятельности, которые были утверждены на заседании педсовета школы и некоторые из них прошли рецензирование в СКИПКРО. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт.
За время эксперимента на базе школы был создан новый тип образовательного учреждения, где обеспечиваются все условия для всестороннего развития личности и индивидуализации процесса обучения; развита внеурочная деятельность, организована система дополнительного образования, действует самоуправление учащихся, ведется работа по здоровьесбережению, при этом взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, с социумом усилилась.
Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я». В связи с этим режим школы полного дня оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.
Педагогическому коллективу школы удалось добиться высоких результатов в организации режима полного дня, среди основных отмечены следующие:
оптимизация процесса развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования (в том числе работа на базе образовательного учреждения музыкальной школы, секций спортивной школы, кружков станции юного техника, домов детского и юношеского творчества);
снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого нелинейного расписания на первую и вторую половину дня;
объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;
поляризация образовательной среды с выделением разноакцентированных пространств, чередование видов деятельности и смена помещений (кабинеты, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игровые комнаты, зал хореографии, актовые залы, пространства для общения, для игр и спокойной работы);
обеспечение условий для ранней профилизации;
создание условий для 2-х разового горячего питания и дневного сна (в первом классе);
медико-психологическое сопровождение учащихся.
Анализ результатов работы в режиме полного дня показал, что данная модель для организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов в МКОУ СОШ №9 наиболее приемлема.