Виды проектов в начальной школе, описание методов и процесса их реализации

В данной главе мы рассмотрим существующие виды творческих проектов, а также разберем виды творческих работ учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Для того, чтобы предложить ребенку заняться проектной деятельностью педагог должен четко определить вид и тип создаваемого проекта со школьником или группой учащихся.

Часто творческие проекты подразделяются и по типам творческих проектов или типам творческих работ, такие определения и их различия необходимо понимать.

Описание определений ниже касается также таких определений, как виды проектных работ и типы проектных работ школьников в рамках их исследовательско-проектной деятельности.

Виды творческих проектов

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект — творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:

  • музыкально-творческий проект;
  • художественно-творческий проект.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цели учебного проекта в начальной школе

Применение этого метода на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогу научить детей:

  • самостоятельно формулировать задачи и решать их;
  • искать информацию, анализировать ее, выделять главное;
  • применять на практике знания, приобретенные на уроках;
  • творчески подходить к решению проблем;
  • эффективно распределять свое время;
  • сотрудничать с другими учащимися, взрослыми;
  • осваивать незнакомые технологии во время изготовления конечного продукта;
  • проводить исследование (выдвигать гипотезу, изучать теорию, ставить опыты, организовывать опросы, собирать доказательства, делать выводы);
  • анализировать ход работы, ее результаты и успешность;
  • демонстрировать полученный продукт, лаконично, но полно рассказывать о нем;
  • выступать перед публикой, аргументированно доказывать свое мнение.

дети защищают проекты

Типы творческих проектов и проектных работ

В данной главе мы рассмотрим существующие
типы творческих работ учащихся школ, лицеев, гиназий. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы творческих проектов школьников:

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Творческие проекты

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Проектная деятельность в начальной школе: как увлечь современных детей?

Дети — исследователи по природе. Учителям ли не знать? Проект — проверенный способ дать ученику возможность самостоятельно изучить и собрать нужную информацию, объединить ее, сделать выводы, презентовать. Проектная деятельность развивает:

  • креативность;
  • самостоятельность;
  • умение работать с информацией;
  • исследовательские навыки.

И, да — это лишь малая часть того, почему проектную деятельность нужно вводить уже в младших классах.

Какие проекты бывают?

Поговорим о видах проектов. Чтобы проект получился успешным, педагог должен знать особенности его реализации.

Исследовательский.

Эксперименты! Дети экспериментируют, активно изучают какую-либо сферу, а затем эти результаты оформляются стенгазету, презентацию, буклеты — все, на что хватит фантазии. Кстати, это отличный способ подготовить школьников к университету — ведь там им предстоит заниматься той же деятельностью — только уже в виде курсовых проектов!

Игровой.

Проектная деятельность в виде игр и представлений. Каждый ученик играет определенную роль (например, сказочного персонажа) и предлагает свое решение поставленной задачи. Обратите внимание: игровые проекты требуют большой подготовительной работы.

Творческий.

Свобода фантазии! Как собирать информацию, работать с ней, представлять — решает ученик. Это могут быть: создание видеофильма, плаката, журнала и т.д.

Практико-ориентированный.

Нацелен на социальные интересы учеников. Такой проект может использоваться в жизни класса или целой школы. Можно разработать небольшие пособия: «Правила поведения в классе», «Школа: основные правила безопасности» и др. Занятие этой деятельностью поможет детям структурировать информацию в дальнейшем.

Выбираем тему: 3 главных правила.

1. Интерес.

Тема должны вызывать заинтересованность у детей начальных классов. Никто не хочет заниматься деятельностью, которая ему не нравится. Да и результат будет гораздо эффективнее, если ребенок будет трудиться над проектной работой, тема которого ребенку по душе. Сыграйте с учениками в игру «Задай вопрос ученому». Пусть дети представят, что встретили профессора, который может ответить на любой их вопрос. Почему курицы не летают? Как устроен вертолет? В этих вопросах может крыться тема будущего проекта учеников начальной школы.

2. Доступность.

Помните, что работаете с детьми. С маленькими детьми. Тема должна соответствовать возрасту школьников, не усложняйте. А обретенные знания должны быть полезны участникам проекта.

3. Скорость.

Учитывайте особенности детей младшего возраста: им трудно долго концентрироваться. Поэтому, работа над проектом должна выполняться относительно быстро.

Шаг за шагом: 5 этапов создания проекта.

При проектной работе помните о правилах пяти «П»: Проблема — Планирование — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Рассмотрим 5 основных этапов при работе над проектом:

1. Определяем проблему.

Важно определить проблему исследования, которая будет интересна ребенку в начальной школе.

2. Определяем цели и задачи.

Зачем мы проводим исследование? Что хотим выяснить? Учитель должен дать ученикам правильное направление.

3. Планируем реализацию проекта.

Помогите ученикам определиться с формой выполнения проектной деятельности, что это будет: буклет, газета, видео? Определите, как именно нужно собирать информацию и где. Если проект групповой, помогите детям распределить обязанности.

4. Реализуем.

Когда первые шаги в работе над проектом сделаны: собрана информация, выдвинуты все идеи — можно приступать к его оформлению. Ученики начальной школы еще не очень хорошо обобщают факты — здесь на помощь приходит педагог. Обсудите, как проект будет презентован (не увлекайтесь, помните, здесь важна самостоятельность!).

5. Подводим итоги.

Время презентовать свои проекты! Проектная деятельность может быть представлена стендом со стенгазетами, выступлением с докладами, даже выставкой. Не забываем обсуждать с детьми, что понравилось, что сделали бы по-другому.

Роль учителя.

В начальной школе роль учителя особенно важна на первом и последнем этапах. Важно вовлечь детей в процесс — от этого зависит успех проектной деятельности. Но не забывайте, что вы — всего лишь помощник. Вы не передаете знания, а следите за деятельностью школьников. В какой роли может выступать педагог?

  • «Энтузиаст»: активно вовлекает детей в деятельность.
  • «Специалист»: школьники могут обратиться с любым вопросом.
  • «Руководитель»: помогает составить план проекта.
  • «Координатор»: организовывает ребят.
  • «Эксперт»: оценивает результаты подготовленного проекта.

Роль ученика.

Активные участники! В проектной деятельности школьники освобождаются от роли пассивных статистов. Роль ученика зависит от этапа работы. Но на всех стадиях участники проекта:

  • Принимают решения.
    Важный процесс, ведь так ребенок учится брать на себя ответственность. Да и для детей младшего возраста это своеобразная привилегия — ему доверяют в выборе.
  • Учатся работать в команде.
    Здесь ребенок учится общению не только со сверстниками, но и взрослыми. Может потребуется поговорить с другими учителями, библиотекарем и т.д.
  • Оценивают.
    Чтобы научить детей адекватной самооценке, дайте им возможность подумать над тем, что им дало участие в проектной деятельности, что получилось хорошо, а что можно было улучшить.

Особенности организации проекта в начальной школе.

  • Тема должна быть близка ученикам. Хоть мы об этом говорили — напоминание не лишнее. Иногда можно так увлечься и забыть, что проект делается для ребят, а не педагогов ;)
  • Длительность проектной работы. Пары недель в режиме урочных/внеурочных занятий вполне хватит. Не забываем, что имеет дело с учащимися начальной школы — долгое занятие такой деятельностью им может быстро надоесть.
  • Ходите на экскурсии, устраивайте прогулки-наблюдения, социальные акции. Все это поможет в процессе работы над темой и увеличит заинтересованность детей.
  • Учитывай индивидуальные особенности каждого ребенка. Кто-то любит работать в группе, кому-то комфортнее одному, чтобы никто не мешал- и это нормально!
  • Мотивируйте! Создайте различные номинации: Проект-удивление/открытие/творчество/сюрприз — дети будут стараться, чтобы получить такую заслугу.

Введение проектной деятельности дает возможность детям младшего возраста самостоятельно учиться собирать и отбирать информацию, принимать решения, договариваться с остальными участниками проекта. Не забывайте, что со временем проекты можно усложнять, внедрять компьютерные технология. Но мы думаем, что в 21 веке дети от технологий точно не отстают!

Хотите больше полезных подборок, советов, идей? Подписывайтесь на наш instagram.com/diso.ru

и группу ВК:
vk.com/disoru
. Полезный контент каждый день!

Типы проектов по признаку «Предметно содержательная область»

По признаку «Предметно содержательная область» можно выделить следующие два типа:

Межпредметные проекты со школьниками

Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру контактов проекты бывают региональные и международные проекты.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

По продолжительности выполнения проекты могут быть: краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Разумеется, в реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности.

Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Виды проектов по доминирующей деятельности

Эта классификация считается основной, так как отражает содержательную специфику работы. Согласно ей, выделяют следующие виды проектов в начальной школе по ФГОС:

  1. Практико-ориентированный. Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, дети должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.
  2. Исследовательский. Выполняя его, ребятишки превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.
  3. Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.
  4. Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.
  5. Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: