Индивидуальная работа классного руководителя с детьми «группы риска»
Из опыта работы классного руководителя. Работа с трудными подростками
Описание материала: Предлагаю вам статью, в которой описана моя работа, как классного руководителя, с детьми «группы риска». Данный материал будет полезен классным руководителям младшего и среднего звена. Вот уже 39 лет работаю в школе. Так называемые «трудные дети» есть в любом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно советский педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей именно в отрицательном влиянии семьи, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Однако наиболее рельефно типичные особенности трудного ребенка проявляются в подростковом возрасте; не случайно этот возраст также часто называют трудным. Говорят, однажды женщина пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитывать ребёнка. Мудрец спросил, сколько лет ребёнку. Женщина ответила, что шесть месяцев. Тогда мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на шесть месяцев». Считаю, что причиной появления таких детей – неправильное воспитание детей в семье в раннем возрасте. В педагогической среде часто обсуждается вопрос о «трудных» учениках. Многие учителя считают, что с «трудным» учеником можно проводить учебно-воспитательную работу только тогда, когда он «исправится», станет совершенно другим. Если же исправить воспитанника не удаётся, то единственный выход – избавиться от него. Всю свою трудовую деятельность провожу с так называемыми «трудными» детьми. Какие только пути не искало наше педагогическое сообщество по работе с этими детьми, а их меньше не становится. Скажу даже, что таких детей стало больше. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя о воспитанников, избавляться от них под всякими предлогами. Искусство воспитания заключается не в том, чтобы одним махом сделать из «трудного» воспитанника тихого, послушного (это и невозможно), а в том, чтобы удержать его в сфере своего воздействия и потом поставить на правильную дорогу жизни». Поэтому надо принять каждого ученика таким – какой он есть. А всё остальное зависит только от каждого из нас. Школе достаётся очень сложная роль – роль перевоспитания. Перевоспитание – это трудный и долгий процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. А воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым. В решении этой задачи трудовое воспитание обязательно поможет и сейчас, хотя заставить детей трудиться для себя же и делать это с удовольствием почти невозможно.
Классификация семей «группы риска»:
1.
Семьи, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием. 2. Семьи, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. 3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. 4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют. 5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными. В 2014 – 2020 учебном году, в нашей школе, количество учащихся седьмых классов увеличилось и был создан третий седьмой класс. Класс сформирован, в основном, из учащихся, прибывших из других школ нашего района. Количество детей – 11, среди них педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей. С созданием класса сразу же появились трудности: проблемы с посещением уроков, пробелы в знаниях практически по всем предметам, низкая мотивация к учёбе, социальные (семейные) проблемы. Я являлась классным руководителем этого класса три года. Основная работа с классом легла на плечи классного руководителя. Многие проблемы мне пришлось решать собственными силами. В первую очередь я составила подробный социальный паспорт класса. Почти во всех семьях, в которых были трудности в воспитании детей; это семьи, где господствует безнадзорность. Ниже – краткие сведения о классе:
Статистика класса
Краткий социальный паспорт
Многодетные семьи – 4; Малообеспеченные семьи – 6; Опекаемые семьи – 1; Неполные семьи – 4, Родители безработные – 5, Родители пенсионеры – 1; За период обучения в 7 – 9 классах на учёте в КДН были стояли 3 человека; 2 семьи – на учёте в СОП (социально – опасное положение в семье). В результате этой работы я поняла, что особой помощи от родителей в организации учебно-воспитательного процесса, не предвидится. В плане воспитательной работы должен быть обязательный раздел работы с детьми из «группы риска», с их родителями, с учителями – предметниками, воспитателями интерната, социальным педагогом школы: 1. Акция: «1 сентября – все за парту»; 2. Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учебных занятий. Еженедельная информация социальному педагогу по пропускам занятий детей «группы риска»; 3. Незамедлительное информирование родителей о пропусках; 4. Организация бесплатного питания. Помощь в сборе документов при необходимости; 5. Оказание материальной помощи многодетным семьям. Помощь в сборе документов при необходимости; 6. Беседа в классе о правилах поведения учащихся, о школьной форме. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»; 7. Беседа в классе о режиме дня. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»; 8. Запись учащихся в предметные кружки и в спортивные секции. Индивидуальные беседы учащимися из «группы риска». Контроль за посещаемостью кружков и секций в течение года. 9. Проведение диагностики межличностных отношений с привлечением педагога-психолога, выявление детей, имеющих проблемы; 10. Прогнозирование успеваемости учащихся, особенно у учащихся из «группы риска»; 11. Работа с учителями – предметниками по предупреждению неуспеваемости по предмету, особенно у учащихся из «группы риска»; 12. Координация совместной деятельности учителей предметников и родителей, особенно у учащихся из «группы риска»; 13.Информирование родителей об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом; в девятом классе – информирование родителей с процедурой проведения итоговой аттестации и особенностями подготовки и проведения экзаменов по предметам; 14. Проведение родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями «группы риска»; 15. Посещение семей совместно социальным педагогом и работниками полиции при необходимости; 16. Привлечение администрации школы к профилактике возникновения межличностных проблем в классе, пропусков уроков без уважительной причины, неуспеваемости по предметам; 17. Разработка творческих дел и мероприятий в классе с обязательным привлечением детей «группы риска»; 18. Поощрение учащихся класса, особенно из «группы риска» за хорошие результаты в учёбе, в спортивной жизни школы, участие в классных и школьных мероприятиях и т.д.; 19. Координация совместной деятельности классного руководителя и воспитателей интерната. Для каждого учащегося группы риска я завела индивидуальный лист контроля по форме: Индивидуальный лист контроля учащегося И.Д.
Очень удобная форма, по мере надобности я его заполняю. Вся информация о подростках сохраняется. Кроме того, в нашей школе, социальным педагогом, для каждого учащегося «группы риска» заведены папки с информацией о нём: персональные данные ученика и родителей; проводимая с учеником и с родителями индивидуальная работа, вся информация о подростке, поступающая школу и исходящая из школы. Классные руководители и социальный педагог периодически вносят туда всю важную информацию об обучающемся и его родителях. К концу девятого класса сформировался неплохой коллектив. В 2016-2017 учебном году мои воспитанники закончили девятый класс, причём два человека с хорошими и отличными результатами, 7 человек – с удовлетворительными и 2 человека, к большому сожалению, остались на осень.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание трудных подростков Возрастные особенности и трудновоспитуемость Трудный подросток и особенности работы с ним Воспитательная программа для 5-6 класса
Похожие статьи:
Воспитание трудного подростка
Воспитательная программа ОЭР в школе
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Формы внеклассной работы в начальной школе
План индивидуальных профилактических бесед с детьми «группы риска»
- Растите детей заботливыми.
- Природа в воспитании добрых чувств у детей.
- Воспитание интереса к природе во время совместных прогулок в парк (лес).
- Развитие наблюдательности во время прогулок по парку (лесу).
- Посильная помощь дошкольников в уходе за комнатными растениями.
- Участие ребенка в оформлении интерьера дома.
- Право на любящих и всё понимающих родителей, или Прежде чем воспитывать ребенка.
- Что должен знать ребенок о съедобных и ядовитых грибах?
- Привлечение детей к посильному труду на садовом участке.
- Нужно ли иметь домашних животных?
- Изготовление игрушек из природного материала – одна из форм общения с природой.
- Природа и умственное воспитание ребенка.
- Традиции белорусского народа.
- Воспитание у ребенка доброты средствами художественных произведений.
- О поощрениях и наказаниях ребенка.
- Чтобы ребенок не обманывал.
- Воспитание культуры здоровья в условиях семьи.
- Как улучшить память, внимание, речь ребенка с помощью игры.
- Если Ваш ребенок – левша.
- Книга в семье. Семейное чтение.
- Каким должно быть питание ребенка?
- Развитие музыкальности ребенка в условиях семьи.
- Труд – серьезная форма воспитания.
- Физкультура и спорт в семье.
- Отец и мать – воспитатели.
- Приобщаем ребенка к изобразительному искусству.
- Игры с детьми в адаптационный период.
- Как помочь детям овладеть правилами дорожного движения.
- Как избежать стрессов, травм и неадекватного поведения детей.
- В воспитании надо знать меру.
- Влияние взрослых на формирование характера ребенка.
- Буль примером для детей.
- Малыя фальклорныя формы як сродак развіцця звязнай мовы.
- Выкарыстанне небыліц і жартаў у развіцці творчых моўных уменняў дашкольніка.
- Роля бацькоў у развіцці вобразнасці мовы дашкольніка.
- Богатство словаря – показатель интеллектуального развития ребенка.
- Роль лекарств и витаминов.
- Закаливание детского организма в условиях семьи.
- Если ребенок заболел …
- Распорядок дня – одно из условий охраны и укрепления здоровья ребенка.
- Почему необходимо читать с детьми книги.
- Если в семье – ребёнок левша.
- Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровый образ жизни детей.
- Почему ребенок грызет ногти?
- Как с пользой провести выходной день с ребёнком?
- Детские фантазии и страхи.
- Добрые мультики, которые помогают воспитывать.
- Капризы и упрямство.
- Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу.
- Леворукий ребенок.
- Воспитание дружеских взаимоотношений в игре.
- Как провести выходной день с детьми.
- Важность рисования в жизни ребенка.
- Ребенок и книга.
- Правильное питание ребенка дома.
- Гиперактивный ребенок.
- Детское упрямство.
- Вежливый ребенок.
- Игровая деятельность в семье.
- Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей.
- О воспитании безопасного поведения дома и на улице.
- Роль театрализованных игр в развитии детей.
- Обучение дошкольников культурно-гигиеническим навыкам.
- Воспитание дошкольников с учетом их гендерных особенностей.
- Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье.
- Роль пап в полоролевом воспитании детей.
- Влияние родителей на воспитание девочек и мальчиков.
- Воспитание и развитие детей с учетом пола ребенка.
- Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста.
- Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников.
- Агрессивный ребёнок.
- Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению.
- Грипп и его профилактика.
- Игра и здоровье детей.
- Какие игрушки необходимы детям.
- Зимние травмы у детей.
- Если ребёнка ужалила пчела.
- Первая помощь при обморожениях.
- Игрушка в жизни ребёнка.
- Играйте вместе с детьми.
- Учим ребенка общаться.
- Воспитание навыков самообслуживания у детей.
- Почему дети разные.
- Кризис трех лет.
- Как победить застенчивость у ребенка дошкольного возраста.
- Сенсорное развитие дошкольников.
- Организация двигательной активности у ребенка дома и на улице.
- Так ли важно рисование в жизни ребенка?
- Счастье – это когда тебя понимают.
- Как победить застенчивость.
- Зачем нужно развивать мелкую моторику.
- Профилактика простудных заболеваний.
- Воспитание ответственности у дошкольников.
- Ребенок и компьютер.
- Ваш ребенок становится манипулятором.
- Воспитание в неполной семье.