ПОСОБИЕ по РАЗУЧИВАНИЮ ПЕСЕН в ДОУ (Алгоритмы разучивания песен с детьми 3-7 лет)


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Алгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №684 «Берегиня» Московского района Санкт – Петербурга

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Королева Н. Г. Санкт – Петербург 2016

Цели:

  • Пробуждать у детей желание петь
  • Формировать, развивать и закреплять певческие навыки у детей.

Основные задачи в процессе занятий следующие:

  • Учить детей исполнять песни с помощью музыкального руководителя и самостоятельно, в сопровождении инструмента, на занятиях и вне их.
  • Пробуждать интерес к разучиванию новых песен (на примере песни «Что такое радость?». Название говорит само за себя, эта песня очень яркая, веселая и энергичная. Радость должна быть во всем, особенно на музыкальных занятиях). Расширять музыкальные впечатления детей. Создавать положительный эмоциональный настрой – основная задача педагога.
  • Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению (в работе уделяется особое внимание правильному звукообразованию, дыханию, четкости дикции, чистоте интонирования).
  • Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон (в данной песне он достаточно большой – большая септима).
  • Развивать в процессе исполнения песни музыкальный слух, через пение мелодии с различной высотой звуков, и их длительностями (в основном это мелкие ровные длительности – восьмые), направление движения мелодии (в которой есть как поступенное нисходящее движение, восходящие и нисходящие движения по тоническому трезвучию). Сочетать пение и ритмическое сопровождение натуральных диафонов.
  • Помогать проявлению творческих способностей детей через эмоционально – образную передачу текста песни.

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно – ориентированная технология
  • Коммуникативная технология

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Педагог должен заинтересовывать содержанием песни — как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.

Процесс разучивания в свою очередь имеет несколько этапов: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.

Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать детей и увлечь их.

Особое значение имеют ясная артикуляция, мимика и дирижерский жест при показе музыкального материала руководителем.

Первый этап – знакомство с песней (1-е занятие)

Вступление:

Беседа перед песней: прочитать стихотворение И. П. Токмаковой «Радость».

Радость — если солнце светит, Если в небе месяц есть. Сколько радости на свете Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат Песню ветра с высоты, Как тихонько травы дышат, Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит, Верит в светлую мечту, Не испортит, не погубит В этом мире красоту.

Рассказ о содержании песни – о том, что радость мы можем увидеть и почувствовать во всем, что нас окружает (с использование цитат из нее – это не только явления природы «радость – это радуга над землей в зените, радость – это солнце…», это и живые существа «…и птицы в вышине», и природа – «море, лес и горы, поле и река»). Объяснение незнакомых слов ( «в зените» — когда солнце находится прямо над головой).

Рассказ о том, кто такой автор и композитор песни. Необходимо, чтобы у детей было четкое понимание и разделение о том, что автор пишет стихотворный текст, а композитор – музыку к нему.

Показ демонстрационного материала по теме песни (картинки, мультфильмы).

Создание веселого эмоционального настроя, соответствующего характеру данного произведения.

Слушание:

Выразительное личное исполнение песни музыкальным руководителем под аккомпанемент фортепиано.

Беседа о песне:

Узнать отношение детей к песне (понравилась или нет и почему), определить понимание детьми содержания песни. Беседа о характере произведения (веселая, радостная, солнечная).

Основной этап – разучивание песни (2-е, 3-е, 4-е, 5-е занятия)

Подготовка голосового аппарата:

  • Дыхательная гимнастика (надуваем шарик, дуем на свечку, дышим как собачки)
  • Артикуляционная гимнастика (мимическое упражнение – губки вытянуты «уточкой», произносим звук «у», широко растягиваем губки в улыбку — «и»; рисуем губами круг, квадрат, язычок «бегает» по зубкам и за зубками, натянули язык до подбородка-отпустили и т.д.)
  • Скороговорки и распевки (пение попевки с текстом по полутонам). Для настройки на данную песню хорошо для начала попеть скороговорки на одном звуке (так как в песне много согласных «Р», которые необходимо хорошо проговаривать) «Андрей воробей, не гоняй голубей», их можно пропевать с различными интонациями: сердито, ласково. Для кантилены звучания и для распева в нужном диапазоне спеть поступенную распевку «на дворе – трава» (в медленном темпе. C – D – E – D – C).

Разучивание песни:

  • Разучивание стихотворной части песни (с хорошей артикуляцией, даже немного утрируя) с тем ритмическим рисунком, которого требует мелодия.
  • Отдельное прохлопывание ритмического рисунка вместе с текстом (как в простых, так и в сложных местах). Показ иллюстраций – подсказок по теме песни (в текстовой последовательности – радуга, солнце, птицы; для второго куплета – картинка семьи и т.д.). активизация личного опыта ребенка (рассказ детей о том, что они видели сами – какую радугу, лес, море и т.д.).

Обращать особое внимание на слова, которые заканчиваются на согласную букву (например «дариТ», «излучаеТ»), чтобы эта буква не «съедалась», а пропевалась с усиленным вниманием. Так же трудность вызывает окончания слов, заканчивающихся на гласные звуки. Это требует определенной проработки.

  • Освоение мелодии: музыкальное эхо (музыкальный руководитель – дети). Начинать разучивание мелодии необходимо по фразам (сначала можно петь на удобный слог, например «ЛЯ»). В процессе разучивания использовать слогоритмические формулы, например, слогори (где «ти» — это восьмые ноты, «та» — четвертные). Обязателен показ музыкальным руководителем высотности и ритма рукой. Отдельно пропевать трудные мелодические места в медленном темпе.
  • Пение с вокальными группами разного состава:
  • по рядам
  • отдельно мальчики
  • отдельно девочки
  • пение с солистами.

Впевание:

  • Выразительное исполнение песни музыкальным руководителем, как образец.
  • Показать детям, где нужно петь громче или тише и объяснить, почему. Рассказать где припев и объяснить, что в это время нужно делать (во время припева, в паузы между «ля-ля-ля нужно успеть сдеть три хлопка».
  • Формирование качественного звучания песни от начала до конца. Обращать внимание на дыхание, фразировку песни, одновременное начало и окончание песни.
  • Создавать эмоциональный настрой на исполнение песни.
  • Необходимо, чтобы при исполнении песни, дети не забывали о правильной певческой постановке (спина прямая, руки свободно опущены вдоль корпуса тела, ноги немного расставлены – чуть уже, чем на ширину плеч).

Заключительный этап – исполнение песни (6-е занятие)

Выразительное исполнение песни перед зрителями на празднике.

Активизация взаимодействия родителей и детей через включение в общее звучание песни (совместное исполнение припева родителей и детей).

Разучивание песни не заканчивается ее концертным исполнением. Работа продолжается через:

  • Слушание аудио записей данной песни (в исполнении других детей).
  • Узнавание детьми песни по мелодии, вступлению, по текстурам по ритмическому рисунку.
  • Оценка детей детьми.
  • Разучивание новых песен.
Следующая >

Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста

Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

Начинать работу по разучиванию песни необходимо с подготовительного этапа. Который предполагает ознакомление и анализ песни, выявление художественной ценности, воспитательно-образовательных задач, технических трудностей, определение методических приёмов по их преодолению.

Певческие возможности в каждой возрастной группе различны. До 3-х лет малыши накапливают опыт восприятия музыки, сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. От3-х до 5-ти лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. От 5-ти до 6-ти лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще.

На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц. Животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации) желательно чтобы в тексте были звуки ж, ч,щ.

мелодии должны быть простые, построенные на 2-4 звуках в диапазоне: ре1-соль1.

У детей 3-4 лет диапазон: ре1-ля1, дыхание еще нее равномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция. В 4-5 лет диапазон расширяется: ре1-си1, дыхание более устойчивое, фразы более протяжные, лучше произносят слова. В 5-6 лет диапазон от до(ре)1 октавы до до(ре) 2 октавы. Дети лучше владеют певческим дыханием, могут петь фразы до 2-х тактов в медленном темпе. Используется более разнообразный репертуар, в любом темпе и любой динамике.

Работу условно можно разделить на три этапа.

1. Этап. Появление впечатления от песни (1-2 занятия).

Познакомить детей с песней, создать эмоциональный интерес к её образу, Раскрыть содержание песни.

Беседа по содержанию песни, просмотр игрушки или рисунка. Дается название песни, а затем выразительно исполняется. Если текст тяжел для восприятия, то его нужно прочитать и объяснить смысл непонятных слов. Чтобы дать целостный художественный образ, песня исполняется несколько раз.

2. Этап. Разучивание песни (3-5занятия) .

— сначала песню учат без музыкального сопровождения ( с голосом взрослого и подыгрыванием мелодии), чтобы дети лучше усвоили интервалику;

— пение без музыки и с ней;

— тяжелые мелодические и ритмические ходы нужно учить отдельно ( дети слушают как поет взрослый, а затем повторяют за ним);

— текст должен учиться с мелодией;

— широко используется индивидуальный подход: дети поют вместе, а затем по очереди: мальчики-девочки, сидя-стоя.

3. Этап. Закрепление выученной песни (от 6 занятия).

Работать над воссозданием музыкального образа песни, над эмоционально-выразительным исполнением.

— повтор песен из репертуара своей или предыдущей группы в другой тональности;

— работа над выразительностью исполнения (темп, динамика, характер, пение с солистами, использование детских музыкальных инструментов);

— исполнение с сопровождением движений, с игрой на музыкальных инструментах, инсценирование песен.

ВОПРОСЫ

1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии

дошкольника.

2. Цели и задачи певческой деятельности детей.

3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Ох на детского голоса.

4. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара

5. Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

6. Этапы обучения детей пению. Специфика методов обучения на кажл этапе разучивания песни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брыгина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

4. Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985. — С. 18-50.

5. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НА.Ветлугиной. — М., 1989.-С. 76-89.

6. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 93-98.

7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992. — С. 111-119, 147 -151, 170-174.

8. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.

9. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.

Игровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятиях

Аржинт Лариса

Игровые приемы в распевании дошкольников на музыкальных занятиях

Цель распевок – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

Задачи:

— развивать дикцию, артикуляцию и дыхание в пении, предупреждать заболевания верхних дыхательных путей; укреплять хрупкие голосовые связки детей;

— развивать творческие способности детей, формировать навыки театральной деятельности;

— развивать умение правильного подбора высоты голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е. чистое интонирование.

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка.

Игровые распевки использую на музыкальном занятии в различных видах деятельности дошкольников: это и музыкальное приветствие валеологические попевки, и элементарное музицирование, а также дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевые игры в форме музыкальных чистоговорок, фонопедические упражнения, мелодизированные пальчиковые игры. Начинать подготовку детей к пению следует уже с самого младшего дошкольного возраста. Для малышей, у которых очень маленький словарный запас- это простое звукоподражание кого-либо: пение петушка или птички; мяуканье кошки или лай собаки; гудение машины или поезда и др. Эти упражнения проводятся, как правило в высоком и низком регистре в пределах октавы и помогают развитию звуковысотного слуха у малышей, например игра «Птички»

или игра «Лесенка» по сказке В. Шейна.

Сказка «Лесенка», автор В. Шейн

В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Лягушонок и пел свою песенку: «Ква-ква!»(дети поют ре1) На второй устраивался веселый Щенок и радостно гавкал: «Гав-гав!». (дети поют ми1). На третью забирался пушистый Котенок, который ласково мяукал : «Мяу-мяу! (дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал голосистый Петушок, который пел: «Ку-ка-ре-ку!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку.

В более старшем возрасте можно использовать простые песенки-распевки. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат и подготавливают голос к пению. Это не только распевки на одном звуке «Андрей-воробей», но и восходящие и нисходящее пение, на пример: «Колобок» муз. А. Евтодьевой. Применяя эту распевку для подготовки к пению, развиваются не только певческие навыки, но и артистические способности детей. Я использую для этой распевки варежковый театр. Ребята, играя ту или иную роль, самостоятельно изменяют высоту пения. И, конечно же, для распевания я всегда использую распевки по временам года.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия для детей старшего дошкольного возраста. Несложные тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например, валеологическая песенки-распевки: «Петь приятно и удобно», «Добрый день!» автор Е. В. Кислицина, «Здравствуйте!» М. Картушиной и др.

В старшем дошкольном возрасте распевки усложняются интервалами и пением в среднем и высоком регистре, например распевки по методике А. Евтодьевой: «Котенок и божья коровка», «Пчелка и медвежонок», «Белки», «Лиса и птичка»» и др.

При разучивании песни часто наблюдаю, что многие дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С этими трудностями мне помогает справляться артикуляционная гимнастика, цель которой развитие певческих способностей, чувства ритма, совершенствование дикции, формирование артикуляции различных звуков. Провожу в игровой форме и эмоционально, например игра

«Котик рыжик зимой»

1,2,3,4,5, будем с Рыжиком гулять (широко открыть рот и подержать несколько секунд)

1,2,3,4, рот откроем мы по шире.

Пожевали (жевательные движения, постучали (постучать зубами)

И с котенком побежали (движение языком вперед назад)

Кто снежинки ртом ловил, (ловим ртом снежинки)

Влево- вправо он ходил. (движение языком влево- вправо)

Скучно Рыжику, ребятки! Поиграем с ним мы в прятки.

(втягивать губы в рот, потом высовывать напряженный узкий язык вперед)

Рыжик прятаться устал, Рыжик, ух, сердитым стал.

(выгибание вверх, кончик языка прижимается к нижним зубам)

Мы погладим котика, все покажем ротиком («расчесочка»)

Для обучения детей правильному пению гласных звуков очень походят упражнения, где пение звука соединяется с движением по методике Т. В. Лобановой.

В подготовительных группах я пользуюсь распевками для развития мышц речевого аппарата, в результате чего повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков. Очень удобны для распевания народные песни и прибаутки: «Вдоль по речке», «Веники – помелики», «А у нас-то, в мастерской», «Речка» и др. На своих занятиях я применяю песенки-игры Л. А Олифировой, например: «Лошадка», «Кукушка», «Синичка», «Козочка».

Ребята не только учатся петь интервалы, но и развивают свое песенное творчество. Очень нравятся детям видео-распевки по временам года, «Горошина», «Осень», «Зимние распевки», логопедические песенки.

Игры с голосом. Музыкальные узоры.

Детям очень нравится играть с голосом, используя графические рисунки по методике Т. Тютюнниковой. Каждый графический рисунок имеет название. После многократного применения ребята могут самостоятельно играть своим голосом и определять на слух тот или иной графический рисунок, тем самым тренируя музыкальный слух и память.

А еще метод Т. Тютюнниковой используется в игре «Эстафета», в которой дети импровизируют голосом и развивают длительное пение. Как только дети усвоят пение по музыкальным рисункам, можно предложить им самим нарисовать свой музыкальный узор и попробовать его пропеть. Это будет хорошее творческое испытание в пении. Очень подходит для распевания музыкально-дидактическая игра «Поющая гусеница».

Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло увлечь ребенка. Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Поэтому дети должны получать удовольствие и радость от занятий, от самого процесса пения.

Шелест Листьев

Если мальчик или девочка 3-4 или 5-6 лет посещают хоровой кружок, то раньше или позже им придется петь, используя микрофон.

Чтобы научить деток слушать свой голос, когда он усиливается этим прибором, созданы такие попевки:

  • «Ветер шумит в листве» – дети шипят «Ш-ш-ш-ш-ш», сначала громче, а затем тише. Вторая часть упражнения – голос ребенка сохраняет постоянное звучание, а малыш двигает микрофон ближе и дальше ото рта, регулируя громкость звука.
  • «Волки воют на луну» – дети поют звук «У-у-у-у-у-у», передвигаясь голосом вверх и вниз по гамме. С этим звуком может использоваться распевка до ре ми.

Распевки. Шутка прибаутка для малышей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: