Работа классного руководителя с «детьми группы риска»


Индивидуальная работа классного руководителя с детьми «группы риска»

Из опыта работы классного руководителя. Работа с трудными подростками
Описание материала: Предлагаю вам статью, в которой описана моя работа, как классного руководителя, с детьми «группы риска». Данный материал будет полезен классным руководителям младшего и среднего звена. Вот уже 39 лет работаю в школе. Так называемые «трудные дети» есть в любом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно советский педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей именно в отрицательном влиянии семьи, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Однако наиболее рельефно типичные особенности трудного ребенка проявляются в подростковом возрасте; не случайно этот возраст также часто называют трудным. Говорят, однажды женщина пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитывать ребёнка. Мудрец спросил, сколько лет ребёнку. Женщина ответила, что шесть месяцев. Тогда мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на шесть месяцев». Считаю, что причиной появления таких детей – неправильное воспитание детей в семье в раннем возрасте. В педагогической среде часто обсуждается вопрос о «трудных» учениках. Многие учителя считают, что с «трудным» учеником можно проводить учебно-воспитательную работу только тогда, когда он «исправится», станет совершенно другим. Если же исправить воспитанника не удаётся, то единственный выход – избавиться от него. Всю свою трудовую деятельность провожу с так называемыми «трудными» детьми. Какие только пути не искало наше педагогическое сообщество по работе с этими детьми, а их меньше не становится. Скажу даже, что таких детей стало больше. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя о воспитанников, избавляться от них под всякими предлогами. Искусство воспитания заключается не в том, чтобы одним махом сделать из «трудного» воспитанника тихого, послушного (это и невозможно), а в том, чтобы удержать его в сфере своего воздействия и потом поставить на правильную дорогу жизни». Поэтому надо принять каждого ученика таким – какой он есть. А всё остальное зависит только от каждого из нас. Школе достаётся очень сложная роль – роль перевоспитания. Перевоспитание – это трудный и долгий процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. А воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым. В решении этой задачи трудовое воспитание обязательно поможет и сейчас, хотя заставить детей трудиться для себя же и делать это с удовольствием почти невозможно.
Классификация семей «группы риска»:

1.
Семьи, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием. 2. Семьи, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. 3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. 4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют. 5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными. В 2014 – 2020 учебном году, в нашей школе, количество учащихся седьмых классов увеличилось и был создан третий седьмой класс. Класс сформирован, в основном, из учащихся, прибывших из других школ нашего района. Количество детей – 11, среди них педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей. С созданием класса сразу же появились трудности: проблемы с посещением уроков, пробелы в знаниях практически по всем предметам, низкая мотивация к учёбе, социальные (семейные) проблемы. Я являлась классным руководителем этого класса три года. Основная работа с классом легла на плечи классного руководителя. Многие проблемы мне пришлось решать собственными силами. В первую очередь я составила подробный социальный паспорт класса. Почти во всех семьях, в которых были трудности в воспитании детей; это семьи, где господствует безнадзорность. Ниже – краткие сведения о классе:
Статистика класса

Краткий социальный паспорт

Многодетные семьи – 4; Малообеспеченные семьи – 6; Опекаемые семьи – 1; Неполные семьи – 4, Родители безработные – 5, Родители пенсионеры – 1; За период обучения в 7 – 9 классах на учёте в КДН были стояли 3 человека; 2 семьи – на учёте в СОП (социально – опасное положение в семье). В результате этой работы я поняла, что особой помощи от родителей в организации учебно-воспитательного процесса, не предвидится. В плане воспитательной работы должен быть обязательный раздел работы с детьми из «группы риска», с их родителями, с учителями – предметниками, воспитателями интерната, социальным педагогом школы: 1. Акция: «1 сентября – все за парту»; 2. Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учебных занятий. Еженедельная информация социальному педагогу по пропускам занятий детей «группы риска»; 3. Незамедлительное информирование родителей о пропусках; 4. Организация бесплатного питания. Помощь в сборе документов при необходимости; 5. Оказание материальной помощи многодетным семьям. Помощь в сборе документов при необходимости; 6. Беседа в классе о правилах поведения учащихся, о школьной форме. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»; 7. Беседа в классе о режиме дня. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»; 8. Запись учащихся в предметные кружки и в спортивные секции. Индивидуальные беседы учащимися из «группы риска». Контроль за посещаемостью кружков и секций в течение года. 9. Проведение диагностики межличностных отношений с привлечением педагога-психолога, выявление детей, имеющих проблемы; 10. Прогнозирование успеваемости учащихся, особенно у учащихся из «группы риска»; 11. Работа с учителями – предметниками по предупреждению неуспеваемости по предмету, особенно у учащихся из «группы риска»; 12. Координация совместной деятельности учителей предметников и родителей, особенно у учащихся из «группы риска»; 13.Информирование родителей об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом; в девятом классе – информирование родителей с процедурой проведения итоговой аттестации и особенностями подготовки и проведения экзаменов по предметам; 14. Проведение родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями «группы риска»; 15. Посещение семей совместно социальным педагогом и работниками полиции при необходимости; 16. Привлечение администрации школы к профилактике возникновения межличностных проблем в классе, пропусков уроков без уважительной причины, неуспеваемости по предметам; 17. Разработка творческих дел и мероприятий в классе с обязательным привлечением детей «группы риска»; 18. Поощрение учащихся класса, особенно из «группы риска» за хорошие результаты в учёбе, в спортивной жизни школы, участие в классных и школьных мероприятиях и т.д.; 19. Координация совместной деятельности классного руководителя и воспитателей интерната. Для каждого учащегося группы риска я завела индивидуальный лист контроля по форме: Индивидуальный лист контроля учащегося И.Д.


Очень удобная форма, по мере надобности я его заполняю. Вся информация о подростках сохраняется. Кроме того, в нашей школе, социальным педагогом, для каждого учащегося «группы риска» заведены папки с информацией о нём: персональные данные ученика и родителей; проводимая с учеником и с родителями индивидуальная работа, вся информация о подростке, поступающая школу и исходящая из школы. Классные руководители и социальный педагог периодически вносят туда всю важную информацию об обучающемся и его родителях. К концу девятого класса сформировался неплохой коллектив. В 2016-2017 учебном году мои воспитанники закончили девятый класс, причём два человека с хорошими и отличными результатами, 7 человек – с удовлетворительными и 2 человека, к большому сожалению, остались на осень.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание трудных подростков Возрастные особенности и трудновоспитуемость Трудный подросток и особенности работы с ним Воспитательная программа для 5-6 класса

Похожие статьи:

Воспитание трудного подростка

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Формы внеклассной работы в начальной школе

План индивидуальных профилактических бесед с детьми «группы риска»

  1. Растите детей заботливыми.
  2. Природа в воспитании добрых чувств у детей.
  3. Воспитание интереса к природе во время совместных прогулок в парк (лес).
  4. Развитие наблюдательности во время прогулок по парку (лесу).
  5. Посильная помощь дошкольников в уходе за комнатными растениями.
  6. Участие ребенка в оформлении интерьера дома.
  7. Право на любящих и всё понимающих родителей, или Прежде чем воспитывать ребенка.
  8. Что должен знать ребенок о съедобных и ядовитых грибах?
  9. Привлечение детей к посильному труду на садовом участке.
  10. Нужно ли иметь домашних животных?
  11. Изготовление игрушек из природного материала – одна из форм общения с природой.
  12. Природа и умственное воспитание ребенка.
  13. Традиции белорусского народа.
  14. Воспитание у ребенка доброты средствами художественных произведений.
  15. О поощрениях и наказаниях ребенка.
  16. Чтобы ребенок не обманывал.
  17. Воспитание культуры здоровья в условиях семьи.
  18. Как улучшить память, внимание, речь ребенка с помощью игры.
  19. Если Ваш ребенок – левша.
  20. Книга в семье. Семейное чтение.
  21. Каким должно быть питание ребенка?
  22. Развитие музыкальности ребенка в условиях семьи.
  23. Труд – серьезная форма воспитания.
  24. Физкультура и спорт в семье.
  25. Отец и мать – воспитатели.
  26. Приобщаем ребенка к изобразительному искусству.
  27. Игры с детьми в адаптационный период.
  28. Как помочь детям овладеть правилами дорожного движения.
  29. Как избежать стрессов, травм и неадекватного поведения детей.
  30. В воспитании надо знать меру.
  31. Влияние взрослых на формирование характера ребенка.
  32. Буль примером для детей.
  33. Малыя фальклорныя формы як сродак развіцця звязнай мовы.
  34. Выкарыстанне небыліц і жартаў у развіцці творчых моўных уменняў дашкольніка.
  35. Роля бацькоў у развіцці вобразнасці мовы дашкольніка.
  36. Богатство словаря – показатель интеллектуального развития ребенка.
  37. Роль лекарств и витаминов.
  38. Закаливание детского организма в условиях семьи.
  39. Если ребенок заболел …
  40. Распорядок дня – одно из условий охраны и укрепления здоровья ребенка.
  41. Почему необходимо читать с детьми книги.
  42. Если в семье – ребёнок левша.
  43. Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровый образ жизни детей.
  44. Почему ребенок грызет ногти?
  45. Как с пользой провести выходной день с ребёнком?
  46. Детские фантазии и страхи.
  47. Добрые мультики, которые помогают воспитывать.
  48. Капризы и упрямство.
  49. Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу.
  50. Леворукий ребенок.
  51. Воспитание дружеских взаимоотношений в игре.
  52. Как провести выходной день с детьми.
  53. Важность рисования в жизни ребенка.
  54. Ребенок и книга.
  55. Правильное питание ребенка дома.
  56. Гиперактивный ребенок.
  57. Детское упрямство.
  58. Вежливый ребенок.
  59. Игровая деятельность в семье.
  60. Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей.
  61. О воспитании безопасного поведения дома и на улице.
  62. Роль театрализованных игр в развитии детей.
  63. Обучение дошкольников культурно-гигиеническим навыкам.
  64. Воспитание дошкольников с учетом их гендерных особенностей.
  65. Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье.
  66. Роль пап в полоролевом воспитании детей.
  67. Влияние родителей на воспитание девочек и мальчиков.
  68. Воспитание и развитие детей с учетом пола ребенка.
  69. Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста.
  70. Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников.
  71. Агрессивный ребёнок.
  72. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению.
  73. Грипп и его профилактика.
  74. Игра и здоровье детей.
  75. Какие игрушки необходимы детям.
  76. Зимние травмы у детей.
  77. Если ребёнка ужалила пчела.
  78. Первая помощь при обморожениях.
  79. Игрушка в жизни ребёнка.
  80. Играйте вместе с детьми.
  81. Учим ребенка общаться.
  82. Воспитание навыков самообслуживания у детей.
  83. Почему дети разные.
  84. Кризис трех лет.
  85. Как победить застенчивость у ребенка дошкольного возраста.
  86. Сенсорное развитие дошкольников.
  87. Организация двигательной активности у ребенка дома и на улице.
  88. Так ли важно рисование в жизни ребенка?
  89. Счастье – это когда тебя понимают.
  90. Как победить застенчивость.
  91. Зачем нужно развивать мелкую моторику.
  92. Профилактика простудных заболеваний.
  93. Воспитание ответственности у дошкольников.
  94. Ребенок и компьютер.
  95. Ваш ребенок становится манипулятором.
  96. Воспитание в неполной семье.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: