Образовательная программа «Истоки» рабочая программа по теме


В чём суть программы

Генеральная линия образования по программе «Истоки» заложена в изображённом на всех материалах логотипе — источнике, символе постоянно пополняющегося кладезя информации и культуры, из которого черпают знания и дети, и взрослые, обогащая друг друга через общение и сотрудничество.

Большой и маленький кувшины на логотипе символизируют диалог взрослого и ребёнка в совместной деятельности

Это интересно. «Истоки» является примерной образовательной программой, то есть представляет собой основу для разработки и реализации основной образовательной линии конкретного ДОУ. Примерные программы имеют рамочный характер: они дают представление о нормах развития ребёнка в разном возрасте, предлагают общую модель образовательного процесса, его структуры и содержания.

Если говорить о содержательной стороне «Истоков», то основной акцент познавательной деятельности детей делается на пробуждение интереса к явлениям природы. Лейтмотив программы состоит в отказе от монологической педагогики к диалогу взрослого и ребёнка, детей между собой, педагогов и родителей. Учебно-воспитательный вектор направлен в сторону цельного развития личности малыша и не ограничивается подготовкой к школе.

Содержательный компонент программы ориентируется на три этапа развития детей:

  • ранний возраст (от рождения до 3 лет);
  • младший дошкольный период (с 3 до 5 лет);
  • старший дошкольный возраст (с 5 до лет).

В каждом из этих этапов выделяется тип ведущей деятельности, на который опирается образовательный процесс. Деятельностный подход является основой организации общения детей с «подходящим взрослым», то есть педагогом, отлично ориентирующимся под запросы детей конкретного возраста. Проще говоря, если во второй младшей группе (3–4 года) дети увлечены сборкой конструкторов, то воспитателю стоит озаботиться поиском варианта изложения материалов, например, по математике, через этот вид деятельности (к примеру, чтобы выучить счёт до 10, малыши могут помогать медвежонку добраться к маме, считая детали лабиринта, через который нужно пройти герою).

Опора на ведущий для конкретного возраста тип деятельности — это основная идея программы Истоки

Основная идея «Истоков» — обогащение развития личности, а не акселерация, то есть вызываемое искусственно ускорение. При этом личность авторами программы рассматривается через набор основных характеристик:

  • компетентность;
  • творческий подход;
  • инициативность;
  • активность и самостоятельность;
  • произвольность;
  • безопасность и свобода поведения;
  • самооценка;
  • самосознание.

Такой подход обуславливает пять линий развития:

  • познавательное;
  • социально-коммуникативное;
  • речевое;
  • эстетическое;
  • физическое.

Для каждого возраста по этим направлениям определяются задачи и стандарты развития.

Программа Истоки позволяет детям развиваться в гармонии с их психологическим возрастом

Немного истории

«Истоки» — это программа, разработанная в 1998 году Научно-исследовательским институтом дошкольного образования имени А.В. Запорожца (Москва) и переработанная в 2014 году Государственным бюджетным научным учреждением «Московский институт развития образования» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к современному образовательному курсу. Программа разрабатывалась и совершенствовалась авторским коллективом педагогов, психологов и методистов: Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., Урадовских Г.В. и др. под руководством доктора педагогически наук Л.А. Парамоновой.

Авторы проекта за разработку системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного этапа образования стали Лауреатами правительственной премии в области образования.

Из презентации по программе «Истоки»

https://infourok.ru/programma-doshkolnogo-obrazovaniya-istoki-2505566.html

Цели программы «Истоки»

Миссия программы состоит в:

  • разностороннем развитии личности ребёнка (физическом, духовном, интеллектуальном);
  • формировании у детей умений и навыков, соответствующих возрастным возможностям и общественным требованиям (так, к примеру, в 4–5 лет малыши уже могут на занятиях по математике пользоваться интерактивной доской, детскими планшетами);
  • обеспечении одинаковы условий и стандартов развития для дошкольников (например, при проведении опыта со снегом для исследования свойств воды в старшей группе каждый малыш может попробовать себя и в роли сборщика материала, и в качестве исследователя, формулирующего выводы);
  • сохранении и укреплении физического и эмоционального здоровья.

Сохранение и укрепление не только физического, но и эмоционального здоровья — одна из целей программы Истоки

Задачи образовательной программы «Истоки»

Как уже отмечалось, задачи развития личности дошкольника рассматриваются по линиям развития в динамике возрастных изменений.

Таблица: возрастная динамика основных образовательных задач по программе «Истоки»

Ранний возраст (предметно-игровая деятельность ведущая)Младший дошкольный (игровая деятельность ведущая)Старший дошкольный (игровая деятельность ведущая)
Социально-коммуникативное развитие
  • формирование основ общения со сверстниками и взрослыми для последующей совместной деятельности;
  • воспитание основ культуры поведения;
  • развитие чувства сопереживания, отзывчивости.
  • знакомство с нормами поведения, общения;
  • получение представлений о труде взрослых;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
  • стимулирование интереса к совместной деятельности;
  • формирование основ безопасного поведения дома и на улице.
  • воспитание уважительного отношения к другим людям;
  • развитие способности организовывать совместную с другими людьми деятельность;
  • поддержка стремления участвовать в разных видах деятельности, а также оказывать помощь тем, кому она нужна;
  • воспитание чувства ответственности за порученное дело;
  • расширение знаний о правилах поведения в нестандартных ситуациях, в том числе и угрожающих жизни.
Речевое
  • работа над пониманием речи взрослых;
  • накопление пассивного словаря;
  • вовлечение малыша в диалог не только с помощью слов, но и мимикой, жестами.
  • формирование представлений о диалогической и монологической речи;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие чувства языка, в частности, правильного произношения, понимания и употребления слов, предложений;
  • демонстрация возможностей словесных средств выразительности.
  • отработка умения пользоваться разными средствами общения (словами, мимикой, жестами);
  • уточнение и обогащение словаря;
  • коррекция грамматически ошибок в речи;
  • получение представлений о слоговом составе слова и составе предложения.
Познавательное
  • развитие умения различать четыре цвета (синий, красный, зелёный, жёлтый);
  • знакомство с пятью геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник), тремя объёмами (куб, шар, призма) и тремя величинами (большой, маленький, поменьше);
  • работа над формированием умения сравнивать предметы по цвету, форме, величине на уровне «такой же», «не такой», «разные»;
  • развитие мелкой моторики, умения координировать движения обеих рук.
  • получение представлений о себе, окружающих людях;
  • получение представлений об объектах живой и неживой природы (вода, песок, воздух и т.д.);
  • формирование представлений о жилище человека,, материалах, из которых изготовлены предметы мебели, посуда и пр.;
  • овладение умением группировать предметы по сходным чертам, определять параметры для сравнения (больше — меньше, длиннее — короче);
  • развитие первоначальных пространственных ориентиров (ближе — дальше).
  • развитие умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • обогащение представлений о профессиях, процессах производства и пр.;
  • воспитание патриотических чувств;
  • формирование элементарных представлений о системности явлений природы;
  • приобщение к рациональному использованию ресурсов;
  • совершенствовать навык группировать предметы по 2–3 признакам;
  • обучение счёту до 10 и выделению состава чисел до 5.
Эстетическое
  • развитие заинтересованности и отзывчивости в отношении сюжетов художественных произведений и картинок в книгах;
  • формирование основ воображения, чувства ритма.
  • развитие навыка пользования средствами изображения (карандашами, фломастерами, красками);
  • освоение умения создавать образ с помощью разных техник рисования: мазками, пятнами и пр., а также при помощи разных способов взаимодействия с пластичным материалом: отщипыванием, раскатыванием пластилина, глины;
  • отработка навыка создавать аппликации из готовых элементов; стимуляция эмоциональных проявлений в процессе работы (получилось — не получилось);
  • воспитание чувства настроения музыки (весёлая, грустная).
  • создание условий для художественной передачи личных переживаний, чувств;
  • знакомство с произведениями искусства разного жанра;
  • поддержка стремления к созданию своего оригинального нового образа в рисунке, аппликации, поделке;
  • знакомство с принципами создания сюжетов с натуры;
  • развитие навыка рационально размещать изображаемые объекты на бумаге;
  • продолжение освоения разны техник рисунка, лепки, конструирования;
  • предоставление возможности вольного экспериментирования с художественным материалом;
  • формирование у малышей чувства прекрасного, желания любоваться произведениями искусства.
Физическое
  • упражнения в играх, самостоятельной активности двигательного характера;
  • работа над улучшением координации, ритмичности движений;
  • формирование согласованности при выполнении групповых движений.
  • работа над развитием умения выполнять движения по образцу и по звуковому сигналу;
  • развитие ориентирования в пространстве, равновесия, ловкости, быстроты, силы;
  • воспитание самостоятельности, активности;
  • усвоение правил личной гигиены, а также основ здорового образа жизни.
  • формирование осмысленного использования разных движений в зависимости от конкретных условий;
  • продолжение развития силы, выносливости, ловкости и пр.;
  • воспитание настойчивости на пути к цели;
  • развитие навыка самоконтроля и самооценки;
  • воспитание стремления к улучшению собственных результатов.

10 принципов реализации программы «Истоки»

10 принципов реализации программы «Истоки»

  1. Вся информация детям подаётся от общего к частному. Это позволяет каждое явление рассматривать как часть чего-то обобщённого, а в старших группах облегчает процесс «встраивания» новых знаний в сложившиеся системы понятий. Таким образом, программа помогает реализовывать системный подход к организации образовательного процесса. Например, когда дети знакомятся с животным миром Севера, особенностям их жизни, ребята без труда относят этих представителей фауны к диким.
  2. Информация каждой из областей знаний (окружающий мир, рисование, чтение и т.д.) даётся интегрировано. С одной стороны, такой подход взаимно обогащает их, углубляет, а с другой — не нарушает целостности. Например, при изучении темы «Осень» в средней группе на занятиях по окружающему миру дети обсуждают, какие животные делают запасы на зиму, а на занятии по художественному творчеству делают поделку из пластилина «Запасы для ёжика» (на заготовку ежа из цветной бумаги малыши добавляют «яблочки», «грибочки» из пластилина).
  3. Эвристический подход к обучению, когда дети сами приходят к тем или иным выводам, а педагог их только направляет. Например, при изучении свойств воды, ребята старшей группы наливают её в разные ёмкости и сами приходят к выводу, что жидкость принимает форму посуды.

    Воспитатель должен направлять ребят для самостоятельного поиска способа выполнения задания, а не давать готовые схемы

  4. Акцент на демонстрацию. Так, к примеру, чтобы объяснить детям подготовительной группы понятия целое, половина, четверть, педагог разрезает яблоко или разламывает булку.
  5. Проведение опытов с разными материалами для стимуляции поисковой активности малышей.
  6. Учёт не только личностных качеств воспитанников (лидерство, решительность и др.), но и темпа выполнения заданий. Если малыш медлительный, то задания для него нужно немного корректировать. Например, если ребята раскрашивают картинки с шестью объектами для заполнения цветом, то для отстающих в скорости выполнения это количество можно сократить до четырёх.
  7. Изложение материала должно опираться на все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. Дети с разными ведущими каналами восприятия будут одинаково усваивать знания, а кроме того, тренировать те каналы, которые развиты слабо.
  8. Использование освоенного на занятиях материала в самостоятельной деятельности. Например, рисование, конструирование.
  9. Учёт в умеренной степени гендерных особенностей воспитанников. Например, при прослушивании текстов для мальчиков более значимым оказывается содержание, а для девочек — эмоции, с которыми материал излагается. Поэтому педагогу нужно, с одной стороны, чётко и понятными словами рассказывать, а с другой — не забывать сопровождать историю эмоциями.
  10. Ориентирование не столько на результат продуктивной деятельности, сколько на сам процесс. То есть важно не показать в конце занятия, как малыши второй младшей группы аккуратно выполнили поделку «Подснежник», а то, что дети научились создавать фигуры размазыванием пластилиновой «колбаски» пальчиком.

    В любой продуктивной деятельности, в том числе и в играх, инсценировках, важно не только показать результат работы, но и оценить подготовку

Анализ программы «Истоки»

Валерия Попова

Анализ программы «Истоки»

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»

Коллективом научных сотрудников им. А. В. Запорожца разработана программа «Истоки»

. В 1997 году данная
программа рекомендована Московским комитетом по образованию как базисная для дошкольных учреждений в общей системе «Столичное образование»
.

Название программы — «Истоки»

— отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека

Изображённый символ — «Источник»

— означает, что ребёнок и взрослый — оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования — это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребёнка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа (стадии)

детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в программевыделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий,:— младенческий возраст (от рождения до года)

и ранний возраст
(от одного года до трёх лет)
; дошкольное детство, также состоящее из двух стадий, — младший дошкольный возраст
(от трёх до пяти лет)
и старший дошкольный возраст
(от пяти до семи лет)
.

В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

В программе поставлены задачи развития ребёнка в процессе деятельности по четырём основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического.

Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализ0Мии-Базисную часть программы каждого возраста составляют следующий че»тыре компонента:

1) характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности (обозначены знаком «солнышко»

);

2) задачи развития («цветок»

);

3) показатели развития («яблоко»

);

4) базисные характеристики личности («детское личико»

).

К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы»

(знак
«лейка»
).

Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы»

.

В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье»

,
«Речь и общение»
,
«Грамота»
.

В приложении даны факультативы:

1) «Обучение второму языку»

;

2) «Компьютер в дошкольном учреждений»

;

3) «Мир природы в городе и ребёнок»

.

Программа рекомендована Московским комитетом образования

Анализ программы «ИСТОКИ«

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

В Программевыделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года)

и ранний возраст
(от одного года до трех лет)
; и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст
(от трех до пяти лет)
и старший дошкольный возраст
(от пяти до семи лет)
. На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.

Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

Программаобеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова)

и др.

Достоинства и недостатки программы

Главным преимуществом программы «Истоки» является чёткая структура, описывающая работу педагога с содержанием образовательного процесса. А также:

  • реализация целостного подхода к развитию личности и осуществление индивидуального подхода;
  • формирование у детей представлений о ценности культуры (через знакомство с народным творчеством, произведениями русских художников, музыкантов) и окружающего мира;
  • воспитание сопереживания, сочувствия к миру природы;
  • содержательное взаимодействие детского сада и семьи (родители активно включаются в учебно-воспитательный процесс).

    Родители подключаются не только для организации мероприятий, но и для участия в экспериментах на занятиях

Недостатки «Истоков» касаются организации работы с основным направлением работы: развитием познавательного интереса к природе. К таким недочётам можно отнести то, что:

  • задачи экологического воспитания раскрываются не полностью, так как познавательная, эстетическая, нравственная и физическая ценности природы раскрываются не в комплексе;
  • некоторые линии развития оказываются несвязанными с общим направлением на развитие познавательного интереса к окружающему миру, задачи этой линии образования в старших группах сформулированы очень обобщённо, что, в свою очередь, не позволяет сформировать у детей целостного представления о природе;
  • программа практически не даёт представлений о мире растений, авторы сделали акцент только на животных;
  • заявленный в программе принцип развития через продуктивную деятельность реализуется недостаточно.

Содержание и структура Программы

Структура Программы представлена двумя частями и тремя приложениями.

Первая часть Программы состоит из трех разделов:

  1. Целевой раздел – содержит цели, задачи и принципы, на основании которых построена Программа, планируемые и ожидаемые результаты её освоения.
  2. Содержательный раздел – включает в себя образовательные задачи и содержание воспитательно-образовательной программы. Данный раздел представлен следующими образовательными областями:
    • Познавательное развитие
    • Социально-коммуникативное развитие

  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Физическое развитие
  5. Речевое развитие
  6. Кроме того, в этом разделе достаточно полно раскрываются особенности и специфика взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и семьи воспитанника.

  7. Организационный раздел – содержит общие условия и рамки организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Название дано Программе не случайно. По мнению авторов, «Истоки» — это своеобразное обозначение дошкольного детства, как уникального периода формирования и становления личности ребенка, накопления всего необходимого и закладка основ, для дальнейшего успешного развития человека.

Программа имеет свой уникальный символ – это «Источник» из которого ребенок вместе со взрослым берут (черпают) неиссякаемые кладези общечеловеческой культуры, тем самым развивая о обогащая друг друга. Суть данной эмблемы заключается в том, что только в рамках такого сотрудничества можно ожидать высоких результатов развития ребенка и формирования у него навыков по саморазвитию.

Структура программы

Программа «Истоки» складывается из базовой и вариативной частей.

Базовая часть

В этот раздел входят:

  • описание возрастных особенностей малышей;
  • средние показатели развития для каждого возраста;
  • основные характеристики личности дошкольника;
  • направления создания предметно-развивающей среды, организации быта в ДОУ, деятельности педагогов, психолога, сотрудничества с родителями воспитанников.

Авторы программы создали обширную методическую базы для разъяснения каждого из компонентов базиса. Посмотреть перечень пособий можно здесь https://yadi.sk/i/ktUAU9ld3TAiUF

Вариативная часть

Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ. Так, например, если детский сад работает и с детьми с ограниченными возможностями, то есть реализует инклюзивный подход в образовании, то выбор приёмов на занятиях должен осуществляться с учётом этого направления (больше словесных, наглядных способов изложения материала).

Кроме того, в вариативной части даны рекомендации по составлению календарно-тематического планирования факультативных курсов исходя из специфики специализации ДОУ. К примеру, если детский сад разрабатывает проблему охраны природы в условиях города, то в старших группах может быть организован факультатив «Живой мир природы в городе и дети». Или введение курса второго языка, основ компьютерной грамотности для детских садов, в которых эти направления есть.

В вариативной части программы также даются рекомендации по факультативным курсам в детских садах

Несколько слов об организации предметно-развивающей среды

В группах и на территории детского сада должны быть созданы развивающие предметные зоны, акцентирующие внимание на природе. Например, с помощью размещения в зимнем саду плодоносящего лимонного дерева или яркого попугая в живом уголке.

При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними.

Дети должны иметь доступ к объектам природы в группе

Методические приёмы для реализации задач программы

Содержание программы «Истоки» предполагает комбинацию из четырёх групп методических приёмов.

Словесные приёмы

Чтобы создать условия диалога между всеми участниками образовательного процесса, используются словесные приёмы. Звучащая речь производит не только воспитательное и назидательное действия. Прежде всего, слово педагога даёт возможность детям расширить свой словарь (как пассивный, так и активный), а это, в свою очередь, помогает ребятам овладеть навыком грамотного и разнообразного изложения мыслей.

Беседа

С этого приёма начинает любая организованная деятельность. Так, к примеру, перед рассмотрением темы «Домашние животные» во второй младшей группе воспитатель расспрашивает ребят, есть ли у них домашние питомцы, рассказывает о своём. Беседа, кроме того, что является мотивационным приёмом, активно используется и при подведении итогов, организации рефлексии. Уже со второго полугодия второй младшей группы дети учатся давать оценку, описывать свои эмоции от занятия, прогулки, мероприятия в 1–2 словах (понравилось/не понравилось). В старших группа этот разговор носит расширенный характер, и не только дети детально описывают впечатления, но и педагог.

Беседа сопровождает любой вид деятельности детей в детском саду

Стихотворения, загадки, потешки, короткие зарисовки

Эти приёмы активизируют ребят на дальнейшую деятельность, стимулируют к смене активности.

Например, чтобы переключить малышей первой младшей группы от дидактической игры к выполнению аппликации по теме «Осень», в своей практике я использую потешку про медведя.

  • Пришёл медведь к броду, Бултых в воду! Уж отмок, мок, мок, Уж от кис, кис, кис, Вымок, Выкис, Вылез, высох, Встал на колоду – Бултых в воду!

С её помощью мы переходим к аппликации «Малинка для Медведя»: чтобы мишке крепко и сладко спалось, дарим ему ягодку. На половину листа А4 клеим заготовку малинку и дорисовываем сверху зелёный хвостик.

В старшей группе в процессе работы над темой «Гладкий, шершавый, колючий», я предлагаю своим воспитанникам забавную историю. «Жил-был Ёжик, который однажды услышал, как Зайчиха хвалила своего Зайку за то, что тот хорошо покушал, и гладила малыша по голове. Ёжик очень расстроился, ведь его мама хоть и хвалила, но никогда не гладила. Зайчиха стала оправдываться, мол, я бы тебя погладила, но боюсь уколоться. И тогда находчивый Ёжик побежал на полянку и стал кататься в опавшей листве. Скоро он превратился в разноцветный комочек, который Зайчиха с удовольствием погладила, ведь он совсем не кололся». После прослушивания дети отвечают на вопросы о том, какой был ёжик и какой стал, описывают тактильные ощущения от прикосновения к шершавому, гладкому и колючему, а также рассуждают о том, что бывают и люди-буки, с которыми и говорить-то неприятно. А вот когда они прячут свои «иголки», то становятся очень приятными, «гладкими».

Наглядные приёмы

Образно-зрительное восприятие является приоритетным у дошкольников. Поэтому на занятиях должны быть:

  • картинки, изображающие разные виды деятельности, иллюстрирующие сюжеты и т.д.;
  • демонстрационные материалы (исходя из принципа программы «Истоки» относительно обогащения развития ребёнка, демонстрация может быть с использованием технических средств обучения, например, мультимедийный проектор, на котором дети смотрят видео с танцем под песенку перед тем, как самим повторять движения);
  • экспериментаторская деятельность (изучая свойства воды, песка, малыши проводят опыты с этими материалами, например, приносят с улицы снег, чтобы наблюдать за его таянием и тем, как он превращается в воду).

Наглядные приёмы всегда сопровождаются словесными

Игровые приёмы

Незаменимая группа приёмов, «играющая» на ведущем виде деятельности дошкольников.

Таблица: основные игровые приёмы для детей разного возраста

Тип игровой деятельностиВид игрыПример
Дидактические (обучающие) игрыСенсорнаяДля средней группы это может быть игра «Угадай кто»: дети закрывают глаза, воспитатель даёт им погладить материал двух фактур — мягкую, как кошачья шерсть, жёсткую, как медвежья шкура. Малыши угадывают, кто есть кто.
РечевыеВ первой младшей группе дети играют в «Скажи как…»: по сигналу педагога произносят звуки, которые издаёт то или иное животное.
Математические«Собери картинку» для подготовительной группы: дети складывают части картинки, составляя цельную геометрическую фигуру.
Словесная«Третий лишний». В подготовительной группе дети определяют общие черты у изображённых предметов, а затем выделяют один, у которого их нет. Например, тарелка, мяч, ложка (мяч).
Настольно-печатнаяМозаики, лото, домино.
С предметамиСоставление сюжетов, в которых действуют герои из природных материалов: шишек, каштанов.
ПодвижныеНа ориентирование в пространстве«Лохматый пёс» во второй младшей (средней) группе. Малыши бегают по комнате, пока не услышат сигнал, что лохматый пёс вышел на прогулку. Тогда малыши должны быстро перебраться в обозначенное безопасное место. Кто не успел, того хватает лохматый пёс, то есть передаёт свою роль ловишки.
На ловкость«Салки» или «Ловишки», игры с мячом.
На имитацию«Пузырь» в младших, средней группах. Дети, держась за руки в хороводе, расходятся максимально широко, «лопают» пузырь и произносят «П-ф-ф».
На развитие внимания«Цветные автомобили» в старшей группе. Дети-машинки едут по сигналу светофора в руках воспитателя. Задача участников придерживаться правил дорожного движения.
ТеатрализованныеДраматизацияСюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Дочки-матери».
Имитации образов животных. Во второй младшей группе дети делятся на две команды и показывают диких и домашних зверей соответственно.
Инсценировки на утренниках, развлечениях.
РежиссёрскиеНастольный театр. Ребята средней группы с помощью каштанов разыгрывают сценку из сказки «Репка».
Пальчиковые или перчаточные куклы. В старшей группе дети с их помощью показывают сказку «Курочка Ряба».
Стендовый театр на фленелеграфе. В первой младшей группе дети «разводят» фигурки животных на магнитах по подходящим им домикам.

Практические приёмы

Программой «Истоки» уделяется много внимания художественно-эстетическому развитию детей. Поэтому рисунки, аппликации, поделки — обязательный элемент образовательного процесса. При этом для осуществления диалога с родителями и реализации задач морально-нравственного, патриотического воспитания, уважения традиций воспитатель предлагает совместное с детьми выполнение проектов.

Например, в своей работе я предлагаю задание «Моя семья», где авторы показали бы не только несколько поколений своего рода, но и продемонстрировали разнообразие видов деятельности, к которым были приобщены предки.

Презентация проекта включает рассказ ребёнка о нём

Составление календарно-тематического плана по программе «Истоки»

Принцип «от общего к частному» в полной мере отражён в составлении календарно-тематического плана, а точнее, в формулировании образовательных целей по теме. Сначала вводится общее направление работы — федеральный компонент, затем уточняющий элемент или элементы — национально-региональный, потом конкретная задача — локальный компонент. В остальном же составление плана не отличается от традиционной структуры: описание методов и приёмов, ожидаемого результата и обязательное указание периода работы над блоком тем.

Таблица: пример составления календарно-тематического плана для старшей группы по курсу «Познание окружающего мира» по программе «Истоки» (фрагменты)

Автор — Калашникова С.В., воспитатель МБДОУ «Берёзовский детский сад №4» , п. Берёзовка, Красноярский край.

ТемаФедеральный компонентНационально-региональный компонентЛокальный компонентМетоды и приёмыОжидаемый результат
Сентябрь
«Мы приходим в детский сад»
  • учить соблюдать правила поведения при встрече и прощании в детском саду;
  • формировать у детей представления о профессиях взрослых, работающих в детском саду, и их профессиональных принадлежностях.
  • Знакомить детей с простейшими планами детского сада, с условными знаками и символами, обозначающими разные помещения детского сада.
Знакомство с профессией воспитателя.
  • экскурсия по детскому саду;
  • использование проектора;
  • беседа;
  • игра-драматизация «Сценка знакомства»;
  • рассматривание рисунков — символов.
  • знание правил поведения в общественных местах;
  • общие представления о профессиях взрослых, работающих в детском саду;
  • творчество детей.
«Наша улица»Знакомить детей с устройством и составлением простейших планов окружающего пространства, условными знаками и символами.Учить детей объяснять и проходить маршруты по описанию по улицам нашего посёлка.Соблюдать правила безопасного поведения на улице.
  • беседа;
  • рассматривание иллюстраций;
  • игра-драматизация «Дети на улице»;
  • составление правил поведения на улице детьми.
Знают правила безопасного поведения на улице, дорожные знаки.
«Мы в городе»Формировать у детей представления о профессиях взрослых и их профессиональных принадлежностях; учить детей объяснять маршруты и проходить их по описанию.Знакомить с условными знаками и символами, используемыми в городе, гербом города Красноярска.
  • учить соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • знакомить с символикой Берёзовки.
  • беседа;
  • рассматривание иллюстраций;
  • организация совместной деятельности — составление панно «Улицы города Красноярска»;
  • рассказ воспитателя с применением видеофильма о Берёзовке.
  • сформированы представления о профессиях взрослых и их профессиональных принадлежностях;
  • соблюдают правила поведения в общественных местах;
  • усвоены понятия условных знаков и символов, используемых в городе.
Ноябрь
«Откуда стол пришёл»
  • учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • располагать события в определённой последовательности;
  • знакомить с процессом производства мебели (на примере изготовления деревянной мебели);
  • приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с народными промыслами (Хохлома).
Дать знания детям о производстве мебели фабрики «Нильс», «Берёзовская мебельная фабрика».
  • учить выделять и называть признаки предметов;
  • знакомить детей со свойствами дерева, различными инструментами.
  • беседа;
  • рассматривание иллюстраций;
  • обсуждение;
  • просмотр видеоролика.
Имеют представления о способах изготовления деревянной мебели, о свойствах мебели, о народных промыслах (Хохлома).

Программа ‘Истоки’ по ФГОС

Программа «Истоки» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку «Системы инновационного программнометодического обеспечения дошкольного уровня образования», стержнем которого является программа «Истоки».

Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н. , Иванкова Р.А., Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н., Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунтаева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В. Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова

Программа доработана в соответствии с ФГОС ДО Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., Качановой И.А., Кондратьевой Н.Л., Лыковой И.А., Нехорошкиной О.В., Родиной Н.М., Рычаговой Е.С., Трифоновой Е.В., Урадовских Г.В.

Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.

Предлагаемый вариант программы «Истоки», получившей широкое общественное признание, позволил привести ее содержание в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), основной целью которого является формулирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей. Назначение Программы — научно-методическая поддержка практиков в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации.

В программе имеются 4 приложения: по обучению второму языку, с музыкальным, литературным и художественным репертуаром для детей разного возраста. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое и физическое развитие. В каждой образовательной области сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6—7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к календарным возрастам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО (п. 2.6.)

В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В результате у детей формируется готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Оно имеет специфику, связанную с освоением языка, словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, литература, музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Содержание этой области представлено в таких разделах как «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Художественное конструирование».

Содержанием образовательной области «Физическое развитие» является: совершенствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма — выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт примерной образовательной программы

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  • Пояснительная записка
  • Результаты освоения основной образовательной Программы дошкольного образования

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Младенческий возраст

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Показатели развития детей одного года

Ранний возраст

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Показатели развития детей трех лет

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Младший дошкольный возраст

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Показатели развития ребенка к 5 годам

Старший дошкольный возраст

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Показатели развития ребенка к 7 годам

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Психолого-педагогические условия реализации Программы
  • Развивающая предметно-пространственная среда
  • Кадровые условия реализации Программы
  • Методические материалы и пособия к Программе

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4

.

    Tags:
  • программа истоки
  • по фгос
  • дошкольное образование

Особенности организации занятия по программе «Истоки»

Разработка занятий по любой образовательной программе происходит в двух ракурсах:

  • расчёт временных рамок;
  • характер изложения содержания по теме.

Что касается первого, занятия по «Истокам» длятся стандартно:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая и подготовительная группа — 30 минут.

Время распределяется между тремя этапами:

  • вводная часть с актуализацией опорных знаний — дети настраиваются на работу по теме;
  • основной этап с обязательной физкультминуткой (пальчиковой, дыхательной гимнастикой) – раскрытие темы;
  • заключительный этап с рефлексией — педагог и дети делятся впечатлениями от занятия.

Это интересно. В первой младшей группе заключительный этап ограничивается оценкой педагогом работы малышей.

Очень важно, чтобы на занятии дети чередовали виды деятельности

Принципиальным отличием «Истоков» от других программ является то, что содержательный компонент излагается на основе связи с природой. То есть на занятиях не по окружающему миру, дети всё равно рассматривают темы на материале природы. Например, при изучении цифр, кроме счётных палочек, дети используют каштаны, жёлуди. Для рассмотрения в старшей группе нравственных категорий, таких как отзывчивость, доброта, педагог предлагает посмотреть на семечко от яблока и предсказать, что с ним станет через пять лет, если посадить его в землю. Затем педагог спрашивает о том, чья доброта помогла семечку прорасти (доброта солнца, воды, садовника).

Таблица: пример конспекта занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Добро» (фрагменты)

Автор — Дымшакова О., воспитатель МБДОУ д/с №61 «Лель», г. Сургут, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

ЭтапСодержание
Введение и актуализацияВстаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Собрались все дети в круг. Я — твой друг, и ты — мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Основной этап— Доброта — вещь удивительная. Она сближает людей, избавляет нас от одиночества и непроизвольных обид. -Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро!..> <�… — Ребята, как вы понимаете слова: «Добрый человек в доброте проживёт свой век!» — Почему важно совершать добрые дела? — Как можно сказать о человеке, который совершает добрые поступки? — Кого в сказке «Конёк-горбунок», можно назвать добрым человеком? Почему? — Какие добрые дела, на ваш взгляд, вы можете отметить в сказке? — А вы делали добрые дела? Расскажите о них. Почему вы считаете, что они добрые?..> <�… А сейчас я вам хочу предложить присесть за наши столы, и поработать в парах. На столах лежат картинки, рассмотрите их, пожалуйста, внимательно, отметьте крестиком те, которые, по вашему мнению, несут в себе добро…>
Заключительный этап<�…О чём мы с вами говорили на занятии. — Что больше всего запомнилось? — Вот и подходит к концу наше занятие. Я желаю вам добра, Доброй ночи до утра Всем желаю добрых снов, Добрых дел и добрых слов…> <�… На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко — символ частички моего сердца.
https://www.maam.ru/detskijsad/istoki-dobro.html

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект итоговой образовательной деятельности по программе социокультурные «Истоки» в старшей группе

МБДОУ ЦРР Д/с №62 Воспитатели: Багрова С.А. Потанина Е.В. Ульяновск 2015

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПО ПРОГРАММЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ «ИСТОКИ» ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОСЛУШАНИИ, О ДРУЖБЕ, О ЛЮБВИ И УВАЖЕНИИ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, КАК О ВЫСШИХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ.
  2. ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ И НАЗЫВАТЬ ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, А ТАКЖЕ ИХ АВТОРОВ.
  3. АКТИВИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ НЕБОЛЬШОЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
  4. ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, РОДНЫМ И БЛИЗКИМ, ВЕРУ В НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПОБЕДЫ ДОБРА НАД ЗЛОМ.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: ЧТЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК, ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ ПРО ТРЁХ БОГАТЫРЕЙ, РАЗУЧИВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР, ОБЫГРЫВАНИЕ СЮЖЕТОВ ИЗ СКАЗОК И Т.Д.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК, КОСЫНКА И ФУРАЖКА ДЛЯ СКАЗКИ «ГУСИ — ЛЕБЕДИ», ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ПО ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ», клубок ниток, подарочные ангелочки.

Ход образовательной деятельности.

Дети встают в круг: Встаньте дети быстро в круг ты мой друг и я твой друг

крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся

посмотрю на ваши лица с кем бы мне здесь подружиться

очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.

Предложить сесть на стульчики. Обратить внимание на волшебный сундук. Чтобы узнать, что лежит в нём нужно отгадать загадку: Не куст, а с листочками не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

Достать и показать книгу «Радость послушания». Из этой книги мы прочитали две сказки. Прочитать отрывки из сказок. Как они называются (русская народная сказка «Гуси – лебеди» и сказка Аксакова «Аленький цветочек». Эти сказки о послушании. Что значит быть послушным?, Почему надо слушаться родителей и бабушек с дедушками?. Обратить внимание, что в сундуке есть ещё что – то. Посмотреть, там косынка и фуражка. Кому принадлежат эти вещи? (Алёнушке и Иванушке из сказки «Гуси — лебеди»). Предложить обыграть отрывок из сказки.

Дети возвращаются к столу с сундучком. Достать иллюстрации к литературным произведениям по программе «Истоки» русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей», «Сивка Бурка», Аксаков «Аленький цветочек», Достоевский «Божий дар», Нечаев «Саночки», Ушинский «Четыре желания», Никитин «Русь», Ершов «Конёк горбунок», былины о русских богатырях. Задание детям: выбрать картинку, назвать автора, название произведения и коротко рассказать о чём главная мысль этого произведения.

Физкультминутка: «Богатыри».

Богатырь- вот он каков: (Показывают силу богатыря) Он силён, он здоров, Он из лука стрелял, (Имитируют движения) Метко палицу бросал,

На границе стоял, Зорко — зорко наблюдал, Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх) Станем, как богатыри!

Дети и гости садятся в два ресурсных круга.

Задание: «Подумайте чтобы вы хотели добиться в жизни или какое у вас жизненное кредо»

Затем дети и взрослые встают в один круг и делятся своими пожеланиями. В завершении детям и гостям раздать подарки из волшебного сундучка: ангелочков счастья.

Следующая >

Анализ программы

Мониторинг проводится с целью оценки физических, интеллектуальных и личностных качеств каждого ребёнка, определённых программой по каждой образовательной деятельности. Анализ проводится с помощью:

  • бесед с детьми и родителями;
  • наблюдений;
  • создания педагогически ситуаций.

Мониторинг может быть двух типов: низокформализованный, который проводится педагогом, работающим с детьми, по вышеперечисленным методикам сбора информации, или высокоформализованный, осуществляемый специалистом (психологом, дефектологом). В случае если оценки педагога определяют качество освоения программы на достаточном или близком к достаточному уровне, высокофомализованный метод диагностики не требуется. Наличие оценок недостаточного уровня считается основой для проведения диагностики узким специалистом с применением набора профильных тестов.

Программа «Истоки» предполагает два вида мониторинга:

  • оценка промежуточных результатов;
  • оценка итоговых результатов.

Если второй вид анализа проводится в последний год пребывания ребят в детском саду для оценки их готовности к школе, то первый — ежегодно под конец учебного года с помощью листа оценки.

По результатам итогового мониторинга оценивается готовность ребёнка к школе

Таблица: схема составления листа оценки по программе «Истоки»

Параметр оценкиПоказатели для конкретного возраста (указаны в программе)Уровень: достаточный (Д), близкий к достаточному (БД), недостаточный (Н)
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое

Это интересно. В некоторых ДОУ параметры познавательного и речевого развития объединены в один.

Программа «Истоки» нацелена на формирование личности дошкольника с учётом его психологического возраста. То есть предполагает некоторые несовпадения с возрастом физическим и поэтому не просто наполняет малыша объёмами информации для последующего обучения в школе, а даёт возможность осваивать умения и навыки, способы получения знаний соответствующие возрасту ребёнка. Структура программы состоит из базового и вариативного компонента, методология выполнение каждого из которых может дополняться или перерабатываться в соответствии с образовательным направлением ДОУ. При этом неизменным остаётся требование мониторинга реализации целей и задач «Истоков», проводимого ежегодно.

Цели и задачи Программы

Программа разработана авторским коллективом, который является лауреатом премии Правительства РФ в сфере образования за научную разработку и практическое апробирование «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования», основа которого представлена программой «Истоки».

Замечание 1

Реализация Программы осуществляется на основании «Конвенции о правах ребенка», ФГОС ДО.

Программа направлена на обеспечение права каждого дошкольника на интеллектуальное, эмоциональное, физическое и социальное развитие на дошкольной ступени обучения и переходе к начальной школе.

Замечание 2

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста – от рождения и до 7-ми лет.

Авторы Программы выделяют несколько психологических возрастов, характеристика которых представлена в Программе:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Программа «Истоки» 460 руб.
  • Реферат Программа «Истоки» 250 руб.
  • Контрольная работа Программа «Истоки» 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Ранее детство – представлено двумя стадиями:
    • младенчество (от рождения до 1-го года);
    • ранний возраст (от 1-го года до 3-х лет);

  2. Дошкольное детство – представлено двумя фазами:
    • младший дошкольный возраст (от 3-х до 5-ти лет);
    • старший дошкольный возраст (от 5-ти до 7-ми лет).

Данная возрастная периодизация, по мнению авторов Программы, позволяет педагогу увидеть индивидуальные перспективы развития каждого воспитанника.

Основные цели и задачи Программы:

  • Обеспечение каждому ребенку разностороннего и полноценного развития в период дошкольного детства;
  • Формирование у воспитанников базового доверия к миру и универсальных способностей в соответствии с возрастом и потребностями современного общества;
  • Создание для всех воспитанников равных условий для развития;
  • Учет индивидуальных возможностей, интересов и потребностей каждого ребенка.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: