Проект «Краеведение через сказку»
Характеристика проекта.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Тема: Краеведение через сказку.
Тип проекта: информационно-творческий
Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.
По характеру содержания: включает ребенка и семью.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы.
По количеству участников: фронтальный.
По продолжительности: долгосрочный.
Цель проекта: Всестороннее изучение родного поселка Максатиха и Тверского края, России. Возрождение семейных традиций.
Задачи проекта: сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке.
— Познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками.
— Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.
— Познакомить с историей и современностью поселка Максатиха.
— Способствовать становлению, развитию и укреплению не только детского коллектива, но и семьи.
— Способствовать развитию личностных качеств дошкольников по средством сказки.
Предварительная работа: сбор фотографий о поселке и окрестностей, русский народный костюм, чтение художественной литературы, куклы Пирата и Медведя.
Объект: совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.
Предмет инновации: возрождение семейных традиций и ценностей через сказку.
Гипотеза: краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я предполагаю, что сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок. Мы возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества. Затем сказки дети сочиняют в начальной школе. И эти сказки издаются. Затем в среднем и старшем звене школы. Тем самым мы создаем преемственность детского сада и школы. Сюда можно включить колледжи и техникумы, институты и университеты.
Задачи инновации:
1. Разработать и обеспечить методическое сопровождение реализации проекта «Краеведение через сказку».
2. Развивать познавательную активность, творческие способности у дошкольников на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития по средством сказки.
3. Повысить и расширить педагогические знания по данному направлению.
4. Объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом – записью неповторимых сказок.
5. Воспитание основ духовно-нравственного развития личности ребенка.
Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи
1. Изучить нормативно-правовое обеспечение по инновационной деятельности в системе образования.
2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
4. Разработать программу мониторинга.
5. Наладить связь с социумом.
Прогнозируемый результат 1 этапа.
Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.
Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение.
2 этап – практический.
Задачи второго этапа:
1. Организовать целенаправленную работу по краеведческой тематике во 2 младшей группе МБДОУ «Детский сад №4».
2. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации программы данного этапа.
3. Определить степень удовлетворенности детей и родителей воспитательным процессом и его результатами.
4. Наладить взаимодействие с социумом.
План работы на 2012-2013 учебный год.
Основное содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Родительская встреча. Тема: «Знакомство с программой д\сад-дом радости» Экскурсия по групповой комнате Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка» Диагностика | Сентябрь | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Ознакомительная экскурсия детей по д/саду Консультация для родителей «Проектная деятельность в д\саду» Развлечение «Осенние посиделки» | Октябрь | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание дома и в ДОУ» Организация записей сказок родителями и воспитателями | Ноябрь | Воспитатели Воспитатели, родители и дети. |
Совместная выставка поделок «Смастери елочную игрушку» Папка – передвижка «Значение речи для детей 2 мл.группы» Праздник «Новый год» | Декабрь | Воспитатели, родители, дети Воспитатели Воспитатели |
Совместная деятельность «Самовар» Развлечение «Здравствуй сказка» Родительская гостиная «Книга в жизни детей» | Январь | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Занятие «День рождение у куклы Маши» Коллективная работа к 23 февраля Выставка «Портрет папы» | Февраль | Воспитатели Воспитатели, дети Родители, дети |
Экскурсия на кухню в д\саду. Изготовление открыток к 8 марта Праздник «Мамин день» | Март | Воспитатели Воспитатели, дети Воспитатели |
Экскурсия в прачечную Литературный вечер «Сказки тетушки Ирины» | Апрель | Воспитатели Воспитатели |
Диагностика Анализ анкетирования Составление альбома «Мой детский сад» Родительская встреча «Речь и мышление» | Май | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Формы работы по проекту
С родителями | С детьми | С сотрудниками д/с |
— анкетирование. — родительская гостиная. — встречи с сотрудниками детского сада. — участие в жизни д/с. -рекомендации: посещение музея | — интегрированные занятия. — игры. — праздники. — экскурсии. — наблюдения. — продуктивная деятельность. — встречи с выпускниками. — встречи с бывшими сотрудниками детского сада. | — теоретические и творческие отчеты. — самообразование. — подбор литературы. — перспективное планирование. — изготовление пособий. — посещение музея. — совместная деятельность с родителями. — поиск выпускников и бывших сотрудников детского сада. |
Выполнение проекта
Виды деятельности | Формы и методы работы |
1. Игровая | 1. Дидактические игры: — “Собери дочку в детский сад”. — “Чей дом?” — “Что для кухни, что – для спальни?” — “Из какой сказки? 2. Сюжетно – ролевые игры: — “Праздник в детском саду”. — “Кто работает в детском саду?” |
2. Познавательная | — Экскурсия по детскому саду. — Просмотр иллюстраций, фотографий. — Встречи с сотрудниками детского сада. — Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы. |
3. Развитие речи | — Чтение рассказов и стихов, песен, потешек, сказок. — Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с. — Составление сказок, рассказов. |
4. Продуктивная | — Создание альбомов “Мой детский сад”. — Изготовление подарков, пригласительных билетов и открыток. — Выставка семейных рисунков. |
Прогнозируемый результат.
1. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса, реализация планов и мероприятий данного этапа.
2. Обновление педагогического процесса в результате реализации проекта «Краеведение через сказку». Разработка перспективного плана, включение новых форм и методов в работу с детьми.
3. Мониторинг развития детей.
Способы выявления достижений.
Анкетирование, мониторинг.
Оформление результатов: перспективный план работы воспитателя, сводный анализ итогов анкетирования родителей, диагностика детей, результаты мониторинга качества реализации инновационного проекта «Краеведение через сказку».
3 этап – оценочный.
Задачи:
1. Сбор аналитического материала (анкет, диагностик, сказок)
2. Оформление опыта работы педагога.
3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок по теме инновации.
4. Повышение уровня квалификации педагога.
Прогнозируемый результат.
Создание единой воспитывающей среды в детском саду и дома.
Установление эмоционально — положительного климата в группе и сотрудничества ребенка, педагога и родителей, обеспечивающей гармонию взаимоотношений ДОУ и семьи.
Эта проектная деятельность активизировала мою работу по приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
— интеграции детской деятельности;
— расширение кругозора;
— овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через сказку;
— увеличение форм и методов педагогической деятельности.
Главным результатом проекта «Краеведение через сказку» должна стать книга своих неповторимых сказок для каждого выпускника ДОУ, школы, колледжа, института.
Лозунг: «Сказки, семейные традиции, сильная Россия!»
Модель выпускника
Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта:
— осознает ценности природы и истории родного поселка и края; деятельный гражданин малой Родины, знающий свои генетические корни; знает и любит свой поселок, и край в котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих), любящий и желающий сберечь и преумножить все это;
— умеет эмоционально откликаться на художественные и музыкальные произведения и выражать отношение к ним в чувствах и настроении;
— имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;
— физически и психологически здоровый.
Литературные источники.
1. Крылова «Д\сад – дом радости».
2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»
3. Журнал «Ребенок в д\саду» №1 2005г.
4. КнязеваО.Л. Маханева Н В. «Знакомство детей с русским народным творчеством»
5. Николаева С.Р. Катышева И.В. «Народный календарь»
6. Касаткина Е.И. «Народные игры в д\саду»
7. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»
8. Журнал «Управление ДОУ» №4 2008 г. «Проекты во взаимодействии с родителями».
19. Бороздина О.С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как творческий процесс».
АНКЕТА для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие«краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
_______________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?____________________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?__________________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?
_______________________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.
_______________________________________________________________________
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
_______________________________________________________________________
Консультация «Краеведение в системе дошкольного воспитания — первая ступень социализации ребёнка»
Ирина Локтионова
Консультация «Краеведение в системе дошкольного воспитания — первая ступень социализации ребёнка»
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание
вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Алексей Николаевич Толстой
Краеведческое воспитание дошкольников рассматривается в качестве составляющей части базовой культуры личности дошкольника. Краеведческая деятельность педагога современного детского сада имеет огромное общественно-политическое и культурное значение; играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе.
Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Современное образование требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, социализированных, адаптированных к условиям современной жизни. Именно краеведческая деятельность создает оптимальные условия для саморазвития ребенка. В случае соблюдения систематичности и непрерывности в своей организации, краеведческое воспитание даст эффективные результаты, позволит организовать краеведческую работу в определенной плановой системе в течение всего воспитательно-образовательного процесса.
Краеведение в детском саду является важной областью работы в плане воспитания всесторонне развитого человека. В наш неспокойный век все более возрастает роль нравственного воспитания. Одной из норм нравственности, выработанных народом за многовековую историю, является любовь к родному краю. Краеведческая деятельность сплачивает коллективы, укрепляет дружбу на основе общих дел и замыслов.
Предельно ясно, что внедрение в воспитательную деятельность мероприятий краеведческой направленности оказывает положительное влияние на глубину знаний и общее развитие дошкольников.
Социально-личностное развитие дошкольника является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания. Одним из факторов социализации дошкольников является краеведческая работа, в процессе которой ребенок сталкивается с реальной действительностью, конкретными жизненными ситуациями, связанными с преодолением трудностей, с проявлением волевых усилий, самостоятельных решений, согласованных действий, что способствует приобретению нравственного опыта.
Задачами социального развития выступают:
-развитие социальных эмоций, развитие чувства патриотизма-любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим её;
-усвоение детьми нравственных ценностей;
-налаживание межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;
-воспитание этических ценных способов общения, сотрудничества;
-развитие интереса к самопознанию и воспитание у ребёнка уважения к себе.
Приобретение воспитанниками информации об особенностях местного социума, развитие критичности их суждений, умение ориентироваться в окружающей среде, желание участвовать в ее преобразовании — эти и другие воспитательные ценности заложены в краеведении, что позволяет рассматривать его как важный системно-ценностный подход в процессе социализации развивающейся личности. Социализация личности — это процесс ее формирования в конкретных жизненных условиях социума: семьи, школы, города (села, региона, страны. В процессе жизнедеятельности происходит усвоение социального опыта, т. е. преобразование норм, правил и ценностей общества в личностные ценности, определяющие модель поведения человека. Это преобразование может быть как спонтанным, так и целенаправленным.
Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия.
Взаимодействие личности с окружающей средой — одна из наиболее острых проблем современности, ибо успех материального производства, создание духовных ценностей, формирование новых общественных отношений во многом зависят от того, на какой основе складываются отношения со средой.
Опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родным местам, родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения.
Краеведческую работу в самом обобщенном виде можно представить как деятельность,включающую следующие компоненты:
1. Содержательный (знания о родном крае)
.
2. Оперативный (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами)
.
3. Результативный (новые знания, новый специальный опыт, идеи, взгляды, потребности и качества личности).
Содержательный компонент предполагает выяснение предмета краеведческой работы, ее назначения. Дошкольное краеведение – это деятельность по ознакомлению детей с историческим и культурным наследием своего края, с природными, промышленными и другими особенностями. Оно предполагает всестороннее изучение определенной территории в образовательно-воспитательных целях.
Оперативный компонент краеведческойработы помогает ответить на вопрос: «С помощью каких приемов, методов и форм можно познать родной край?»
Результативный компонент краеведческой работы выражается прежде всего в том, что дети под руководством взрослых приобретают различные знания из жизни родного края в процессе его изучения.
В процессе познания и преобразования родного края в детях утверждается важнейшее патриотическое чувство — ответственность за судьбу своей малой и большой Родины.
Функции формирования системы ценностных отношений
1. Просветительная функция. Основными объектами познания в процессе краеведческой работы являются люди, культура, труд и природа.
Вооружая подрастающее поколение знаниями о крае, формируем готовность и желание детей быть полезными своему народу, по мере взросления вносить свой вклад в улучшение жизни родного края.
2. Своеобразной функцией краеведческой работы является демаскировочная. Сущность ее заключается в том, что в процессе краеведческой работы раскрываются свойства предметов, явлений, существование которых не предполагалось (снимается «маска»
с познанного объекта, обнаруживаются его истинные свойства).
3. Комментирующая функция. Усвоение знаний о каком-либо объекте в процессе краеведческой работы сопровождается его моральной оценкой, т. е. одобрением или осуждением различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют.
Основной носитель значения — слово
4. Ориентирующая функция. Краеведческая работа, в процессе которой окружающие предметы и объекты познаются и переживаются, а также получают соответствующие моральные оценки, регулирует отношения детей к людям, предметам в окружающей среде, учит правильно ориентироваться в ней. Эмоциональное восприятие факта, явления или предмета может усиливать или ослаблять их значимость для субъекта, побуждать к определенному действию.
5. Стимулирующая функция. Краеведческая работа, направленная на познание родного края и сопряженная с полезной деятельностью в родном городе или селе, создает стимулы для развития мотивационной сферы.
Стимулами, выступающими как внешнее явление или обстоятельство, в процессе краеведческой работы могут быть как ее содержание, так и отдельные компоненты организации деятельности.
Например, знания дошкольников об участии их земляков в Великой Отечественной войне, восхищение их мужеством стимулируют деятельность детей по оказанию помощи инвалидам войны; эта работа воспринимается ими как долг перед старшим поколением. Однако дети не могут еще осознавать потребности общества с той глубиной, чтобы они воспринимались ими как собственные и непосредственно побуждали бы к деятельности. Перед педагогом встает задача обеспечить наличие тех мотивов, которые стали бы непосредственными побудителями деятельности. В качестве таких побудителей выступают эмоции детей, возникающие в процессе «открытия своего края»
, вызывающие чувство удивления перед тем, как он богат и как мало знают о нем. Обнаружение новых свойств, сторон знакомого предмета (здесь в силу
вступают просветительная, демаскировочная и комментирующая функции) повышает интерес к предлагаемой деятельности.
Средствами-стимулами коллективной деятельности, которыми располагает краеведческая работа, могут быть игры, соревнования, стремление дошкольника утвердить себя в коллективе, а также интерес к родному краю,его объектам по предметно-практическому основанию: общность территории, соседство, имеющийся опыт общения с людьми края и другие, которые педагог может использовать для «завязки»
процесса изучения родного края и участия в его преобразовании.
На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития.
Перед педагогом встает задача обеспечить наличие таких мотивов, которые стали бы непосредственными побудителями к познанию. В качестве таких побудителей выступают эмоции детей, возникающие в процессе «открытия своего края»
, вызывающие чувство удивления перед тем, как он богат и как мало знают о нем.
Педагогу в процессе работы с ребенком важно обеспечить перевод внешних требований, отражающих принятую в социуме систему норм, стандартов или ценностей поведения, во внутренние установки личности дошкольника. Он информирует детей о своеобразии окружающей среды, отбирает в этой среде объекты, наиболее значимые для воспитания у дошкольников самостоятельности мышления, умения аргументировать выбор своего поведения, в целом использовать особенности социума как ресурс для формирования системы нравственных ценностей растущей личности.
Результативный компонент краеведческой работы выражается прежде всего в том, что дошкольники под руководством воспитателя приобретают различные знания из жизни родного края в процессе его изучения.
«Краеведение должно научить каждого ребёнка смотреть на окружающее не глазами потребителя, а глазами творца, деятеля, активного участника преобразования, совершенствования, рационализации, украшения» В дошкольном краеведении начинается не только изучение разнообразной жизни края и его роли для всего общества, но и закладывается возможность перехода от «констатации фактов и выражений эмоций к полезной деятельности». В процессе познания и преобразования родного края в детях утверждается важнейшие патриотические чувства – ответственность за судьбу своей малой и большой Родины, а также духовность, нравственность, гражданственность.
На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития в будущем.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических и гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе «Наша Родина»
Цель: развивать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края
2. Закрепить название «Россия»
3. Закрепить знания о флаге.
4. Развивать диалогическую речь, память, мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Обогащать словарный запас новыми словами.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, на земле много разных стран. Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде. Вы любите путешествовать?
(Ответы детей).
(Дети садятся на стулья, стоящие друг за другом.)
Воспитатель: Отправляемся. Счастливого пути!
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
Воспитатель: Остановились. Наша станция называется «Лесная». Какие деревья растут в лесах нашей Родины? (воспитатель показывает картинки деревьев)
— ответы детей.
Воспитатель: Какие птицы живут на территории России? (картинки птиц)
(Ответы детей).
Воспитатель: Какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных)
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы. Поехали дальше.
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
Воспитатель: Остановились. Станция называется «Сказочная». Назовите русские народные сказки (иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»).
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Поехали дальше.
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
Воспитатель: Следующая станция «Главная». Ребята, мы знаем, что наша родина- Россия. А еще есть такое слово: «малая Родина». Что же это такое? Это маленький кусочек нашей огромной страны, это город, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Назовите главный город нашей малой Родины.
Дети: Краснодар.
Воспитатель: Ребята, у каждой страны есть свой флаг. Вспомним, какие цвета есть у нашего флага.
(Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы с вами немножко отдохнем, и каждый сделает свой флаг. На столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу.
Физкультминутка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Закончилось путешествие по нашей Родине. О чем мы сегодня говорили?
(Ответы детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Наша Родина»
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Ребята вы все молодцы, хорошо отвечали на вопросы. На этом наше с вами занятие подошло к концу, всем спасибо.